Введение
В последнее время в российском обществе зримо обозначился всплеск интереса к геополитической проблематике. Не только солидные научные журналы, но даже многотиражные газеты предоставляют место для публикаций на темы геополитики. До сих пор в научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия «геополитика». Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие «геополитика» трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно - стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики и т.д.
Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.
В СССР долгое время геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалстических государств. В 80-х гг. XX в. произошла переоценка этого направления научной мысли. Советский философский энциклопедический словарь (1989) уже не дает такой жесткой негативной оценки геополитики, но определяет ее как западную политологическую концепцию, утверждающую, что «политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста и т.п.».
1. Предмет и метод геополитики как науки
Геополитика сравнительно молодая область политического знания, относительная самостоятельность которого определилась лишь к началу ХХ века. До сих пор остаются дискуссионными вопросы, касающиеся, во-первых, трактовки термина «геополитика», во-вторых, научности геополитики, то есть соответствия геополитического знания критериям научности. Термин «геополитика», на первый взгляд, представляется столь очевидным, что вряд ли способен вызвать различные толкования его нормативный смысл определяется тем, что элемент «гео» в его составе связывается с понятием «географии», «географического». Однако в вопросе о том, каким образом «географическое» должно быть связано с «политическим», и как понимать само это «географическое», мнения специалистов разошлись, и до сих пор единой позиции выработать не удалось.
Классические трактовки геополитики отождествляют «гео» с географией и пространством. Швед Р. Челлен, англичанин Х. Маккиндер, американец Н. Спайкмен, немец К. Хаусхофер, русский П.Н. Савицкий зовутся геополитиками, так как в их трудах политика стыкуется с географией и ставится задача выяснения взаимодействий географических факторов с различными системами и способами политической организации. У геополитической классики есть своя предыстория она базируется на длительной политико-культурной традиции, берущей начало в античности, но отчетливо проявившейся в век Просвещения. Именно тогда Ш. Монтескье и другие французские просветители, а еще раньше русский историк и философ В. Н. Татищев, обозначили зависимость «образа правления» государства от его пространственно-географических характеристик.
Вместе с тем, в последнее время в отечественной политологии наметился отход от базисного смысла «геополитики», связанный с пересмотром понятия. Так, К.Э.Сорокин предлагает рассматривать геополитику как комплексную дисциплину о современной многоуровневой глобальной политике . Аналогичным образом К.С.Гаджиев переосмысливает элемент «гео» в слове «геополитика» так, что последний означает не «просто географический аспект в политике», а «всепланетные масштабы» политики, общемировой контекст поведения отдельных государств и их союзов .
Геополитика становится синонимом «мировой политики» (что, по существу, не одно и то же) и может быть отождествлена с глобалистикой исследованием наиболее глобальных всемирных процессов. Но это подмена понятий, которая может дезориентировать читателя, когда ему преподносят «геополитику без географии», когда модным термином пытаются охватить привычные формы дискурса и виды исследований. По своей словопонятийной структуре «геополитика» есть синтез представлений о «географическом» и «политическом», а не «глобальном» и «политическом».
Шведский ученый Рудольф Челлен (1864-1922) ввел в научное обращение понятие «геополитика». Выступающую же под этим именем науку он определял как «доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен».
Более обстоятельное определение дано в немецком журнале Zeitschrift fur Geopolitik: «Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика это географический разум государства».
Геополитика рассматривает государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844 1904). Геополитика изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространсву, и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф. Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.
Геополитика изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлений.
Политолог Э.А. Поздняков утверждает, что геополитика главное внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские.
Итак, можно сформулировать краткое определение: геополитика наука, система знаний о контроле над пространством.
Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией. В рамках этой науки выделяются два направления: геополитика предписывающая, или доктринально-нормативная, и геополитика оценочно-концептуальная. К первому течению можно причислить немецкую школу Хаусхофера, ко второму англо американскую школу (Макиндер, Спайкмен, Коэн), хотя четкие разграничительные линии между этими школами провести очень трудно. Геополитика все больше обогащается и наполняется конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном мире. Конечно, это становится возможным потому, что она опирается на научную базу многих дисциплин. Геополитика стала не только реальным инструментом изменения мира, но все больше служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и континентов.
Предметом любой науки являются вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые в данных исторических условиях подлежат познанию. Предмет геополитики это взаимоотношения между геополитическими субъектами при решении мировых и региональных проблем (с учетом влияния всех видов пространства).
Конечно, предмет познания не тождествен объекту, это какой-то элемент объекта, интересующего нас. Поэтому предметом геополитики при самом первом приближении, общем взгляде, мы полагаем, является контроль над планетарным пространством
В качестве предмета геополитики все более активно выступают информационные войны (времен «холодной войны» или современных «горячих войн» в Ираке, Югославии, Афганистане), нацеленные на информационно-психологическое поражение противника, на формирование общественного мнения. Таким образом, мы видим, что предмет геополитики постоянно меняется, в то время как объект остается более или менее стабильным.
Геополитика использует разные методы изучения соответствующих явлений и процессов. Как правило, они разрабатывались в других науках: политической географии, истории, социологии, политологии и т.д. В принципе это могут бьпь любые методы, применяемые наукой: системный, деятельностный, сравнительный, исторический, нормативно-ценностный, функциональный, к которому примыкает структурно-функциональный анализ, институциональный, антропологический, общелогические, эмпирических исследований и др.
Системный метод в качестве основного принципа использует структурно-функциональный подход, которым хорошо владели К. Маркс (1818 1883), Т. Парсонс (1902 1979) и другие экономисты, социологи, политологи. Принято считать, что системный подход в социологии и политологии детально разработан в 50 60-х гг. нынешнего века Т. Парсонсом. Суть его заключается в, рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в частности геополитики, как целостного, сложно организованного и саморегулирующегося opгaнизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы. Любая система стремится к самосохранению (геополитическая не исключение) и выполняет определенные функции, важнейшей среди которых является распределение ценностей и ресурсов и обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.
Введение 3
1. Предмет и метод геополитики как науки 4
2. Основные геополитические концепции 11
3. Законы геополитики 15
Заключение 18
Список литературы 19
Список литературы
1. Андрианова Т.В. Геополитические теории XX в.: Социал.-филос. исслед. / Рос. акад. наук. ИНИОН. - М., 1996. - 178 с.
2. Гаджиев К. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 1999.С. Геополитика. М., 1997
3. Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины: Семинар // Полис: Полит. исслед. - 1996. - N 2. - С.169-183.
4. Геополитика: теория и практика: Сб. ст. / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений; Под ред. Э.А.Позднякова. - М., 1993.
5. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России: Учеб. пособие. - М.: Арктогея, 1997.
6. Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999
7. Поздняков Э.А. Геополитика. - М.: Прогресс; Культура, 1995. - 95 c.
8. Потоцкая Т.И. Геополитика: Учебно-методическое пособие. Смоленск: «Ойкумена», 2002.
9. Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и геостратегия России. М., 1996
ое же определение дается и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, где указывается, что информационная безопасность характеризует состояние защищенности национальных интересов в и
ов ВВП. Политически Европа переходит от прежнего, “потсдамского”, к новому, “амстердамскому” системоустройству. . Наконец, в плане расстановки сил здесь остаются лишь два основных игрока – Евросоюз и
остсоветском пространстве сохранение единого социального пространства. Вариантов решения этой проблемы пока нет, но для начала можно взять схему, по которой формируется Европейское сообщество, где на
единственного бога. Имя Аллах является лишь одним из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Вера в других богов была объявлена грехом, подлежащим наказанию. Ислам предпис
оказывается лишним или избыточным. И это говорит о том, что ни на уровне экспертного сообщества, ни на уровне политического клас-са в целом эта проблематика, конечно, не исчерпана. И многие комплексны