Эволюция
души и жизненного пути героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Литературные шедевры Л.Н. Толстого –
гордость и достояние всемирного масштаба. Предметом его исследований был
человек, его психология.
Человек в понимании Толстого - часть
Вселенной. Писателя интересовало то, какой путь проходит душа человека в
стремлении к высокому, идеальному, в попытке познать самое себя. Не случайно,
вспоминая творения Толстого, мы воспроизводим в памяти термин, впервые
введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским - «диалектика души».
Н.Г. Чернышевский писал: «Психологический анализ может принимать различные направления:
одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние
общественных отношений и столкновений на характеры, третьего - связь чувств с
действиями... Графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы,
его законы, диалектика души...» Давайте рассмотрим подробнее, как
этот процесс отражен в бессмертном
романе-эпопее графа Л.Н. Толстого «Война и мир». Главная проблема, которую
ставит в своем романе писатель, - проблема достижения человеческого счастья,
проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа и Николай Ростовы, герои ищущие, изменяющиеся, претерпевающие
эволюцию. Для них характерна движение души, желание быть полезным, нужным,
любимым.
Предлагаю остановиться подробнее на своеобразии
личности самого любимого и близкого писателю героя - на фигуре Пьера Безухова.
Подобно Андрею Болконскому, Пьер - честен и высокообразован. Но если Андрей -
рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов «натура
непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Пьеру
свойственны глубокие
сомнения в поисках
смысла жизни, тогда как Андрей – более целостная натура. Жизненный путь Пьера
сложен и извилист, он ищет себя. Вначале под влиянием молодости и окружающей
обстановки он совершает много ошибок: перед нами открываются сцены его
бесшабашной жизнь светского кутилы и
бездельника, он позволяет князю Курагину обобрать себя, женится на
легкомысленной красавице и пустышке Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым,
порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая
ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. В этот критический
момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко
расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества,
которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на
началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и
любви, и это наталкивает его на мысль о благоустройстве жизни крепостных.
Он планирует освободить крестьян,
учредить больницы, приюты, школы. Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо
взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее
недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный
патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам
остается в Москве, чтобы победить врага: «Или погибнуть, или прекратить
несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».
Важным этапом в эволюции Пьера является посещение им Бородинского поля в момент
знаменитого сражения. Лишь здесь он понимает могущественную роль народа в
сражении с непрошеным гостем. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова
солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец
сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и
хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что
видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей
минуты».
Важнейшую роль в сближении Пьера с
простыми людьми сыграет встреча с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном
Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От
Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то
спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».
Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того
времени.
Неоднозначный финал романа позволяет
предположить, что Пьер примкнёт к движению декабристов, многое в них симпатично
автору эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтоб жить
честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и
опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, А спокойствие -
душевная подлость». Так же неспокойны душевно и другие любимые герои Толстого:
Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на
Бородинском поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав
карьеру военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль:
«Человек есть все, все возможности, есть текучее вещество». Толстому удалось на
примере героев эпопеи показать эволюцию личности и души.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |