ВВЕДЕНИЕ
Последние годы ХХ столетия внесли серьезные изменения в глобальные тенденции применения смертной казни. В самом общем плане можно констатировать, что на пороге ХХI века человечество последовательно идет к ее заметному ограничению. 1998-2000 годы в известной мере стали переломными в мировом аболиционистском движении. Оно не только серьезно изменило масштабы и географию применения смертной казни, но и оказало мощное по силе воздействие на умонастроения политических лидеров, миллионов людей на всех континентах, заставило переосмыслить отношение к этой варварской мере наказания, консолидировало усилия национальных и международных политических и общественных организаций, аккумулировало инициативы церкви, правозащитного движения, всех прогрессивных сил, существенным образом пополнило мировое информационное пространство гуманистическими идеями ценности человеческой жизни. Законодательство разных стран мира относится к смертной казни также по-разному. В одних государствах смертная казнь запрещна, в других она может применяться только при чрезвычайных обстоятельствах, в третьих сохранена в законе, но фактически не назначается уже многие годы .
Проблема смертной казни является сложной и многогранной. Она затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности .
Является ли смертная казнь сдерживающим фактором преступности, или нет, нарушает ли права человека, или выступает средством из арсенала правопорядка, применять ли ее в современный период, или отказаться? На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, журналисты, граждане. И хотя практически все из них высказываются за отмену смертной казни (против самой идеи никто прямо не выступает), основные расхождения наметились в сроках осуществления данного гуманного акта. Некоторые авторы предлагают уже сегодня отказаться от подобного вида наказания в нашей стране, закрепив это законодательно .
На эти вопросы предстоит дать ответы в данной работе.
ПРОБЛЕМА СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Немного, по выражению С. Вицина, в современном мире сохранилось таких устойчивых ко времени и здравому смыслу предрассудков, как представление многих людей о смертной казни. В ней видят социально оправданное, допустимое и даже необходимое и эффективное средство борьбы с преступностью. Поистине прав был великий Эйнштейн, утверждавший, что «легче расщепить атом, нежели предрассудок» .
Обыденные представления, естественные чувства подталкивают людей, узнавших об очередном страшном преступлении, к выводу - «убивать надо этих злодеев». Но это не более чем эмоциональная реакция, в основе ее лежат понятные чувства возмездия. Когда же приводят аргументы такого рода - «все общество против отмены смертной казни», а «глас народа - глас Божий» (vox populi, vox dei), то с этим согласиться просто нельзя, ведь глас народа и Христа распял.
Кроме того, чтобы правильно выявить общественное мнение, его нужно методически верно изучать. Например, если задать вопрос: «Являетесь ли вы сторонником применения смертной казни?» - будет один результат; если же спросите: «Какое наказание более приемлемо - смертная казнь или пожизненное заключение без права помилования?» - результат окажется иным.
Проблема смертной казни должна обсуждаться и решаться на основе всестороннего анализа и взвешенных оценок, свободных от устоявшихся мифов и иллюзий.
Прежде всего нужно развенчать распространенное заблуждение о том, что смертная казнь может сдерживать преступность. Наука и трезвые исторические оценки свидетельствуют о другом.
«Часть исследований утверждает, пишут У. Эвекич и Т. Кубо, что смертная казнь имеет некоторое сдерживающее воздействие, основывающееся на устрашении...» . Таким образом, к смертной казни как к наказанию важно подходить не столь однозначно. Ведь предельные возможности эффективности характерны не только для смертной казни, но и для других видов наказания, что не всегда учитывается.
Нельзя не видеть, что многие зачастую абсолютизируют роль смертной казни в сдерживании преступности, требуя от нее больше, чем она может дать по своей природе, возводя ее в некое универсальное средство, панацею, делая соответствующие выводы. Это заметно, в частности, в статье З.М. Черниловского, где автор, аргументируя свою позицию, указывает на главный довод Беккариа, заключающийся в том, что «смертная казнь была бы терпима, если бы она представляла собой единственное средство, способное удержать других от совершения преступления» .
Непонятно, почему такие явно завышенные требования предъявляются к смертной казни. Исключительной мерой ее называют вовсе не потому, что она может и должна быть исключительно эффективной (чего в природе и обществе практически не встречается), а в связи со своими исключительными последствиями для человека, преступившего все мыслимые и даже немыслимые нормы порядочности и права. В том-то и дело, что смертная казнь, как элемент в периодической системе Менделеева, занимает только свое место, участвуя в сдерживании преступников наряду с другими наказаниями, а также с экономическими, социальными, политическими, медицинскими, духовными факторами.
Приводятся также эмпирические данные следующего плана: «Чаще всего убийства совершаются в состоянии волнения, при котором эмоции берут верх над разумом, а также под воздействием алкоголя или наркотика, в состоянии паники, например, когда преступник застигнут в момент совершения кражи. Некоторые из совершивших насильственные преступления являются людьми чрезвычайно неуравновешенными или психически больными. Во всех подобных случаях страх перед смертной казнью не может сыграть роль сдерживающего фактора» .
Таким образом, ни одно серьезное криминологическое исследование не подтверждает, что смертная казнь (или введение более строгих наказаний) приводит к снижению преступности, и, естественно, не может подтвердить то, чего нет. Усиление карательных мер и рост преступности обычно идут параллельно. Известно, что в странах, где существуют строгие наказания, высок уровень преступности, и, напротив, нередко там, где повышается уровень преступности, появляются более жестокие наказания, расширяются масштабы их применения. Если предположить, что здесь есть зависимость, то необходимо решить: что от чего зависит - рост преступности ведет к более строгим наказаниям, расширению их применения или, наоборот, чем больше людей наказывают, чем больше их проходит «тюремные университеты», тем больше криминогенный потенциал общества.
Может ли смертная казнь или пожизненное лишение свободы "исправить" осужденного? Если нет, вопрошает В. Сидоров , то зачем включать их в систему наказаний? И как быть с принципом гуманизма, закрепленного в ст.7 УК, где сказано: "Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства"?
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОБЛЕМА СМЕРТНОЙ КАЗНИ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вицин С. Время казнить в России закончилось? // Российская юстиция. 1999. № 3.
2. Гумбольдт Вильгельм, фон. Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства // Язык и философия культуры. М., 1985.
3. Квашис В.Е., Альбрехт Г.Й. Куда идет смертная казнь? // Право и политика. 2001. № 6.
4. Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека // Советское государство и право. 1989. № 12.
5. Малько А.В. Смертная казнь: современные проблемы // Правоведение. 1998. № 1.
6. Позднов М. О судебных ошибках // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
7. Сидоров В. Кого исправляет смертная казнь // Российская юстиция. 2001. № 4.
8. Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990.
9. Фойницкий И.Я. Оценка смертной казни. М., 1889, 2001.
10. Черниловский З.М. Смертная казнь: Историко-философский аспект // Советское государство и право. 1989. № 12.
11. Эвекич У., Кубо Т. Основные тенденции в исследованиях смертной казни в 1979-1986 гг. // Смертная казнь: За и против. М., 2001.
ади на человека (зачастую в "хрущобах"), и, следовательно, по существующим нормативам, не могут претендовать на "бесплатное" жилье. Во-вторых, если добавить к этим нуждающимся в бесплатном жилье други
лектуальный продукт, созданный в результате творческих усилий отдельной личности или коллектива.Интеллектуальный продукт может иметь различные формы: открытия и изобретения, образцы новой продукции и
я – исследование и анализ учредительных договоров Европейского Сообщества.Для успешной реализации целей данного научного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:1. Рассмотреть и
и дорожного движения, разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства, повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, прежде всего Государственной инспекции безопасност
исследована в общей теории права. Существенным образом проанализирована специфика применения норм трудового и уголовного права. В последнее время появились серьезные исследования применения норм конс