С общим расширением юриди¬ческой практики и переходом дела правовых консультаций из рук, вер¬нее уст, понтификов к светским знатокам права примерно в III в. до н.э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важ¬ного источника права. В этом значении незаконодательной юриспруден¬ции также состоит одна из важнейших особенностей всей римской пра¬вовой культуры.
Занятия юриспруденцией были в традиции римского общества одним из почетнейших и благородных видов деятельности. Настолько, что Цицерону в его время приходилось не раз обосновывать, что воен¬ные или политические заслуги занимают в кругу общественных ценнос¬тей никак не меньшее место.
Одна из пословиц-максим римского юриди¬ческого обихода гласила, что постыдно знатному и благородному человеку не знать права, в котором он обращается - turpe esse patrici et nobili et causas oranti jus, in quo versaretur, ignorare.
Юристы-знатоки выполняли консультационные функции в судах, выступали помощниками сторон в процессе, занимались правовыми исследованиями для целей правоприменения и правового образования. Юридическое познание рассматрива¬лось как нечто священное, поэтому их труд был в правовом отношении бесплатным; однако помимо популярности и общественного уважения, они имели нравственное право претендовать на honorarium за их услуги, и считалось недостойным оставлять такие юридические услуги без вознаграждения.
В целом сформировалось несколько видов правотворческой дея¬тельности юристов.
Первая - cavere - сводилась к составлению реко¬мендательно-обязательных формул сделок, а также действий по реализа¬ции наследственных прав; в эпоху рецепции из этого вида сформируется нотариальная функция юридической практики.
Вторая - respondere - ответы по запросам частных лиц, а также судей и должностных лиц; в собственном смысле консультации. Это был наиболее важный в право¬творческом смысле вид деятельности, и не все юристы имели признан¬ное jus respondendi, т.е. обязательно-рекомендательной консультации по истолкованию права.
Третий вид - agere - заключался в составлении судебных формул, которые выражали существо иска, соответствовали требованиям права и с которыми истец публично выступал в суде.
Чет¬вертый - scribere - предполагал написание сочинений-писем по само¬стоятельно избранному правовому вопросу, распространенных затем в практических целях.
В 426 г. был издан специальный закон, отрегулировавший значе¬ние деятельности юристов для судебной практики: согласно закону, толь¬ко высказывания пяти юристов - Эмилия Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина - призуавались обязательными для судей.
Причем в случае разногласий приоритет принадлежал Папиниану, в прочих ситуа¬циях соответствие правурешалось по условному «большинству голосов». Кроме этого, римские юристы составляли многочисленные юри¬дические трактаты, монографии и учебные руководства.
Оглавление
Введение 3
1. Понятие источника римского частного права 5
2. Обычное право 7
3. Законы 10
4. Jus civile 13
5. Магистратское право 16
6. Деятельность юристов 19
7. Постановления государя 21
Заключение 23
Литература 25
Введение
В истории человечества римское право занимает особое место: оно не просто пережило создавший его народ, «но и по¬корило мир».
Зародилось оно в глубине веков, когда Рим представлял собой небольшую скотоводческо-аграрную общину. Римское право того времени - простейшая система общеобязательных правил поведения, которая носила узконациональный характер и была рассчитана на примитивный уклад жизни.
Борясь за свое существование, эта небольшая община посте¬пенно расширяется, поглощая соседние общины, захватывая близлежащие острова, увеличивая тем самым свою мощь и ук¬репляя внутреннюю организацию. Со временем появляется ог¬ромное государство, объединившее под своей властью почти весь мир того времени.
Древнее римское право, рассчитанное на урегулирование про¬стейших имущественных отношений и неспособное придать пра¬вовую регламентацию новым, более сложным экономическим отношениям, под влиянием изменившихся условий меняет свой характер.
Его краеугольными камнями становятся свобода част¬ной собственности, свобода договоров и завещаний.
По мере расширения пределов государства Рим все чаще и чаще вступает в торговые отношения с другими странами Средиземноморья и постепенно становится центром торгового оборота.
На территории Рима растет число отношений, участ¬никами которых, наряду с римлянами, являются чужестранцы. В силу своего национального характера римское право не распространялось на неримлян, точно так же как на римских граж¬дан не могло быть распространено право других государств.
В результате возникла потребность в создании такого права, которое, будучи свободным от местных и национальных особенностей, могло бы урегулировать все отношения с «иност¬ранным элементом». Появляется универсальное право - «пра¬во народов».
Став, посредством рецепции, правовым фундаментом многих законодательсв Западной Европы, римское частное право сегодня изучается в Германии, Франции, Италии, Англии и других странах.
Оно является основой, на которой веками формировалась юридическая мысль, позволяя изучать основные юридические институты в наиболее «чистом» от всяких случайных и национальных окрасок виде.
1. Понятие источника римского частного права
Выражение «источник права» может рассматриваться в различных значениях:
i. как источник познания права, под кото¬рым понимают любые художественные, литературные, археологические и т. п. свидетельства, из которых можно извлечь информацию о нормах права;
ii. как источник содержания правовых норм, под которым понимают материальные условия жизни того или иного общества;
iii. как способ, или фор¬ма, образования (возникновения) норм права, под которым по¬нимают формы правообразования, т. е. говорят о том, какими путями возникает, образуется та или иная норма права.
В данном случае источник римского частного права рас¬сматривается в третьем значении, т. е. как форма образования норм римского частного права.
Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для дан¬ного народа установлениями, или правом гражданским в широком смыс¬ле, во-вторых - согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, или правом общенародным (jus gentium).
Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены почти все договоры», оно служит ос¬новой для организации коммерции, оборота и т.д.
Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного; к после¬днему преимущественно относится обычай. Естественное право счита¬ется неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития.
В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться «или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом». Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле.
Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определения Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консульта¬ции правоведов.
В римском праве на протяжении его истории источниками правообразования были:
i. обычаи (в царский период);
ii. закон (II республиканский период - постановления народного собра¬ния);
iii. сенатусконсульты (в период принципата);
iv. конститу¬ции императоров (в период абсолютной монархии);
v. эдикты магистратов;
vi. ответы юристов.
2. Обычное право
Обычное право представляет объектив¬но исходный исторически источник любого правового регламентирова¬ния в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенности государственных и политичес¬ких установлений.
Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вы¬текающие из обычного права - особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа доз¬воленного правового поведения.
Закономерно вставал вопрос о критери¬ях допустимости и применимости такой регуляции при помощи обычно¬го права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.
Обычаи (mores) могут играть двоякую роль:
во-первых, они за¬меняют указания других более определенных источников права, прежде всего законов;
во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе примене¬ния законов и других источников права в юридической практике - и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.
Обычаи признавались источником права в том случае, если от¬сутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблю¬дать то, что указано нравами и обычаями».
В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно и равнозначно другому определенному указанию на содержание правового требования: «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами». Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не длжен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безуслов¬ным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона.
Для сво¬его признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям: (1) он должен выражать продолжительную правовую практи¬ку, во всяком случае в пределах жизни более одного поколения; (2) он должен выражать однообразную практику - причем безразлично, дей¬ствия или бездействия; (3) он должен воплощать неотложную и разум¬ную потребность в правовом именно регулировании ситуации, т.е, дале¬ко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая.
Наконец, специфику правового применения обычая со¬ставляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия, обычай не прёзюмировался в суде, а доказывался.
Важную особенность римского правового обычая составила, осо¬бенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая - это «мол¬чаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами».
В силу этого обычай носил черты религиозного правша, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко ста¬новилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции.
В христианскую эпо¬ху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.
1. Гримм, Д. Д. Лекции по догме римского права / В. А. Томсинов. - М.: Изд-во «Зерцало», 2003. - 496 с.
2. Иоффе, О. С, Мусин, В. А. Основы римского гражданского права. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. - 156 с.
3. Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима. - М.: Статут, 2003. - 685 с.
4. Пухаи, И., Поленак-Акимовская, М. Римское право (базо¬вый учебник): Пер. с макед. д.ю.н., проф. В. А. Томсино¬ва и Ю. В. Филиппова /.В. А. Томсинов. - М.: Изд-во «Зерцало», 1999. - 448 с.
5. Римское частное право: Учебник /И. Б. Но¬вицкий и проф. И. С. Перетерский. - М.: Юристъ, 1999. - 544 с.
6. Салогубова, Е. В. Римский гражданский процесс. - М.: 6-е юридическое бюро «Городец», 1997. - 144 с.
7. Чезаре, С. Курс римского частного права: Учебник /Д. В. Дождев. - М.: Изд-во «БЕК», 2000. - 400 с.
го гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, вхо¬дящих в состав Федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федерального гражданства влеч
ской действительности, а в идеальном представлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия г
ения служит юридическая ответственность.В отечественной правовой мысли проблемы юридической ответственности (в разное время освещались в работах С.С. Алексеева, Б.Т. Базылева, Д.Н. Бахраха, С.Н. Брату
акт издается только правотворческим органом государственным органом или (по уполномочию государства, с его санкции) общественной организацией. При этом во всех случаях он выражает волю государства. О
енной России.Проблемой данной работы является большая роль закона на современном этапе развития нашей страны.Актуальность проблемы вызвана тем, что она заслуживает подробного изучения и оценки, так ка