1890, 29 января (10 февраля). В семье выдающегося художника, близкого к передвижникам, буду-щего академика живописи и про-Москва фессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества Леонида Осиповича Пастернака и пианистки, ученицы А. Рубинштейна, Розалии Исидоровны Кауфман, рождается старший сын, Борис. 1894, ноябрь На домашнем концерте у Пастернаков присутствует Л. Н. Толстой; позже Борис Леонидович будет вспоминать об этой ночи как. о поворотном событии своего детства, когда музыка впервые вошла в его внутренний мир и разбудила сознание. 1901 Столкнувшись с унизительными препятствиями «процентной нормы» для учеников-евреев, Пастернак поступает в 5-ю московскую гимназию. 1903 Начало композиторства; занятия музыкальным сочинительством под руководством Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра. Одобрительные отзывы А. Н. Скрябина. 1908 Пастернак, пойдя на трагический разрыв с музыкой, поступает на юридический факультет Московского университета; в 1909г., по совету Скрябина, переводится на историч-еский, философское отделение которого закончит в 1913г. 1912, весна — лето Европейский вояж (Германия, поездка в Италию через Швейцарию), главный пункт которого — университет немецкого города Марбурга. Здесь Пастернак проводит летний семестр, посещая семинар главы марбургской философской школы неокантианства Германа Когёна; итоговый доклад Пастернака одобрен Когеном, и молодому русскому философу предложено продолжить работу в Германии. Внезапно разразившаяся любовная драма подталкивает Пастернака к давно назревавшему разрыву (резкость и бесповоротность которого он будет впоследствии несколько преувеличивать) со второй творческой страстью, философией. Занятия поэзией, которой он увлекся незадолго до Марбурга, становятся его окончательным призванием. 1913 Вместе с С. Бобровым, Н. Асеевым и другими поэтами входит в одну из футуристических групп — «Центрифуга». Первая публикация в альманахе «Лирика». 1914 Выход первой поэтической книги, «Близнец в тучах». Знакомство и восторженное общение с В. Маяковским. 1917 Выход второго поэтического сборника, «Поверх барьеров», — с цензурными изъятиями. Зима Очередная поездка на Урал и в Прикамье, работа на заводах Ушакова. Лето Увлечение Еленой Виноград, отразившееся в стихах третьей — едва ли не лучшей — пастернаковской книги «Сестра моя — жизнь» (из-за типографского кризиса издана только в 1922 г.). 1922 Начало поэтической славы; поездка к родителям в Берлин вместе с первой женой Евгенией Владимировной и маленьким сыном; мучительный выбор между эмиграцией и возвращением. 1923 Возвращение; попытка сблизиться с Левым фронтом искусства и его журналом « Леф»; сравнительно быстрое расхождение, вызванное жесткостью литературно-идеологических установок лефовцев. 1924 Начало работы над циклом историко-революционных поэм. 1926 Смерть австрийского поэта Райнера Мария Рильке, которого Пастернак считал своим учителем в литературе; незадолго перед тем возникает тройственный «роман в письмах» между Рильке, Пастернаком и живущей в эмиграции Цветаевой. 1929 Выход в свет поэтического избранного «Поверх барьеров», для которого Пастернак существенно переработал многие старые стихи. Начало нового периода пастернаковского творчества; возвращение от стихотворного эпоса в лирическую стихию. Начало работы над автобиографической повестью «Охранная грамота». 1930 Самоубийство Маяковского, трагически пережитое Пастернаком. Во время совместного летнего отдыха в поселке Ирпень под Киевом зарождается чувство к Зинаиде Николаевне Нейгауз, жене близкого друга Пастернака, выдающегося пианиста. 1931 Новая поездка на Урал в составе писательской бригады, организованная журналом «Новый мир» и газетой «Известия» и заставившая Пастернака усомниться в своей совместимости с советской литературной действительностью. Женитьба на 3. Н. Нейгауз. 1932 Выход книги «Второе рождение», воспринятой как поворот Пастернака к новой, менее метафоричной и более простой стилистике. После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидировавшего Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), лидеры которой среди прочих травили и Пастернака, поэт не произносит ожидавшиеся от него слова в «поддержку» постановления. Очередная поездка на Урал — с новой семьей; цель командировки — работа над. романом. Потрясенность увиденным — голодом, нищетой, бедствиями большинства и роскошью партийной элиты. 1933 Пастернак, долго игнорировавший писательскую жизнь, бурно включается в работу Оргкомитета по подготовке Первого съезда советских писателей. 1934 Поездка в Грузию в составе делегации Оргкомитета; дружба с грузинскими писателями, активная деятельность переводчика грузинской поэзии; начало недолгого сближения с «социалистической действительностью», надежды на ее либерализацию по «грузинскому варианту». Сотрудничество с газетой «Известия» после назначения Н. И. Бухарина ее главным редактором. Первый арест О. Э. Мандельштама; пастернаковское заступничество через Бухарина; связанный с этим телефонный звонок Сталина Пастернаку. Открытие Первого съезда советских писателей; в докладе Н. И. Бухарина о поэзии Пастернаку дана предельно высокая оценка. 1935 Начало тяжелого душевного и поэтического кризиса Пастернака, во многом вызванного двусмысленностью его положения — то ли «попутчика», То ли «официального поэта»; поездка в июне на Международный конгресс в защиту культуры в Париже — фактически по прямому приказу Сталина. Встреча с М. Цветаевой. По приезде — резкое обострение кризиса, перерастание его в тяжелый невроз. 5 декабря в «Правде» напечатан афоризм Сталина: «Маяковский был и остается лучшим, талантливым поэтом нашей эпохи»,— который Пастернак воспринимает как публичный отказ власти от мысли навязать ему эту роль. 1936 Последние надежды на либерализацию коммунистического режима, связанные с публикацией проекта новой Конституции, и окончательное разочарование в них. Пастернак получает зимнюю дачу в Переделкине, где отныне будет проходить основная часть его жизни. Работа над романом о первой русской революции и Первой мировой войне (так и оставшимся незавершенным), где должны были вновь появиться герои «Детства Люверс»; здесь впервые возникают образы будущих героев «Доктора Живаго» (Дудоров, Громеко). 1937 Отказ подписать писательское «гневное одобрение» расстрелу советских военачальников Тухачевского, Якира и других; ожидание ареста. 1941 Эвакуация семьи в г. Чистополь, на Каме. 1944 Выход поэтического сборника «На ранних поездах», составленного из стихов, написанных в конце 1930 — начале 1940-х гг.; начало преодоления многолетнего творческого кризиса. Поездка (в составе писательской бригады) в действующую армию. 1945 Начало работы над романом, получившим впоследствии название «Доктор Живаго». Вторая половина Все более напряженная переводческая деятельность; продолжение 1940-х работы над переводами Шекспира, начатой еще до войны; перевод в 1948—1949 гг. первой, а к 1953 г. и второй части «Фауста» Гете; все более слабые связи с современной советской литературой (последний прижизненный сборник Пастернака пущен под нож в 1948 г.). 1946 Первое обсуждение кандидатуры Пастернака Нобелевским комитетом; до 1950 г. выдвижение будет происходить ежегодно; вновь — в 1957 г., за год до скандала с «Доктором Живаго». 1948 В журнале «Знамя» появляется цикл пастернаковских стихотворений, входящих в состав «стихов из романа». 1950 Роман с Ольгой Всеволодовной Ивинской — последней большой дюбовью поэта. 1956, август Пастернак передает рукопись «Доктора Живаго» итальянскому радиожурналисту Серджио д'Анд-жело. 1957 Роман выходит по-итальянски в издательстве Дж. Фельтринелли. Тщетные попытки «погасить» недовольство советских властей путем издания «подцензурного» варианта «Доктора Живаго» в СССР. 1958 Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе. Травля со стороны властей, прессы и сообщества советских писателей; отказ покинуть страну. 1960, 30 июня Смерть поэта. ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ А. Н. Архангельский Внешнее осуществление Пастернака прекрасно: что-то в лице зараз и от араба и от его коня: настороженность, вслушивание,— и вот-вот... Полнейшая готовность к бегу — Громадная, тоже конская, дикая и робкая роскось глаз. (Не глаз, а око.) Впечатление, что всегда что-то слушает, непрерывность внимания и — вдруг — прорыв в слово — чаще всего довременное какое-то: точно утес заговорил, или дуб. Слово (в беседе) как прервание исконных немот. Да не только в беседе, но то же и с гораздо большим правом опыта могу утвердить и о стихе. Пастернак живет не в слове, как дерево — не явственностью листвы, а корнем (тайной). Пастернак — большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет. Ибо, по-настоящему, его еще нет: лепет, щебет, дребезг,— весь в Завтра! — захлебывание младенца,— и этот младенец — Мир. Захлебывание. Задохновение. Пастернак не говорит, ему некогда договаривать, он весь разрывается,— точно грудь не вмещает: а— ах! Наших слов он еще не знает: что-то островитянски-ребячески-перворайски невразумительное — и опрокидывающее. ...Первое, что в круговой поруке пастерна-ковских первизн нас поражает: быт. Обилие его, подробность его — и: «прозаичность» его. Не только приметы дня: часа!.. ...Наличность быта, кажется, доказана. Теперь — что с ним делать? Верней, что с ним делает Пастернак, и что он — с Пастернаком? Во-первых, Пастернак его зорко видит: схватит и отпустит. Быт для Пастернака — что земля для шага: секунды придерж и отрывание. Быт у него (проверьте по цитатам) почти всегда в движении: мельница, вагон, бродячий запах бродящего вина, говор мембран, шарканье клумб, выхлестнутый чай — я ведь не за уши притягиваю! — проверьте: даже сон у него в движении: пульсирующий висок. Быта, как косности, как обстановки, как дуба (дубовая, по объявлению, столовая, столь часто подменяемая поэтами — павловскими и екатерининскими палисандрами) — быта, как дуба, вы не найдете вовсе. Его быт на свежем воздухе. Не оседлый: в седле. Насколько Маяковский по настроениям своей поэзии близок к поэтам пролетарским, настолько Пастернак, несомненно, поэт-интеллигент. Частью это приводит к широте в его творческом захвате: история и современность, данные науки и злобы дня, книги и жизнь — все на равных правах входит в стихи Пастернака, располагаясь по особенному свойству его мироощущения как бы на одной плоскости. Но частью та же чрезмерная интеллигентность обескровливает поэзию Пастернака, толкает его к антипоэтической рефлексии, превращает иные стихи в философские рассуждения, подменяет иногда живые образы остроумными парадоксами. Когда я читаю «Сестру мою жизнь» Пастернака — я испытываю ту самую чистую радость освобожденной от внешних влияний мирской речи, черной поденной речи Лютера. Так радовались немцы в своих черепичных домах, впервые открывая свеженькие, типографской краской пахнущие, свои готические библии. ...Когда явился Фет, русскую поэзию взбудоражило серебро и колыханье сонного ручья,
Эта горящая соль каких-то речей, этот посвист, щелканье, шелестение, сверкание, плеск, полнота звука, полнота жизни, половодье образов и чувств с неслыханной силой воспрянули в поэзии Пастернака. Перед нами значительное патриархальное явление русской поэзии Фета. Величественная домашняя русская поэзия Пастернака уже старомодна.. Она безвкусна потому, что бессмертна; она бесстильна потому, что захлебывается от банальности классическим восторгом цокающего соловья. Да, поэзия Пастернака прямое токование (глухарь на току, соловей по весне), прямое следствие особого физиологического устройства горла, такая же родовая примета, как оперенье, как птичий хохолок.... Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза. У нас сейчас нет более здоровой поэзии. Это — кумыс после американского молока. Книга Пастернака «Сестра моя жизнь» представляется мне сборником прекрасных упражнений дыханья: каждый раз голос ставится по-новому, каждый раз иначе регулируется мощный дыхательный аппарат. Детство, не хрестоматийное «детство», а детство как поворот зрения, смешивает вещь и стих, и вещь становится в ряд с нами, а стих можно ощупать руками... Своеобразие языка Пастернака в том, что его трудный язык точнее точного,— это интимный разговор, разговор в детской... Недаром «Сестра моя — жизнь» — это в сущности дневник с добросовестным обозначением места («Балашов») и нужными (сначала для автора, а потом и для, читателя) пометками в конце отделов: «Эти развлечения прекратились, когда, уезжая, она сдала свою миссию заместительнице»... Поэтому у Пастернака есть прозаичность, домашняя деловитость языка — из детской: Небо в бездне поводов, Чтоб набедокурить. Языковые преувеличения у Пастернака тоже из Детского языка: Гроза моментальная навек. ...Отсюда и странная зрительная перспектива, которая характерна для больного,— внимание к близлежащим вещам, а за ними — сразу бесконечное пространство: От окна на аршин,
...Поэтому запас образов у Пастернака особый, взятый по случайному признаку, вещи в нем связаны как-то не очень тесно, они — только соседи, они близки лишь по смежности; и случайность оказывается более сильною связью, чем самая тесная логическая связь... Вот это-то «ощущение связности человеческих существований», по убеждению Пастернака, исчезло из жизни. События, стрясшиеся с начала Первой мировой войны, лишили человечество третьего измерения — измерения глубины. ...И поскольку он всю жизнь знал, что связь с миром реальности обеспечивается искусством, он знал и причину этой утечки. Она состояла в вытравливании подлинного искусства из жизненной ткани. А без искусства, по его мнению, засоряются каналы, соединяющие человека с миром истины, действительлость растворяется миражом, человек и общество в целом гибнут от духовного истощения. ...Словарь первых стихотворений Пастернака буквально перенасыщен словами, по тем или иным признакам бросающимися в глаза, — неологизмами, архаизмами, диалектизмами, вообще редкостными речениями всех родов, как бы яркими лексическими пятнами. Яркость их подчеркнута густо положенными созвучиями. Рифма используется как мощный комплект энергии стиха... Манделыптамовский словарь отмерен с поражающей скупостью... Ключевые слова и обороты переходят из одного текста в другой (в частности, из стихов в прозу)... Соответственно, исключены чересчур приметные рифмы, например, экспериментальные... ...Традиция учит, что есть два пути познания Бога... В первом случае к Богу восходят от вещей в совокупности признаков последних, во втором — через последовательное отрицание признаков и столь же последовательное отрешение от вещности. Пастернак ближе к первому; Мандельштам ближе ко второму... Физическое ощущение от Пастернака — густота, от Мандельштама — разреженность... Еще важнее другое: мандельштамовская поэзия тяготеет к выделению признаков, которые на языке традиции аристотелизма именуются «субстанциальными», сущностными... Напротив, символ веры Пастернака — уравнивание случайного с сущностным: «чем случайней, тем вернее». «Вещам обихода» придан статус поистине космический; вспомним заоконные «стаканчики купороса», за которыми «никого не бывало и нет». Дистанция между бытом и бытием у Пастернака до конца упразднена: не просто обиход, но, что особенно трудно для поэзии, интеллигентский обиход, например, консерваторский, до «ковровой дорожки» и даже «московских светил» включительно, без малейшего препятствия становится у него равноправной составляющей лирической темы... Сама судьба поставила его в позицию созерцателя и столкнула в поэтическом характере Пастернака две — по видимости несовместимые — черты. Готовность «крупно» сразиться с жизнью, ринуться против ее стихии в заведомо ,неравный бой, поражение в котором величественнее победы. И — стремление остаться на своеобразной «обочине», вне точки скрещения слепых социальных сил. Сознание опасности «вакансии поэта» — и решимость в конце концов занять ее. Герои «Доктора Живаго» испытываются огнем русской революции, которую Пастернак считал поворотным событием в судьбах века. Они занимают по отношению к ней разные позиции — и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы. Они могут оказаться милыми середнячками, если предпочтут мужеству личного отношения к происходящему соблазн растворения в обывательском «общем мнении»,— как друзья детства Юрия Андреевича, Миша Гордон и Ника Ду-доров. Они могут сложить голову ни за что ни про что, ринувшись в самую гущу событий, смело, безоглядно, но опять же подчинившись массовому порыву — как Стрельников-Антипов. Но они могут и пройти сквозь огненное колесо Истории своим путем, как проходит (в этом совпадая с автором романа) Юрий Андреевич Живаго. Такой путь не сулит победы в финале, не избавляет от роковых ошибок и позора (Живаго, почувствовав в своей возлюбленной Ларе жажду разрыва, попросту отдает ее в руки Комаровскому, ее «злому гению» с юных лет). Но только этот путь достоин человека и его призвания в мире. Во всяком случае, если этот человек — художник. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ 1. «Верю я, придет пора— силу подлости и злобы одолеет дух добра» (Б. Пастернак). 2. «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей» (по роману «Доктор Живаго»). 3. «Ты вечности заложник у времени в плену» (Б. Пастернак). 4. Идеал поэта в творчестве Б. Пастернака. 5. Философские мотивы лирики Б. Пастернака. 6. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (Б. Пастернак). 7. «...Пред чудом женских рук...» (Тема любви в лирике Б. Пастернака.) 8. «...Когда любит поэт, влюбляется бог неприкаянный» (Тема любви и творчества в поэзии Б. Пастернака.) 9. Природа в лирике Б. Пастернака. 10. Музыка в творчестве Б. Пастернака. 11. Авторская позиция и способы ее выражения в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». 12. Проза Б. Пастернака — «проза поэта» (музыкальность, живописность, метафоричность языка романа «Доктор Живаго»). 13. Женские образы и их значение в романе «Доктор Живаго». 14. Интеллигенция и революция в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». 15. «Спор нельзя решать железом...» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»). 16. «Не утешайтесь неправотою времени...» (Б. Пастернак). (Проблема личной ответственности человека в произведениях Пастернака.) 17. Единство «нравственного и физического мира» в творчестве Б. Пастернака. ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ «СПОР НЕЛЬЗЯ РЕШАТЬ ЖЕЛЕЗОМ...»
Г. «Мы дети страшных лет России...» (А. Блок). Революция и права личности в решающие периоды исторического развития в романе «Доктор Живаго». П. «Хождение по мукам» русского интеллигента Юрия Живаго. 1. История довоенной жизни Юрия Живаго, «чувство равенства со всеми живущими». 2. Изображение событий Первой мировой войны .как причины и истока «всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий», т.е. революции и Гражданской войны. Судьба красного партизана Памфила Палых. 3. Неприятие «всеобщего счастья, если в его основание положена хоть одна «слезинка» ребенка —итог поисков истины главного героя Юрия Живаго: а) символический смысл эпизода с «Живыми помощами» (стихи из 90-го псалма) в ладанке на груди и у красноармейца и у белогвардейца; б) тема любви и ее роль в романе; в) «...Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку». III. Счастье нельзя навязать силой. Нет готовых рецептов счастья, каждый человек его ищет сам. Необходимо отказаться от привычки «освобождать и осчастливливать, особенно тех, кто об этом не просит», — основной нравственный вывод романа. «Я ВЕСЬ МИР ЗАСТАВИЛ ПЛАКАТЬ НАД СУДЬБОЙ
СТРАНЫ МОЕЙ»
I. Преследования и гонения писателя в связи с выходом романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии. «Я пропал, как зверь в загоне... А за мною шум погони. Мне наружу хода нет» (Б. Пастернак. «Нобелевская премия»). II. Трагедия Юрия Живаго — трагедия целого поколения русской интеллигенции, захваченной бурей, вихрем, метелью революционных лет. «Мело, мело на всей земле / Во все пределы...» 1. Своеобразие изображения «страшных лет России» в романе Б. Пастернака. 2. Роман «Доктор Живаго» — «духовная автобиография Б.Пастернака» (Д.С.Лихачев), который и в прозе остается лириком. 3. «Впускать в себя эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь», — жизненное кредо главного героя романа. 4. «А я стою один меж ними... и всеми силами своими молюсь за тех и за других» (М. Волошин). . 5. Величие и сложность образа России в романе («Россия его несравненная... мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзя предвидеть»). 6. Символическое значение образа Лары Гишар. Ее оценка в письмах В. Т. Шаламова к Б. Пастернаку. 7. Понимание Б. Пастернаком исторического процесса как части Природы, в котором человек участвует помимо своей воли. Сопоставление судеб Живаго и Стрельникова. 8. Зажженная свеча — символ творческого огня, проникающего в души людские и освещающего их пламенем высокой духовности. «Свеча горела на столе, / Свеча горела...» III. Место творческого наследия Б. Пастернака в «смуте» наших дней. «Вы — совесть нашей эпохи... Вы — честь времени... Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили» (В. Т. Шаламов, письма к Б. Л. Пастернаку). Гуманистический смысл творчества Б. Пастернака. Верю я, придет пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Б. ПАСТЕРНАКА I. Трагическая судьба поэта в тоталитарном обществе. 1. «Вы — совесть нашей эпохи — то, чем был Лев Толстой для своего времени» (В. Шаламов). 2. «Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили» (В. Шаламов. Из писем Б. Пастернаку). II, Многообразие жанров, сложность и философская глубина творческого наследия Б. Л. Пастернака. 1. Раннее творчество. Пересечение символизма и футуризма в лирике ранних лет. 2. «Восхождение к сути». Правдивость, высочайшая степень художественной выразительности в стихах и прозе. 3. Предельная требовательность к себе как к художнику. «Цель творчества — самоотдача». 4. «Когда любит поэт...» Своеобразие любовной лирики Б. Пастернака: слияние личностного и всеобщего, конкретного и отвлеченного, реального и идеального. а) «Любить иных— тяжелый крест...» Любовь — основа жизни, постижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия. Роль метафор и эпитетов в стихотворении. б) «Никого не будет в доме.../Ты, как будущность войдешь». Призрачность и обещание счастья, музыкальность, ассоциативность стихотворения. в) «Я тоже любил...» Возвышающая сила любви, преодоление суеты, пошлости мира. 5. Философское осмысление роли человека на земле, тонкость психологического анализа страстей и заблуждений человека. 6. Единосущность человека и Природы в поэзии Б. Пастернака. III. Гуманизм творчества Б. Пастернака. Призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, чтобы не нарушить гармонию жизни. «Она (жизнь) сама... непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало...» (Б. Пастернак). Б. ПАСТЕРНАК И ЕГО ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ «ДОКТОР ЖИВАГО» I. Особенности характера и драматизм судьбы. П. Б. Пастернак и его время. 1. Восприятие революции как стихии. 2. Приоритет в творчестве общечеловеческих ценностей. 3. Абсолютная человеческая и творческая свобода. 4. Закономерность неприятия поэта советской действительностью. III. Юрий Живаго и роман о нем. 1. «Доктор Живаго» — «духовная автобиография Пастернака» (академик Д. С. Лихачев). 2. Трагическая судьба независимой личности в период исторических катаклизмов. 3. Гимн живой жизни, свободе и человеческому достоинству — проклятие насилию, догме, всем и всяческим схемам. 4. Мировое признание (присуждение писателю Нобелевской премии) и беспрецедентная травля поэта в советской прессе («Я пропал, как зверь в загоне...»). IV.Смерть и бессмертие: Я в гроб сойду и в третий день восстану,
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ 1. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней...» Кого из композиторов больше всех любил Б. Пастернак? 2. Восстановите строфу: смуте, пути, всем, в, работе, сути, сердечной, хочется, во, мне, дойти, поисках, в, до, в, самой. 3. В каком произведении Б. Пастернак рассказал о «свежести первой встречи» с В. Маяковским и о своем восхищении его ранним творчеством? 4. «У Бориса Леонидовича было два молодых друга — мальчики лет четырнадцати-пятнадцати, с которыми он многое обсуждал «на равных». Ими он гордился и часто о них рассказывал. Один из этих мальчиков был ..., вторым — Вячеслав Иванов» (из воспоминаний Н. Нейгауз). Как звали первого «молодого друга» Б. Пастернака, ныне известного поэта? 5. В годы, когда творчество Б. Л. Пастернака было в России под запретом, чтобы прокормить семью, он обратился к переводческой деятельности. Кого из мировых классиков переводил Б. Пастернак? Назовите произведения. 6. Восстановите строки: некрасиво, ввысь, знаменитым, не, поднимает, быть, это. 7. Чьи это слова о Б. Пастернаке: Он награжден каким-то
8. Восстановите строфу: горит, февраль, плакать, достать, и, навзрыд, писать, пока, слякоть, черною, чернил, весною, о, грохочущая, феврале. 9. Какая строчка из стихотворения Б. Пастернака «Единственные дни» стала заглавием известного романа современного писателя? 10. По какому поводу написаны следующие стихи Б. Пастернака: Я пропал как зверь в загоне,
11. Какие стихотворения из сборника «Сестра моя — жизнь» посвящены М. Ю. Лермонтову? 12. Восстановите строки: должен, победы, но, сам, не, отличать, пора-женья, от, ты. 13. Это — щелканье сдавленных льдинок, Это — ночь, леденящая лист, Это—двух соловьев поединок... Что это— «это»? 14. Кому посвящены эти строки: Мне кажется, я подберу слова, Похожие на вашу первозданность. Таким я вижу облик ваш и взгляд,
15. Восстановите строфу: в, заложник, не, сну, ты, не, художник, спи, не, времени, у, предавайся, плену, вечности, спи. 16. Как Б. Пастернак в своих стихах сформулировал цель творчества? 17. Восстановите строфу: жизнь, равносилен, прекрасна, иных крест, а, без, любить, ты, тяжелый, прелести, и, секрет, извилин, разгадке, твоей. 18. «...чистейшая как хрусталь, сверкающая как камни ее свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался портрет ее, портрет чистоты, которую никакая грязь никаких комаровских не очернит и не запачкает... Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго...» Кто из писателей, прошедших через сталинские лагеря, дал такую оценку героине романа «Доктор Живаго»? 19. «Я скажу до свиданья стихам, моя мания, Я назначил вам встречу со.мною в романе», — написал Б. Пастернак в 1917 г. В каком романе эта встреча состоялась? 20. Каково было первоначальное заглавие романа «Доктор Живаго»? ОТВЕТЫ 1. Композитор А. Н. Скрябин. 2. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. 3. В «Охранной грамоте». 4. Андрей Вознесенский. 5. Шекспира «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Макбет», Гете «Фауст», .стихи Верлена, Кальдерона и др. 6. Быть знаменитым некрасиво, Нe это поднимает ввысь. 7. Анны Ахматовой. 8. Февраль. Достать Чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд. Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. 9. «И дольше века длится день...» — название романа Чингиза Айтматова. 10. По поводу опубликования романа «Доктор Живаго» и присуждения Б. Пастернаку Нобелевской премии. 11. «Памяти Демона», «Про эти стихи», «Девочка». 12. Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. 13. Это— Поэзия («Определение поэзии»). 14. Анне Ахматовой («Анне Ахматовой», 1929). 15. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену. 16. Цель творчества — самоотдача. 17. Любить иных -— тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. 18. Варлам Тихонович Шаламов. 19. В романе «Доктор Живаго». 20. Один из первоначальных вариантов назывался «Свеча горела». СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Пастернак Б. Л. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989— 1992. Зарубежная поэзия в переводах Б. Л. Пастернака. М., 1990. Письма Б. Л. Пастернака к жене 3. Н. Нейга-уз-Пастернак. М., 1993. Письма к Е. В*. Пастернак // Знамя. 1996. № 1—2. Переписка с О. Фрейденберг. Нью-Йорк; Лондон, 1981. [Частично перепечатано: Дружба народов. 1988. № 7—10; см. также книгу «Переписка Бориса Пастернака»]. Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. М., 1990. Переписка Бориса Пастернака. М., 1990/ Изд. подгот. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернак; Предисловие Л. Я. Гинзбург. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993. / Изд. подгот. Е. В. Пастернак, М. И. Фейн-берг. Ивинская О. В. В плену времени. Париж, 1978. (Перепечатано: Вильнюс. 1990. № 1—12). Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., 1989. Флейшман Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Мюнхен, 1981. Флейшман Л. С. Борис Пастернак в тридцатые годы. Иерусалим, 1984. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990. Раскат импровизаций: Музыка в творчестве, судьбе и доме Бориса Пастернака. Л., 1991. Баевский В. С., Береговская Э. М. Формы выражения авторского сознания в поэзии Вер-лена и Пастернака // Проблемы автора в ху- дожественной литературе. Устинов, 1985. С. 134—139. Борисов В. М. Имя в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» // «Быть знаменитым некрасиво...» Пастернаковские чтения. Вып. I. М., 1992. С. 101—109. Борисов В. М., Пастернак Е. Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. 1988. № 6. Распаров М. Л. Рифма и жанр в стихах Б. Пастернака // Рус. речь. 1990. № 1. Лихачев Д. С. Звездный дождь // Проза Б. Пастернака разных лет // Пастернак Б. Л, Воздушные пути. Проза разных лет. М., 1983. Окутюрье М. Об одном ключе к «Охранной грамоте» // Boris Pasternak. 1890—1960. Paris, 1979. P. 337—349. Подгаецкая И. Ю. Пастернак и Верлен // De visu. 1993: № 1 (2). С. 47—56. Раевская О. Борис Пастернак и Марина Цветаева: К истории дружбы // Вестник РСХД. 1971. №100. Якобсон Р. О. О прозе поэта Пастернака//
Якобсон Р. О. Работы, по поэтике. М., 1987. С. 324—338.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |