План: 1. Задачи спортивной психологии; 2.Спорт и водные процедуры; 3.Электростимулирование; 4.Ионизация воздуха; 5. Аэроионизация; 6.Психология в спорте; 7. Заключение; 8. Список литературы
Современный профессиональный спорт невозможно представить без спортивной психологии, без стимулирования спортсменов. В наши дни этому уделяется огромное количество внимания. Первоочередная задача спортивной психологии- разработка эффективных практических методов психологической подготовки, которые помогали бы спортсменам приспособиться ко все более интенсивным нагрузкам на тренировках и соревнованиях. Притязания спортсмена зависят прежде всего от предстоящей результативности, которую у спортсмена можно в зависимости от времени выразить регрессивной чертой.В данной работе рассмотрено несколько методов и приемов, которые иногда используются при психологической подготовке спортсменов. Эти приемы и методы оказались действенными, хорошо себя зарекомендовали. Они способствуют повышению уровня психической активности, сохранению психической и моторной работоспособности, более быстрому восстановлению психической энергии, затраченной спортсменами на специфические усилия, и в целом укреплению умственной работоспособности. Кроме того, эти методы не являются единственно определяющими. Они имеют гигиеническое, профилактическое, лечебное значение, оказывающее воздействие в более широком плане - содействуют формированию физически крепких людей, способных преодолевать любые трудности. Из множества существующих приемов мы используются только те, которые отвечают требованиям следующей триады: положительный эффект, отсутствие побочных эффектов, доступность и легкость применения. Водные физиотерапевтические процедуры производят успокаивающее и расслабляющее действие. При правильном применении они оказывают большое влияние на психическую сферу спортсмена. Положительное воздействие водных физиотерапевтических методов значительно повышается, если при их применении учитываются два основных типа соматопсихической реактивности :
Теплые или холодные водные процедуры, применяемые в соответствии с этими двумя типами психической реактивности, оказывают прямое или косвенное положительное воздействие на всю центральную нервную систему. В последнее время все больше практикуется ионизация воздуха. Ионизация воздуха- это процесс, при котором частицы, присутствующие в воздухе, двигаясь в электрических полях, обусловливают электрическую проводимость. Известно, что смесь газов, входящих в состав атмосферы, с точки зрения теории электричества является нейтральной. Превращение нейтральных атомов или групп атомов в ионы, которые обладают электрическим зарядом из-за потери или поглощения электрона, и является процессом ионизации. Ионизацией воздуха серьезно заинтересовались исследователи, так как было замечено, что смесь газов в воздухе или аэрозолей, несущих различные электрические заряды, способна вызывать определенные изменения в процессах жизнедеятельности организма. Проведенные исследования показали, что отрицательные ионы оказывают положительное воздействие на организм. Ионизация воздуха может произойти как естественным путем, благодаря действию некоторых факторов (дождь, движение воды в горных потоках, электрические разряды и т. п.), так и искусственным путем при помощи специальных аппаратов (термоэлектрических, гидродинамических, аппаратов, дающих слабый электрический разряд, генераторов радиоактивных ионов и т. д.). Как же происходит воздействие ионизации на организм ? Положительные эффекты ионизации воздуха на организм обусловливаются определенной концентрацией отрицательных ионов и временем их воздействия. К настоящему времени собран богатый фактический материал о воздействии ионизации воздуха на человеческий организм. Ценный вклад в это внесли исследования, проведенные в России, США, ГДР, Италии, Франции и Румынии. Сфера биологического воздействия ионизации воздуха очень широка. Она охватывает основные системы жизнедеятельности организма — сердечно-сосудистую, процессы дыхания и обмена веществ, физико-химические и морфологические свойства крови, эндокринное функционирование и основные свойства нервной системы. Ионизация воздуха экспериментально применялась во многих странах как фактор, способствующий повышению работоспособности спортсмена. Эти исследования показали, в частности, что отрицательная ионизация воздуха оказывает благотворное воздействие на мускульную силу, вызывая повышенную физическую сопротивляемость статической и динамической нагрузке и увеличивая скорость восстановительных процессов после выполнения тяжелой работы. Человечеством накоплено многочисленные данные свидетельствующие о положительном биологическом воздействии отрицательной ионизации на организм, побудили исследователей к изучению в экспериментальных условиях возможностей применения аэроионизации и как фактора интенсификации нервно-психических возможностей спортсменов. Проанализировав экспериментальные данные, полученные до и после сеанса воздействия ионизации, выявил следующие положительные эффекты:
Отрицательные ионы вызывают у больных людей состояние субъективной умиротворенности, внутренней успокоенности, хорошее настроение. Исходя из этого, использование отрицательной ионизации при состояниях усталости и психической депрессии. После воздействия отрицательной ионизации пациенты с психологической точки зрения были более активны. Спортсмены, подвергшиеся ионизации выявили сдержанную, последовательную психологическую картину воздействия отрицательной ионизации, характеризующуюся состоянием психического оживления, подвижности, гибкости умственных процессов с более быстрым протеканием сенсомоторных процессов. При кратковременном, легком воздействии отрицательных ионов люди приходят в состояние покоя и психического равновесия. Состояние расслабления и покоя. В противоположность психической сфере, где отмечается подвижность и “ясность” умственных процессов, в психомоторной области наблюдаются эффекты расслабления. Под влиянием аэроионизации быстрота действия верхних конечностей и сила сжатия динамометра были меньше по сравнению с измерениями, проведенными в начале опыта. Все это результат появления состояния нервно-мускульного расслабления, свидетельствующий о возможностях вызывать спад напряженности и вхождение в состояние более глубокого отдыха нервно-мышечных групп. После воздействия ионизации, время которой варьировалось от 15 мин. до 1 часа, скорость выполнения и сила сгибательных мышц спортсменов восстановились до первоначальной величины, а иногда и превосходили ее. Проявление психического успокоения, вызываемого мускульным расслаблением, с психологической точки зрения несет положительный эффект. Время психомоторной реакции является показателем, который особенно часто используется при исследованиях, проводимых среди спортсменов. Минх и другие советские авторы отмечают, например, уменьшение времени реакции после воздействия аэроионизации. Кнолль и его сотрудники, используя генераторы радиоактивных ионов, исследуя действие ионизации во время реакции на простые раздражения, отметили, в частности, изменения быстроты реагирования при концентрации легких атмосферных ионов. Результаты, однако, колеблются в зависимости от реактивности субъектов. Американские авторы сравнивают воздействие ионизации с действием психотропных лекарств — кофеина и никотина. Исследования Кнолля подтверждают более раннее положение Бисса и Вейдемана, согласно которому действие атмосферных ионов зависит от механизма и гомеостатического состояния организма. Ионизация действует на время психомоторной реакции в основном как катализатор. В проведенных экспериментах, время реакции постоянно улучшалось. По мнению некоторых специалистов, противоречивые результаты, полученные Кноллем, объясняются изменением знака электрических зарядов ионизации на протяжении одного и того же эксперимента, что и определяет противоположные эффекты. Положительное воздействие на умственные процессы и состояние бодрости. Хаппель отмечал, что умственные процессы, измеренные при психологических проверках, под воздействием отрицательных ионов улучшаются. Мы также проследили воздействие ионизации воздуха на процессы памяти и отметили, что процесс быстрого запоминания постоянно улучшается. Во время всего эксперимента было обнаружено и улучшение концентрированного и распределенного внимания, а также повышение точности психомоторной деятельности. Упомянутые положительные эффекты проявлялись очень быстро еще во время проведения опыта, сохраняясь затем в течение некоторого времени, которое изменялось в зависимости от особенностей каждого человека. Большой интерес представляют наблюдения, связанные с влиянием отрицательной аэроионизации на психические состояния. Так, анализируя поведение спортсменов чем-то взволнованных, которое контролировалось на протяжении всего экспериментального цикла и регистрировалось в ежедневных хронограммах, не было отмечено отрицательных изменений. Напротив, появились положительные эффекты, выражающиеся в появлении некоторого “светлого” психического состояния. Замеченный эффект имеет важное практическое значение для тех видов спорта, которые требуют особого нервного напряжения. Несмотря на то, что ведутся многочисленные исследования, объяснения механизма воздействия ионизированных газов на нервно-психическую деятельность до сих пор еще не дано. Одни придерживаются того, что нервно-рефлекторное действие ионов осуществляется через дыхательные пути. Другие считают, что они непосредственно воздействуют на нервную систему. Противоположной точки зрения придерживается Эдстрем. Он объясняет воздействие ионов на нервно-психическую сферу первоначальным действием ионов на вегетативную нервную систему, посредством которой отрицательные ионы вызывают расширение капиллярных кровеносных сосудов. Как следствие этого наступают успокаивающее действие отрицательной ионизации на кору головного мозга, состояние расслабления и психического покоя. Таким образом, на основе исследований, проведенных учеными различных стран, можно полагать, что аэроионизация является физиотерапевтическим методом, который следует включать в арсенал средств, способствующих развитию физических возможностей спортсмена. Говоря об электростимулировании, нужно отметить, что оно не использовалось в спортивной или медико-спортивной практике как фактор нервно-психического укрепления. В лечебных же целях оно занимает признанное место и с успехом применяется при различных клинических заболеваниях, в том числе и психических. В лаборатории Исследовательского центра Национального совета по физическому воспитанию и спорту был создан специальный аппарат, который позволил применить стимулирование при помощи электрического тока в специальных условиях для укрепления основных свойств нервной системы и, предположительно, психической деятельности. В этом аппарате стимулы образуются с помощью генератора низкой и средней модулированной частоты (синусоидальной и полусинусоидальной). Общей схемой применения является нейромускульное стимулирование, напряжение мускульной массы и успокаивающие эффекты путем расширения кровеносных сосудов в тех местах, которые подвергались воздействию. Психический эффект является косвенным, вызванным общим или местным расслаблением, которое, вызывая мускульную релаксацию, предопределяет появление состояния психического покоя с успокаивающими эффектами нервной системы. С психологической точки зрения эффект подобен психическому состоянию, вызванному при помощи произвольного, частичного, положительного расслабления, достигнутого по методу Якобсона, с тем отличием, что эффект биостимулирования достигается немедленно. Этот аппарат имеет то преимущество, что он производит ионизацию некоторой нейротропической субстанции, которая усиливает успокаивающее действие нервно-мускульного расслабления спортсменов. При этом отмечалось улучшение некоторых психофизиологических функций (положительное воздействие на память, время реакции, состояние бодрости, а также на устранение или исправление нежелательных явлений, таких как головные боли, бессонница, состояние нервозности и т. д.). Психотерапия — это совокупность приемов лечения болезней психологическими средствами. Применение ее в большом спорте ограничено прежде всего из-за несовместимости занятий спортом и психических болезней. Однако мы некоторые авторами (Уайтин, Гомбравелла, Оджилви, Гошек) допускают, что иногда и в спортивной практике возникают психические расстройства подобные неврозам, которые снижают уровень спортивной деятельности. Однако понятие “психотерапия” в данном случае рассматривается более глубоко, придавая ему несколько специализированное содержание, в которое включаются методы предупреждения и устранения психических проявлений, мешающих спортивной подготовке или снижающих результаты. Психологическое обеспечение в спорте также характеризуется взаимопроникновением психотерапии и психопедагогики. На основе многочисленных исследований, проведенных в разное время, необходимо отметить, что психотерапия не является методом, применяемым на основе какой-либо технологии. Пока еще нет точной кодификации механизма воздействия и, следовательно, результаты не лишены ошибок. Неясности, которые существуют в психотерапии, объясняются отсутствием объективного, точно измеренного критерия, который мог бы быть подвергнут научному анализу. И все-таки психотерапия может и должна быть применена в спорте. Выбор метода зависит от вопроса, который требуется решить.Возможности применения психотерапии в спортивной работе. В спортивной работе относительно часто встречаются ситуации, при которых может быть применена психотерапия. Некоторые авторы требуют обязательного присутствия психотерапевта в каждой команде, объясняя это тем, что большой спорт волей-неволей рождает и некоторые отрицательные психические реакции. Гошек и Гомбравелла часто отмечали появление тревожащих состояний в моменты наивысшего спортивного напряжения, что обусловливает необходимость борьбы за их устранение, в том числе и средствами психотерапии. Психотерапия может быть применена в любом случае потери приспособляемости (многообразные ситуации с проявлением чисто патологических и предельных психических состояний, которые отрицательно влияют на спортивную подготовку) у спортсмена или спортивной группы. Конечно, областью применения психотерапии являются различные виды признаков вялости, психических реактивных состояний, вызываемых трудностями на тренировках и нервным напряжением на больших соревнованиях. Областью применения психотерапии являются разнообразные стертые формы психогенного восстановления, часто встречаемого в период перед соревнованиями. Кроме того, психотерапия применяется, когда необходимо устранить психические явления отрицательного характера, которые появляются в трудных ситуациях и могут приобрести постоянный характер. Из нашего опыта мы можем вспомнить так называемые случаи ятрогений, вызванные у спортсменов внушениями со стороны руководителей, тренеров, прессой или публикой. Речь идет о том, что иногда неудовлетворительное поведение спортсмена объясняется неудовлетворительностью психического приказа, не всегда во всем реального, который может создать иногда очень острое осознание этой недостаточности, которую спортсмен фиксирует, давая ей собственное объяснение. Это сходно с процессом, который профессор Лурия назвал когда-то “внутренней картиной болезни”, т. е. собственным представлением субъекта о своем состоянии, возникшим в результате чрезвычайно сложного процесса, обусловленного чувствительностью спортсмена, силой его воображения и способностью к интерпретированию. Свойства и формы психотерапии. Особенности применения психотерапии еще не совсем ясны из-за отсутствия точности методов. Упор делается за применение различных форм психопедагогики, осуществление психотерапии воспитательными средствами, так как они имеют то преимущество, что понятны тренерам и не требуют лабораторной техники. В первую очередь следует использовать приемы, основанные на “курсе лечения доверием” (советы, разговоры, убеждения и принуждение, демонстрация). Они применяются тренерами и не вызывают у спортсменов никаких предубеждений. В информационном плане мы хотим подчеркнуть, что сейчас делаются попытки применить в спортивной работе методы терапии поведения. Отправной точкой при этом является то, что невротическое поведение - это стойкий навык неадаптированного поведения, установленного путем изучения физиологически нормального организма. И хотя данное утверждение верно, терапия поведения имеет ограниченные возможности применения. В спортивной работе хорошие результаты может дать такой метод психотерапии, когда спортсмену даются объяснения тех психических явлений, которые могут появиться или которые уже беспокоят его. Данные формы воздействия применялись для устранения таких отрицательных психических проявлений, как чувство недовольства внутри коллектива, неприязни, когда в группе отсутствовало взаимопонимание, доверие, возникали конфликты между спортсменами. Подобные отрицательные психические проявления не могут быть решены тренерами обычными воспитательными средствами, имеющимися в их распоряжении. Исследователи получали хорошие результаты при кратковременном применении групповой психотерапии перед соревнованиями тогда, когда была проведена предварительная психологическая подготовка. Опросы, проведенные нами с помощью теста ММПИ, применяемого в спортивной работе, показали, что сеансы психотерапии перед соревнованиями помогают преодолевать состояния тревоги или подавленности, способствуют появлению ясности мышления, ослаблению напряженности в движениях. Действие психотерапии может быть ускорено, если использовать различные слуховые и визуальные средства. Записанные на магнитофонную видеоленту формулы психотерапии способствуют достижению единства спортивной группы, появлению веры в силы своей команды. Касаясь применения групповой психотерапии, обратим, однако, внимание на появление феномена “привычки” в случае регулярного применения ее перед каждым соревнованием. В этих случаях отмечено появление отрицательных эффектов. В таких ситуациях необходимо применять только индивидуальную психотерапию, для всей команды рекомендованно проводить сеансы периодически Индивидуальная психотерапия. Эта форма применяется для воздействия на спортсменов, которые подходят под принцип “случай-проблема”. Речь идет о спортсменах, находящихся в нормальном состоянии, но которые из-за отдельных индивидуальных особенностей личных качеств не могут осуществить двигательный специфический акт во всю силу своих возможностей. При этом мы выделяем субъектов, затруднения которых связаны с отсутствием веры в собственные силы, боязливых и “нервных”, “сложных”, “с мрачными мыслями”, появляющимися накануне соревнований, людей, психика которых в решительные моменты блокируется. Задача психотерапевтов в том, чтобы помочь этим людям успокоиться, расслабиться, укрепить веру в собственные силы, способствовать появлению у них уверенности в себе и т. д. Хорошие результаты были получены при работе с группой спортсменов, общеобразовательный уровень которых был невысоким. Путем их психологического обучения, ознакомления спортсменов с основными психологическими аспектами спортивной жизни, механизмом и законами психической деятельности постепенно удалось создать у них необходимые навыки самоанализа повседневно испытываемых трудностей психологического порядка. Первые попытки самоанализа поведения были проведены с помощью психолога, затем спортсмены сами анализировали свои поступки, осуществляя настоящую психическую самотерапию, акт освобождения от внутреннего напряжения путем осознания и объяснения причин, которые вызвали его. Такая разновидность индивидуального воздействия является наилучшей, ибо в аналитических формах личной психотерапии может появиться опасность проявления некоторых состояний преувеличенной зависимости спортсмена от психолога, которая в сложных условиях может вызвать нежелательные психические явления в том случае, когда психотерапевта нет поблизости или он отсутствует. Групповая психотерапия. Возможно, наше мнение о том, что коллективные обсуждения, лекции и культурно-просветительная работа, проводимая со спортсменами, - это групповая терапия, покажется претенциозным. Тем не менее вся эта работа является чрезвычайно благоприятным фоном для применения более тонких психотерапевтических приемов, которые направлены обычно на тех спортсменов, кто не поддается индивидуальному воздействию. Мы отличаем две разновидности групповой психотерапии по результатам воздействия: воздействие индивида при помощи коллектива и воздействие группы, рассматриваемой как единое целое. Проведение психотерапии должно происходить при следующих условиях: . 1. Умение психотерапевта установить контакт с субъектом. Это предполагается сделать в начальный период испытательного срока, когда психотерапевт принимает условия, молчаливо поставленные пациентом, позволяя, таким образом, осуществить постепенный переход к более эффектному воздействию. При этом условии (первичные отношения - “воздействующий испытуемый”) складывается схема дальнейшего воздействия на субъект. 2. Во всех случаях воздействия на субъект должны быть соблюдены такие этические нормы, как сохранение тайны, уважение к личности спортсмена, гарантия психического спокойствия и безопасности внутренней жизни субъекта. Психотерапевтический метод, который используется в медицинской практике- аутогенная тренировка. Она определена ее автором Шульцем как “процесс сконцентрированного самоотключения”. Данный метод позволяет достигнуть состояния аналогичного сну, характеризующегося расслаблением и внутренним спокойствием. Использованный вначале в психиатрической клинике метод стал завоевывать популярность благодаря своим успешным, часто захватывающим результатам. В настоящее время аутогенная тренировка стала методом психологической подготовки здоровых людей, выполняющих задачи, требующие максимального использования их физических и психических возможностей. Среди самых недавних случаев применения аутогенной тренировки — использование некоторых ее вариантов при подготовке космонавтов (для преодоления состояний одиночества, боязни, грусти и т. д.). В некоторых странах аутогенная тренировка успешно применяется при подготовке спортсменов к большим соревнованиям, и при этом достигаются убедительные результаты. Специальная литература отмечает, что аутогенная тренировка оказывает многочисленные положительные воздействия на психику и организм спортсмена: способствует появлению состояния покоя и точности движений путем снятия состояния психического напряжения; усиливает самоконтроль, который устраняет состояние робости, страха, боязни, паники; предупреждает усталость и бесполезную затрату нервной энергии, увеличивая, в частности, сопротивляемость состояниям стресса; регулирует мускульный тонус и вегетативные функции организма и т. д. С психологической точки зрения отмечалось, что освобождение от состояния психического напряжения позволяет использовать существующий потенциал субъекта и через это в практическом плане ведет к росту эффективности умственной деятельности. Метод, разработанный Шульцем, берет начало в различных древних приемах (особенно йогов), в европейской теории внушения и самовнушения, исходит от медицинских опытов гипноза. Беря за основу утверждение, что в процессе гипнотического внушения могут произойти различные изменения, Шульц разработал свой метод. Он основывается на том, что путем умственного сосредоточения (самовнушения) в состоянии психосоматического расслабления может быть достигнуто саморегулирование физических и психических состояний. Метод состоял из 6 циклов комплекса упражнений, которые выполнялись в строгой последовательности. Переход от одного цикла к другому зависел от степени усвоения предыдущего цикла. В качестве классического варианта Шульц рекомендует следующие циклы упражнений: упражнения для расслабления мускулатуры туловища путем умственного сосредоточения на ощущении тяжести в туловище;упражнения для расширения сосудов путем самовнушения ощущения теплоты отдельных частей тела; упражнения для сердечного регулирования; упражнения для контроля за дыханием; упражнения для регулирования деятельности внутренних органов путем самовнушения ощущения теплоты в районе солнечного сплетения; упражнения, связанные с деятельностью мозга путем самовнушения ощущения охлаждения головы. Состояние психического сосредоточения достигается при условиях: на стадии обучения аутогенная тренировка проходила в определенных условиях: -тишина -затемненность (приятная) -приемлемая температура воздуха. Впоследствии психическое сосредоточение может осуществляться в любых условиях. Аутогенная тренировка- отправной пункт для разработки нескольких вариантов использования, наиболее приближенных к нуждам спортивной работы. Некоторые авторы различают специфические варианты для каждого вида спорта в отдельности. Опыт применения аутогенной тренировки в большом спорте показывает, что этот метод полезен при психологической подготовке спортсменов.Однако одни авторы считают, что наилучшие результаты получаются при выполнении всех циклов упражнений. Другие отрицают необходимость использования некоторых упражнений из-за отсутствия полезных результатов или возможного появления отрицательных эффектов. Вспомним Клейнзорга, который на основе клинических наблюдений пришел к выводу, что для снятия психического напряжения упражнения для сердца не всегда необходимы и во многих случаях могут быть опущены. Ощущение охлаждения головы имеет, по мнению некоторых авторов, ограниченное значение в спортивной практике. Некоторые авторы выступают за использование только тех упражнений, которые вызывают ощущения тяжести и теплоты, так как: - психическое перенапряжение снижается при мускульном расслаблении, вызываемом ощущениями тяжести и теплоты; - продолжительность тренировки сокращается, что, очевидно, имеет большое значение для спортивной работы. Кроме того, опыты “тяжести” и “теплоты” по своему безобидному характеру могут быть применены в спортивной среде и людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, но которые получают соответствующие методические указания от медика или психолога. Усвоение принципов аутогенной тренировки зависит от определенных факторов: согласия и восприимчивости по отношению к методу и мотивации его применения. По нашему мнению, проблема, которая стоит в большом спорте, не связана с применением аутогенной тренировки. Она усваивается нормально, без трудностей, в более быстром темпе, чем среди других категорий здоровых людей. Это связано прежде всего с конкретной выгодой, так как метод, применяемый в “классической” форме, дает в конечном итоге тем, кто его применяет, максимальную практическую пользу. Как влияет результат на психику спортсмена? В спортивной деятельности важным моментом является оценка результата, которая, в свою очередь, распадается на внешнюю и внутреннюю (caмооценку). Самооценка, которая в начальной стадии в определенной мере зависит от оценки внешней, являетсяI затем исходным пунктом актуальных психических состоя- ний и важным фактором динамических и когнитивных процессов, характеризующих тенденции основного мотивационного пучка. Она в большой степени связана с чувством личного удовлетворения и проявляется как в субъективных переживаниях, так и в поведении. Спортсмен с низкой самооценкой способен противостоять внешним воздействиям в меньшей степени, а индивидуум с высокой самооценкой скорее займет активное место в общественных группах и свои взгляды будет выражать чаще и действеннее. При низкой самооценке чаще проявляется состояние депрессии. Самооценка спортсмена прежде всего зависит от его успеха, или неудачи в спорте. С его точки зрения успех является главной непосредственной целью спортивной деятельности, основной ценностью, к обладанию которой он стремится. Этот успех достигается при помощи интенсивной спортивной тренировки и является связующим звеном в достижении целого ряда личных и общественных целей: высокая самооценка, престиж, влияние в коллективе, здоровье, хорошие внешние данные, физическая красота, путешествия, общественное признание и т. п. Все это существенно влияет на мотивационную структуру спортсмена и тесно связано с его эмоциональной структурой. Спортивный успех с психологической точки зрения занимает очень важное место в жизни спортсмена как источник мотивов и чувств. Общее определение успеха сформулировать довольно трудно. Оценка спортивного результата (успех или неудача) часто является субъективной. Вопрос о том, как будет оценено данное конкретное достижение, решается в зависимости от уровня притязаний спортсмена, который определяется как ясно выраженные субъективные требования к предстоящему результату в известной деятельности, выведенному на основе представления своего последнего достижения. Уровень притязаний можно также понимать как косвенно выраженную самооценку спортсмена в виде требования к количественной и качественной сторонам предстоящей деятельности. Он очень изменчив, зависит от множества различных факторов. Для молодых спортсменов характерен более высокий уровень притязаний, причем у мужчин он выше, чем у женщин. Обстоятельства, которые оцениваются отрицательно (низкий собственный результат по сравнению с результатами остальных и др.), обычно повышают уровень притязаний, и, наоборот, обстоятельства, которые характеризуются обратной оценкой, ведут к относительно более низкому уровню притязаний. На него оказывает влияние весь предыдущий опыт спортсмена, способность его предугадывать свои возможности, оценка им тех или иных качеств своей личности, а также влияние внешних факторов (мнение тренера, коллектива, семьи, печати и т. п.), личных примеров. Уровень притязаний по отношению к каждому спортивному результату: на основе самооценки спортсмен намечает для себя тот рубеж, который, по его мнению, он сможет достичь в следующем соревновании. Достижение результата выше уровня притязаний имеет для спортсмена определенную ценность (часто оно выступает как средство для достижения других целей), становится для него потребностью и непосредственной целью. Если этот результат достигается, то спортсмен положительно эмоционально переживает свой успех. Если результат ниже уровня притязаний, это означает для спортсмена неудачу. То психическое состояние, которое возникает у него в результате успеха, является вследствие своих особенностей положительным, благотворным, как осуществление цели спортивной тренировки. Оно характеризуется приятными ощущениями (легкость движения, радость и вместе с ней смех, типичное раскрепощение речевой реакции и т. п.) и ведет к повышению уровня притязаний в будущей деятельности, к увеличению силы мотивации, росту общей работоспособности. Было доказано, что у большинства спортсменов непосредственно в успешной ситуации спортивные результаты растут. Это подтверждалось в лабораторных условиях во время опытов с динамометрией (В.Гошек, 1965). Под влиянием успеха улучшался также результат спортсменов в тестах на внимание. Однако регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность: к успешной роли спортсмен нередко очень быстро привыкает. Его притязания находятся по сравнению с обычными соперниками на очень высоком уровне. У него вырабатывается неумеренно завышенная самооценка. Чем регулярнее и интенсивнее эмоциональные психические состояния в результате одержанного успеха, чем выше уровень притязаний спортсмена, тем глубже и интенсивнее будет субъективный конфликт спортсмена при неудаче; в этом случае сам факт, что успех достигается значительно тяжелее, чем предполагалось, будет для него такой психической трудностью, в условиях которой ему не удастся показать и свой привычный результат. Часто это происходит в состязаниях с равно подготовленными спортсменами, причем на самых важных соревнованиях и встречах. Подобная опасность наиболее присуща спортсменам-лидерам, членам национальных сборных команд, талантливым юным спортсменам. Таким образом, отдельный успех с точки зрения психологической подготовки спортсмена желателен и является предпосылкой успешного хода спортивной тренировки, поскольку представляет собой усиливающий фактор. Более широкая серия повторяющихся успехов с точки зрения психологической подготовки таит в себе потенциальные опасности. Если спортсмен достигает результата, который не отвечает его уровню притязаний, создается сложная ситуация, в которой не осуществлено ожидание успеха, блокировано продвижение к цели, каким-либо способом сдерживается или усложняется путь к достижению желаемой ценности. Возникающее в такой ситуации у спортсмена состояние называется в психологии фрустрацией. Регуляция послестартового состояния с элементами фрустрации является сложной психологической проблемой. Состояние фрустрации довольно подробно изучено в экспериментальной психологии и психопатологии. Результаты ряда экспериментов показывают, что фрустрация может проявляться в отказе от данной деятельности, в отступлении перед противником и т. п. Часто в этом состоянии спортсмен оценивает свой результат как неудачу без учета его действительной величины. Психические состояния, которые возникают при фрустрации, характеризуются прежде всего неприятными чувствами конфликтного характера (злость, страх и т. п.), что в итоге часто приводит к снижению уровня притязаний для дальнейшей деятельности, изменению мотивации, падению работоспособности спортсмена. Это выразительно проявляется в поведении спортсменов, для которых характерна малая приспособляемость к меняющимся ситуациям. Малая приспособляемость ярко проявляется в послестартовой фрустрации, следствие чего - необоснованно повышенная мотивация в виде стереотипного, слепого повторения деятельности, желание дальнейших попыток, низкий уровень познавательных процессов и т. п. При компенсировании фрустрации малая приспособляемость к ситуациям проявится в отговорках, симуляции, в высмеивании значения результатов, в изменении взглядов на выполнявшуюся деятельность, которое может даже привести к отходу от нее. Высокий уровень притязаний - это потенциальная предпосылка для возникновения фрустрации. Спортивные неудачи в целом являются негативным явлением на тренировке, особенно если речь идет о взаимосвязанном ряде неудач. Поэтому в некоторых случаях тренеру необходимо снижать их значение продуманным регулированием послестартовых ситуаций, правильно выбранной организацией дальнейшей подготовки спортсмена. Уровень притязаний спортсменов в целом подчиняется примерно тем же закономерностям, которые раньше были выявлены у неспортсменов; -установлена более высокая чувствительность уровня притязаний спортсменов к общей высокой частоте изменений этого уровня; -быстрое повышение притязаний после успешного результата. После неудачи уровень притязаний понижается медленнее; У ведущих спортсменов уровень притязаний в большинстве случаев превышает уровень их последнего результата и часто даже опережает современные пределы результативности. Значительные превышения уровня притязаний результатом, показанным в лабораторном эксперименте, всегда оценивались субъектом как успех и вызывали признак радости. После успеха наблюдалось значительное повышение уровня притязаний, повышалась также и общая работоспособность (мускульная сила и сосредоточение внимания). Результат ниже уровня притязаний оценивался как неудача. Между величиной уровня притязаний в лаборатории и в естественных условиях спортивной деятельности мы нашли у спортсменов статистически выраженную тесную связь, которая, однако, еще недостаточна для решительного определения притязаний как постоянной черты личности. Величина притязаний, согласно нашим результатам, меняется в зависимости от деятельности и ее общей мотивации. На тестах невозможно пронаблюдать истинное поведение спортсмена, т. е. для разных отличающихся видов деятельности. В лабораторных испытаниях спортсмен рассматривает свои притязания в соответствии с достигнутыми ранее результатами в этой деятельности. В большинстве случаев он склонен к небольшой скидке от последнего результата, чтобы оставить себе определенный “резерв”. В естественных условиях спортивного соревнования, наоборот, уровень притязаний спортсмена проявляется таким образом, что он склонен немного добавить к последнему результату. Этот факт свидетельствует об уже описанной ранее основной тенденции к высокому результату, которая порождает стабильную гипераспиративность спортсменов, что, в свою очередь, имеет своим результатом частое недостижение уровня притязаний в последующих попытках. Это статистически проверено путем исследования большой группы спортсменов за более продолжительный период. При гипераспиративности спортсмены относительно часто испытывают действие механизмов фрустрационной терпимости. Процентное отношение уровня притязаний к предыдущему результату в естественных спортивных условиях очень стабильно, В нашем исследовании у большинства спортсменов уровень притязаний регулярно превышал последний результат и, как правило, не был достигаем последующим результатом. Подобная регулярность позволяет гипотетически сконструировать теоретическую модель аспирации спортсменов к результативности. На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод о том, что притязания спортсмена зависят прежде всего от предстоящей результативности, которую у определенного спортсмена можно в зависимости от времени выразить регрессивной чертой. Для упрощения схемы эта регрессия изображена восходящей прямой. Фактические результаты рассеиваются, и таким образом создается упрощенный канал , в котором будут находиться все результаты, показанные спортсменом. Уровень притязаний доступен измерению в такой же мере, как и результат. Согласно исследованиям, уровень притязаний в процессе спортивной тренировки обыкновенно на определенную постоянную величину больше, чем действительная результативность. В итоге по своим количественным характеристикам канал уровня притязаний будет подобен каналу результативности, только его линия будет немного поднята кверху, а анал шире в связи с большей изменчивостью притязаний по сравнению с действительными результатами. Будет ли результат оценен спортсменом как успех или как неудача либо его психическое состояние будет в этом отношении индифферентным - все это зависит от значимости для спортсмена величины отклонения данного результата от средней результативности. Фрустрационная терпимость спортсмена в этом случае зависит от отношения притязаний к результативности и ее вариативности. В целом можно заключить, что успех и неуспех проявляются в спортивной тренировке в определенном диалектическом единстве своих противоположностей. Правильное регулирование и оптимальная их мера для каждого спортсмена являются одной из основных проблем психологической подготовки спортсменов. 1. Е Захаров., А Карасев, А Сафонов. Энциклопедия физической подготовки. М.1994 2. В.П Зотов. Восстановление работоспособности в спорте. Киев: Здоровье. 1990. 3. П.И Готовцев., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении.М. Физкультура и спорт, 1981 4.Б. В. Петровский. М., Популярная медицинская энциклопедия, 1981. 5.Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997. 6. М.Д. Машковский Лекарственные средства. В двух томах. Т.2. – Изд. 13-е, -Харьков: Торсинг, 1998.. 7.В.И. Ильинич. Физическая культура студента. Изд. “Гардарики” Москва 2000год. 8. П.А. Рудик. Психология и современный спорт.М.1983г. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |