Силы экономического развития (внутренние и внешние), формирование мирового рынка, военно-экономическая и техническая отсталость страны, назревший кризис рубежа 1850 1860 годов, заставили царизм пойти на отмену крепостного права и открыть путь к новой капиталистической формации. Но переход к капиталистическому способу производства в России произошел эволюционным путем с сохранением абсолютистского государства, которое во многом определило форму и характер преобразований, особенности капиталистической эволюции в России.
В числе этих особенностей можно назвать: исторически сжатые сроки (пореформенное 40-летие) капиталистического развития, своеобразное сочетание спонтанных процессов становления капитализма «снизу» с активной покровительственной правительственной политикой «сверху» по форсированному развитию железнодорожного транспорта и отдельных отраслей народного хозяйства. Последняя проявилась в прямом государственно-капиталистическом предпринимательстве, в выдаче крупных казенных заказов по завышенным расценкам, привлечении в больших масштабах иностранного капитала, выступавшего в качестве «локомотива» промышленного развития, в регулировании финансов, в таможенной политике, ограждавшей российскую промышленность от конкуренции.
Интенсивно начавшийся в конце XIX века процесс модернизации страны во многом связан с политической практикой выдающегося государственного деятеля и реформатора С.Ю.Витте. В тогдашних условиях России он активно вырабатывает и реализует принципы развития национальной экономики. Практически они нашли свое воплощение в проведении протекционистской торговой политики (единый таможенный тариф 1891 года), создании благоприятных условий для иностранных инвестиций (железнодорожное строительство, поощрительные меры для строительства, стабильная национальная валюта золотой рубль), в стремлении к политической стабилизации (либеральный курс по созданию представительных учреждений и гарантий политических свобод). Реформы Витте не завершились полностью, так как они носили во многом верхушечный характер и осуществлялись на медленно изменявшихся традиционных аграрных отношениях.
Однако, царизм, способствуя буржуазным преобразованиям, в то же время ревностно охранял свои прерогативы, экономические и политические привилегии господствующего класса дворян-помещиков.
Содержание:
Введение. 1
Российская империя на рубеже XIX и ХХ веков. 3
Развитие промышленности. 5
Создание банковской системы. 7
Земледельческое хозяйство России в начале ХХ века. 8
Структура капиталистических отношений в Российской империи. 12
Вывод. 13
Использованная литература. 16
Введение.
Россия вступила в ХХ век как страна поздней индустриализации, сельскохозяйственная и земледельческая. В том «современном экономическом росте», который она переживала до 1913 года в течение примерно тридцати лет, ведущая роль принадлежала аграрному производству. Более половины национального дохода производилось в данной сфере, экономический потенциал страны концентрировался именно здесь. В пореформенной России увеличивался объем продукции сельскохозяйственного сектора (в начале ХХ века прирост составлял около 2,5% в год). Наблюдался рост и в расчете на душу населения (около 1% в год). Статистика обнаруживает быстрое наращивание зернового экспорта. Между 1884 и 1904 годами экспорт возрастал на 3,5% в год, а производство зерна на 2,5% в год.
Сельское хозяйство глубоко втягивалось в денежное обращение не только в результате развития внутреннего и внешнего рынка, но и под влиянием растущего обмена сельскохозяйственных товаров на промышленные. Ряды годичных индексов, выражающих уровень цен сельскохозяйственных и промышленных товаров по отношению к среднему уровню 1890-1899 гг., принятому за 100, показывают, что, начиная с 1900 г. сельскохозяйственный индекс стоял выше промышленного. Это значит, что в сельском хозяйстве положение было все время лучше, чем в промышленности.
Росла реальная заработная плата в сельском хозяйстве. Темп роста производительности сельскохозяйственного труда составлял три четверти от роста производительности труда в промышленности, при этом доля сельского хозяйства в народном доходе превышала долю фабрично-заводской промышленности почти в три с половиной раза. Согласно данным о железнодорожных перевозках, в начале века внутренний рынок для русского зерна возрастал быстрее и был устойчивее внешнего. Экономический рост и повышение уровня жизни были связаны друг с другом о западноевропейской модели, хотя и действовал ряд факторов, ограничивавших покупательную способность населения.
Это был умеренный и трудный рост, в котором решающее место принадлежало крестьянскому производству. Происходило рыночное перераспределение земельного фонда, земля неуклонно перемещалась от помещиков к крестьянству, а доходность земли значительно повысилась. В России более чем в других странах Европы крестьянское землевладение преобладало над частновладельческим. Крупные землевладельцы имели в своих руках примерно четверть всех земель сельскохозяйственного пользования, а трудовому крестьянству принадлежало свыше 2/3 удобной земли. К 1905 г. дворяне владели 53,2 млн. дес. земли, а общины - 124,1 млн. десятин. Из 240 млн. дес. на долю надельной, крестьянской приходилось 139 млн. десятин. По количеству удобной земли на душу (2,6 га) Россия превосходила Францию и Германию (1,8 га).
В связи с улучшением транспортных условий и ростом разделения труда между отдельными регионами усиливалось включение крестьянства в рыночные отношения. Крестьянское хозяйство выступало на первый план как поставщик сельскохозяйственных и интенсивных культур, продуктов животноводства. Растущий спрос увеличил площадь под зерновыми культурами - пшеницей и ячменем. Основная масса товарного хлеба производилась крупными крестьянскими хозяйствами юга и востока страны. Выход крестьянства на рынок определялся не столько необходимостью нести высокие обязательные платежи (хотя размер их возрастал в связи с расходами на покупку и аренду помещичьих земель), сколько удовлетворением потребностей и развитием собственного хозяйства.
Интенсификация крестьянского хозяйства означала поглощение в 2-3 раза большего количества труда, чем при экстенсивных зерновых культурах и выражалась в увеличении посевов кормовых трав, пропашных культур. Она сопровождалась ростом потребления заводского (улучшенного) сельскохозяйственного инвентаря. Несмотря на уменьшение средних наделов, урожаи росли (31 пуд с десятины в 1870-1880 гг., 43 пуда в 1900-1910 гг., рост в 140%). Значит, урожайность постепенно поднималась и на выпаханных землях.
Использованная литература.
1. Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и инострнных государств. Т. 8. СПб. 1915, с. 338;
2. КОН С. Опыт советской национализации. В кн.: НЭП. Взгляд со стороны. М. 1991, с. 97;
3. ВАЙНШТЕЙН А.Л. Избр. труды. Советская экономика. 20-е годы. Кн. 1. М. 2000;
4. Вопросы Истории №2 1993 год;
5. МЭЙСИ Д. Земельная реформа и политические перемены. - Вопросы истории, 1993, № 4;
6. ЗЫРЯНОВ П.Н. Крестьянская община Европейской России в 1907-1914 гг. М. 1992;
7. История отечества. Проблемы, взгляды, люди. Под ред.Е.П.Иванова, Псков, 2004;
8. http://www.historichka.ru;
9. http://polbu.ru/valiullin_history.
арости), который ввел понятие атомов — неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлени
ляя на ключевые посты лично преданных ему людей. Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проя
тения военного превосходства или следует продолжить попытки регулирования и ограничений на основе паритета путем достижения взаимоприемлемых договоренностей с СССР.Картер предпочел первое.Май 1978 год
Реферат
2002
14
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
которому принадлежит одно рукописное поучение XVI в., быть может подражая «Похвале Глупости» , изображает, как на страшном суде господь «повелит отлучити митрополиты и епископы, и попы, и игумены, и
е особенно южнорусские территории. Однако в городах (численность жителей которых росла медленно – от4 до 8%), помимо традиционных социальных групп (купцы, ремесленники, мещане и т. д.), к середине ХI