Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность. Это прежде всего обусловлено тем, что детство уникальный, важнейший период в развитии человеческой личности. Будущее любого общества и всего человечества в огромной степени зависит от духовного и физического развития молодого поколения, его понимания роли и значения прав человека в жизни индивида и социума, а также ответственности за свою судьбу и свои действия.
В то же время можно сказать, что уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что права отдельного ребенка, молодого человека, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях и от деятельности неправительственных организаций, которые исходя из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей молодежи и своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономический и политические условия для их жизни и развития.
«На заре 21 в. подавляющее большинство людей в мире, которые живут в нищете, составляют женщины и дети. Они же представляют собой большинство гражданских лиц, которые убивают или калечат во время военных конфликтов Их права, изложенные в Конвенции о правах ребенка и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, нарушаются ежедневно, и число этих нарушений не поддается подсчету».
Мировое сообщество убеждено, что прогресс человечества и общее развитие невозможны без улучшения положения женщин и детей и обеспечения их прав. Важным шагом на пути решения этих проблем явилась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей 19990 г. в Нью-Йорке. Главы государств и правительств 71 страны, а также представители неправительственных организаций подготовили план, предусматривающий достижение к 2000 г. 27 целей, причем 7 из них были признаны особенно важными. Это снижение смертности детей в возрасте до 5 лет; снижение материнской смертности; уменьшения недоедания среди детей в возрасте до 5 лет; сокращение неграмотности среди взрослых; обеспечение всеобщего доступа к базовому образованию; обеспечение доступа к чистой питьевой воде и санитарии; обеспечение более эффективной защиты детей, находящихся в особо трудных условиях.
О серьезных намерениях мирового сообщества решить поставленные задачи свидетельствует то, что эти вопросы были в центре внимания на Всемирной встрече на высшем уровнем в 1995 г. в целях ускорения социального развития и они будут обсуждаться осенью 2001 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, посвященной итогам выполнения плана Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. За прошедшее десятилетие 117 стран разработали национальные планы действий в интересах детей, а 17 стран Центральной и Южной Америки приняли важные законы, касающиеся прав детей. Многие другие страны привели свое законодательство в соответствие с Конвенцией о правах ребенка в области здравоохранения, правосудия для несовершеннолетних, образования и культуры. В результате усилий мирового сообщества смертность детей от менингита сократилась на 85%, а полиомиелит, некогда распространенный во всем мире, сейчас находится на грани ликвидации. Сегодня в школу ходят больше детей, чем когда бы то ни было.
Однако, несмотря на некоторые успехи, многие цели все еще остаются недостижимыми в отношении сотен миллионов детей во всем мире. Их жизнь и будущее находятся под угрозой из-за нищеты, голода, инфекционных болезней и растущей пропасти между богатыми и бедными, неустраненной проблемы дискриминации в отношении женщин и девочек. Те обещания, которые оказалось нелегко выполнить за пошедшие 10 лет, сейчас представляются еще более трудно выполнить без общей воли народов мира.
Процесс выделения прав ребенка в особую сферу человеческой познавательной и общественной деятельности начался спустя несколько столетий со времени введения понятия «права человека». Анализируя место прав ребенка в общей структуре прав человека, выявляя первоначальные причины выделения в особую категорию прав и соотнося права детей с другими группами в классификации прав человека, можно с определенной степенью уверенности утверждать следующее.
Во-первых, в правах ребенка соединены как права первого поколения (негативные), так и права второго поколения (позитивные). Во-вторых, хотя начался процесс выделения прав ребенка на 2-м этапе развития концепции прав человека, но само осознание специфичности и значимости прав детей произошло уже на 3-м этапе, т.е. в конце 20 в. Побудительными причинами послужили несколько обстоятельств. Как полагает Л.В.Павлов, «со времени принятия Всеобщей декларации развитие концепции прав человека шло по следующим направлениям: 1) толкование принципов, основополагающих для концепции прав человека; 2) детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод человека и их регламентация в отношении отдельных социальных групп; 3) создание института международной защиты прав человека».
Именно конкретизация прав специфической социальной группы, т.е. детей, и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело ученых и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Однако утверждалась эта идея с большим трудом. Анализирую проблемы, которые возникали в процессе философского осмысления и юридического оформления прав ребенка, заметим, что даже правам второго поколения, т.е. экономическим и социокультурным, длительное время отводилась подчиненная роль в сравнении с гражданскими и политическими. Такое же, если не большее, противодействие вызывала поначалу тенденция к регламентации прав тех или иных групп людей, в том числе и детей.
Однако историческая закономерность дальнейшего развития прав человека, усложнение их классификации, расширение прав третьего поколения, т.е. коллективных, несомненна. Более того. По мнению Л.Ф.Евменова, «история свидетельствует об эволюции прав человека в сторону коллективных прав». Объяснение, на его взгляд, лежит в следующем: «права не рождаются, и не проявляются, и не реализуются, и не развиваются вне семьи, рода, племени, общины, вне ближайшего окружения, вне социальных групп, вне общества». Вывод, к которому пришел ученый: «Принципиально не может быть чисто, идеально, классически индивидуальных прав человека». Достаточно убедительным примером могут служить права ребенка как специфической социальной группы.
Чрезвычайным событием, побудившим энтузиастов, в частности, женщин, на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления. Стала первая мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных чудовищных последствий бойни в планетарных масштабах, британский Союз спасения детей и ее шведский аналог «Рада Барнен» совместно с Лигой женщин в 1923 г. разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.
Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка. В число этих условий были включены:
- право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование;
- первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;
- указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.
Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской, ибо была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций, куда были приглашены государства, руководствовавшиеся принципами этой международной организации. Для настоящего времени Женевская декларация прав ребенка имеет значение скорее как исторический факт, однак следует отметить 2 момента, оказавших влияние на дальнейшее развитие идеи защиты прав детей.
Во-первых, именно в Женевской декларации прав ребенка впервые была сформулирована принципиально важная мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Этот тезис в дальнейшем повторялся во многих международных документах. Правда, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (с. 25, ч. 2 ). А в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка. Почти полностью повторяющая положение Женевской декларации. Звучит она следующим образом: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе».
1. Международная защита детей:
- история создания Конвенции о правах ребенка;
- концептуальная основа Конвенции о правах ребенка;
2. Национальные механизмы защиты прав ребенка:
- содержание Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»;
- институт омбудсмена;
- дополнения и изменения к Закону Республики Беларусь «О правах ребенка».
1. «Права человека» под редакцией Лукашиной, Минск 2000 г.
2. «Права человека» учебное пособие под общей редакцией А.Д.Гусева, Я.С.Яскевич, Минск ТетраСистемс 2002 г.
3. С.С.Алексеев. Теория права, Минск 1996 г.
4. В.А.Божанов. Пособие по спецкурсу «Конституция Республики Беларусь и права человека» для студентов всех специальностей. Минск 2000 г.
5. Всеобщая декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Минск 1999 г.
6. Защита прав ребенка: социально-педагогический аспект. Минск 1994 г.
ного к лишению свободы на срок свыше трех лет, не требуется. Недееспособный супруг не может выразить свою волю на растор-жение брака в силу своей недееспособности; согласию супруга, осужденного к лише
твенные и муниципальные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые; обязательные и добровольные платежи и поступления.По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяются
цели, задачи работы определены, как:1. Исследование предпосылок принятия Декларации независимости (1776 г.);2. Анализ положений Декларации независимости (1776 г.);3. Сопоставление Декларации независим
ая дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна. Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишу
о делать с имуществом после смерти человека, кому оно должно принадлежать и как урегулировать вопросы, связанные с развитием брачно-семейных отношений. Несмотря на то, что институт наследования имеет