Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне-- не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно. Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино. У князя Переметьева Я был любимый раб, Жена-раба любимая... Он молится: "Оставь мне, господи, Болезнь мою почётную, По ней я дворянин! " Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина-князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Был Клим мужик: и пьяница, И на руку нечист. Работать не работает, c цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: Ай, служба-должность подлая!.. Гнусь человек! - Не бить его, Так уже кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ даётся в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а всё не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжёлый грех: Всё прощает бог, А Иудии грех не прощается. Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за что тебе вечно маятся! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление "холопство", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей -"холопы" по психологии. "Холопство" пока неискоренено и существует повсюду. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |