начало раздела | начало подраздела ВОЙНА НА МОРЕ
Персидское войско вторглось в Грецию с севера в 480 г. до н. э. по гигантскому мосту, наведенному через пролив Дарданеллы. Первый такой мост уничтожил шторм, и Ксеркс приказал казнить всех его строителей, а море палачи высекли кнутами. Так Ксеркс наказал силы природы. Переправа по новому мосту прошла благополучно. Второе серьезное препятствие на пути войска персов встало в узком Фермопильском проходе, где с одной стороны простиралось Широкое море, а с другой возвышались горы. Этот проход защищало спартанское войско во главе с царем Леонидом — всего семь тысяч воинов против сотен тысяч персов. Но в узком Месте организованные и хорошо выученные спартанцы оказались сильнее. Атака персов не принесла Ксерксу желаемых результатов Но местный житель, наверное, из угнетаемых спартанцами илотов, повел персидское войско в обход через горы узкими тропами в тыл защитникам Эллады. Прознав об этом, Леонид приказал своему войску отступить, а сам тремястами лучшими воинами остался прикрывать отступление. И царь, и все триста спартанцев погибли, но задачу свою выполнили, задержав войско Ксеркса и обессмертив себя этим подвигом. Однако путь для персов в Элладу был уже свободен, и более того, вдоль восточного берега Балканского полуострова двигался могучий персидский флот. Он продвигался к Афинам, самому большому городу-государству Древней Греции. Тем временем войска персов уже вошли в Аттику, вырубили виноградники, спалили селения. Спасаясь от нашествия, жители Аттики собрались по решению народного собрания на острове Саламин под защиту греческого флота. Афины были сожжены и разграблены персами. И в это время в узком Саламинском проливе между островом и материком появился флот Ксеркса. Множество огромных боевых кораблей под разноцветными парусами, украшенных яркими вымпелами. И тысячи воинов на них. Но и греческий флот - последняя опора жителей Эллады - был вовсе не плох, во многом благодаря деятельности мудрого военачальника греков Фемистокла. Еще за три года до вторжения персов Фемистокл предвидел бедствие, ожидающее его одные Афины и другие города-государства страны. С большим трудом он уговорил своих сограждан направить средства города на строительство флота из четырехсот триер, приземистых, быстрых и маневренных. Труды Фемистокла оказались не напрасны. И все же большинство греческих военачальников, напуганные прошлыми неудачами на суше, завидев флот Ксеркса у входа в Саламинский пролив, настаивали на том, чтобы оставить сожженные Афины и отправить флот защищать Южную Грецию. Уверенный же в победе Фемистокл решился на крайнюю хитрость. Чтобы греческий флот не успел уйти из Саламинского пролива, он решил спровоцировать своего врага Ксеркса. Он тайно от всех послал к нему своего раба, перса по имени Сикин. Тот должен был передать Ксерксу, что греки, объятые страхом, собираются бежать ближайшей ночью. И если Ксеркс не хочет этого, он должен немедленно начать сражение. Фемистокл же якобы обещает перейти на сторону персов в разгар боя. Ксеркс отдал распоряжение, и персидский флот запер выходы из Саламинского пролива. Сражение началось. Поднявшийся сильный ветер раскачивал высокие суда персов, низкие же, юркие триеры быстро скользили по поверхности волн и разили борта вражеских кораблей тяжелыми рострами. Тут же на палубу персидского корабля устремлялись греческие воины. Корабли Ксеркса гибли один за другим. Потеряв способность к маневру, они сгрудились в узком проливе и уже не столько помогали друг другу, сколько вредили. Медные носы персидских кораблей поражали борта своих же соратников. Все персидские корабли погибли в Саламинском сражении, и это стало началом поражения персидского войска. Военный морской флот сыграл решающую роль в спасении Эллады. И все же самый могучий военный флот на просторах морей и океана в древнем мире построило самое могучее государство тех времен — Римская империя. Римский флот вобрал в себя опыт всех своих предшественников и прежде всего греков и этрусков. Быстрые гребные триеры для молниеносных атак вражеского флота, легкие вестовые суда для передачи распоряжений полководца или адмирала, парусные, короткие корабли с тупым носом и такой же кормой, но широкие посередине - чтобы легче переносить волнение на море, плоскодонные - для преодоления возможных мелей, с рулевыми веслами спереди и сзади — чтобы, гребя то вперед, то назад, долено было причалить, где понадобится, - суда для перевозки войск и высадки на сушу десанта. Палубные корабли для перевозки метательных машин и лошадей. Огромные пятиярусные корабли квинкверемы с тремястами гребцами. На палубах квинкверем, настланных одна над другой, располагались не только воины, но и метательные машины, стрелявшие по вражеским кораблям во время морских сражений камнями и горшками с горящей смолой. Все это появилось в римском военном флоте, и флот этот был многочислен. Только для покорения Галлии по указу римского полководца, будущего первого императора Рима Гая Юлия Цезаря была построена тысяча судов всевозможных типов. Кроме матросов и гребцов на каждом боевом корабле римлян находились "флотские воины" - солдаты-легионеры, служившие на флоте. На квинквереме их было сто двадцать, на каждой триреме восемьдесят-девяносто. Они часто решали исход сражений. В морском бою римские военные моряки предпочитали абордаж тарану корабля противника. Сблизившись с противником, они цепляли борт вражеского корабля перекидным абордажным мостиком - "вороном". Перебежав по нему, римские "флотские воины" вступали в рукопашную схватку. На военный флот, как и на легионы, опиралось могущество Рима. Разгромив в 241 г. до н. э. карфагенян на море, римляне выиграли Первую Пуническую войну у полководца Гамилькара Барки и захватили остров Сицилию. А с победы флота императора Октавиана Августа над объединенными силами Марка Антония и египетской царицы Клеопатры долгое время в Древнем Риме велся отсчет всех исторических событий. начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |