начало раздела | начало подраздела ИЕРАРХИЯ НЕБЕСНАЯ И ЗЕМНАЯ
По образу и подобию Небесной иерархии строилась и земная иерархическая лестница, на самом верху которой были папы и короли, а ниже — все остальные. Служители церкви и на земле пытались высчитать те же девять разрядов людей, чтобы земной мир полностью соответствовал миру Небесному. Но если с земными высшими иерархами — папами и монархами, которые, впрочем, постоянно оспаривали первенство друг у друга, — все было более-менее ясно, то остальной народ никак не укладывался в пирамиду средневекового мироздания. Слишком пестра и разнообразна была картина человеческого общества! Но ученые мужи нашли простой выход. Они разделили средневековое общество на три основные категории, на которых, как на трех китах, и держится мир: "на тех, кто молится", "на тех, кто воюет" и "на тех, кто пашет и сеет". Не станем тратить слов на пап, королей и даже крупных феодалов-аристократов. Во-первых, мы о них говорили достаточно, а во-вторых, их господствующее положение, определенное знатностью рода и властью, не нуждается в дополнительных комментариях. Заметим лишь, что пап, королей, господ-сюзеренов вместе со всеми вассалами было не так уж и много! Лучше коротко расскажем о представителях основных категорий средневекового общества. "Те, кто молятся": высшее духовенство, настоятели монастырей и монашеских орденов, городские и деревенские священники, нищенствующие монахи — это целая армия! С точки зрения человека той эпохи, главное — его отношения с Богом. Поэтому пребывание в монашестве считалось более угодным Богу, чем иное занятие. Сама церковь представляла не только огромную политическую или экономическую силу, но и силу духовную. Если монархи управляли жизнью людей, то церковь владела их душами. Именно христианство -было движущей силой истории Средних веков. Всякий путь, даже если он от Бога, чреват опасностями и ошибками, но церковь шла впереди и стремилась облегчить путь всему христианскому миру. Конечно, не без ошибок. Общество отдавало церкви и монашеству наиболее способных своих сыновей, посвящавших себя служению Богу, а через служение Богу — и людям. Монах не был свободен от людских горестей и забот мира — этому миру он дарил свои чувства и идеи, рожденные уединением за монастырскими стенами. Почти все известные мыслители, ученые, даже поэты и музыканты той эпохи принадлежали к духовному сословию. Не стоит доказывать, как искренна, непосредственна и чиста была вера в те времена, достаточно взглянуть на бесчисленные прекрасные храмы европейских городов, возведенные на пожертвования тех, кто сам подчас довольствовался" краюхой хлеба. Еще в 1000 году хронист того времени написал о Франции: "Вся она была в белом одеянии церквей". Можно лишь представить, какое огромное, возвышающее и очищающее воздействие оказывали эти храмы на души недавних варваров и язычников! За монахами, конечно, следуют "те, кто воюют": славное рыцарство! Рыцарский титул впервые появился в Англии в 971 году. С тех пор о рыцарстве очень много написано. Для кого рыцарь — алчный грабитель, насильник и притеснитель простого народа, а для кого — воплощение мужественности, благородства, галантности по отношению к дамам. Да, были среди рыцарей и отпетые негодяи, и знаменитые поэты, и фанатичные слуги веры, и мужественные солдаты! Ведь рыцарь (рейтар, шевалье и даже витязь) — на всех языках означает всадник. Всадник, закованный в железные латы, безупречно владеющий мечом и копьем, то есть воин! Как правило, воин бесстрашный. Рыцарство оставило глубокий след в людской памяти, став образцом воинской доблести и отваги. Не случайно, говоря о возвышенном отношении к дамам, мы вспоминаем рыцарей, и не случайно иного человека, готового вступиться за правду или защитить слабого, мы до сих пор называем рыцарем. Рыцарей было не так уж и много, так, в конце XIII века в Англии насчитывалось около трех тысяч рыцарей. В боях обычно участвовало несколько десятков или сотен рыцарей. Лишь в крупных сражениях рыцарские отряды исчислялись тысячами... Основу средневекового общества составляли, конечно, "те, кто сеют и кормят", то есть крестьянство. К ним общество, которое кормилось плодами трудов крестьянских рук, было особенно несправедливо. Правда, и кормилец зачастую платил своему хозяину той же монетой. Владельцами лучших земель считались церковь и светские сеньоры. Крестьяне за пользование землей должны были нести повинности в пользу сеньора. Они состояли в работе на господском поле, в продуктовом или денежном оброке, в выполнении "общественных" работ. Уровень несвободы крестьян очень различался. Одни крестьяне работали на своего сеньора несколько дней в году, а другим приходилось работать чуть ли не половину всего времени. Но зато церковные проповедники именно крестьянину обещали место в раю. Потому что он добывает хлеб в поте лица своего — значит, чтит Божью заповедь. А ведь были еще горожане-ремесленники, подмастерья, художники, философы, алхимики, купцы и ростовщики, школяры-студенты, нищие, шуты, пираты, разбойники и прочий люд, который и не знаешь, к какому разряду отнести. Но вот что примечательно: бюргер не снизойдет до простого крестьянина; шевалье не обнажит меч перед купцом, потому что это ниже его достоинства; барон не кинет монету студенту; а даже если и кинет, то студент не унизится нагнуться за ней. Почему? А потому что он студент, а не нищий, у нищих же — особая гильдия!.. Средневековое общество жестко и четко делилось на сословия, и у каждого сословия были свои отличительные черты, свои права и обязанности, Иногда интересы сословия становились выше интересов веры и Родины. Так, например, купцы, чтобы не упустить выгоды, частенько продолжали торговать со странами-противниками. А феодалы ради своих сословных интересов готовы были поделиться собственной страной с оккупантами, лишь бы любой ценой подавить восстание своего народа. Так было во Франции во время крестьянского восстания 1358 года, вошедшего в историю под названием Жакерия... Словом, в средние века сословные противоречия были непреодолимы. начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |