Карл Ясперс. "Философская автобиография"
Ясперс Карл - немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. После 1915 года отошел от психиатрии. После разгрома фашизма Ясперс получил огромную популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ. В ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» , выступал как политический моралист. Если в 50-х годах консервативный либерализм Ясперса имел антикоммунистическую направленность, то в конце 60-х годов Ясперс выступил с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций в политической жизни ФРГ. Место Ясперса в истории двойственно. Его исходный идеал - бюргерский гуманизм; идею интеллектуальной честности для него символизирует имя Канта, идею культурной широты - имя Гёте. С это установкой, резко отличающей его от Хайдеггера, связаны и преклонение Ясперса перед гражданским и умственным свободолюбием античной Греции и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее переживания Ясперса в начале его философского пути связано с ощущением кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ницше, Ясперс испытывал влияние их идей. Свой труд мыслителя Ясперс называл не философией, а философствованием, делая акцент на незавершенности умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. По мнению Ясперса наше время уже не обладает такой духовной мощью, которая позволяла Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы «из истока» , оно вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями, но с другой стороны только в философствовании Ясперс видит возможность постижения реальности человека кризисной эпохи. Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире» ; 2) экзистенция, то есть необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как «облемлющее» - непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом "бытие-в-мире" есть «ориентация-в-мире» ; мышление перед лицом экзистенции - «высветление экзистенции» ; мышление перед лицом трансценденции - «метафизика» , выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» . Несмотря на конфликт Ясперса с теологией, очевидна близость его философии к традиции теизма. Согласно Ясперсу соотнесенность экзистенций осуществляется в акте «коммуникации» , то есть глубоко интимного и личностного общения в «истине» . «Коммуникация» центральное понятие миропонимания Ясперса возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, интеллектуальное и социальное зло есть для Ясперса прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии» , принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, безразличного массового общения. Этот тезис равнозначен с политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Ясперсу, - в создании путей «общечеловеческой коммуникации» между странами веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи обеспечена достижениями «осевого времени» (8-3 в. до н.э.) , когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. «Осевое время» , как полагает Ясперс, создало для нас общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Запада и Востока; поэтому необходимо обновлять свою связь с заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой истины новые «шифры» . В целом философия Ясперса - выражение кризиса традиций либерально-индивидуалистического гуманизма и вместе с тем - попытка осмысления этого кризиса и осознание возможности выхода из него. Такую характеристику дает Ясперсу философский энциклопедический словарь. А так о себе и своей философии думал Ясперс. Человек, по Ясперсу, - всегда больше того, что он знает о себе и что может знать о себе. Ясперс считал, что при научном познании человека познается лишь нечто в его проявлениях, но не он сам. Если кажется, что достигнуто познание человека в его тотальности, - это иллюзия, возникшая в следствии того, что один из способов рассмотрения превращен в единственный, а один из методов исследования возведен в степень универсального. Для Ясперса философия, в высшем смысле этого слова, - есть проповедование, утверждение чего-то. Для него подлинно научно только то знание, которое критично по отношению к себе, которое сознает свои пределы. Ясперс, как он сам пишет, с детства привык к тому, что он получал ответ на любой вопрос. Отец не заставлял его делать то, чего он не понимал, и не заставлял во что-либо верить, даже из уважения к человеку, если он не видел в этом смысла. Это хорошо заметно на его отношениях с Реккертом. Он нападал на философию Реккерта из-за ее претензий на научность, заявляя, что вовсе необязательно каждый должен понимать и принимать то, что утверждает Риккерт. Он утверждал, что его философия, как впрочем и любая другая, никогда не вызывала и не вызовет того всеобщего признания и согласия с ней, которое вызывают познания науки. На основе всего этого он заявлял, что Риккерт по складу мышления не философ, а занимается философией уподобившись физику. Различие лишь в том, что он создает утонченные логические построения, в общем и целом являющие собой мыльные пузыри, тогда как физик познает нечто реально, проверяя свои умственные конструкции фактами. В своих философских работах он исходил из двух посылок. Первая из них: научное познание - необходимый элемент в философствовании. Без науки, как считал Ясперс, невозможно обрести никакой истины. Правильность познания в науках совершенно независима от философской истины, но последняя нужна для них, просто необходима. Ведь наука не может постичь почему необходима она сама. Вторая посылка: есть мышление, не являющееся принуждающим и общезначимым, как научное, и оно по этой причине не дает никаких результатов в той форме, которая принята в науке. Это мышление, которое мы называем философским, приводит меня к постижению себя самого, а результаты оно дает благодаря осуществляемой с его помощью внутренней работе и будит во мне сознание тех первоначал, которые единственно и придают смысл всему, в том числе и науке. Философское мышление не представляет собой ни над-науки, ни сверх-науки, а является мышлением, радикально отличающимся от научного. Серьезность ответственности за чистоту науки неотделима от серьезности мышления философии, приводящего человека к постижению самого себя. Ясперс пытался самоутвердиться, выступая против презрения к философии со стороны многих представителей науки и против презрения к наукам со стороны недолюбливающих научный рассудок жрецов философии. Занимаясь философией Ясперсу пришлось столкнуться и с теологией. Ясперс, по своим словам, противостоял церкви и теологии не так, как просветители - чтобы отрицать их, а как служитель этой великой самостоятельной истины. Он хотел быть членом христианской общины - в соответствии со своим историческим происхождением, принимая во внимание те силы, которые поддерживают строй западной жизни, утверждая при этом смысл философии, который виделся ему в том, чтобы дать основу жизни. При всем этом Ясперс считал, что этот смысл никого ни к чему не принуждает, он не может быть объявлен общим для всех. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |