начало раздела | начало подраздела КРОВАВЫЕ НАСЛЕДНИКИ ХЛОДВИГА
Это приводило в ужас и замешательство простых франков. Как же так, скажете вы, ведь франки почитали кровную месть святой обязанностью? Так-то оно так, но кровная месть потому и назвалась таковой, что требовала непременного исполнения только по отношению к чужим, к людям из другого рода, из другой семьи. Когда совершалось убийство, то семья убитого должна была смыть именно чужой кровью нанесенную ей обиду. При этом мстили не только самому убийце, но и всем его родственникам. Так в водоворот насилия втягивались целые семейства, многие поколения которых враждовали веками. Помните вражду Монтекки и Капулетти в трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" ? А помните, из-за чего она началась? Верно, нередко сами враждовавшие уже и не помнили, с чего все началось, а кровь лилась и лилась, и одно убийство неумолимо порождало другое! Иногда для того, чтобы прекратить войны семейных кланов, требовалось вмешательство королей! Но и они безжалостно расправлялись с собственными детьми, братьями, женами и даже матерями! Порой сами правители являлись главными зачинщиками кровавых распрей. Один из них приказал сжечь своего сына, восставшего против него, вместе с женой и детьми! Таких примеров десятки в истории династии Меровингов... А началось все с того, что после смерти Хлодвига галльские земли, отошедшие франкам, были распределены между его четырьмя сыновьями. Тьери получил надел со столицей в Реймсе, Лотарь обосновался в Суассоне, Хлодомир — в Орлеане, а Хильдебер — в Париже. Но когда орлеанский владетель Хлодомир погиб в одном из походов против бургундов, Хильдебер и Лотарь, сговорившись, убили своих племянников, сыновей Хлодомира, и поделили между собой их наследство. Тьери, оставшийся в стороне от устроенной братьями резни, возмутился, — не тем, что убили племянников, — что его не взяли в долю. Пришлось и с ним делиться. В конце концов, всех братьев перехитрил, а потому и пережил Лотарь. Умерев, он оставил четырех сыновей-наследников. Все завертелось заново. К тому же в дело вступили жены братьев! Первая жена одного из братьев, Гортрана, подарила ему сына, которого он назвал Гундобадом, — имя это считалось королевским. Следовательно, он хотел его сделать своим наследником. Затем он женился на Марктруде. Она тоже родила сына, но, опасаясь, что ее ребенок в будущем останется без наследства, приказала убить Гундобада. Впрочем, это ей не помогло, потому что ее собственный сын тоже умер, а Гортран ее выгнал. Затем он женился в третий раз, и новая жена принесла ему несколько сыновей, что, однако, не помешало Гортрану предложить свою руку богатой вдове собственного брата Теодехильде. Обрадованная Теодехильда со всеми своими сокровищами поспешила к Гортрану. Тот сокровища принял, а саму Теодехильду приказал заточить в монастырь... Но жены Гортрана в коварстве уступали женам его братьев. Сигибер женился на вестготской принцессе Брунгильде. Хильперик был женат на Фредегонде. Между этими королевскими ветвями династии Хлодвига, а точнее, между королевскими женами, и развернулась настоящая битва. Мужья, дети, внуки, племянники погибали один за другим. Достаточно сказать, что "на совести" Брунгильды десять принцев королевского дома! Не отставала от соперницы и Фредегонда! Как и Брунгильда, бестрепетной рукой она убирала со своего пути к единоличной власти всех, кто мог служить помехой: внебрачных детей своих супругов, самих мужей... Почти сорок лет тянулась цепь кровной мести, пока, наконец, чудом оставшийся в живых сын Хильперика и Фредегонды Лотарь II в 613 году не взял верх над престарелой "кровавой" королевой Брунгильдой. "Три дня ее пытали самыми разными способами, затем посадили на верблюда и провезли через воинский строй, затем привязали к хвосту необъезженного коня за волосы, за одну руку и за одну ногу. Конь поскакал, волоча ее по земле и ломая ей кости..." Не удивляйтесь жестокости казни. На каждом шагу человека тогда подстерегали насилие и жестокость. Причем, как отмечают хронисты, католики-франки заставляли своих врагов терпеть такие муки, каким даже язычники-римляне не подвергали мучеников христиан. "Отрубали кисти рук и ступни, вырывали ноздри и глаза, уродовали лицо раскаленным железом. Иногда нарочно приглашали врача, чтобы лечить несчастного, а потом мучить более долгой пыткой". И развлекались соответственно установившимся жестоким нравам. Один знатный франк заставлял во время пира своих рабов держать факелы так близко к телу, что они обжигали себе кожу. А если раб начинал кричать или дергаться, господин поднимал над ним меч — и вскрикивал от удовольствия... Дикость захватывала даже духовенство. Некий епископ велел спустить своего врага в могильный склеп и положить в гроб вместе с покойником. "В те времена было совершенно множество преступлений. И каждый видел справедливость в собственной воле", — так бесстрастно констатировал Григорий Турский нравы своего века. Кстати, сам Григорий, служивший епископом в городе Туре, при всех обстоятельствах оставался человеком необычайно честным и стойким. Даже короли ничего не могли с ним поделать. Он не поддавался ни на подкупы, ни на запугивания. Смело заступался за безвинных, и даже рискуя собственной жизнью, не позволял нарушать церковное убежище. Так, в стенах собора он спас от его собственного отца того самого Лотаря, который впоследствии казнил Брунгильду, а затем перебил и всех ее потомков. Именно Григорий Турский оставил нам подробный рассказ о первом короле франков Хлодвиге, его наследниках и о том беспощадном времени. начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |