Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России
План Введение 1. Зарождение и развитие традиций в армии государства Российского 2. Воспитание личного состава на боевых традициях Вооруженных Сил Заключение Литература
Введение “Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое...” - эти гордые и возвышенные слова замечательного писателя-патриота Николая Островского, вложенные в уста героя его романа Павла Корчагина, должны стать девизом российской молодежи, миллионов людей нашей страны. Эти слова должны стать основой, даже в настоящий период развития государства Российского, молодого поколения, которому предстоит в ближайшее время стать на охрану рубежей своей страны, и тем, кто выполняет этот долг. Наша армия - неотъемлемая составная часть нашего общества. Поэтому и воспитание личного состава осуществляется в духе общих задач государственного строительства. Вместе с тем воины Вооруженных Сил являются прямыми наследниками всего лучшего, что было в традициях русской армии и флота. На протяжении веков русские воины считали борьбу за независимость своей Родины делом чести, и всякий раз, когда над Россией нависала опасность иноземного порабощения, проявляли изумительные образцы храбрости и героизма. Носителем подлинного патриотизма русской армии и флота всегда был народ. Именно воля народа была той решающей силой, о которую разбивались все попытки иностранных завоевателей поработить русскую землю. Вооруженные Силы восприняли народность традиций русской армии и флота храбрость и героизм солдат и матросов, их верность и беззаветное служение своей Родине и многое другое. Воспитание личного состава Вооруженных Сил на боевых традициях способствует идейной закалке воинов, дисциплинирует части и подразделения, поднимает моральный дух личного состава армии и - 3 флота. Однако особое воспитательное значение имеет пропаганда героического прошлого нашего великого народа нашей великой страны. Традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах, на всех уровнях общественной жизни. Традиции для коллектива являются тем социальным элементом, который скрепляет его в единое целое, и вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. Совокупность традиций представляет собой важнейший элемент внутриколлективной социально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает личность. На современном этапе развития и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации трудно переоценить значение традиций. Через сохранение и приумножение традиций ВС РФ непременно придут к более качественному своему состоянию. Исследование данной темы очень важно и преследует определенные цели: - совершенствование воспитания личности в коллективе; воспитание коллектива, как такового; - сохранение и приумножение традиций, как элемента социально-психологической атмосферы в армейской среде. Забота о формировании положительных настроений, о накоплении разнообразных положительных традиций является заботой о формировании коллектива, усилении эффективности его боевой и воспитательной функций, заботой о морально-психологической подготовке подразделения (части) к успешным действиям в условиях боя. 1. Зарождение и развитие традиций в армии государства Российского. Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага. Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне. Основными компонентами содержания воинского воспитания являются: - воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности; - формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны; - развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения; - выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества; - формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом; - воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции. Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на флоте, его последовательное осуществление в многогранной деятельности военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота. В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка. Особое значение придается личной примерности офицеров в сочетании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях. В содержании воинского воспитания важное место занимает и пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации. Таким образом, воинское воспитание - целенаправленный процесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитников государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил России, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана. Доблесть русских воинов, их беспримерная стойкость и мужество, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь друг другу и взаимная выручка в бою, боевая дружба, проявляемые в борьбе с врагами России, служили и продолжают служить примером для воинов Вооруженных Сил России. Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы солдат Александра Суворова - это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь. Легендарные сказания о беспримерных подвигах русских богатырей, сражавшихся под предводительством Александра Невского, переходят из поколения в поколение. Мужество и богатырская отвага Гаврилы Алексича, Сбыслава Якуповича и Якова Полочанина, проявленные ими в боях со шведами на берегах Невы, вдохновляли воинов на великие подвиги. В разгаре боя Гаврила Алексич по доскам верхом на коне въехал на палубу шведского корабля и там продолжал бить врагов. Шведам удалось сбросить Гаврилу Алексича вместе с конем в воду. Алексич выбрался на берег и продолжал храбро сражаться с неприятелем. Новгородец Сбыслав Якупович поражал врагов топором, удивляя всех своей богатырской силой и смелостью. Яков Полочанин бесстрашно врезался во вражеский полк и смело разил врага, проявляя беспримерную отвагу, мужество и храбрость. Как говорит предание, он нанес удар предводителю шведов герцогу Бергеру, "возложив печать на его лицо острием своего меча. " Войско Александра Невского отстояло право русского народа на выход к Балтийскому морю и за это потомки воздают ему дань уважения и благодарности. Горячим патриотом земли русской был сам князь Александр Невский. Под его предводительством в апреле 1242 года русские войска наголову разгромили рыцарей в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. Умело маневрируя пехотой и конницей, полководец древности нанес сокрушительный удар в тыл врага, а затем выгнал далеко за пределы русской земли непрошенных гостей. Рыцари были окончательно отброшены от русской границы. Отпуская после победы пленных на свободу, Александр Невский наказывал им передавать всем, "... что пусть к нам жалуют любые гости, мы им будем рады; но кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет; на том стояла и стоять будет русская земля... " Этот наказ, выражающий волю русского народа, не утратил значения и в наши дни. Мы и сейчас с радостью принимаем всех иностранных гостей, которые к нам жалуют с миссией доброй воли, с миссией мира. Но если кто нападет на нашу Родину, Вооруженные Силы России ответят сокрушительным ударом. В память о подвиге русского патриота Александра Невского, который еще в 13 веке столь успешно отстаивал от иноземных поработителей священную землю отцов, в стране учрежден орден его имени. Орденом Александра Невского награждаются командиры частей и - 9 подразделений за инициативу в бою по выбору удачного момента для внезапного и стремительного удара по врагу и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск. Высокие боевые качества, храбрость и мужество, самоотверженность и выносливость русских воинов проявились в 1380 году в знаменитой Куликовской битве. В этой битве было разгромлено татарское войско во главе с Мамаем и фактически сметено иго татаро-монгол. Благодаря своему мужеству и патриотизму русский народ отстоял независимость своей Родины и в октябре 1612 года, изгнав со своей земли польских интервентов. Организаторами этой победы были горячие патриоты русской земли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, создавшие народное ополчение. Весь народ поднялся тогда на борьбу с врагом. Разгром интервентов силами народного ополчения явился новым замечательным проявлением старой традиции русского народа всеми силами защищать свою землю, свою столицу - Москву. От подвига Минина и Пожарского пошла историческая нить к Отечественной войне 1812 года, а от нее - к героической обороне советской столицы в 1941 году. Русский человек шел на самопожертвования, проявляя исключительное бесстрашие, презрение к смерти, если этого требовала Родина, ее независимость. Примеров героического самопожертвования безвестных, простых людей, отдавших свою жизнь во имя Родины, было очень много. На этой почве сложилась легенда об Иване Сусанине, в основе которой лежит действительный случай. По преданию один польский отряд добрался до самой Костромы, но недалеко от нее сбился с дороги. Враги зашли в дом крестьянина села Домнина Костромского уезда Ивана Сусанина и потребовали провести их. Иван Сусанин хорошо знал дорогу, по которой должны были идти враги, но - 10 повел их в другую сторону, хотя сознавал, что ему грозит смерть. Он до конца выполнил свой долг перед русской землей. Враги подвергли его неимоверным мукам, а затем убили, так как он категорически отказался сообщить какие-либо сведения и показать правильную дорогу. Вместе с ним погиб и вражеский отряд, заведенный Сусаниным в непроходимую лесную глушь. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно. На протяжении почти трех столетий отечественная военная мысль пополнилась богатейшим материалом на тему обучения и воспитания войск. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии прекрасно понимали значение нравственного элемента в обучении и воспитании войск и тем самым объективно становились носителями национально-патриотических идей. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет прежде всего о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о системе воспитания этих прекрасных качеств у русских солдат и офицеров. Но а воинская честь - это самая главная добродетель солдата. Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 века, не были щедрым даром провидения. Они явились результатом колоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны. Конец 17-начало 18 века, когда реформами Петра 1 были созданы регулярные армия и флот России, можно по праву считать началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат. Именно тогда закладывались взгляды и принципы, на основе которых в дальнейшем развивалась отечественная школа военной педагогики. Выше всего Петр 1 ставил нравственное воспитание армии. Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, явились дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству. Большое влияние на направление воспитания оказал русский полководец П. А. Румянцев. Честь офицерская и солдатская понималась Румянцевым как высшее проявление всех добродетелей военного человека. Он считал, что офицеры только тогда достойны звания защитника Отечества, когда они "должность и ревность к службе и собственную свою честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат. " Богатый опыт семилетней войны и преобразования в русской армии, успешно проведенные Румянцевым, оказали основополагающее влияние на великого русского полководца А. В. Суворова, которому удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достигнуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести существенный вклад в развитие системы воспитания и обучения войск. Поэтому большую актуальность сохраняет до сих пор военное наследие великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Его знаменитая "Наука побеждать" провозглашает следующее: 1. Солдату надлежит быть здоровым, храбрым, твердым и правдивым. 2. Всякий воин должен понимать свой маневр. 3. Тяжело в ученьи - легко в походе; легко в ученьи - тяжело - в походе. 4. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. 5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат. 6. Граждан республик не обижай. Солдат не разбойник. 7. Три военных искусства: первое - глазомер, второе - быстрота, третье натиск. 8. Ученье свет, неученье - тьма. Дело мастера боится. 9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, храбрость - победа! 10. Негоден тот солдат, кто отвечает: "Не могу знать. " Суворовские традиции использовались не раз воинами российской армии, а его мужество и воинское искусство вдохновляли их на ратные подвиги во имя победы над врагами. Суворовские заветы нашли продолжателей в лице Кутузова, Багратиона, Прозоровского и других военачальников. Под руководством гениального русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова в 1812 году была разгромлена первоклассная наполеоновская армия. Армия Кутузова при поддержке всего народа спасла Россию от порабощения. Славной страницей в истории русского военно-морского флота вошло Наваринское сражение 1827 года, когда дважды было нанесено сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особенно отличился экипаж корабля "Азов" под командованием Лазарева. "Азов" получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж корабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и корвет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на берег и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля "Азов" первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие адмиралами и героями русского флота. Наш народ и его Вооруженные Силы гордятся героическим прошлым своих предшественников, своих далеких предков, дедов и отцов. Они гордятся тем, что в русской армии и флоте зародились славные традиции стоять насмерть в боях за свою Родину, дорожить честью своего полка, выручать друг друга от врага, оберегать от опасности командиров. В основу боевых традиций молодой Красной Армии легли подвиги русского народа по защите священных рубежей своей Родины до Великой Октябрьской социалистической революции. Однако в годы гражданской войны начали зарождаться новые традиции и их направленность, а это связано с изменением строя, стала иной. Многим поколениям известны подвиги воинов Красной Армии в годы гражданской войны, известны выдающиеся командиры, на чьих именах воспиталось не одно поколение: это Чапаев, Котовский, Блюхер, Фрунзе... Но дальнейшее развитие боевые традиции, зародившиеся в годы гражданской войны, получили в годы Великой Отечественной войны. Высокая боевая активность советских воинов в единстве с их идейной убежденностью, безграничной любовью к своей Родине, верностью великому долгу и другими морально-боевыми качествами являются основой героизма. Главное, что передается от поколения к поколению, - убежденность в правоте и непобедимости идей. Идейная убежденность роднит участников штурма Зимнего, солдат, водружавших Знамя Победы над рейхстагом, и сегодняшних защитников Родины. Важнейшими боевыми традициями фронтовиков были: беззаветная преданность делу Ленина, любовь к своей Отчизне, уверенность в победе над врагами Родины. У наших людей нет ничего дороже, ближе и священнее Родины. "За такую Родину будем стоять насмерть, " - говорили фронтовики. И стояли до конца, шли на нечеловеческие муки и умирали героями, как коммунист генерал Д. М. Карбышев, комсомолец гвардии младший сержант Ю. Смирнов, как многие другие воины-патриоты. В ожесточенных боях в годы Великой Отечественной войны советский воин Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, отдал жизнь, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. В его героическом подвиге отразилось глубокое осознание им своего воинского долга перед Родиной, перед советским народом, пламенный патриотизм. Так же самоотверженно действовал, совершая воздушный таран, бесстрашный летчик Николай Гастелло и многие другие воины-патриоты. Их героические поступки стали примером для подражания, вдохновляли миллионы защитников Отчизны на беспримерные подвиги в боях против иноземных оккупантов. В этом огромная сила примера героизма советских воинов. Великой Отечественной войны героизм в армии и на флоте стал массовым. Боевые подвиги многих десятков тысяч советских воинов в битвах под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Курской дуге, при форсировании Днепра, Вислы и Одера, при штурме Берлина и в других сражениях свидетельство массового героизма советских людей во имя победы над фашистскими захватчиками. Верность присяге, воинскому долгу, массовый героизм - эти боевые традиции стали нормой поведения в бою. Замечательными боевыми традициями являются также любовь к своей части, к своему кораблю, к Боевому Знамени, к Военно-морскому флагу, к оружию, войсковое товарищество, уважение командира и защита его в бою. Эти и другие традиции очень важны. Передаваясь из поколения в поколение, боевые традиции умножаются, развиваются и живут. Боевые традиции, верность им побуждали советских воинов образцово выполнять свой священный долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине. В 1712 году указом Петра 1 утверждены штаты и численность команды инженеров при артиллерийском полку. С этого периода в инженерных войсках стали зарождаться боевые традиции такие как: беззаветная преданность Родине, верность воинскому долгу, самоотверженность, массовый героизм в боях, войсковое товарищество, высокий профессионализм и многие другие. В ходе многочисленных войн, походов, сражений инженерные войска выполняли большой объем работ по обеспечению боевых действий. Истории известны факты сооружения полевых укреплений в Полтавском и Бородинском сражениях, создание бастионной и полевой обороны Севастополя в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., форсирование Дуная в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. При этом, обеспечивая атаки, штурмы, продвижение войск, зачастую военные инженеры непосредственно участвовали в оборонительных и наступательных боях, проявляя мужество и героизм. За многочисленные подвиги инженерные части награждались определенными отличиями, в том числе вручались знамена, иконы, надписи на головные уборы, Георгиевские серебряные сигнальные рожки. Так, после русско-японской войны ряд инженерных батальонов и рот были пожалованы надписями: "За Мукдены в 1905 году", "За Порт-Артур в 1904 году", 1-й саперный батальон, 1-й Восточно-Сибирский батальон получили почетные надписи на головные уборы "За отличие в войне с Японией в 1904 и 1905 годах". В отличие от других видов и родов войск инженерные войска не только в период войны, но и в мирное время решали задачи общегосударственного масштаба. Во второй половине прошлого столетия в основном силами саперных батальонов были построены города-крепости России: Кронштадт (под руководством военного инженера Джигканхсу) , Брест-Литовск (А. Ден) , Керчь (А. Нат) , ряд других. Эта, а также многие другие традиции русских инженерных войск были унаследованы и в послереволюционный период. Созданные во время борьбы с объединенными силами империализма и внутренней контрреволюции, инженерные войска уже в первые годы своего существования с успехом решили многие сложные задачи обеспечения боевых действий молодой тогда Красной Армии. В эти же годы выросли свои, новые инженерные кадры. Достойный вклад в победу над немецко-фашистскими войсками и японскими милитаристами внесли и инженерные войска в года Великой Отечественной войны. В ходе войны они получили дальнейшее, еще большее развитие, выросли количественно, укрепились организационно и технически, приобрели огромный опыт обеспечения боевых действий в различных условиях обстановки, показали образцы массового героизма и мужества при выполнении боевых задач. Следуя боевым традициям, саперы при выполнении задач проявляли творческую активность и изобретательность, мужество и отвагу. Среди факторов, обусловивших достижение победы в Великой Отечественной войне советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией и империалистической Японией, важнейшим является советский патриотизм. Вместе со всей Красной Армией личный состав инженерных войск проявил воинскую доблесть, массовый героизм, любовь к Родине, своему народу. За боевые подвиги на полях Великой Отечественной войны 642 воина инженерных войск удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые дела 266 саперов и понтонеров отмечены орденом Славы всех трех степеней. Сотни тысяч воинов награждены орденами и медалями. Навечно зачислены в списки инженерных частей павшие герои - рядовые и сержанты И. К. Базылев, Ф. И. Безруков, В. П. Горячев, В. Б. Ефимов, В. В. Колосов, М. В. Мягкий, Г. Е. Попов, В. М. Счастнов, В. А. Сухов. Ореолом немеркнущей славы народного героя у нас и во всем мине окружено имя пламенного сына советского народа генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева, погибшего в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Среди 642 воинов инженерных войск, удостоенных звания Героя Советского Союза, есть люди различных возрастов и званий, национальностей и профессий. Не это ли пример для подражания! В Великой Отечественной войне были значительно обогащены и преумножены героические традиции, сложившиеся в годы гражданской войны. Массовый героизм, высокую организованность и боевую выучку демонстрировали целые объединения, соединения и части. Показателем этого является присвоение многим из них звания гвардейских, почетных наименований, а так же награждение орденами. 6 инженерных бригад, 190 инженерных, саперных и понтонных батальонов, 5 отдельных рот удостоены звания гвардейских. Всего за период войны было произведено 773 награждения орденами инженерных, саперных и понтонных частей и соединений, многие из них удостоены почетных наименований, а особо отличившихся получили звание гвардейских, неоднократно почетные наименования и были награждены орденами. Массовый героизм советских саперов и понтонеров в боях за освобождение Европейских стран (Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии и др.) , а также помощь, оказанная инженерными частями Красной Армии населению освобожденных городов и сел этих стран в разминировании территории, восстановлении разрушенных мостов и предприятий, - одно из проявлений великой исторической освободительной миссии Советских Вооруженных Сил. В памяти народной будут вечно жить подвиги патриотов Родины и среди них саперов, понтонеров и других специалистов инженерных войск, подвиги целых частей и соединений. Славные боевые традиции навсегда останутся великим духовным богатством и будут служить делу воспитания человека великой страны России. 2. Воспитание личного состава на боевых традициях Вооруженных Сил. Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине. Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции. Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются: - беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови; - непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность; - верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою; - любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля; - постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину; - войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою. Пропаганда боевых традиций помогает молодежи обогащать свои общественные идеалы, как бы приобщаться к духовному облику тех, кто проявил легендарное мужество и отвагу, обессмертил себя подвигами во имя Родины. Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием. Выдающийся полководец М. В. Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической 51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы "память о славном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения в поколение новым составом полков дивизии. Воспитательное воздействие боевых традиций заключается прежде всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Сила положительного примера - это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь из истории, что в годы Великой Отечественной войны сотни воинов наших Вооруженных Сил в критические моменты боя, следуя примеру Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских дотов и дзотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия не только на отдельного человека, но и на воинские коллективы в целом. Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, цементировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил флота. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков. Изучение, пропаганда и внедрение в жизнь боевых традиций способствуют разоблачению клеветнических измышлений в адрес истории наших Вооруженных Сил. Историю пишет народ. Ее можно трактовать по-разному, но нельзя все же изменить исторические вехи. Историю переделать нельзя. В связи с распадом Советского Союза Вооруженные Силы, которые приняты под юрисдикцию России, оказались в какой-то степени раздробленными, находясь в некоторых бывших республиках СССР и в дальнем зарубежье. Процесс распада СССР повлек за собой в некоторых регионах межнациональные конфликты. В этих условиях Вооруженные Силы России оказались в некотором смысле в роли заложника. Это явилось результатом некоторой непродуманной игры политиков. Данная ситуация выдвинула перед Вооруженными Силами ряд неординарных, несвойственных им задач. Это и вывод войск на территорию России как из стран дальнего зарубежья так и с территории бывших союзных республик (особенно остро в этом плане решался вопрос с - 21 республиками Прибалтики) , это и выполнение миротворческой миссии в Молдавии и на Кавказе, это и выполнение боевых задач совместно с пограничными войсками по защите государственных границ на территории Таджикистана, это и выполнение миротворческой миссии в Югославии под эгидой ООН. В результате некоторых событий за последнее время армия попала под мощный огонь критики со стороны прессы, общественности, что, естественным образом, отрицательно сказалось на ее моральном состоянии. Однако не только критика повлияла на снижение некоторого морального потенциала армии, но также и социальные условия, в которых она оказалась. Некоторыми недобросовестными идеологами и журналистами умышленно стали извращаться те завоевания народа и армии, которые были достигнуты за последние семьдесят лет. В результате политической борьбы армия стала заложницей большой политики. Параллельно с вопросом передислокации войск решается вопрос о сокращении Вооруженных Сил до пределов "разумной" достаточности. Вопрос о сокращении, как никакой другой, затронул самое, казалось бы, устойчивое и незыблемое в армии - боевые традиции. Порой приходится удивляться некоторым решениям по этому вопросу. Как известно, на территории бывшей ГДР дислоцировались части, соединения и объединения, овеянные славой в годы Великой Отечественной войны, имеющие огромные боевые традиции, которые передавались из поколения в поколение. Гордостью, к примеру, было служить солдату, офицеру в прославленной 62-й общевойсковой армии (ныне 8-я гвардейская общевойсковая армия) , которой командовал в годы Великой Отечественной войны прославленный командарм В. И. Чуйков. Событием исторической важности считали солдаты, офицеры, генералы этой армии приезд в 1977 году Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова, посещение им частей и соединений, встречи с личным составом. И тогда остро ощутилось у каждого в сердце боевые традиции живут и умножаются, они вечны и незыблемы. Но как горько осознавать сейчас то, что части и соединения армии выведены, часть из них расформирована, а боевые знамена, в том числе и штаба объединения, сданы в Музей ВС города Волгограда. Славные страницы, вписанные этой армией в историю Вооруженных Сил, завершены... Боевые традиции, рожденные под боевыми знаменами этого объединения, в том числе и знаменитый клич "... За Волгой для нас земли нет... " к сожалению теряют свою актуальность. Это большое поле деятельности и размышлений для военных историков. Но тем не менее, даже современная жизнь Вооруженных Сил имеет огромную почву для появления, для рождения новых боевых традиций, однако эти традиции не могут существовать в разрыве от традиций прошлых лет. Даже в наше непростое время войны верно служат своему народу, с честью выполняют свой воинский долг перед ним. Они всегда готовы на любой подвиг во имя своей Родины. Наша армия - это армия героев. Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, величие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повышения их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам. Армия и флот неотделимы от своего народа. В армию и флот ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд. Без упорного труда нельзя освоить сложную боевую технику, нельзя воспитать в себе качества воина, всегда готового выступить на защиту Родины и отстаивать ее умело и мужественно. Воины Российских Вооруженных Сил являются достойными наследниками героических, славных традиций, которыми так богата история нашей армии. Заключение Есть разные наследники. Одни, получив наследство, умножают его, другие транжирят. Тем и хорош настоящий наследник, что он относится к наследству как к стартовой площадки для свершения новых богатырских дел, новых трудовых и боевых подвигов во славу своего Отечества. Однако хранить наследство - вовсе не значит еще ограничиваться наследством. История Вооруженных Сил - красноречивое свидетельство того, как из года в год умножается ратная слава героев Октября, мужественных и бесстрашных рыцарей Великой Отечественной войны. Рождение той или иной традиции всегда связано с борьбой за высокие показатели в боевой подготовке, всегда следует в фарватере общевойсковой и общефлотской традиции - постоянного стремления к совершенствованию своего воинского мастерства. Это порождает патриотические начинания, способствующие росту боевой выучки. Мы завершили наш разговор о боевых традициях. Они вписали в наши сердца, вписались в клетки нашего мозга. Они - это мы сами, люди с ружьем, это наш труд, наша почетная служба. Просто помнить традиции - мало. Им нужно неотступно следовать, их нужно умножать и к старой славе прибавлять новую. А это значит идти от рубежа к рубежу, от успеха к успеху, брать новые высоты боевого мастерства. Большая воспитательная значимость традиций побуждает руководителей коллективов, командиров постоянно влиять на динамику их возникновения и действия, кропотливо отбирать, поддерживать, создавать и пестовать положительные традиции, множить их. Для этого необходимо ежедневная, кропотливая работа, основная доля в которой должна принадлежать: - пропаганде боевых традиций; - поиску и утверждению вновь зарождающихся традиций; - умелое оформление наглядной агитации; - систематические встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил; - возрождение положительных традиций дореволюционной армии; - поднять на более высокий уровень традиции, зародившиеся в Афганской войне. Жизнь показывает, что воспитательные возможности коллектива находятся в прямой зависимости от числа положительных традиций в нем. Традиции! Нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах. Литература 1. "Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат – 1985 г., - 178 с. 2. Игнатьев Л. Л. "Пятьдесят лет в строю", Воениздат, Москва 1988 г. - 750 с. 3. "История государства Российского", Изд. "Пламя", 1992 г. 410 с. 4. Карев Г. А. "Пылающий берег", издательство "Маяк", Одесса 1983 г. - 262 с. 5. Конев И. С. "Записки Командующего фронтом", Воениздат, Москва -1988 г. - 730 с. 6. "Краснознаменный Киевский", Издательство Политической литературы, Киев- 1979 г. - 462 с. 7. "О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990 г. 8. Полевой Б. Н. "Повесть о настоящем человеке", издательство"Советская школа", Киев- 1983 г. - 346 с. 9. "Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва 1979 г. 273 с. 10. Цирлин А. Д. "Инженерные войска в боях за Советскую Роди ну", Воениздат, Москва- 1970 г. 343 с. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |