Мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова
С тех пор как вечный судия
- это страшное признание Лермонтова
сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт
смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая
скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” - последняя капля в чаше
его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон
отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что
годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк - вот лермонтовское
продолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и вождь, и
внемли,
Скорбь и одиночество Лермонтова
проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.
Судьба Лермонтова во многом
определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на
творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова,
особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в
семье, что отразилось в стихах:
Ужасная судьба отца и сына
Лермонтов глубоко страдал от
невозможности быть понятым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Один из основных мотивов творчества
Лермонтова - противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта
пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого
пророка.
Лермонтов был одинок, и тема
одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется
личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким,
замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова
заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его
необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как
преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И.
Одоевского”, когда речь идет о близком, любимом друге!
Но он погиб далеко от друзей...
Это стихотворение рождено чувством
невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное
презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень
болезненно:
И будут (я уверен в том)
В стихотворениях “Монолог”, “I
января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”,
убивающим душу человека.
Сложный характер Лермонтова лишь
обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и
равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях
звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России
второй четверти XIX века:
...Там рано жизнь тяжка бывает
для людей,
Ранняя разочарованность в
политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще
в те годы, после поражения декабристов, - все это было истинной трагедией для
Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож,
полицейского надзора:
Прощай, немытая Россия,
Тяжелое положение в николаевской
России Лермонтов переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть
поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого
поколения, утратой истинных ценностей.
Скорбь и одиночество, вызванные
общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова.
Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его
любовная лирика:
Страшись любви: она пройдет,
Вся тяжесть одиночества и скорби
поэта с огромной силой воплотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь
неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний
мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей
одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в
природе спасение от преследующего его отчаянья:
Когда волнуется желтеющая нива
Величие и мудрое спокойствие природы
становятся последней отрадой осмеянного пророка.
Чувство скорби не покидает
Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль
за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я...” и
“Поэт”:
В наш век изнеженный не так ли
ты, поэт,
На смену “сладостному союзу” поэтов,
воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое
безразличие к мнению толпы сменяется порывом:
...Кто
Но толпа не понимает и не признает
своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение
судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и
тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |