1853 15 (27) июля В городе Житомире в семье уездного судьи родился Владимир Галактионович Короленко. 1866 Семья Короленко переезжает в Ровно. 1871 Окончил с серебряной медалью Ро-венскую реальную гимназию; в этом же году поступил в Петербургский технологический институт. 1873 Уход из института. Корректорская работа. 1874 Учится в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). Знакомится с народниками. 1876 Исключен из академии за подачу прошения от имени студентов с протестом против режима, царившего в учебном заведении; был сослан в Вологодскую губернию, Усть-Сы-сольск; ссылка была заменена поселением в Кронштадте под надзором полиции. Чертежная работа. 1877 Поступает в Горный институт. Участвует в революционных студенческих кружках. Корректорская работа в газете «Новости». 1878 Привлеченный идеей «хождения в народ», оставляет институт; овладевает сапожным ремеслом. 1879 В журнале «Слово» напечатано первое произведение — «Эпизоды из жизни искателя». Арестован и выслан в город Глазов Вятской губернии, переведен на поселение в деревню Березовские Починки. 1880 По ложному обвинению в подготовке к побегу арестован. В Вышневолоцкой тюрьме написан рассказ «Чудная». 'Отправлен в Сибирь. Возвращен с дороги и поселен в Перми. Служит табельщиком в железнодорожных мастерских. 1881 Отказ от присяги Александру III. 1881—1884 Якутская ссылка. 1885 По окончании срока ссылки поселился в Нижнем Новгороде. Напечатаны: «Сон Макара», «Старый звонарь», «В дурном обществе». 1886—1896 Живет в Нижнем Новгороде. 1886 Женитьба на Е. С. Ивановской. Опубликованы: «Слепой музыкант», «Лес шумит». Вышел в свет первый том «Очерков и рассказов». 1887 Поездка по Волге. Материалы путешествия легли в основу рассказов «Река играет», «За иконой». Знакомство с А. П. Чеховым в Москве. 1889 Поездка в Саратов и знакомство с Н. Г. Чернышевским. М. Горький посещает Короленко в Нижнем Новгороде. 1891 Вторая встреча с М. Горьким. 1892 Борьба с голодом. Организация столовых. 1893 Очерки «В голодный год». Поездка за границу (Англия, Америка, Франция). 1894 «Парадокс». 1895 Поездка в Ёлабугу. Село Старый Мултан. Опубликованы очерки «Мултановское жертвоприношение», «Без языка». 1896—1900 Петербург; работа в редакции журнала «Русское богатство». 1896 Выступление в защиту удмуртов на .процессе в Мамадыше. 1900 Избран почетным членом Академии наук по разряду изящной словесности. Написано произведение «Огоньки» (напечатано в 1901 г.). 1900—1921 Полтавский период жизни. 1902 Короленко посещает в Ялте Чехова; в Гаспре — Л. Н. Толстого. Отказ от звания почетного академика в знак протеста против отмены выборов М. Горького в академию. 1903 Общественность отметила 50-летие Короленко. 1904 Утвержден официальным редактором «Русского богатства». 1905—1921 Работа с перерывами над «Историей моего современника». 1909 Опубликован первый том «Истории моего современника». 1910 Книга «Бытовое явление». Выступление против казней в годы реакции. 1914 Вышло в свет девятитомное собрание сочинений. Поездка за границу. 1916 Короленко продолжает трудиться над «Историей моего современника». 1917 Статьи «Падение царской власти», «Война, отечество и человечество». 1919 Напечатан второй том «Истории моего современника». 1920 Письма к А. В. Луначарскому. 1921 Выход третьего тома «Истории моего современника». Работа над четвертым томом. 25 декабря (н. ст.) В. Г. Короленко скончался от вос- паления легких. Похороны в Полтаве. Провожал его почти весь город. Проститься с писателем приехали крестьяне окрестных деревень. ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ АВТОБИОГРАФИЯ Владимир Галактионович Короленко. Родился 15 июля 1853 года в губернском городе Житомире. Отец мой — из дворян Полтавской губернии, чиновник. Дед был директором таможни сначала, кажется в Радзивилове, потом в Бессарабии. Прадед, по рассказам моего отца, — был запорожец, казацкий старшина. Это, впрочем, уже смутное семейное придание, факт состоит, однако, в том, что отец происходил из чисто малорусской семьи, и еще мой дед, чиновник русской службы, до конца жизни не говорил иначе, как по-малорусски. Мать моя — полька, дочь шляхтича-посессора. Таким образом, семья наша смешанная, одна из типических семей Юго-Западного края, с его разнородным населением, среди которого, как мне кажется, естественное слитие шло в прежнее время свободнее и успешнее, чем в настоящее. Первоначальное образование (не считая элементарной грамоты) я получил в пансионе В. Рыхлинскрго, в свое время лучшем заведении этого города в нашем городе. Затем, поступив во второй класс, пробыл два года в житомирской гимназии. В это время отец, переведенный сначала в г. ДубнО, на место уездного судьи, убитого польским фанатиком, затем перешел на службу в уездный же город Ровно, той же губернии, куда за ним переехала из Житомира вся семья. Я с братьями поступил здесь в реальную гимназию (в третий класс), в которой в 1870 г. и окончил курс (с серебряной медалью). Этот небольшой городок, ныне оживший после проведения железной дороги, — с полной точностью описан в рассказе моем «В дурном обществе». В 1868 году (31 июля) умер отец. Это был человек строгой и редкой по тому времени честности. Получив самое скудное воспитание и проходя службу с низших ступеней среди дореформенных канцелярских порядков и общего взяточничества, он никогда не позволял себе принимать даже того, что по тому времени называлось «благодарностию», то есть приношений уже после состоявшегося решения дела. А так как в те годы это было недоступно пониманию среднего обывателя, отец же был чрезвычайно вспыльчив, то я помню много случаев, когда он прогонял из своей квартиры «благодарных людей» палкой, с которой никогда не расставался (он был хром вследствие одностороннего паралича). Понятно поэтому, что вся семья (вдова и пятеро детей) осталась после его смерти без всяких средств, с одной пенсией. Я был в то время в 6-м классе. Частию казенному пособию, выданному во внимание к выдающейся служебной честности отца, но еще более истинному героизму, с которым мать отстаивала будущее нашей семьи среди нужды и лишений, — обязан я тем, что мог окончить курс гимназии и затем в 1871 году — поступить в технологический институт в Петербурге. Здесь почти три года прошли в напрасных попытках соединить учение с необходимостью зарабатывать хлеб. Пособие, с окончанием гимназического курса, прекратилось, и теперь я решительно не мог бы дать отчета, — как удалось мне прожить первый год в Петербурге и не погибнуть прямо с голоду. Беспорядочное, неорганизованное, но душевное и искреннее товарищество, связывавшее студенческую голытьбу в те годы, — одно является в качестве некоторого объяснения. Как бы то ни было, — но даже 18-копеечный обед в тогдашних дешевых кухмистерских Елены Павловны — для меня и моих сожителей был в то время такой роскошью, которую мы позволяли себе не более б—7 раз во весь этот год. Понятно, что об экзаменах и систематическом учении не могло быть и речи. В следующем году я нашел работу сначала — раскрашивание ботанических атласов г-на Ж., потом корректуру. Видя, однако, что все это ни к чему не ведет, я уехал в 1874 году с десятком заработанных рублей в Москву и здесь поступил в Петровскую академию, где у меня были товарищи. Выдержав экзамен на второй курс, я получил стипендию и считал себя окончательно устроившимся, с этих пор началась новая полоса моей жизни. Подробно говорить об ней здесь еще не время. Ограничусь поэтому внешними чертами: в 1876 году, как видно из выданного мне академией свидетельства, я исключен с третьего курса «за подачу директору коллективного заявления студентов». Я был выслан, одновременно с двумя товарищами, из Москвы: сначала — в Вологодскую губернию, откуда, с дороги, был возвращен в Кронштадт, где в то время жила и моя семья, — под надзор полиции. Год спустя мы все переселились в Петербург, где я с братьями опять занялся корректурой. К 1879 году относятся первые мои литературные попытки, и в том же году последовал арест всех мужчин моей семьи. Мы, без объяснения причин, были разосланы в разные места. Я попал сначала в Глазов Вятской губернии, затем в глухие дебри Глазовского уезда, откуда, опять по неизвестной мне причине, — высылался в Сибирь; возвращен из Томска в Пермь, оттуда, в 1881 году, выслан в Якутскую область (первый случай, причина которого мне неизвестна). Из Перми я послал в «Слово» два очерка, которые и были напечатаны. Вернувшись же из Якутской области в 1885 году — я окончательно отдался литературе, вновь дебютируя «Сном Макара» в «Русской мысли». Остальное более или менее известно. Теперь я живу в Нижнем Новгороде, женат, имею трех дочерей. Издал книгу «Очерков и рассказов» в 1887 году (теперь идет 5 издание, в общей сложности это составит около 13 тысяч экз.), «Слепого музыканта» (идет третье издание) и в настоящее время издаю «Вторую книгу очерков и рассказов». — Первая книга появилась в переводах на немецком, французском, английском (Boston, Little Brown and Company) и чешском. «Слепой музыкант», как известно, издан в Лондоне (London: Ward and Downey, 1890) и в Бостоне (Little Brown and Company, 1890). Из отдельных переводов упомяну об армянском («Сказание о Флоре и Агриппе») и затем прошу прощения, что за недостатком времени вынужден ограничиться этими несистематическими и неполными набросками. Кажется, что необходимейшие внешние биографические черты здесь даны все... Влад. Короленко. М. Горький
Я вращался тогда в кругу «радикалов», как именовали себя остатки народников, и в этом кругу творчество Короленко не пользовалось симпатиями. Читали «Сон Макара», но к другим рассказам относились скептически, ставя их рядом с маленькими жемчужинами Антона Чехова, которые уже совершенно не возбуждали серьезного отношения радикалов. Находились люди, которым казалось, что новый подход к изображению народа в рассказах «За иконой», «Река играет» изобличает в авторе вреднейший скептицизм, а рассказ «Ночью» вызвал у многих резко враждебные суждения, раздражая рационалистов. С радикалами спорили и враждовали «культуртрегеры» — люди, начинавшие трудную работу переоценки старых верований; радикалы называли культуртрегеров «никудышниками». «Никудышники» относились к творчеству В. Г. с подстерегающим вниманием, чутко оценивая его прекрасный лиризм и зоркий взгляд на жизнь. В сущности — спорили люди доброго сердца с людьми пытливого ума, и сейчас этот спор, вызванный предрассудками людей просвещенных, является сплошным недоразумением, ибо В. Г. давал одинаково щедро и много как людям сердца, так и людям ума. Но все же для многих в ту пору поправки, вносимые новым писателем в привычные, устоявшиеся суждения и мнения о русском народе, казались чуждыми, неприятными и враждебными любимому идолу святой традиции. Раздражал Тюлин, герой рассказа «На реке», человек, несомненно, всем хорошо знакомый в жизни, но совершенно непохожий на обычного литературного мужичка, на Поликушку, и дядю Миная, и других излюбленных интеллигентом идеалистов, страстотерпцев, мучеников и правдолюбов, которыми литература густо населила нищие и грязные деревни. Не похож был лентяй-ветлужанин на литературного мужичка и, в то же время, убийственно похож вообще на русского человека, героя на час, в котором активное отношение к жизни пробуждается только в моменты крайней опасности и на короткий срок. Очень помню горячие споры о Тюлине — настоящий это мужик или выдумка сочинителя? «Культуртрегеры» утверждали — настоящий, действительный мужик, не способный к строительству новых форм жизни, не имеющий склонности к расширению своего интеллекта. — С таким субъектом не скоро доживешь до европейских форм государственности, — говорили они. —Тюлин — это Обломов в лаптях. А «радикалы» кричали, что Тюлин — выдумка, европейская же культура нам не указ — Поликушка с дядей Минаем создадут культуру оригинальнее западной. Меня очень удивил его внешний облик — В. Г. не отвечал моему представлению о писателе и политическом ссыльном. Писателя я представлял себе человеком тощим, нервным, красноречивым — не знаю, почему именно таким, В. Г. был коренаст, удивительно спокоен, у него здоровое лицо в густой курчавой бороде и ясные, зоркие глаза. Он не был похож и на политиков, которых я знал уже довольно много: они казались мне людьми, всегда немножко озлобленными и чуть-чуть рисующимися пережитым. В. Г. был спокоен и удивительно прост. Перелистывая мою рукопись на коленях у себя, он с поразительной ясностью, образно и кратко говорил мне о том, как плохо и почему плохо написал я мою поэму. Мне крепко запомнились его слова: — В юности мы все немножко пессимисты — не знаю, право, почему. Покажется— потому, что хотим многого, а достигаем — мало... С. Протопопов
Бодрость, даже жизнерадостная бодрость В. Г. Короленко удивляла не меня одного. Многие нижегородцы до знакомства с ним ожидали увидеть в человеке, долго сидевшем в тюрьмах и испытавшем якутскую ссылку, признаки надломленности; озлобления и усталости. Но эти естественные ожидания не оправдывались. Как «тяжкий млат, дробя стекло, кует булат», так и все испытания не раздробили сил здорового и крепкого организма В. Г. Короленко, не убили в нем ни добродушия, ни юмора, ни бодрости, ни веселости, ни энергии. Один только след перенесенного скоро бросался в глаза: В. Г. Короленко с особой чуткостью «реагировал» на отрицательные факты жизни. Однако эта черта никогда не переходила в что-либо напоминающее тяжелые типы «униженных и оскорбленных». — Заходите вечерком: будут Анненские и еще кое-кто. Часто по вечерам маленькая квартира в конце Канатной у «Трех Святителей» наполнялась гостями. Здесь встречались люди из самых разнообразных слоев нижегородского общества: земцы, врачи, пароходные капитаны, чиновники, учителя, учительницы, судьи, адвокаты, «братья писатели», люди, ищущие работы, и пр. и пр. Все себя чувствовали хорошо и просто: хозяин всех объединял. И замечательно: эта маленькая квартира имела необыкновенное свойство — вызывать наружу лучшие черты людей. Здесь была какая-то особенная атмосфера, в которой оживлялось и крепло все хорошее в человеке. Скупой здесь решался быть добрым, трусливый — смелым, хитрый — прямодушным. ...В 1900 году Владимир Галактионович перебрался на жительство в тихую Полтаву. К столичной жизни он оказался не совсем приспособленным: Петербург заедал его время. С утра и до ночи являлись разного рода люди со всевозможными делами и делишками. Приходили депутации с просьбами «читать», приходили авторы с рукописями и за советами, приходили «сложные характеры» с бесконечными «умными» разговорами и т. д. и т. д. Владимир Галактионович оказался вовлеченным в многочисленные комиссии, комитеты, собрания и заседания, и в итоге он увидел, что у него вовсе нет своего собственного свободного времени. Он пробовал бороться и, между прочим, ко входной двери своей квартиры прибил бумагу с указанием дней и часов «приема». Но это объявление оказалось лишь тщетной попыткой: на расписание не обращали внимания, раздавались звонки, и люди хотя и с оговоркой — «на одну минутку», — но входили, а «минутки» удлинялись... — Не умею я, — говорил В. Г. Короленко, — распоряжаться своим временем, как другие. Н. Короленко-Ляхович
Не понимая исключительности его как человека, мы считали его взгляды, его поступки, его жизнь — естественными, натуральными, должными, как свет солнца днем. Отсюда мы с легкостью судили других люде л, часто находя их неуместными или поступок их неправильным. Отчасти это было и по молодости лет: юность, не имея для этого оснований, особенно категорична в своих мнениях. Отец же был очень терпим к людям и к особенностям каждого. — Вы не правы, так легко критикуя и осуждая людей, — не раз говорил он нам. — Вы окружены людьми не совсем обычными, выше уровня средних людей. Нельзя мерить этим образцом всех людей и требовать, чтобы они подошли под эту мерку. Надо ценить в человеке то, что в нем есть хорошего, и не требовать того, чего нет. У вас многие — глупые, неинтересные или плохие люди. Это совсем неверно. Эта терпимость вытекала из его непосредственной любви к человеку, причем чем непосредственнее, натуральнее был человек, тем более он ему нравился. Люди самолюбивые, книжные или с самомнением — этими чертами отталкивали его от себя, несмотря на другие свои достоинства. Поэтому он больше любил людей простых или приближающихся к ним по своей натуре. Я помню, с каким раздражением как-то папа сказал, что он не хочет, чтобы ему указывали, с кем ему следует и с кем не следует быть знакомым. — Я сам выбираю себе знакомых и не хочу, чтобы мне указывали. Мне не нужны «достойные меня» люди. Вообще, мне кажется, что Короленко был демократ в самом лучшем и глубоком значении этого слова. Он глубоко понимал равенство людей и как человек: для него был совершенно равноценен рабочий или якут Макар и ученый, интеллигентный человек. Это не было ни натяжкой, ни убеждением, — это было его живое мироощущение. Достаточно вспомнить его «Сон Макара», чтобы это понять. Он не понимал и не признавал никакого превосходства одного человека перед другим. Отсюда его осуждение всякой расовой нетерпимости, его защита мултанских вотяков от обвинения в ритуальном убийстве, защита евреев и борьба за их равноправие, защита крестьян, которых карательный отряд поставил на колени и истязал коленопреклоненных. Он хотел поднять их в моральном отношении с колен. Добивался суда над их истязателями. Всякое поругание человеческого достоинства, кого бы это ни касалось, находило в нем горячего защитника всю жизнь и до самой смерти. Ю. Айхенвалъд ...Короленко дорог русской интеллигенции главным образом потому, что в его произведениях отражается глубоко отзывчивое сердце, мимо которого не могла пройти ни одна серьезная обида, ни одна общественная неправда. Он по самому существу своей натуры — заступник и защитник; в этой области, где нужна и возможна чужая помощь, он никогда не оставался равнодушен и за многих обиженных поднимал свой мягкий и властный голос. В этом отношении Короленко, так сказать, во многое вмешивался; и те, кому это неприятно, могли бы сравнить его с Дон Кихотом, если бы наш русский рыцарь был только благороден, но он сверх того был еще и разумен и свое участие, свою борьбу расточал не понапрасну и не смешно; он умел различать невинных от разбойников, и злые великаны, которых он стремился одолеть, существовали реально: это не плоды его фантазии, не ветряные мельницы, которые своим хлебом спасли бы нас от «голодного года». Его обязательная сила коренится в том, что на каждую отдельную несправедливость, которых он много встречал на своем жизненном пути, он обрушивался с такой энергией и убежденностью, словно в ней сосредоточивалось все мировое зло и от победы над этой случайной неправдой зависела дальнейшая судьба всего человечества. М. Алданов ...В традиции русского искусства он занимает особое место. Он вышел из Гоголя — из Гоголя первого периода, — и некоторые его рассказы сделали бы большую честь «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Но Толстой прошел для Короленко бесследно, быть может, для него одного из всех новых русских писателей. Он не пользовался теми художественными приемами, которые ввел в мировую литературу автор «Войны и мира». Не соблазняли его и особенности чеховского творчества. Как Гоголь, он не любил краткости. Чехов и из «Сна Макара» выпустил бы не одну страницу. С другой стороны, некоторые черты старомодного искусства Короленко делают его родоначальником новой школы, — первым русским писателем двадцатого столетия. Как «пейзажист», например, этот наследник Гоголя — прямой предшественник Бунина. Казалось бы, трудно было по-новому описывать русскую природу после Гончарова и Тургенева — Короленко описывал ее чрезвычайно своеобразно. Он превосходно сочетал ритмическую музыкальную фразу гоголевских картин с тем приемом выделения и точного вырисовывания деталей, которому новейшее русское искусство придало исключительную важность. ...Прекрасен был его стиль, одинаково чуждый фокусов модернистской литературы и непременной погони за столетней древностью каждого слова. Это совершенно простой, как будто обыкновенный разговорный язык, почти всегда свободный, однако, от избитых и неправильных выражений интеллигентского жаргона. Очень трудно теперь охранять простоту от банальности, когда читаешь ежедневно по нескольку газетных передовых. А он не только читал, но и писал газетные передовые — и писал их прекрасно... («В. Г, Короленко». Из книги «Ульмская ночь»), Г. Вялый ...Сюжет «Слепого музыканта»... включает в себя, по существу, два повествования. Первое — о том, как слепорожденный мальчик инстинктивно тянулся к свету; здесь речь идет о естественной природе человека, протестующей против частного случая нарушения ее общих законов. Второе повествование удаляется от биологических свойств человека и касается сферы его социальных чувств. Эта история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание и сумел выработать активное сочувствие к другим людям, и притом не только к своим товарищам по несчастью, но и ко всем обездоленным; общественное чувство выступает здесь как особый, оздоровляющий инстинкт, полное развитие которого может восстановить даже нарушенную слепыми природными силами гармонию человеческого существа. Для Короленко же высшей категорией общественных чувств были чувства социального альтруизма. Первая фраза «Слепого музыканта» во всех редакциях рассказа гласила: «Ребенок родился в богатой семье...» Это, по признанию автора, связано с общим замыслом произведения — показать неизбежность стремления к свету даже при таких условиях, когда несчастье слепоты не осложняется никакими побочными для данного случая обстоятельствами. Но можно предполагать и другую причину, заставившую автора охарактеризовать своего слепого как выходца из богатой семьи. В задачу писателя входило показать выработку чувств социального альтруизма; без этого в «Слепом музыканте» не было бы второй темы — психологии борьбы с чувствами эгоистического страдания. Эта вторая сторона «Слепого музыканта», сторона социальная, не менее важна для Короленко, чем сторона первая, биологическая. Обе проблемы объединились у Короленко одной общей идейной установкой — отрицанием общественной пассивности, утверждением активного жизненного начала. Романтико-героические элементы в художественной системе Короленко обусловили символический характер некоторых его образов. Образы Короленко не достигают размеров огромных реалистических обобщений и не выливаются в форму монументальных построений старого романтизма. В соответствии с общей художественной установкой Короленко его образы символизируют далеко еще не упрочившиеся, не обобщившиеся стремления народной массы, а лишь творческие возможности, заложенные в ней. Такова символика бунтующего Макара и олицетворение дремлющей силы народа в образе Тюлина. Символико-аллегорический характер носит образ великого искателя Сократа, симво-лична вся композиция этюда «Море», впоследствии переработанного в рассказ «Мгновение». То же самое можно сказать и о «Слепом музыканте», в котором борьба за полноту человеческого существования передается через символику порываний к свету. Символика Короленко реальна по своей природе, она не противоречит жизненной правде и не превращается ни в туманный ребус, ни в схему, ни в мистическое «сверхреальное» построение. Этим она резко отделяется от поэтики символизма. Несомненно также и то, что старый критический реализм приобретает в творчестве Короленко новые черты. Резко критическое отношение к существующему социальному порядку уже не исчерпывает его содержания; отрицание старого общественного строя является исходным пунктом и как бы подразумевается само собою; центр тяжести переносится на отыскание реальных корней и реальной опоры для этого отрицания. Отсюда берет начало самое стремление к усложнению реализма путем сочетания реальности видимой с реальностью «возможной». Творчество Короленко отражает, таким образом, новую переходную фазу в развитии критического реализма. Ф. Бирюков ...Короленко исследует подлинный социальный тип, подмечает в нем какие-то распространенные черты, объясняет их. Давно установлено, что образом Тюлина сказана огромная правда. Тюлин простодушен, сметлив, деловит, в крайностях — решителен и напорист. Но он стихиен, как и та река, что бушует рядом, незрящ и прост, как ребенок, «он весь проникнут бессознательным юмором» и неотделим от простодушных кудрявых берез, деревянной церкви на горе, наивной ветлужской природы. В Тюлине увидено очень существенное, противоречивое, о чем нельзя было не задуматься борцам за народные интересы. Вековая неустроенность судьбы русского мужика, ограбленного, обиженного, стесненного во всех правах, измученного трудом, приучила иных забывать свое горе в тяжелом похмелье, огрубила и затемнила сознание. И вся беда в том, что «тюлинское» — явление не редкое. Вот рядом рабочая артель. Она «убилась» за ивахинскими плотами, спасая их от разлива реки, содрала за это с купца две четверти водки и всю ночь горланит песни. Е. Балабанович «История моего современника» — последнее великое произведение русского классического реализма XIX века — продолжает традиции и автобиографической исторической эпопеи А. И. Герцена «Былое и думы», и автобиографических семейных хроник С. Т. Аксакова, и автобиографической художественной трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Но в отличие от этих великих русских писателей, изображавших становление характера молодого человека, принадлежащего к дворянско-помещичьей среде, Короленко рисует жизненный путь молодого интеллигента-демократа. ...Автобиографический образ героя произведения, сохраняя всю свою историческую достоверность, объективно входит в ряд положительных образов Короленко. Страстные поиски смысла и правды жизни, нравственная красота и сила, активность, воля, любовь к народу и стремление бороться за его освобождение — таковы основные слагаемые характера героя «Истории моего современника». С огромной художественной убедительностью автор показывает духовное формирование человека, начиная с первых проблесков сознания до времени полной зрелости. Однако большая психологическая насыщенность произведения никогда не переходит в самодовлеющий психологизм... Высокий реализм «Истории моего современника» выразился прежде всего в том, что Короленко показал процесс становления сознания своего героя в органической связи с широким изображением эпохи и дал своего героя именно как «современника», как типического представителя лучшей части демократической русской интеллигенции, сформировавшейся на рубеже 1860 — 70-х гг. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ 1. «Человек создан для счастья, как птица для полета». 2. «Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!» 3. «Всякий человек имеет право располагать своей судьбой». 4. «Стремиться и достигать — стоит!» 5. «Дорог человек, дорога его свобода, его возможное счастье на земле». 6. Образ девушки-революционерки в очерке «Чудная». 7. Тема отношения революционеров к народу в очерках В. Г. Короленко. 8. Авторское отношение к жандарму-рассказчику в очерке «Чудная». 9. Как вы понимаете смысл заглавия повести Короленко «В дурном обществе»? 10. Как раскрывается идея повести «В дурном обществе» в словах Тыбурция: «...может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? 11. Как изображены люди «дна» — «проблематические фигуры» — в повести «В дурном обществе»? 12. Чем привлекает вас герой повести «В дурном обществе» Вася, сын судьи? 13. Что общего в судьбе Валека и Леньки, героя рассказа М. Горького «Дед Архип и Ленька»? 14. Почему афоризм о назначении человека в рассказе Короленко «Парадокс» — «это скорее парадокс, чем поучительный афоризм»? 15. Чем стала для детей из благополучной семьи встреча с «человеком-феноменом» («Парадокс»)? 16. Почему так важны для человека огоньки надежды («Огоньки», «Мгновение»)? 17. Образ моря в очерке Короленко «Мгновение». 18. Человек и стихия в очерке Короленко «Мгновение». 19. Предчувствие бури как торжества свободы: образы-символы в «Песне о Буревестнике» М. Горького и в «Мгновении» В. Короленкр. 20. Чем привлекает рассказчика Тюлин («Река играет»)? 21. Тип героя-повествователя, его роль в раскрытии характеров персонажей («Река играет», «Чудная»), 22. Изображение русского мужика в произведениях В. Г. Короленко и Н. А. Некрасова. 23. Сопоставьте образы русских крестьян в изображении И. С. Тургенева и В. Г. Короленко. 24. Значение народной песни в развитии таланта и самой судьбе слепого музыканта. 25. По каким жизненным заповедям живет Максим Яценко («Слепой музыкант»)? 26. Почему старый гарибальдиец Максим Яценко считает, что он «недаром прожил на свете»? 27. Что значат в воспитании ребенка любовь, сострадание, тепло семейного очага («В дурном обществе», «Слепой музыкант»)? 28. Драма Петра Попельского: как постигает смысл жизни слепой музыкант? 29. Что сближает людей разных поколений (Петр и Максим в повести «Слепой музыкант»)? 30. Проблема нравственного выбора в повести Короленко «Слепой музыкант». 31. Роль пейзажа в изображении душевного состояния героев («Слепой музыкант», «Река играет»). 32. Краски и звуки мира природы в повести «Слепой музыкант». 33. Жанровое своеобразие очерков В. Г. Короленко. 34. Образ рассказчика в произведениях В. Г. Короленко. 35. Диалог как средство характеристики персонажей (на примере одного из программных произведений). 36. Функции пейзажа, художественное своеобразие пейзажных описаний в произведениях Короленко. 37. Мастерство Короленко-психолога в воссоздании мировосприятия детей («Парадокс», «В дурном обществе»). 38. Мое отношение к личности Короленко. 39. Чему учат жизнь и произведения Короленко? 40. Что мне нравится в произведениях Короленко? ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ КАКИМ УРОКОМ ЖИЗНИ СТАЛА ДЛЯ СЫНА СУДЬИ ВСТРЕЧА С ЛЮДЬМИ ИЗ «ДУРНОГО ОБЩЕСТВА»? I. Как название повести определяет главную роль Васи в системе художественных образов произведения? II. 1. Лиризм и автобиографичность повествования от первого лица. Подзаголовок: Из детских воспоминаний моего приятеля. Место действия — Княж-Городок (Ровно). Характер судьи, отца Васи. Его отношение к людям и к своему делу. 2. Атмосфера в семье после смерти матери. Отношение между сыном и отцом. Отсутствие тепла и понимания. Одиночество близких людей. 3. Отношения Васи к Марусе и Валеку: — они ему нужны не меньше, чем он им; — тепло сострадания и участия, радость
дарить;
4. Почему нравственные представления, сформированные в семье, не разрушились благодаря общению с нищими обитателями подземелья, а укрепились? «Малый был в дурном обществе, но, видит бог, он не сделал дурного дела», — говорит Тыбурций. Почему явное несовпадение представлений о честности и воровстве, об отношении к закону и о правилах вежливости не могло разрушить возникшей дружбы между детьми и уважения Васи к Тыбурцию? 5. Как писатель смог показать повзросление своего героя? Как проявляются сострадание и желание помочь людям, чувство человеческого достоинства и благородство, готовность к самопожертвованию? 6. Как происшедшее изменило отношения между отцом и сыном? Насколько сильным было потрясение, если «долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком...»? III. Значение эпилога повести. Не забыта могила Маруси. Здесь герои делились «первыми планами крылатой и честной молодости». ТЫБУРЦИЙ ДРАБ — «САМАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ИЗ ВСЕХ ПРОБЛЕМАТИЧЕСКИХ НАТУР», ИЗОБРАЖЕННЫХ КОРОЛЕНКО I. Противоречие личности и общества — одна из вечных тем литературы. Интерес к людям, оказавшимся «на дне» жизни, в русской литературе начала XX в. (М. Горький, А. Куприн, В. Гиляровский). II. Как относится к своему герою Короленко? Что преобладает в характеристике персонажа: силы саморазрушения или сохранение личности? 1. Можно ли по внешности героя судить о его происхождении и характере? Какие черты портрета говорят «о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий»? Как сочетается в его взгляде «острая проницательность, энергия, недюжинный ум» — и «глубокая неустанная печаль»? О чем это свидетельствует? 2. Как раскрываются нравственные принципы героя через его поступки: гаерство, клоунада на потеху толпе (трагическая
декламация речей Цицерона), сеансы «колдовства» — и обыденное воровство
нищего;
3. Личностные качества Тыбурция: образованность и ,ум, сила характера, справедливость, независимость и чувство собственного достоинства. Как проявляются эти качества, несмотря на обычную манеру поведения — ироничную и насмешливую, исключающую возможность серьезного общения как с обывателями городка, так и с жителями полуразрушенной часовни? III. Что сближает Тыбурция с босяками, героями рассказов М. Горького? Как проявляется в его характеристике жизнеутверждающее, светлое начало мировосприятия Короленко? ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В ОЧЕРКЕ КОРОЛЕНКО «РЕКА ИГРАЕТ» I. Функции рассказчика в художественном произведении. II. 1. Как характеризует рассказчика определение (обращение. к нему Тюлина), закрепившееся как имя, — проходящий? Интеллигент-наблюдатель, заинтересованно и сочувственно фиксирующий происходящее, но невмешивающийся. Как эта позиция отражена в подзаголовке очерка: «Эскизы из дорожного альбома»? 2. Непосредственная связь рассказчика с другими персонажами очерка. Отношение к нему мужиков. Чем заинтересовал его перевозчик Тюлин? 3. Как мировосприятие рассказчика раскрывается через пейзажные описания, через его отношение к мужикам, к народной песне. 4. Главный прием характеристики рассказчика — прием самораскрытия (внутренний монолог). Каковы его особенности? III. Рассказчик в очерке Короленко — главный положительный герой, его образ определяет эмоциональное звучание и смысловую структуру повествования. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС МИРОВОСПРИЯТИЯ И ТВОРЧЕСТВА В. Г. КОРОЛЕНКО I, Гуманизм русской классической литературы. Проблема гуманизма истинного и ложного на рубеже двух веков. П. Основа гуманизма Короленко — уважение к человеку и борьба за него. 1. Демократические идеалы художника, его вера в творческие, созидательные силы человека. Деятельное сострадание к обездоленным, стремление защитить человека от мира насилия и от сил саморазрушения. 2. Моральная чистота и гармоничность личности писателя, ответственность перед собою и обществом. 3. Принципиальность гражданских позиций писателя-гуманиста. Ее проявление в жизненных ситуациях (Мултанское дело, отказ от звания академика и др.), в публицистике Короленко, в художественных произведениях. 4. Богатство жизненных впечатлений художника-реалиста. Проникновение в суть явлений — через человека. Изображение народных характеров. III. Жизненная важность спора о гуманизме в современной литературе и искусстве. СОЧИНЕНИЯ ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ» Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому? В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков. Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к Миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку. Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта. В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ 1. Назовите фамилию учителя-словесника, оказавшего особое влияние на Короленко. 2. В каких высших учебных заведениях учился Короленко? 3. Кто был любимым профессором Короленко во время его учебы в Петровской сельскохозяйственной академии? 4. Что было причиной исключения Короленко из Петровской земледельческой и лесной академии и причиной первой ссылки? 5. Причина, по которой Короленко был выслан во вторую, Якутскую, ссылку (1882—1884). 6. Какими дополнительными профессиями владел писатель Короленко? 7. Какие города связаны с жизнью и деятельностью Короленко? 8. В каком городе существует Мемориальный музей В. Г. Короленко? Кто был его первым директором? 9. Что было причиной отказа Короленко от звания почетного академика Российской академии наук (1902г.)? 10. Назовите имя любимого поэта Короленко. 11. Кто из выдающихся русских писателей начала XX в. называл Короленко своим учителем? 12. Кому из известных писателей принадлежит это высказывание о Короленко: «Он ведь для меня был и остается самым законченным человеком из сотен, мною встреченных, и он для меня идеальный образ русского писателя» (М. Горький). 13. «Радуешься тому, что он живет и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь» (И. Бунин). 14. «Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем — весело» (А. Чехов). 15. Кто из писателей оценил появление в литературе нового светлого таланта сразу после появления первых рассказов Короленко: «Это — еще одна розовая полоска на небе: взойдет солнце, еще нам неизвестное, и всякие натурализмы, боборыкизмы и прочая чепуха сгинет» (В. Гаршин)? 16. Какие статьи Короленко были посвящены писателям-современникам (название статьи — фамилия писателя)? 17. Назовите темы известных вам публицистических выступлений Короленко. 18. Назовите первое опубликованное произведение Короленко. 19. Какое произведение Короленко было опубликовано под двумя названиями? • 20. Назовите возможный прототип героини очерка «Чудная». 21. Героиня «Слепого музыканта» названа Эвелиной. Кто в семье Короленко носил это имя? 22. Какое произведение было написано Короленко в тюрьме, «в «большой» камере, с ее вечной сутолокой, среди несмолкаемого гомона» (из воспоминаний С. П. Швецова)? 23. «Эскизы из дорожного альбома» — подзаголовок к какому произведению Короленко и как вы его можете объяснить? 24. «А что я хочу спросить, — говорю: вы вот про боярыню говорили. Про Морозову. Она значит боярского роду?» Кому принадлежат эти слова? Назовите произведение и имя персонажа. 25. «Мать вставала и крестила нас, стараясь этим защитить своих детей от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы». Какое произведение Короленко заканчивается этой фразой? 26. Назовите имя героя очерка «Парадокс», которого рассказчик называет «феномен». 27. Назовите имя героя очерка «Мгновение». Кем он был? 28. «В его каморке от угла к углу, по диагонали, была обозначена в каменном полу углубленная дорожка. Это он вытоптал босыми ногами камень, бегая в бурные ночи по своей клетке». Из какого произведения это описание? О каком герое идет речь? 29. Назовите имена «проблематических натур», персонажей повести «В дурном обществе». 30. Внешняя характеристика какого персонажа представлена в портретном описании: «Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светилась, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум»? 31. Как начинается повесть «Слепой музыкант»? Почему важна деталь «ребенок родился в богатой семье»? 32. Как звали мать слепого музыканта? 33. Назовите любимую фразу отца Петра, которую он неизменно произносит. 34. «Редко являясь в обществе, большую часть времени проводил в своей библиотеке...» Какого героя характеризует такое поведение? 35. Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Иохим? 36. В повести «Слепой музыкант», кроме Петра, изображены несколько слепых персонажей. Назовите их. 37. «Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои веселые зеленые берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены». Какая русская река предстает в этом описании Короленко? Вспомните название рассказа. 38. Эмоциональным лейтмотивом какого произведения Короленко становятся слова из стихотворения А. К. Толстого? — Все это было когда-то,
39. «— Ворона, — сказал кто-то. — Медведь, — возражал другой ямщик. Мнения разделились. Одним черная точка казалась не больше вороны, другим — не меньше медведя: отдаленное однообразие этих белых подвижных масс, лениво проплывавших между высокими горами,— совершенно извращало перспективу». Из какого произведения этот диалог и кем же в действительности оказалась «черная точка»? ОТВЕТЫ 1. Вениамин Васильевич Авдиев, учитель-словесник Ровенской гимназии. 2. Петербургский технологический институт, Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева), Горный институт. 3. Климент Аркадьевич Тимирязев. 4. Исключен из Петровской академии за подачу прошения от имени студентов (содержание прошения: требование изменить режим, установившийся в учебном заведении). 5. Официальный отказ от присяги верности императору Александру III, взошедшему на русский престол. 6. Корректор, репетитор, чертежник, земледелец, сапожник. 7. Нижний Новгород, Петербург, Полтава. 8. Мемориальный музей В. Г. Короленко — в Полтаве; первым директором была дочь писателя Софья Владимировна Короленко. 9. Отмена избрания почетным академиком Российской академии наук писателя Максима Горького. 10. Николай Алексеевич Некрасов. 11. Максим Горький. 12. 13, 14, 15. Фамилии писателей, которым принадлежат процитированные высказывания о В. Г. Короленко, указаны в скобках, непосредственно после цитаты. 16. Названия статей Короленко: «О Щедрине», «Памяти Белинского», «О Глебе Ивановиче Успенском», «Воспоминания о Чернышевском», «Антон Павлович Чехов», «Лев Николаевич Толстой», «Трагедия великого гуманиста» (о Н. В. Гоголе), «И. А. Гончаров и «молодое поколение», «Всеволод Михайлович Гаршин». 17. Отклики на важнейшие общественно-политические события в России 1890—1900-х гг.: расстрел 9 января 1905 г.; истязание восставших крестьян; угнетение малых народностей, репрессии в годы реакции. 18. «Эпизоды из жизни «искателя». 19. Второе название рассказа «Чудная» — «Командировка». 20. Эвелина Людвиговна Улановская. 21. Эвелина — имя матери В. Г. Короленко и сестры. 22. Рассказ «Чудная». 23. Подзаголовок к рассказу «Река играет»; многие произведения писателя возникали как дорожные очерки. 24. Жандарм Гаврилов, герой рассказа «Чудная». 25. Рассказ «Парадокс». 26. Ян Залуский. 27. Повстанец, инсургент Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац. 28. Хозе-Мигуэль-Диац, герой очерка «Мгновение». 29. Пан Туркевич, штык-юнкер Зусайлов, профессор, Лавровский. 30. Тыбурций Драб. 31. «Ребенок родился в богатой семье Юго-Западного края в глухую полночь». 32. Анна Михайловна Попельская, урожденная Яценко. 33. «Здорова ли ты, моя голубка?» 34. Максим Яценко. 35. Деревянная дудка. 36. Слепые звонари Егорий и Роман, друг Максима Яценко Федор Кандыба. 37. Река Ветлуга, изображенная в рассказе «Река играет». 38. Рассказ «Река играет». 39. Две горные козы (рассказ «Мороз»). СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Короленко В. Г. Поли. собр. соч.: В 9т. СПб., 1914. Короленко В. Г. Избр. письма: В 3 т. М., 1982—1936. Короленко В. Г. Записные книжки (1880—1900). М., 1935. Короленко В. Г. Собр. соч.: В Ют. М., 1953— 1956. Короленко В. Г, Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. Короленко В. Г. Собр. соч.: В 5т. Л., 1989— 1991. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. М., 1994. Балабанович Е. 3. Короленко (1853—1921). М., 1947. Бартнев Вл. В. Г. Короленко — литературный критик. Иваново, 1953. Батюшков Ф. Д. В. Г. Короленко как человек и писатель. М., 1922. Буня М. И. В. Г. Короленко в Удмуртии. Ижевск, 1982. Бялый Г. А. В. Г. Короленко. М.; Л., 1983. Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. Л., 1981. Горький М., Короленко В. Сб. материалов. М., 1957. Груздев И. А. Короленко и Горький. Горький, 1948. Держан А. Б. Академический инцидент. Симферополь, 1923. Держан А. Б. Жизнь В. Г. Короленко. М.; Л., 1946. Иванов И. Поэзия и правда мировой любви. СПб., 1900. В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962. В. Г. Короленко о литературе. М., 1957. Короленко С. В. Книга об отце. Ижевск, 1968. Котов А. К. В. Г. Короленко. М., 1957. Миронов Г. Короленко. М., 1962. Негретое П. И. В. Г. Короленко: Летопись жизни и творчества 1917—1921. М., 1990. Петропавловская Н. Д. В нас входят другие, и мы входим в других... М., 1988. Писканов Н. К. От Грибоедова до Горького: Из истории русской литературы. Л., 1979. Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. М., 1974. Т. 3. Ростов Н. В. Г. Короленко. М., 1965. Сторожев А. И. История моего современника. В. Г. Короленко, Минск, 1953. Шаховская Н. Д. В. Г. Короленко. Опыт биографической характеристики. М., 1912. Статьи о В. Г. Короленко Басинский П. Р. Виртуоз добродетели // Литература. 1994. № 47. Бирюков Ф. Г. О рассказе В. Г. Короленко «Река играет» // Мастерство русских классиков: Сборник. М., 1969. Бялый Г. А. Река играет // «Вершины»: Сборник. М., 1983. Кн. 3. Каплан И. Е. Горький и Короленко // Литература. 1996. № 46. Митрофанов Н. Я писатель и политический партизан // Вечерняя Москва. 1996. 16 окт. Паперный 3. С. Буду изучать Вашу манеру (Чехов читает Короленко) // Чехов и его время М., 1977. Шенталинский В. Донос
на Сократа // Новый мир. 1996. № 11.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |