Печорин:
злодей или жертва
...
Зачем я жил? для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно,
было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы
необъятные...
М.Ю. Лермонтов.
Б. Пастернак:
Жить и сгорать у всех в обычае,
- так рассуждали и декабристы. Но
следующее за ними поколение смотрело на мир иначе:
Богаты мы, едва из колыбели,
Так высказывался Лермонтов о своих
ровесниках в "Думе". И это стихотворение могло бы стать эпиграфом к
"Герою нашего времени" (если бы он был необходим).
Эпоха после восстания и казни
декабристов - один из самых мрачных периодов в российской истории.
Господствовали муштра и казармы, живые, смелые идеи преследовалась. Страна
словно оцепенела. В эти годы и появились люди, характеры которых писатель
собрал в образ Печорина, пояснив, что "герой нашего времени" -
портрет, составленный из пороков поколения 30-х годов 19 века.
К сожалению, Григорий Александрович
Печорин на самом деле отражал думы и настроения многих блестяще образованных и
талантливых дворян. Он не совершил ничего достойного, хотя мог сделать многое.
Лучшие годы и энергия молодости ушли без пользы, разошлись на достижение целей,
не слишком нужных ему и приносящих боль и огорчения другим. Полный необъятных,
демонических сил, он ищет им применение: похищает Бэлу, например. Из-за этого
Печорин сбивает с пути мальчишку Азамата, который, скорее всего, "пристал
к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову". Он лишает
любимого коня Казбича. Ему по большому счету наплевать на Бэлу, а она умирает.
Но и Печорин страдает. Он и сам не
рад своей натуре и могучей энергии. Но страдания его продолжаются до встречи
княжной Мери, и прежние сожаления прошли: появилась новое развлечение. Печорин
влюбляет в себя девушку, приносит ей разочарование, в то же время смертельно
ссорясь с Грушницким, которого прежде считал приятелем. Печорин, соблазненный
разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь "честных контрабандистов".
И только в "Фаталисте", кажется, делает что-то полезное:
обезвреживает пьяного казака, рискуя жизнью. Но словно какой-то злой рок
преследует его. Ведь все кончается трагической гибелью Вулича, предсказанной
Григорием Александровичем. Такое ощущение, что автор гласит между: "Дело
нужно ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл!". Но вы
эпоху "застоя", каким было и время правления Николая 1, больших,
настоящих дел всегда не так уж много...
"Герой нашего времени" -
роман, построенный не на хроникальном принципе, нам даны наиболее интересные
эпизоды известной жизни Печорина. Устав от нее, он едет умирать в Персию. О
самом страшной для каждого человека роковой минуте он говорит просто и
буднично: "Что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и
мне самому порядочно уж скучно". Почему же молодой, здоровый, богатый дворянин,
удачливый в друзьях и любви, имеющий все возможности для службы и творчества,
не находит себе места в жизни. Ведь даже любит он от скуки, веря в то, что
новое увлечение будет вечным.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Одна из главных слабых сторон
Печорина - отсутствие цели в жизни, поэтому он мечется, не зная, чем занять
праздные дни, похожие друг на друга. Печорин мог пойти по любой из дорог: мог
приносить пользу на государственной службе, мог заняться наукой, искусством или
общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства к людям и осуждая
несправедливость, мог жить в своих поместьях, обогащая Отчизну и заботясь о
крестьянах. Наконец, просто жить семьей и воспитывать детей. Но он не выбирает
ни одну из дорог. Конечно, сам Печорин виноват во многом. В любое время можно
заняться благим делом. Но в определенной степени Печорина можно считать жертвой
эпохи. Больно за страну, в которой лучшие умы и сильные характеры растрачивают
свою жизнь на пустяки и сплин. Такое положение вещей говорит о кризисе строя.
Образы лишних людей, начавшись Онегиным, присутствуют в шедеврах первой
половины 19 века.
Что за эпоха могла подавлять лучших
своих людей? Печорин - герой переходной эпохи, когда старое не имеет цены, а
нового еще нет. Не принимая комедии масок светского общества, он замкнулся в
себе и погиб в одиночестве. Сильная натура, сломленная пустотой жизни, может
вызывать у читателя только сожаление, но не неприязнь. У него не было
необходимости бороться за достойное существование, и человек, поставленный в
исключительные условия, оказался лишним в жизни.
Говорят, время циклично, и все, что
уже имело место в истории должно повториться вновь. Наше недавнее время сильно
напоминает 30-е годы 19 столетия: тоже существовало много "лишних"
людей. Недаром так много появилось в обществе опустившихся интеллигентов. Им
некуда было приложить силы и знания. Из рассказов матери я знаю, что два ее
университетских знакомых, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране.
Застывшему обществу не нужны талантливые люди.
Я не буду писать, что не в тот век
живу,
Вообщем, плохо живется уму!
- так писал этот поэт. Он спился. У
ученого разлад в семье... Конечно, наши родители и дворяне были материально в
очень разных условиях. Но беда у них одна: невозможность найти и осуществить
свою цель в жизни.
Я верю, что время "лишних"
людей прошло, что наше поколение ощутит отсутствие смысла жизни. И надеюсь, что
о моих ровесниках нельзя будет сказать следующего:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |