Происходящие в стране масштабные реформы и процессы расширения демократии сопровождаются ростом политической активности людей и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения граждан по тем или иным вопросам общественной жизни. Все это выдвигает перед государственными органами новые задачи, связанные с учетом мнения общественности с одновременным обеспечением безопасности граждан и правопорядка.
Современное российское общество несет огромные потери от криминальных проявлений в ходе социально-политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов. Снижается общий уровень правовой культуры населения.
Общее осложнение криминогенной обстановки происходит в значительной мере за счет распространения таких преступных проявлений, как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся различными криминальными посягательствами, религиозный экстремизм, разжигание национальной розни. Порождаемые объективными условиями жизни общества, они содержат в себе немалый разрушительный потенциал и нарушают нормы не только общественного порядка, но и являются угрозой для национальной безопасности, посягают на нормальную деятельность государственного аппарата, дестабилизируют в целом обстановку в стране. Это во многом связано с кризисом в экономической, политической сфере, распадом либо значительным ослаблением традиционных социальных институтов (семья, школа, вуз), нравственных ценностей. Значительная доля ответственности за превенцию указанных деяний лежит на государственных органах всех уровней, которые обязаны выступать гарантом спокойствия и правопорядка в обществе, но не должным образом выполняют данную функцию.
Начиная с 1987 г. на территории бывшего Союза ССР статистикой отмечается заметное увеличение числа случаев возникновения массовых беспорядков. Представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, массовые беспорядки и в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста, в результате чего представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.
Для России как многонационального федеративного государства с многочисленными кризисными явлениями проблема предупреждения массовых беспорядков весьма актуальна.
Одним из условий эффективности предупреждения массовых беспорядков является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общесоциального, криминологического, охранительного и уголовно-правового предупреждений, т.е. в работе всей системы предупредительного воздействия. Реализация этого подхода на практике затрудняется тем обстоятельством, что весьма трудно определить границы указанных видов профилактики. Сложная социально-правовая природа массовых беспорядков исключает возможность абсолютно четкого разделения их превенции на изолированные участки деятельности.
В системе методов и средств борьбы с массовыми беспорядками важное место занимает использование соответствующих уголовно-правовых норм и институтов. Своевременное их применение способно уменьшить численность потенциальных субъектов данных эксцессов путем удержания от участия в них лиц, способных в силу своих криминальных ориентаций нарушить уголовно-правовой запрет. В конечном счете, это приводит к снижению тяжести последствий массовых беспорядков, а в некоторых случаях и к их предотвращению .
Вместе с тем, на практике существуют проблемы уголовно-правовой квалификации массовых беспорядков. Так, данное преступление сложно разграничить от сходных составов преступлений (например, хулиганство ст. ст. 213 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 280 УК РФ), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282, 282-1, 282-2 УК РФ), так как основу признаков объективной стороны указанных преступлений составляют действия, сопряженные с массовыми беспорядками. В этой связи представляется актуальной тема настоящей работы.
Цель настоящей работы заключается в проведении комплексного исследования мер уголовно-правового противодействия совершению массовых беспорядков.
Содержание
Введение 3
1. Развитие законодательства, регламентирующего ответственность
за совершение массовых беспорядков...
6
2. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению..
12
2.1. Общая характеристика состава преступления, предусмотренного
ст. 212 УК РФ "Массовые беспорядки".
12
2.2. Уголовная ответственность за организацию массовых
Беспорядков..
15
2.3. Уголовная ответственность за участие в массовых беспорядках
и призывы к неподчинению
17
Заключение 22
Список литературы.. 24
Список литературы
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 2001. № 256.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" (ред. от 09.02.2009, с изм. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
4. Арипов Э.А. Предупреждение массовых беспорядков // Российский следователь. 2008. № 8.
5. Багмет А. Ответственность индивидуума за преступления, совершенные в толпе // Российский следователь. 2008. № 5.
6. Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Изд. 3-е. М., 1967.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009.
8. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1971.
9. Перфилов К.А. Субъект массовых беспорядков // Российский следователь. 2008. № 5.
10. Российское законодательство X - XX веков / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 1, 4, 5. М., 1984-1986.
11. Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. 2000. № 7.
12. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М" 2006.
13. Уголовное уложение. Объяснение к проекту редакционной комиссии. Т. 2. СПб., 1895.
14. Хохрин С.А. Массовые беспорядки: историко-правовой взгляд // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 1.
15. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966.
алификация представляет собой познавательный логический процесс или результат, включающий ус-тановление и анализ фактических обстоятельств содеянного, уяснение смысла признаков соответствующего состав
овой мысли и института смертной казни в уголовном законодательстве зарубежных странах1.1. Институт смертной казни в уголовном законодательстве зарубежных странахАнглия еще в начале XIX столетия занима
Между тем, несмотря на общую тенденцию к росту этого вида преступлений, в судах рассматривается незначительное число дел, квалифицированных как вымогательство. Все это свидетельствует о том, что прав
возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В отношении их нельзя применять лишь помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.В Общей части Уголовного кодекса ряд положе
ьной агрессии в отношении названной категории граждан, выражающиеся, в том числе, в совершении против них половых преступлений. Статья 34 Конвенции о правах ребенка возлагает на государства-участников