начало раздела | начало подраздела СЛЕДЫ УХОДЯЩИХ БОГОВ
Разумеется, это всего лишь красивая поэтическая метафора, но в ней с удивительной ясностью запечатлен процесс постепенного одряхления и умирания язычества. Древние римляне были язычниками. Своих богов вместе с культурой они когда-то позаимствовали у греков, только назвали их по-другому. Греческий Зевс стал Юпитером-Громовержцем, богиня любви Венера — Юноной, бог времени Кронос — Сатурном... Впрочем, и своих "родных" богов в римском пантеоне — мавзолее богов — было достаточно: двуликий Янус, Веста, всех и не перечислить. И вот в новую эру, летосчисление которой, как известно, ведется от Рождества Христова, на смену этим многочисленным, порой гневным, иногда легкомысленным, часто капризным богам явился Единый Бог, с именем которого человечество живет вот уже третье тысячелетие. Можно много говорить о глубинном смысле и величии христианства, но, наверное, главное в нем сам образ Сына Божьего — Иисуса Христа, пришедшего на землю, чтобы своими страданиями искупить человеческие грехи и указать людям путь к спасению. Именно поэтому Иисуса называют Спаситель. Последователи Иисуса проповедовали любовь к ближнему, а ближними — "братьями и сестрами во Христе" — для них были все: раб и патриций, богатый и бедный... Самый последний, несчастный и униженный мог почувствовать бесконечную силу Божественной Благодати. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Единым Богом, и в этом была его сокровенная суть и сила! "Для Бога нет эллинов и иудеев. Он воздаст каждому по делам его..." — повторял апостол Павел. При этом новому Богу не нужно было приносить никакой жертвы, кроме собственной нравственной жизни, кроме кающегося или разбитого горем сердца. Главное — не лгать, не убивать, не домогаться чужого. "Делай свое дело, и ты будешь спасен!" Люди еще не знали религии столь милосердной и привлекательной. Поэтому в раздираемом противоречиями, конфликтами и жестокостью обществе периода поздней империи христианство распространялось с удивительной быстротой. В дохристианскую эпоху Рим проявлял терпимость по отношению к соперникам его языческих богов. От приверженцев других религий не требовалось ничего, кроме демонстрации уважения к римским богам и императору. Императору, между прочим, поклонялись как богу, и отказ следовать этому правилу считался государственной изменой. Возжигание фимиама перед статуей императора было знаком и подтверждением верности ему и империи. Однако для христиан Христос был выше цезаря. Более того, христиане отвергали саму подчиненность религии государству, потому что главное для них заключалось во внутреннем мире человека, в его отрешенности от бренной суеты мира с его жестокими и несправедливыми законами. Бог христиан был их совестью, отражением их лучшего "я", и когда их заставляли сделать выбор между Богом и "обожествленным" цезарем, они выбирали Бога, потому что предать Его было равнозначно предательству самого себя. И погибали тысячами! Предположительно в 67 году в Иерусалиме был схвачен апостол Павел, римлянин, принявший христианство. Согласно закону, как римский гражданин Павел был отправлен в Рим, где был судим и казнен. Тогда же случился в Риме страшный пожар. Случайно он возник или нет, неизвестно. Есть мнение, что устроен он был по приказу взбалмошного императора Нерона (54-68 гг.), известного своей жестокостью и склонного к грандиозным театральным эффектам. Однако в поджоге обвинили христиан. Сотнями их казнили в римском амфитеатре: на потеху публике травили дикими зверями, обмотав в просмоленные шкуры, привязывали к высоким столбам и поджигали под ликование толпы. Горящие "факелы" служили иллюминацией во время так называемых Нероновых Игр... Так начались первые гонения на христиан. И "живые факелы Нерона" превратили взаимную терпимость христиан и язычников в непримиримую ненависть. Именно с этого времени власть стала расценивать христиан как уголовных преступников. Римляне называли христиан "отбросами человечества", обвиняли их в чудовищных злодеяниях, даже в ритуальных убийствах детей, и, конечно же, приписывали им все несчастья империи. Когда голод, наводнение, чума или война обрушивались на Рим, тут же распространялись слухи, будто все беды происходят из-за христиан, отвергающих римских богов, а потому обиженные боги насылают на Рим всяческие напасти. И тогда возникали очередные гонения. При императоре Диоклетиане (284-305 гг.) гонения (оставшиеся в истории под названием "Диоклетиановы") вспыхнули с новой силой. И на этот раз причиной послужил пожар, случившийся во дворце императора, — в поджоге заподозрили христиан. Сотни их были схвачены и подвергнуты пыткам. Людей секли бичами, раны поливали уксусом и посыпали солью, палачи отрезали от тел по кусочку и скармливали человеческую плоть ожидавшим поживы хищникам, но... чем страшнее были зверства, чем больше становилось мучеников, тем быстрее росли христианские общины. К тому же симпатии римлян, совсем недавно требовавших от правительства расправы над христианами, неожиданно стали склоняться на сторону гонимых. Теперь уже сами язычники, рискуя жизнью, прятали и защищали христиан, спасая их от расправы. Наконец, поняв бесплодность этой борьбы, император Галерий (293-311 гг.) решил заключить мир с непобежденным Богом. Он обнародовал указ о веротерпимости и признании христианства как законной религии и даже попросил христиан молиться о нем, так как был неизлечимо болен. А в 394 году последний римский император Феодосии издал указ о запрете язычества. Даже храмы некогда почитаемых и любимых римлянами богов были закрыты. Между прочим, по тому же указу прекратили существование Олимпийские игры, которые были не только спортивным соревнованием, но и религиозным действом. Так христианство, презираемое и гонимое, но движимое любовью и верой, одолело империю. Новая цивилизация, основанная на новой религии, поднималась над руинами язычества, — начиналось Средневековье. начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |