Культура как социальная реальностьКультура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. О том, как формировались и развивались разные значения слова культура, рассказывал языковед Уильямс. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское слово Cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклонятся, почитать. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и частично перекрывающие друг друга значениями. Так значение населять через латинское colonus трансформировалось в колонию, а почитать , покланяться через латинское cultus - в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл развивать , культивировать, хотя и с оттенком служения, почитания, при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение. Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений. Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о” культуре и удобрении умов” . Два момента нужно отметить особо. Во-первых метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура относящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура. Тогда же, в конце XVIII - начале XIX сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинского Civis - гражданин и Civilis, принадлежащий к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях. Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству. Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура в современных языках: 1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; 3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и. (то есть всё то, чем занимается министерство культуры) ; пожалуй, именно этот смысл слова культуры наиболее распространён среди местной публики. Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу. Существует ряд дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе культуры и культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурология, социология культуры и философия культуры. Этнография и этнология должны сосредотачиваться на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур разных народов, поскольку физический аспект этносов изучает физическая антропология. Различия культурной антропологии и социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот же предмет и ту же методологию. Можно сказать, что этнология, этнография, культурная и социальная антропология - это систематически сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся, прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними в этой мере, в какой они вообще существуют (это, скорее, различия между школами и отдельными исследователями в рамках из каждой дисциплин) , состоят в уровне абстракций при анализе явлений культуры. Социология культуры - наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно историческим ситуациям. Однако в последнее время, представления о роли культуры в жизни общества существенно меняются, а вместе с ними меняются и представления о том, каковы предмет, цель, метод и объём социологии культуры. Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все, убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди… Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых присущих индивиду как представителю того общества, в которое он прибыл. Собственно говоря, - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. По мнению Бока, существует пять способов разрешения этого конфликта: Первый можно назвать геттоизацией. Пример: практически в любом крупном городе более или менее изолированные или замкнутые районы, населённые представителями других культур. Это китайские кварталы и целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются люди из других стран содружеств и различных, как правило, одной национальности или веры. Второй способ ассимиляция, по сути противоположное геттоизации. В случае ассимиляции индивид наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Но это не всегда удаётся. Причиной этого сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Такое сопротивление, например, встречается, во Франции, Германии к выходцам из Росси и стран содружества. Даже при условии полного овладения чужим языком достижении приемлемого уровня, среда не принимает их как своих, они постоянно выталкиваются в ту среду, которую можно назвать невидимым гетто - в круги соплеменников, вынужденных после работы только общаться друг с другом. Третий способ разрешения культурного конфликта - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми по прошествии значительного времени. Четвёртый - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой то одной из сфер жизни: например на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей культуры. И, наконец, пятый - колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают свои собственные ценности, нормы и модели поведения. Вопрос, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находится в центре внимания социологии и социальной философии. Мы часто говорим и не без основания, что человек, общество – часть природы. И в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четно различаем и даже противопоставляем человека, общество природе. Нет ли здесь противоречия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте, ракурсе рассматривается каждый раз данная проблема. В первом случае понятие природа употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности неорганического и органического мира, человека и общества. Тезис “ общество – часть природы –“отражает тот непреложный факт, что человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек - существо и биологическое, имеющее мало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющиеся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё. Во втором случае понятие природа используется в более узком смысле, как внешняя среда по отношению к человеку, к обществу. Жизнь общества – это качественно своеобразная, социальная жизнь, которая не сводима к биологической жизни (включая жизнь высокоорганизованных животных) – человекоподобных обезьян, где действуют особи, лишённые социального сознания и не выделяющие себя из мира животных. Югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека – творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек – это общественное существо , которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия природа и общество , природное и социальное , ни разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, по которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области – естествознание и обществоведение. При самом общем взгляде на общество бросается в глаза, что оно – совокупность, объединения людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения. Не могут служить примерами общества одиноко, как Робинзон, живущий человек и более или менее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние этих людей. “Сложность общего определения понятия общество связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это – очень широкое по объёму и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество – чрезвычайно сложное, многослойное и многообразное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. С учётом сказанного, можно дать общее социологическое определение общества: общество – совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулироваемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. В узком смысле общество как большая социальная группа, и культура как способ регулирования поведения людей – это двуединые стороны, два неразрывно связанных, хотя и особых аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Нет человеческого общества вне культуры, точно так же как не может сложиться, существовать и развиваться культура вне общественной жизни, вне общества как единого целого, ибо и то и другое - атрибуты социального взаимодействия людей. Благодаря культуре функционируется и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу, его обособленности и целостности культура формируется, защищается, уберегается от размывания под воздействием внешних факторов. Социум в указанном смысле слова и культура – это две теснейшим образом взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социальных взаимодействий людей и их коллективов, а другая содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий (значения, ценности, нормы, идеалы) . Как и понятие общество, понятие культура многозначно . Очень часто, особенно в обыденном сознании, приходится встречаться, например, с достаточно узким пониманием культуры, как только искусства и литературы. Но даже если к этому добавить образование и воспитание, философию, науку, религию, мораль и другие формы общественного сознания, содержание понятие культура далеко не будет исчерпана, поскольку в него должна быть включена не только духовная, но и материальная культура. Духовная культура – это знание и идеи, законы и другие нормы, правила и модели поведения, ценности образцы символы и ритуалы, обычаи и традиции, язык. Материальная культура – это жилые и производственные здания, оборудование, техника и технология предприятий, орудия труда, религиозный храм, предметы культа, книги, произведения искусства, предметы быта и украшения, т.е. всё то, в чём материализуется знание, умение и верование людей. Например, книга – объект материальной культуры, а знания, идеи, в ней изложенные, - часть духовной культуры; галстук и украшения – явления материальной культуры, а ритуал ношения галстука и украшений – элементы духовной культуры. Таким образом, в систему социальной культуры входят три основные структурных элемента: А) знание, идеи, представления верования и др., обобщающие человеческий опыт; Б) ценности, нормы, цели и идеалы; В) традиции, обычаи, обряды. При всей широте содержания понятия культура имеет и свои границы. Во-первых, культурное это неприродное, не естественно возникающее и существующее независимо от людей (хотя и используют природные объекты и силы в соответствие с их потребностями и интересами) , а искусственное созданное или освоенное людьми. Во-вторых, при всей теснейшей, органической взаимосвязи Социума и культуры, их, как уже отмечалось, необходимо и целесообразно в определённом отношении и разграничивать, имея в виду, что социальное выражает прежде всего форму и структуру общественных отношений людей в их групповой жизни и деятельности, а культурное ценностно смысловое содержание этих отношений, их форм и структур. На таком разграничении основано научное определения своеобразия предметного рассмотрения культуры в социологии. В третьих, культурное – это всегда не индивидуальное, а социальное в том смысле, что оно связано с общественным взаимодействием людей. Не случайно в центре социологического анализа находится личность как социализированный индивид, т.е. индивид, принадлежащий к определённой культуре, а не индивид как таковой. Социологический подход к культуре непосредственно связан, прежде всего её места роли в регулировании поведения людей и социальных групп, в функционировании развитии общества в целом, т.е. с определением ценностно-нормативного содержания культуры. Социологию культура интересует в трёх основных аспектах: 1. как общеразделяемая система ценностей, норм, символов и значений; 2. как основы социализации личности, т.е. как объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности; 3. как-то, что передаётся людьми от поколения к поколению. Та часть материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята и усвоена ими, представляет собой культурное наследие. Не всё прошлое культуры выступает как культурное наследие, а лишь та её часть, которая признаётся интересной и полезной нынешним поколениям и используется ими. Так, далеко не все модели одежды прошлых десятилетий и столетий, отражённые, например, в музеях, включаются в культурное наследие, а только те, которые применяются в современной моде. Итак, социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы. Если речь идёт о культуре не всего общества, а его части, тогда нередко используют и понятие субкультура . Это может быть культура какой-либо социальной группы или общности. В каждом отдельном обществе, помимо общей для всех или большинства доминирующей культуры, может существовать и действительно существует несколько, и даже десятки субкультур. Например, в российском обществе в рамках общероссийской культуры существует татарская, башкирская, чувашская, якутская и др., культуры как её субкультуры; особые культуры православных, мусульман, буддистов и др., так же, как субкультуры российской культуры. Однако из разновидностей субкультуры, выступает контркультура, как культурной или иной частью общества (оппозиционной части молодёжи, преступного мира и др.) противостоящая доминирующей культуре общества в целом. Наряду со знаниями частью социальной культуры являются социальные ценности и нормы. Социальные ценности – продукт социального взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного социального явления или процесса удовлетворять потребности, и интересы, желания личности, социальной группы или общества в целом и происходит её оценка. Именно они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нём признаётся добром, а что злом; какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие и насколько осуждаются. Конечно, не все люди в одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для другого честность и порядочность и т.д. Социальные нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так, в демократическом обществе мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции. Уже из сказанного видно, что социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы, принадлежащей к одному, данному обществу. Она, по выражению американского социолога Нейла Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же роль, функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Исключительно велика роль культуры в обеспечении целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни. При этом, чем более развита и распространена культура, тем при прочих равных условиях более велика её роль в жизни общества. Социальная роль культуры проявляется в трёх основных аспектах. Во-первых, культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его подготовке к жизни в обществе, его социализации. Эта роль определяется тем, что культура выступает как своеобразный резервуар накопления, аккумуляции и передачи социального опыта. Во-вторых, обеспечивая единство ценностей, норм, значений, идеалов и верований всех членов данного общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей стабильность, устойчивость всей общественной системы. Наличие в системе культуры того или иного общества своеобразных субкультур обычно не нарушает единства и указанную функцию культуры, если в них отображается диалектика общего и особенного при ведущей роли первого, единство многообразии. Более того, как показывает опыт, такое многообразие может служить усилению общественной интеграции. Если же субкультура в форме контр культуры, то её роль становится дисфункциональной, дезинтеграционной. И в третьих, культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Эта функция культуры связана, прежде всего, с тем, что её основную часть составляют социальные ценности людей, содержание и стиль их жизни, ориентиры в её развитии. Особенно наглядно великая социальная культура проявляется в переходные эпохи развития общества. Дело в том, что культура настолько широко, повсеместно и глубоко в ткань общественных отношений, что, когда общество переживает периоды нормального, относительно и сравнительно плавного развития, её роль особо не выделяется, как бы не заметна, само собой разумеется. Но вот иногда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживается чрезвычайно важное значение и ничем незаменимая, уникальная роль культуры для всей общественной жизни её организации, функционирования и развития. Об этом красноречиво говорит и опыт современной России. Кризисное состояние её общества обусловлено не только и, может быть не столько кризисом промышленного и сельскохозяйственного производства, сколько духовным кризисом, когда старая, советская ценностно-нормативная система оказалась во многом разрушенной, а новая пока ещё не создана, когда отсутствует общенациональная идея и т.д. И глубоко ошибаются те, кто, ища выход из сложившегося положения, видят его в сосредоточении всего или почти всего внимания и сил на решение лишь экономических и политических задач при явной недооценке на деле место и роли духовной культуры; кто не видит недопустимости резкого и длительного сокращения и без того мизерных ассигнований на развитие систем воспитания и образования, науки и духовной культуры; кто не учитывает менталитет российского общества и пытается без учёта этого чуть ли не механически перенести методы хозяйствования и пути развития культуры других стран в нашу страну и т.д. Последние несколько лет реформирования в Росси убедительно показали, что вне учёта роли культурного фактора, без его серьёзного роста рациональных результатов на этом пути достичь невозможно, а социальная напряжённость и конфликты не могут быть преодолены.
Литература: 1. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация “Логос” , 1996.280. с. 2. Тадемосян Э. В. Социология. Учебное пособие – М.: Знание, 1998. – с. 272. 3. Флиер А. Я. ОНЕ.! 998, №6, стр. 138 “Массовая культура” Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |