начало раздела | начало подраздела КАРНАВАЛЫ И МАСКАРАДЫ, ИЛИ КОРПОРАЦИЯ "ОЛУХОВ"
Устраивались карнавалы, как правило, перед Рождеством (Святки) — празднество окончания года и надежда на его обновление — и ранней весной (Масленица), когда возрождается и оживает природа. В сущности, Средневековье знало лишь два времени года: лето, время крестьянских трудов, и зиму. Само слово "весна" появилось лишь в поздней средневековой поэзии. Лето считалось "днем" года, а зима — "ночью". "Убирайся прочь, зима, ты творишь зло!" — распевали на карнавальных шествиях. Главным героем всякого карнавала был Смех! Перед Его Величеством Смехом на карнавале все были равны, смех стирал сословные различия. В Италии на карнавалах зародилась комедия дель арте (комедия масок). Спектакли комедии дель арте создавались практически на глазах зрителей, потому что это были импровизационные спектакли, в которых действовали одни и те же персонажи-маски. Вам наверняка знакомы их имена: Арлекин, Коломбина, Панталоне, Бригелла, Тарталья... А во Франции в XV веке в большем почете были маскарады иного рода. Их устраивала раз в год корпорация шутов! Причем шуты имели официальное, подтвержденное законом право высмеивать кого угодно и что угодно. В разных городах они назывались по-разному. В Париже это были бадены (шутники), тюрлюпены (злые шутники), "беззаботные ребята"; в Пуатье они именовали себя "веселая шайка аббата Могу верна"; в Дижоне — "дети сумасшедшей матушки", а в Руане, например, конары, что значит просто-напросто олухи! Во главе этих корпораций стояли свои "кардиналы" и "патриархи". Среди олухов были "следователи", которые собирали сведения обо всех скандальных историях и злоупотреблениях властей. Накануне праздника они докладывали "по начальству" весь собранный компрометирующий материал. А уж "кардиналы" и "патриархи" решали, кто на этот раз достоин публичного осмеяния. И вот с наступлением карнавала все эти бадены, конары, тюрлюпены, "беззаботные ребята" и "дети сумасшедшей матушки" надевали на лица маски и в течение трех дней под бой барабанов и завывания труб разъезжали в повозках или бродили пешком по улицам городов и говорили что вздумается. Даже церковь была бессильна против их насмешек. На площадях они устраивали пародийные проповеди и шутовские службы! А на главной площади заседал шутовской "трибунал" и под хохот и улюлюканье толпы выносил "беспощадные" приговоры. Доставалось и торговцам гнилым товаром, и нечестным судьям, и священникам, заподозренным в чем-либо, не подобающем их сану, и расточительным деткам, и скупым отцам, и легкомысленным девицам, и спесивым дворянам, и жадным чиновникам, и неумелым врачам — словом, всем, кто сумел "отличиться" за этот год! Высмеивались неравные браки, безумные затеи городских властей, всякого рода интриги — сами понимаете, что поводов для смеха хватало! Шуты могли в эти дни не только смеяться над кем угодно, но и высказывать вполне серьезные и даже крамольные мысли о высоких налогах или, например, о нищете народа. Однако сами они строго следили за тем, чтобы человек в маске (а маску в эти дни мог купить у тех же шутов любой гражданин) никоим образом не задел личность короля. Таким образом, хоть раз в году французы имели возможность пользоваться свободой слова — между прочим, одним из главных достижений современных демократических обществ. Вот вам и Средние века! Кстати, и сам король присутствовал на этих шутовских "трибуналах" и от души смеялся над приговорами. А иногда даже отстаивал мнение "высокого трибунала", вопреки протестам "осужденных", зачастую лиц очень влиятельных. В заключение заседания "трибунала" "главный приз" присуждался тому, кто сотворял "самую замечательную" глупость года! Празднество завершалось всеобщим пиршеством... Братство олухов просуществовало во Франции вплоть до XVII века. начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |