Виктор Цой
Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда еще Советский Союз, облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе Талсы - Слока автомобиль “Москвич”, за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи, двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальным исходом. К тому трагическому моменту Цой стал самым известным человеком в стране вообще. Его любили и как музыканта, и как поэта, и как актера – никто так не состоялся, как он. И казалось, что это только начало, что наш герой будет с нами всегда. Альбомы группы “Кино” - а Цой всегда настаивал на своей роли именно “члена группы” - парадоксальным образом обнаруживались в коллекциях меломанов самого разного профиля: и “металлистов”, и “депешистов”, и панков. А также студентов, школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия – еще не брак!) альбомы были последними посланцами “магнитофонной культуры”, и, безусловно, центральным объектом “пиратирования”. В. Цой торопился жить и очень любил жизнь, хотя мало кому признавался – образ “черного рыцаря” не позволял этого. Он всегда был таким угрюмым, каким его привыкли видеть в черно-белом ящике телевизора. Никогда не расставался с черным костюмом и гитарой-шестистрункой. С ним трудно было разговаривать. Он не любил говорить – он любил петь (“Моя душа – в моих песнях”). По опросам всячесих хит-парадов он сам и его группа “Кино” занимали только первые места. Он был тем самым “последним героем”, который нарисовал на рукаве группу крови и отправился в бой, потому что “тем, кто ложится спать, спокойного сна” и “мы хотели пить, но не было воды”, и тогда он сказал, что “дальше действовать будем мы”. Мы – это и беспечная восьмиклассница, и угрюмый бездельник, и ты, которая “так любишь эти фильмы”. Главное достоинство последних песен "Кино" - сдвиг авторской позиции с непререкаемого "я" на нервное "мы": Мы хотели пить, не было воды, Мы хотели света, не было звезды, Мы выходили под дождь и пили воду из луж, Мы хотели песен, не было слов, Мы хотели спать, не было снов, Мы носили траур, оркестр играл туш. Хотя сам В. Цой придерживался такого мнения: “когда речь идет о песнях, я сторонник слова “я”. Оно честнее, нежели “мы”. "Кино" привлекает слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. Цой прежде всего романтик и, может, даже идеалист, ибо мотивы лирические явно доминируют над любыми другими в его творчестве. В текстах В. Цоя – а именно он является автором практически всего репертуара "Кино" – романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно "повзросление" ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению. Вот что говорил Виктор о своем творчестве: “Я пишу о том, что происходит вокруг меня…. Я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда “нужно”, получается нечестно. А если меня волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню. … Я не певец социального протеста, не пишу песен “на злобу дня”… Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы,то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я все стараюсь выразить в песнях”. Страннaя, вообще говоря, музыка – что-то от пост-панка, что-то от нью-вэйва. Простые, но красивые гармонии, изобретательные рисунки баса.. Простая (местами даже специально "припопсённая") музыка, абсолютно никаких изысков, гитарные партии под силу даже начинающему музыканту, барабаны с лёгкостью заменяются обычной drum-машиной. В. Цой объясняет это так: “нам за честность могут простить практичеки все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи….. Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают ли тебя честным остальные”. Прохладность загадочно-кошачьей пластики, чарующая отстраненность мимики, подчеркнуто-бесстрастный вокал, в прижатости которого угадывается такое буйство крови, такая мучительная неудовлетворенность, такое бессонное желание выплеснуть себя, что не поверить этому странному голосу можно, только внушив себе – это категоричное, отмеренное ритмичным ходом гитары предложение неминуемого выбора "с нами или против нас" всего лишь померещилось в металлических и мягких, словно фольга, гармониях. Но нельзя рассматривать его тексты песен в отрыве от музыки, они многое таким образом теряют, т.к. текст и музыка едины, ведь мысль в них одна. Половина песен написана просто от большой скуки и безделья, вторая половина, обладая глубоким смыслом, излагается очень просто и доступно. Его стихи – и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные, с подтекстом. Он поясняет это так: “Мир многолик, многолики и стихи”. Спору нет, заслуга Цоя велика: сделать рассматривание различных проблем настолько простым и понятным, без потери глубины смысла и самой сути, и, не прибегая к размышлениям о высоких материях и различного рода философствованиям, - дорогого стоит. В этом и была его основная ценность и уникальность. Это и сделало его героем ещё при жизни. В текстах никакого тебе навзрыда, надрыва и крика, никакой правды-матки, столь характерной для так называемого “русского рока”. В его стихах, в нем самом, в его песнях чувствуется искренняя вера, без оттенка “комерческого” характера. Мир Цоя – братство одиночек, поэтому и его лирический герой – одиночка, путешественник, просто асоциальный тип! Путник, идущий, подобно набоковскому Мартыну, за какой-то призрачной мечтой по зову свыше: Hо странный стук зовет в дорогу Mожет сердце, а может стук в дверь При всем своем имидже закрытого, молчаливого любителя гардероба всех оттенков черного, Цой был (есть!) потрясающе открыт для тех, кто внимательно слушает его песни: Я не люблю, когда мне врут, Но от правды я тоже устал. Я пытался найти приют, Говорят, что плохо искал. Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает "алюминиевые огурцы на брезентовом поле". И когда тонет, хотя, как и все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу по большому счету. Так уж сложилось, поет Цой - "Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война". И в тотальной возне за место под солнцем уверенность в осмысленности на первый взгляд иррациональных, "невыгодных" поступков служит залогом сохранения духовности. В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель куда менее определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на "отдельные недостатки", Цой просто заявляет: "Дальше действовать будем мы". И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря. Небольшой анализ стихотворения “Пачка сигарет”: Экзистенциальный смысл поэзии Виктора поражает своей глубиной, ясностью и лиризмом даже тех, кто не искушен в вопросах философии, эстетики и истории литературы. Наличие в кармане некоторого количества табачных изделий становится поворотным пунктом в мироощущении Цоевского лирического героя, и дает повод для оптимистического восприятия действительности. И хотя из песни становится ясным, что в немалой степени этому способствует проездной документ на самолет (находящийся, очевидно, в этом же кармане), все же доминирующим фактором является именно пачка сигарет - не случайно именно этот образ вынесен в заглавие всей песни. Лирический герой Цоя архетипичен и берет свою родословную из довольно скучной и известной всем из школьной программы галереи "ненужных людей" XIX века – Печориных, Чацких и Онегиных. "Последний Герой" Цоя - воплощенный образ самого Виктора - своего рода Байроническая личность, загадочная и отчужденная, прежде всего потому, что нам непонятна природа его рефлексий: она скрыта глубоко внутри, может быть в прошлом этого персонажа. Мы можем лишь смутно догадываться, по каким именно дорогам ходил персонаж в начале песни "Пачка сигарет" ("Я ходил по всем дорогам..."); непонятно и направление его движения ("и туда, и сюда"), и полной неясностью покрыта неспособность героя различить оставленные им (либо кем-либо другим) следы ("Обернулся - и не смог разглядеть следы"). Невозможность отследить, увидеть точку возникновения собственных мыслей и чувств рождает у героя смутное, но стабильное предчувствие скорых событий явно деструктивного характера, усугубляющееся отсутствием музыки, игравшей, очевидно, немаловажную роль в становлении его как личности ("А без музыки и на миру смерть не красна"). Жестоким приговором окружающему миру, обществу потребления, звучат первые строки куплета ("И никто не хотел быть виноватым без вина/ И никто не хотел руками жар загребать") - и хотя обвинение это не персонифицировано, мы понимаем, что именно нежелание "загребать руками жар" и "быть виноватым без вина" более всего удручает лирического героя. Реминисценция из жизни самого Виктора (работавшего долгое время в котельной, и в каком-то смысле загребавшего руками жар), позволяет нам говорить об общности переживаний Виктора и его героя. Интересно отметить, что в образной структуре "пачки" не оказалось места для таких важных элементов Цоевской поэтики, как звезды и кровь. Нетрудно заметить, что обобщения в текстах песен “Кино” носят просто космический размах. И если в ранних песнях еще присутствуют какие-то жизненные реалии (как котельная по прозвищу “Камчатка” или реальная девушка из песни “Восьмиклассница”), то в альбоме 1986-го года “Ночь” их нет в помине. Одной фразой Цой закрыл в своем творчестве болезненную для нашей страны тему войны в эпоху развала империи и зарождающихся межэтнических конфликтов: Война – дело молодых, Лекарство против морщин. Ну кто после этой безжалостной фразы сможет спокойно говорить о “необходимости ввода ограниченного контингента советских войск…” и прочee? Масштаб философских обобщений не давал скатиться Цою-поэту до модных в тогдашнем русском роке злободневности и ерничанье. Прямых “приколов” в его творчестве в буквальном смысле раз два и обчелся: И никто не хотел Быть виноватым без вина. И еще вот эта строчка: Все говорят, что мы вместе Все говорят, но немногие знают, в каком. Хотя ирония тоже неоднократно проявляется: в “Маме-анархии”, прямой пародии на Sex Pistols или “Когда твоя девушка больна”, косвенно пародирующей расхожие попсовые стандарты. Кстати, эта вещь – с посмертного безымяного альбома “Кино”, который все называют “черным”. Некоторые символы в творчестве Виктора Цоя: Звезда – это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа “солнце” - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один “астрономический” символ – луна – обозначает “заменитель” солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень: А над городом – ночь, а над ночью – луна, И сегодня луна каплей крови красна. Соответственно, спать – значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее: Символ “день” также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна – все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья. Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер – какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Иногда под ветром понимается время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета: Весна – Скоро вырастет трава. ………………………. Весна – Вы посмотрите, как красиво. лету его – наивысшая стадия, осени – угасание, а зиме “нижняя мертвая точка” развития: Белая гадость лежит под окном. Я ношу шапку и шерстяные носки. ……………………………………… Первый снег красив, но он несущий смерть. Музыкальный стиль группы варьируется от мелодичного медленного рока до “heavy metal”. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль – необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще: Там за окном сказка с несчастливым концом, Странная сказка… При этом выделяются песни о группе людей (“мы”), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности. Виктор практически все свои песни связывает с действием. Как правило, эти песни носят повествовательный, либо рекомендательный характер. Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте: В наших глазах крики “Вперед!” В наших глазах окрики “Стой!” В наших глазах рождение дня. И смерть огня. В наших глазах звездная ночь. В наших глазах потерянный рай. В наших глазах закрытая дверь. Что тебе нужно? Выбирай! Высказывания на тему “что делать” больше напоминают афоризмы, либо определенные идеалы, на основе которых и нужно строить свою жизнь, т. е. действовать: Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать. Реже встречаются более подробные указания на тему того, что именно нужно делать, каким быть. Такая постановка вопроса может свидетельствовать об изрядной доле экстремизма во взглядах: Ты должен быть сильным, ты должен уметь Сказать: “Руки прочь, прочь от меня”. Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть? Что будут стоить тысячи слов, Когда важна будет крепость руки? И вот, ты стоишь на берегу и думаешь, плыть или не плыть. Движение и вообще действие признается им как смысл жизни. Краткий обзор-анализ альбомов: Первый альбом “45” (1982год) был записан на обычном четырездорожечном “Тембре”, а “Восьмиклассница” – даже на 9 скорости, забыли переключить (но получилось классно, по мнению Цоя). Альбом был акустическим, но даже на таком уровне записи он был очень сложен. Альбом “46” (1984год) – это первоначально был “демо” к новому альбому, а потом в народе стал ходить под этим названием. Следующий альбом “Начальник Камчатки” (1986год) был электрическим и несколько экспериментальным в области звука формы. “Не могу сказать, что он получился таким, каким мы его хотели видеть по звуку, стилевой направленности, но, с точки зрения эксперимента, это интересно”, - вспоминал Виктор. Неоромантический альбом "Начальник Камчатки", в записи которого принял участие сам "великий Боб" (Борис Гребенщиков), далек от профессионального совершенства; в удачном "Троллейбусе", "Камчатке", "Генерале" чувствуется влияние "Аквариума" - но все-таки... Обаяние юности, неистребимая и загадочная энергия искреннего "Начальника" заставляют слушать этот немудреный "пэтэушный" рок, снабженный, правда, не такими уж и простыми текстами: Где твой мундир, генерал? Твои ордена, спина, как струна? Его юношескую жилку нельзя не заметить. Особенно в бесхитростно скроенном, скромно аранжированном альбоме "Ночь". Экспрессивный и неоромантический настрой песен уживается с пугающе искренней агрессивностью, этими точными звуками вырывающейся наружу душевной боли, так же, как в пятнадцатилетнем мальчике сосуществуют нежно-влюбленный девятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги. Потому-то так часто вспоминает Цой "телефоны", "сигареты", "ночи". От примитивного "телефон и твой номер тянут меня как магнит", от "Анархии", стыдливо названной пародией на западные панк- группы, до почти попсовой "Мы хотим танцевать" – в этом и есть размах "Ночи". Простая музыка, простейшие аранжировки. И постоянное ощущение чего- то большего. Но раскрывшийся было Цой всякий раз прячется за привычную уже стену иронии. До 1986 года "Кино" было символом "потерянного" поколения и четко отражало всю горечь и протест против духовного застоя в жизни человека Города; группа отражала воззрения той локальной части людей молодого и среднего возраста, кто наиболее болезненно ощущал тупик в своей жизни, определенную безысходность. Если ранее энергия в песнях "работала на оборону", то теперь она становится энергией атаки. Перемен требуют наши сердца! Перемен требуют наши глаза! В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен – Перемен! Мы ждем перемен! Несомненно, огромную силу и обаяние представляет очень цельная, трагичная и незаштампованная лирика Виктора Цоя. Обычные предметы, реалии окружающего мира неожиданно предстают перед нами, как в сказках Г.Х.Андерсена, в новом качестве, оживленные и наполненные внутренним светом. Альбом 1986 года "Ночь" показателен в этом отношении. Индивидуальность слушателя независимо даже от его воли сливается с индивидуальностью лирического героя песен. Очень реальные вещи, понятия, ситуации в этом альбоме сосуществуют с немногочисленными символами – ночь, дождь, ветви деревьев, - которые опять же "скрывают" в себе четкую реальность. При всем этом даже в самой печальной песне присутствует ирония, и что более удивительно – самоирония (это, пожалуй, наиболее отличительные черты В.Цоя). Часто настроения песни от личностного восприятия переходят к чему-то более глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет целое поколение. Только капля за каплей из крана вода, Только капля за каплей из времени дниа, Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни... Наше сердце работает как новый мотор! Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать, И будем делать все, что мы захотим, Пока вы не угробили весь этот мир... Конечно, в отрыве от музыки слова покажутся кому-то слишком простыми. Но это не стихи, а именно тексты песен. Альбом “Ночь” (1986год) – единственный, выпущенный фирмой “Мелодия” и, кстати, даже без их ведома. Но она выпустила магнитофонный альбом "Ночь" с опозданием на два года, опоздав перед этим на пять лет с выпуском сингла из "Начальника". Потом была “ Это не любовь” (1987год) - открытое гитарное звучание. Это тоже был в некотором роде эксперимент. Им захотелось отбросить все студийные причиндалы – компьютеры, синтезаторы – и сыграть альбом просто на гитарах. Но он Цоя не очень устраивал. “Это не любовь” изрядно повеселила публику. Все эти "Уходи, я тебя не люблю", "Я не могу больше ждать, я могу умереть" были очень милы, но... Путь Цоя лежал совсем в другие места, через ударные концертные номера: "Безъядерная зона", "Дальше действовать будем мы", "Хочу перемен". Он приближался к "Группе крови". "Война между землей и небом" обязана была случиться. Весьма характерно заряд на бескомпромиссность проявился в последней работе квартета "Группа крови" (1988 год). Альбом на порядок выше четырех предыдущих. Виктор явно вырос как поэт, окончательно совладал с более чем необычным тембром своего голоса; лаконичная, как всегда, ритмика стала свежей и необычной, а скупые каспаряновские соло - необходимыми и достаточными. Точные, славные тексты, чуть героичнее, чем обычно. Тон и ритм во внестилевом "Транквилизаторе" ("Метеоролог сказал, дождь будет недолго, я закрываю свой зонт, я экспериментатор"), похоже, становится немного другим. Хлесткая оплеуха в адрес "Алисы" - "все говорят, мы в месте, но немногие знают, в каком", язвительное пожелание "тем, кто ложится спать, спокойного сна, спокойная ночь" соседствует тут с сокровенным " а жизнь - только слово, есть лишь любовь и есть смерть". Вот что думал об этом альбоме Виктор: “Мне нравится альбом “Группа крови”, хотя и не весь. Это почти похоже на то, что мы хотели сделать. .. А я вообще не могу сказать, что меня что-то устраивает. Если бы меня что-то устривало, я бы этим просто перестал заниматься”. Альбом 1988 года "Группа крови" - это новый, второй поворот в творчестве Виктора Цоя, снова он не укладывается в привычные рамки: Смерть стоит того, чтобы жить. А любовь стоит того, чтобы ждать. Следующий альбом - “Звезда по имени Солнце”, 1989год. В нем дух говорит, что ему здесь тесно, что он не понимает, зачем он здесь, и хватит уже, уже все. Там каждое второе слово oб этом. Новое, что чувствуется сразу в этом альбоме, - пессимизм, непонятная безысходность, ненужность, что ли, тоска непонятно по чему: Вроде жив и здоров. Вроде жить - не тужить. Так откуда взялась печаль? Последний диск, без единой надписи, с фотографией-окном на абсолютно черном конверте, называют по-разному: и "Памяти Виктора Цоя", и "Солнце мое, взгляни на меня", и "Черный альбом". Он вышел в конце 90-го года, и обнаружил новое, облегченное звучание группы. Тогда, в атмосфере всеобщей истеpики по поводу выхода диска, перемена не очень бросалась в глаза, тем более, что тексты были типично цоевскими, а теперь понятно, какой могла бы быть российская поп-музыка, если бы не… Уже во второй половине 90-х на компакт-дисках были переизданы все студийные альбомы “Кино” и сольные концертные выступления Цоя. Многие диски содержат бонус-треки с ранее не издававшимися песнями. Особняком среди “обретенных” песен Цоя стоит шестиминутная “Сосны на морском берегу”. Можно очень долго говорить о Цое-поэте, композиторе, певце, актере и так далее, а можно просто вспомнить, что Я устал от чужих городов, Я устал колоть этот лед, Я хотел бы уснуть, Но нет времени спать… И я знаю, что мне Недолго осталось ждать, чтобы снова увидеть Сосны на морском берегу. Это был человек Ночи, человек с тонким чувством юмора, с непреодолимой жаждой свободы, свободы от комплексов, стереотипов, свободы в выборе образа жизни, направления, куда пойти. Ему было 28 лет, почти 10 из них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино. Стремительный взлет от кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников. Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы "стена Цоя" на Арбате, не происходило бы то же самое в других го родах страны. Чем он "брал" этих ребят? Колоссальной внутренней энергией, каким-то непонятным, труднообъяснимым ощущением свободы, не терпящей насилия над личностью.
Письмо, посланное Виктору после его смерти, неизвестным поклонником:
НА СМЕРТЬ ВИКТОРА ЦОЯ Последний герой похоронен был в праздник Воздушного Флота. Фонтаны салюта взлетали дежурно над ним. А ливень все шел, замывая восторг идиотов, И город, как прежде, огнями стрелял по живым. Прогулка романтика кончена - плащ превращается в точку, И ночь обнимает весь мир, велика и мудра. Где тайны твои? Как звезда переплавлена в строчку? И как, объясни, в эту ночь дожить до утра? 19.08.90 г.
Дискография группы “Кино” и Виктора Цоя: Альбом “45”, 1982 год 1. Время есть, а денег нет 2. Просто хочешь ты знать 3. Алюминиевые огурцы 4. Солнечные дни 5. Бездельник 6. Бездельник 2 7. Электричка 8. Восьмиклассница 9. Мои друзья 10. Ситар играл 11. Дерево 12. Когда-то ты был битником 13. На кухне 14. Я – асфальт (bonus track) Запись студии “Антроп”. 1982. Звукорежиссер – Андрей Тропилло. Виктор Цой – вокал, гитара Алексей Рыбин – гитара Борис Гребенщиков – гитара, металлофон, подпевки Михаил Васильев – драм-машина, подпевки Всеволод Гаккель – виолончель Андрей Романов – флейта Андрей Тропилло – флейта, подпевки Слова – Виктор Цой Музыка и аранжировка – КИНО (p)1996 Moroz records MR-96146CD
“Неизвестные песни”, 1982год
Bonus track Запись студии Яшина. 1985 (1-5), звукорежиссер – Алксей Вишня. Запись студии Ленинградского МДТ. 1982 (6-10), звукорежиссер – Андрей Кусков. Домашний концерт в Москве. 1982 (11-15) записал Андрей Дидуров. Виктор Цой – вокал, гитара, бас-гитара Алексей Рыбин – гитара (6-15), вокал (11-15). Юрий Каспарян – гитара (1-5) Александр Титов – бас-гитара (1-5) Георгий Гурьянов – ударные (1-5) Валерий Кирилов – ударные (6-10) Слова – Виктор Цой Музыка и аранжировка – КИНО Кроме (13) – слова и музыка – Владимир Захаров (14) – слова и музыка – Борис Гребенщиков (15) – слова и музыка – Павел Крусанов Moroz Records. 1996 Альбом “46”, 1984год
Bonus tracks Запись студии Яшина. 1986 (1-12), звукорежиссер – Алексей Вишня. Запись концерта. 1984 (13) – Николай Иванов. Запись концерта. 1985 (14) – Олег Коврига. Запись концерта. 1983 (15) – Иван Сидоров. Виктор Цой – вокал, гитара Юрий Каспарян – гитара, подпевки (1-12) Майк Науменко – гитара (14,15) Слова – Виктор Цой Музыка и аранжировка – КИНО Bonus tracks Кроме (14) слова – Владимир Болучевский, музыка – Курехин. Moroz Records. 1996
Альбом "Начальник камчатки", 1984 год
Bonus tracks Запись (1-13) 1984, звукорежиссер – Андрей Тропилло. Запись (14-15) 1986. Виктор Цой – вокал, гитара Юрий Каспарян – гитара (1-13) Александр Титов – бас, ударные (1-13) Георгий Гурьянов – барабаны (1-13) Борис Гребенщиков – драм-машина, клавишные (1-13) Сергей Курехин – клавишные (1-13) Петр Тращенко – ударные (1-13) Всеволод Гаккель – виолончель, барабаны (1-13) Игорь Бутман – саксофон (1-13) Александр Башлачев – вокал, гитара (14,15) Песни – Виктор Цой Кроме (7) – ария из оппереты Имре Кальмана “Принцесса цирка”. (14-16) – песни народные.
(p)1996 Moroz records MR-96148CD
Альбом "Это не любовь...", 1985 год
Bonus tracks Запись студии ЯНШИВАб 1985. Звукорежиссер – Алексей Вишня. Виктор Цой – вокал, гитара Юрий Каспарян - гитара Александр Титов – бас Георгий Гурьянов – барабаны Слова – Виктор Цой. Музыка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96151CD
Альбом "Ночь", 1986 год
Bonus tracks
Запись студии Ленинградского рок-клуба. 1985-86 (1-11). Звукорежиссер – Андрей Тропилло. Запись студии ЯНШИВА. 1986 (12-15). Звукорежиссер – Алексей Вишня. Виктор Цой – вокал, гитара, акустическая гитара Юрий Каспарян – лидер-гитара, подпевки Александр Титов – бас Георгий Гурьянов – барабаны, подпевки Андрей Тропилло – флейта, подпевки (1-11) Группа “Младшие Братья” – подпевки (11) Слова – Виктор Цой. Музыка и аранжировка – КИНО. (p)1996 Moroz records MR-96150CD
Альбом "Группа крови", 1988 год
Запись студии ЯНШИВА. 1986-88. Звукорежиссер – Алексей Вишня. Виктор Цой – вокал, гитара Юрий Каспарян – лидер-гитара, подпевки Игорь Тихомиров – бас Георгий Гурьянов – ударные, подпевки Андрей Сигле – клавиши И. Веричев – шумы Слова – Виктор Цой. Музыка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96097CD
Альбом "Последний герой", 1989 год
Запись студии Studio du Val d’Orge. 1989. Звукорежиссеры – Patric Clerc, Georges Moya, Jean Taxic. Виктор Цой – вокал, гитара Юрий Каспарян – лидер-гитара Игорь Тихомиров – бас Георгий Гурьянов – ударные Слова и музыка – Виктор Цой. (p)1996 Moroz records MR-96116CD
Альбом "Звезда по имени Солнце", 1989 год
Запись студии Валерия Леонтьева. 1988-89. Виктор Цой – вокал, гитара Юрий Каспарян – лидер-гитара Игорь Тихомиров – бас Георгий Гурьянов – ударные Слова – Виктор Цой. Музыкка и аранжировка – КИНО. (p)1996 Moroz records MR-96098CD
Альбом "Черный альбом", 1990 год
Bonus tracks Запись студии “Видеофильм”. 1990. Звукорежиссеры – Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров. Виктор Цой – вокал, гитара Юрий Каспарян – лидер-гитара Игорь Тихомиров – бас Георгий Гурьянов – ударные Слова и музыка – Виктор Цой. (p)1996 Moroz records MR-96099CD Магнитоальбомы : "45" (1982), "46" (1984), "Начальник Камчатки" (1984), "Это не любовь" (1965), "Ночь" (1986), "Группа крови" (1988), "Звезда по имени Солнце" (1989). Пластинки : "Red Wave" - 6 песен ("Биг Тайм Рекорда". США, 1986), "Ночь" (ВФГ "Мелодия", 1988), "Последний герой" ("Вольва Продуксьон". Франция, 1989). "Кино". (ВФГ "Мелодия", 1991).
Список источников: Виктор Цой. Звезда по имени Солнце. Стихи. Песни. Воспоминания. Москва. Эксмо-Пресс. 2000 h t t p://www.reaktor.nursat.kz/e-nailz/faces/tsoy/interviews.htm h t t p://zarock.samrock.ru/nudizm/tsoy.html h t t p://subscribe.ru/archive/culture.music.guitar.guitar2602/200104/05013320.text h t t p://www.kvn.obninsk.ru/kino/helicon.htm h t t p://www.dva.narod.ru/rus_ts1.html h t t p://russianrock.h1.ru/articles/art.html h t t p://homiel.chat.ru/statia.htm h t t p://www.kinoman.net h t t p://music.uniyar.ac.ru/RUSROCK/viktor/art.htm h t t p://univer.omsk.su/students/shadrin/msg/3.htm h t t p://vtsoy.boom.ru/struna.htm h t t p://kinoshnik.narod.ru Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |