ВВЕДЕНИЕ
Именно возвышенная трактовка света в пьесах, четкая геометричность цветообразов, восприятие цвета через соотнесенность со светом дает возможность сравнить стиль письма Чехова с витражной живописью. Экскурс в историю использования витражей в храмах подтверждает эту мысль. В храмах основной задачей было не столько подчеркнуть яркость цветовых композиций витражей, сколько выявить роль света как божественного начала, заставляющего играть цветовое полотно. Чехов использует «предметность» цвета, чтоы подчеркнуть главенство невещественного света.
А.Белый сравнивал жизнь героев Чехова с замкнутой отовсюду комнатой: «стены темницы стеклянные» и «только смерть выход». Действительно, Тузенбах из «Трех сестер» перед смертью начинает видеть и воспринимать мир по-другому. В раскаленной атмосфере пожара и конфликтов он дважды говорит о том, что «светает», «уж светает начинается утро». Так же он замечает бледность Ирины: «Мне кажется, ваша бледность проясняет темный воздух, как свет», а в 4-м действии точно в первый раз увидит красоту берез и кленов. Это подтверждает значение света как божественного начала, находящегося по ту сторону бытия. Соня в пьесе «Дядя Ваня» говорит: «мы покорно умрем и там за гробом увидим жизнь светлую, прекрасную».
И если человек с рождения до смерти заключен в «стеклянную тюрьму» (А.Белый), то судьбы людей это цветные фигуры, составляющие узоры. Они могут быть разного цвета (глубокие, как у сестер Прозоровых, или плоские, безвкусные цветосочетания Наташи), иметь причудливую форму, по-своему преломлять свет, но всегда ощущается хрупкость и недолговечность этого творения человеческой жизни.
Вся эта свето-цветовая игра в произведениях создает иллюзию стекла как грани двух миров (земного и неземного) и как невидимой, но непреодолимой преграды. В этом замкнувшемся пространстве обостряются конфликты человеческого мира.
Исследование творчества Антона Павловича Чехова представляет собой достаточно трудную задачу. Его творчество настолько многообразно, разносторонне, всеобъемлющее, что, на первый взгляд, очень трудно решить с какой позиции его следует рассматривать, тонкость душевных струн Чехова, его мироощущение через призму чувств и душевных терзаний освещены все еще недостаточно. И таким образом родилась цель данной работы: рассмотреть, как в произведениях Чехова отображены цветовые образы, какими средствами достигал он красочности в своих произведениях. Проследить применение цветовой гаммы в языке Чехова и проанализировать функционирование используемых для этого языковых средств в творчестве одна из основных задач исследования. Конечным итогом работы должно стать целостное описание языковых средств, используемых А. Блоком для выражения своео мироощущения и мировосприятия.
1. «Светоцветовое» видение мира
Свет и цвет нераздельны как причина и следствие. Сам интерьер есть пространство, ограниченное различно освещенными цветными поверхностями, и поэтому, выполняя его в цвете, необходимо учитывать, чем и как он освещен.
Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.
Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
- весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые)
- температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие)
- осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные)
- пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие)
- акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие)
- вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые)
- возрастные (детские, молодежные, стариковские)
- сезонные (весенние, летние, зимние, осенние)
- этические (мужественные, сентиментальные, смелые)
- эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические)
- культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.
Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.
Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой сособностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей).
Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета.
Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением отсюда и богатство ассоциаций.
Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.
Самая обширная область культуры, где не обойтись безассоциаций названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке.
ВВЕДЕНИЕ .. 3
1. «Светоцветовое» видение мира . 5
2. Свет и цвет в произведениях русских классиков . 8
3. Цветовая лексика А.П. Чехова . 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 16
ЛИТЕРАТУРА ... 17
ЛИТЕРАТУРА
1. Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. - М.: Духовное знание, 1917. 358 с.
2. Бенц Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. С. 79-130.
3. Бэббит Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. - Киев: София, 1996. 314 с.
4. Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. - М.: Сов. писатель, 1987. С. 125.
5. Заан Д. Белый, красный и черный: цветной символизм в черной Африке // Психология цвета. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. С. 47-78.
6. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ, 1995. - № 4. - С. 27.
7. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М.: МГУ, 1999.
8. Люшер М. Магия цвета. - Харьков: Сфера, 1996. 431 с.
9. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. С. 7-46.
10. Ульянов Н.И. Мистицизм Чехова // Русская литература, 1991. - №2. - С.86-93.
11. Урминцева М.Г. Словарь русской литературы. М.: Просвещение, 1993.
12. Флоренский П.А. Иконостас. - М.: Искусство, 1994. 255 с.
13. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. - М.: Стройиздат, 1973. 120 с.
14. Чехов, А.П. Избранные произведения / А.П. Чехов. - Минск: Гос. учеб. пед. издат. БССР, 1961. - 465 с.
15. Чудаков А.П. А.П.Чехов. М.: Просвещение, 1987.
ледует рассматривать в динамике его развития, Д. Д. Благой вынужден конста¬тировать крайне недостаточную разработанность реализ¬ма Пушкина 1830-х годов: «Вообще перед исследовате¬лями пушкинского твор
уманизма и просвещения.Пушкин изучает исторические события, чтобы наиболее полно отра-зить реалии жизни в своих произведениях. Кроме того, изучение жизни дво-рянства и крестьян, а также стремление Пуш
сходному моменту рассказа в финале повествования обретает особую значимость: есть несомненная предельная высота и праведность героя в этом ощущении личной ответственности за судьбу своей земли и готов
направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе. Литературные течения, противостоящие реализму, назы
за что так мучаешь нас» . Всякая настоящая любовь это великое счастье, даже если она предрекает разлуку, гибель, трагедию. К пониманию этого, пусть поздно, но приходят многие герои Бунина, потерявши