Маяковский Владимир Владимирович
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) , русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия “Владимир Маяковский” , 1914, поэмы “Облако в штанах” , 1915; “Флейта-позвоночник” , 1916; “Человек” 1916-17) . После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса “Мистерия-буфф” , 1918, поэмы “150000000” , 1921, “Владимир Ильич Ленин” , 1924, “Хорошо!” , 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения “Прозаседавшиеся” , 1922, до пьесы “Баня” , 1929) . В поэме “Во весь голос” (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в “коммунистическом далеке” . Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии — 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-20-х гг. Семья. Учеба. Революционная деятельность Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-06) , затем в 5-й московской гимназии (1906-08) , откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование — художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908) , в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-14, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов) . Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны. Маяковский и футуризм В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов “Гилея” (см. Футуризм) . С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов “Бубновый валет” и “Союз молодежи” . Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее “лесенкой” ) , которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей. Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы “Гилея” “Пощечина общественному вкусу” , где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре “Луна-парк” в 1913 его стихотворной трагедии “Владимир Маяковский” (опубликована в 1914) . Декорации для нее писали художники из “Союза молодежи” П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву. “Творец в горящем гимне” . Поэзия 1910-х гг. В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием “Я” , его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-15) “Молоко кобылиц” , “Дохлая луна” , “Рыкающий Парнас” и др., начинают печататься в периодике, издаются поэмы “Облако в штанах” (1915) , “Флейта-позвоночник” (1916) , “Война и мир” (1917) , сборник “Простое, как мычание” (1916) . Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства — социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, — “любовь на скрипки ложите” , “ноктюрн... на флейте водосточных труб” и др. Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством (“Арканом в небе поймали бога” ) , остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность “мельчайшей пылинки живого” . Стихи Маяковского 1910-х гг. были ориентированы на воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах (ср. название его сборника “Для голоса” , 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде) . Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, “рваный” синтаксис, “разговорность” и нарочито фамильярная (“панибратская” ) интонация: “... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?” . В сочетании с высоким ростом (“здоровенный, с шагом саженьим” ) и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника “безъязыкой улицы” в “адище города” , слова которого не могут быть красивы, они — “судороги, слипшиеся комом” . “Любовь — это сердце всего” Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: “Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог” . Любовь “вымучивает душу” страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в “буржуазном” обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е гг., что “теперь не время любовных ляс” , поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма “Про это” , 1923) , которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского — в неоконченном вступлении к поэме “Во весь голос” (1930) . “Я хочу быть понят моей страной” Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу “Комфут” (коммунистический футуризм) , деятельно участвует в газете “Искусство коммуны” , в 1923 создает “Левый фронт искусств” (ЛЕФ) , куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издает журналы “ЛЕФ” (1923-25) и “Новый ЛЕФ” (1927-28) . Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов (“Окна РОСТА” , 1918-21) . Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии — все это обеспечивало успех “звонкой силе поэта” , целиком отданной на службу интересам “атакующего класса” . Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы “150 000 000” (1921) , “Владимир Ильич Ленин” (1924) , “Хорошо!” (1927) . К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности, вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствие с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. Комедии “Клоп” (1928) и “Баня” (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего “бронзового” советского века, несомненно, оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства — самоубийству. Сочинения: Полное собрание сочинений. М., 1955-61. Т. 1-13. Литература: Харджиев Н. И., Тренин В. В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985. Янгфельдт Б. Любовь — это сердце всего: В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик: Переписка 1915-1930. М., 1991. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |