Поэма “Мертвые Души” - гениальная сатира на крепостническую Русь
Но нет пощады у судьбы
Творчество Н. В. Гоголя многогранно
и разнообразно. Писатель обладает талантом увлекать читателя, заставляет вместе
с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. Он
призывает человека задуматься над судьбой родины, над самим собой, обнажает
недостатки общества и каждого гражданина. По-моему, автору великолепно удается
раскрыть душу героя, его внутренний мир.
Именно в поэме “Мертвые души”, автор
поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко
показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само
название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то
наводящее ужас”. Я согласен с А. И. Герценом, сказавшим, что “иначе он ее не
мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все
прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”. Кто же эти герои,
о которых говорил великий критик?
В некий город приезжает весьма
учтивый господин П. И. Чичиков. В его облике нас первоначально поражают
изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. Правда, о цели его приезда, мы
пока еще только догадываемся. Чичиков наносит визиты местным помещикам. Вот он
приезжает к Манилову. Этот помещик чем-то мне напоминает самого Чичикова. Он
считает себя воспитанным, благородным и весьма образованным. Однако, заглянем к
нему в кабинет. Что же мы там увидим? Запыленную книгу, которая вот уже 2 года
раскрыта на четырнадцатой странице, везде кучки пепла, пыль, беспорядок.
Манилов самозабвенно мечтает о “благополучии дружеской жизни”, строит
фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер; у него
слова расходятся с делом. И мы видим, что в описании хозяев поместий, их
увлечений и интересов, проявляется способность автора несколькими деталями
обстановки показать бездуховность и мелочность стремлений, пустоту души. От
одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос Гоголя. От
Манилова к Собакевичу усиливается ощущение омертвения помещичьих душ.
Собакевич, по выражению Гоголя, “чертов кулак”. Безудержная страсть к
обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые
средства наживы. Это-то и заставляет его активно применять новшества: в своем
поместье он вводит денежный оброк. Как ни странно, но купля-продажа мертвых душ
его совсем не удивляет. Его интересует только то, сколько он за них получит.
Еще одним представителем помещиков
является Ноздрев. Это непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его
хозяйство крайне запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди
собак он как “отец родной”, среди большого семейства. Доходы, получаемые с
крестьян, он тут же пропивает. Это говорит о его нравственном падении,
безразличии к людям.
Совсем иное отношение к хозяйству у
Коробочки. Она имеет хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы,
имеются “просторные огороды с капустой, луком, картофелем”, есть яблони и
другие фруктовые деревья. Коробочка не видит ничего дальше своего носа. Все
новое пугает ее. Это типичная представительница мелких захолустных помещиков,
ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением руководит также страсть к наживе.
Полное моральное оскудение и потеря
человеческих качеств характерны для Плюшкина. Полагаю, писатель был прав, когда
окрестил его “прорехой на человечестве”. Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает
ужасы крепостного права. Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь
Плюшкин не только завершает галерею помещичьих “мертвых душ” - этот человек
несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни.… Когда-то
Плюшкин был трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской зоркости. Но все
пошло прахом: развалилась его семья и он остался единственным хранителем и
полновластным владетелем своих сокровищ. Постоянное одиночество усилило его
подозрительность и скупость. Он опускался все ниже и ниже, пока не превратился
в “прореху на человечестве”. Из-за чего же это произошло? Я думаю, что здесь
действовали не только случайности, но и условия жизни. Гоголь сообщает, что
Плюшкин - мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше
живут, чем его крепостные.
Гоголевская сатира адресована
противоречиям самой действительности. Деградирующие сословия общества четко
очерчены в разных группах персонажей: уездное дворянство, губернское
чиновничество и дворянство, предприниматели нового типа, дворовые, слуги,
крестьяне, столичное чиновничество и дворянство. Гоголь обнаруживает блестящее
художественное мастерство, находит остроумные приемы разоблачения “антигероев”:
говорящие детали внешнего облика героя, соотнесение его с определенным типом
человека. Меня поражает гоголевская способность вложить в уста тупых обывателей
разоблачительные речи. Сами же они даже не подозревают о том, что обычные и
привычные их разглагольствования обнаруживают прежде всего их грубость и
беспросветную глупость. В поэме даже обычные предметы быта выполняют резко
обличительную функцию. Раздумья писателя обращены к общим процессам
действительности. Он подчеркивает страшную путаницу, бесперспективность
общественных начинаний. Именно так воспринимается оценка работы совета, “где
постоянно было заметно отсутствия одной вещи, которую в простонародье называют
толком”. Полное отсутствие толка - так открыто названа ведущая черта
бессмысленной деятельности власть имущих.
С огромной силой Гоголь предъявил
обвинение крепостническому строю, режиму николаевской реакции, всему укладу
жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные и
обыденные жизненные явления. Поэма потрясла всю Россию, так как пробуждала
самосознание русского народа.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |