Актуальность настоящей работе. Различные следственные действия, в том числе осмотр места происшествия, являются предметом изучения криминалистики. Криминалистика создает научную базу для расследования преступлений.
Криминалистика - это наука о закономерностях механизма преступления и возникновения информации о преступлении и его участниках, а также закономерностях обнаружения, изъятия, исследования и использования вещественных доказательств при расследовании и предотвращении преступлений1. В связи с этим криминалистика решает ряд задач. Общая задача криминалистики состоит в том, чтобы использовать накопленный опыт современной науки и техники в борьбе с преступностью.
Расследование - это процесс познавательный, одна из разновидностей познания объективной действительности.
Криминалистическая тактика - система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по проведению отдельных следственных действий, направленных на собирание и исследование доказательств по уголовным делам2. Криминалистическая тактика состоит из двух частей: общих положений криминалистической тактики и тактики отдельных следственных действий.
Цель данной работы психологии осмотра места происшествия.
1. Познавательные возможности осмотра места происшествия
Осмотр места происшествия первоначальное следственное действие по боль¬шинству уголовных дел. Значение осмотра для повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений обусловлено его местом в структуре расследования, а именно тем, что он выступает источником получения первичной доказательствен¬ной и розыскной информации по делу. На этом этапе перед следствием стоит задача раскрыть преступление по горячим следам при дефиците имеющейся по делу инфор¬мации. В условиях развертывания научно-технического прогресса познавательные возможности осмотра места происшествия возрастают. Существенно расширяются круг материальных следов, которые могут применяться для целей доказывания, арсе¬нал научно-технических средств и приборов по их обнаружению, фиксации и иссле¬дованию.
Деятельность по осмотру серьезно совершенствуется и в организационно-такти¬ческом плане. Все более широкий круг специалистов привлекается следователями для производства этого следственного действия. Одна из организационных форм успешного использования познавательных возможностей осмотра места происшест¬вияследственно-оперативные группы, создаваемые в органах прокуратуры и внутренних дел.
Расширение познавательных возможностей осмотра места происшествия проис¬ходит за счет выявления данных о внешней стороне преступного события и о его внутренней, субъективной стороне. Вместе с тем познавательные возможности осмотра места происшествия на практике используются недостаточно . В крими¬налистической литературе имеются лишь отдельные упоминания о необходимости установления субъективной стороны в ходе осмотра места происшествия . Сам про¬цесс установления обстоятельств психологической природы чаще всего лишь презюмируется. Речь же должна идти о необходимости вооружения следователей надле¬жащими методами и тактическими приемами получения по материальным следам более полной информации об этих скрытых элементах расследуемого события.
Установление обстоятельств субъективной стороны деяния относится к позна¬вательным задачам осмотра места происшествия. Закон не предусматривает непо¬средственного решения в ходе осмотра этой задачи, а также процессуальной фиксации данных о субъективной стороне преступления. Указанные сведения вводятся в процесс доказывания на более поздних этапах рас¬следования: при предъявлении обвинения (как данные о характере вины, содержа¬нии мотива и цели преступления) и допросе обвиняемого. В окончательном виде выводы о вине процессуально фиксируются в обвинительном заключении по делу. Однако в познавательном плане установление данных о вине как элементе пред¬мета доказывания по делу должно происходить с самого начала расследования и составлять одну из задач осмотра. Теоретически в ходе осмотра могут быть выяв¬лены прямые данные о мотиве и цели совершения преступления. Известен, напри¬мер, случай обнаружения на месте происшествия записки: «Смерть предателю». Однако при изучении нескольких сот протоколов осмотров не зафиксированы по¬добного рода источники получения информации о субъективной стороне преступле¬ния. Такого рода информацию, как правило, получают по материальным следам, т. е. опосредованно.
2. Психология познания материальные и нематериальных следов преступления. Особенности ретроспективного познания
Преступные действия оставляют материальные следы в виде отпечатков, по¬следствий, состояний, иных изменений в материальной обстановке. Это следы внеш¬них, практических действий. Но сами практические действия направляются внутрен¬ними, психологическими механизмами. В ходе расследования установлению подле¬жат как сами преступные действия, так и их психологические регуляторы. Познание же последних неизбежно осуществляется через» познание внешних, практических действий. Происходит это путем реконструкции со¬вершенных действий по выявленным материальным следам, а затем установления по» этим действиям данных об их психологических механизмах.
Однако традиционно к задачам осмотра места происшествия в криминалистике относят только выявление материальных следов преступления. Безусловно, про¬цессуально зафиксировать в ходе осмотра места происшествия можно только мате¬риальные следы. Но в познавательном плане возможности осмотра места происше¬ствия этим не исчерпываются. Поэтому рекомендации, согласно которым версии о ха¬рактере преступного события, включая его субъективную сторону, и о виновных ли¬цах следует выдвигать лишь после проведения первоначальных следственных дей¬ствий и уж во всяком случае, не в ходе осмотра места происшествия, являются не¬точными. Они исключают возможность познания механизма противоправных дей¬ствий, а также их субъективной стороны в ходе осмотра места происшествия . На практике это ведет к неполноте исследования преступного события, проводи¬мого при осмотре, заметно сужает объем поисковой и доказательственной информа¬ции по делу.
Общепризнанно, что одна из задач осмотра места происшествия выявление преступного события. Но само преступное событие понимается криминалистами до¬вольно узко, вне выявления психологических механизмов его совершения. Между тем данные о внешних обстоятельствах преступных действий (место, время, способ « их совершения, наступившие последствия), как бы они ни были точно установлены и зафиксированы в ходе осмотра, не исчерпывают всего содержания преступного со¬бытия. Внешняя картина преступления нуждается в смысловом объяснении. Поэто¬му, воссоздавая картину преступления при осмотре места происшествия, следова¬тель не может абстрагироваться от ее «внутреннего сюжета». В ходе осмотра места преступления обнаруженные следы зачастую фиксируются хаотически; не объеди¬няются в целостные структурно-функциональные единицы, какими являются совер¬шенные действия . Это, естественно, самым серьезным образом затрудняет познание, как всего механизма расследуемого преступления, так и его субъективной стороны. И такая ситуация неизбежна, если познавательные задачи осмотра ораничиваются выявлением материальных следов. В таком сложном познавательном процессе, как расследование уголовного дела, нельзя бездумно выявлять и фиксировать следы. Познание всего подчинено внутренней логике происшедшего события, которую сле¬дователь обязан выявлять уже в ходе осмотра. Происходит это путем упорядочения обнаруженных следов как элементов совершенного преступления в виде суждений о последовательности его протекания и построения версий о механизме и субъектив¬ной стороне его совершения. Указанный путь познания соответствует марксистскому тезису о том, что в продуктах труда овеществляется психология производителей. Данное положение характеризует все виды практической деятельности, включая и ту, которая имеет социально-вредный характер.
Следует учитывать также закономерности ретроспективного познания, прояв¬ляющиеся при установлении событий прошлого по материальным следам. Так, по выявленным орудиям и продуктам труда, другим овеществленным следам матери¬альной культуры познаются условия жизни, быта и духовная культура прошлых по¬колений. Эта закономерность познания событий присуща всем видам ретроспектив¬ных исследований. Метод реконструкции идеального по материальным следам при¬меняется во многих сферах познания, когда речь идет об изучении событий про¬шлого. Нечто подобное происходит и в процессе расследования преступлений. Прин¬ципы и методы ретроспективного анализа, применяемые при исследованиях в области истории, сходны (с учетом, естественно, масштабов изучаемых событий) с познанием единичных актов поведения, которое проводится по уголовным делам, и в част¬ности по материальным следам преступления в ходе осмотра места происшествия.
Уместно напомнить и о психомоторной природе преступного поведения как во¬левого акта. Мотив, цель, направленность умысла и другие субъективные элементы выполняют функцию сознательно-волевого управления внешним практическим пове¬дением. Поэтому включенность субъективных элементов в структуру преступного события требует не поочередного, а одновременного установления данных, как о внешних действиях, так и об их субъективных регуляторах В ходе осмотра места происшествия перед следователем возникают задачи, во-певых, по восприятию и фиксации непосредственно наблюдаемых объектов осмотра (следов, вещественных доказательств и т. п.), что прямо предусмотрено законом, во-вторых, по их исполь¬зованию в целях выявления данных о вине и виновном лице .
Введение 3
1. Познавательные возможности осмотра места происшествия 4
2. Психология познания материальные и нематериальных следов преступления. Особенности ретроспективного познания 6
Заключение 18
Список литературы 19
2. Литературные источники
1. Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие. - 2-е изд.; доп. и испр.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
2. Белкин Р.С. Лившиц Е.М. Тактика следственных действий. - М.: «Новый Юрист», 1997
3. Белозерова И.И. Криминалистика. Библиотека Интернет университета, 2003
4. Гусаков А. Н., Филющенко А. А. Следственная тактика в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Гусаков А.Н., Филющенко А.А.-2-е изд.-Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1993
5. Криминалистика./ Под ред. А.Г. Филиппова и А.Ф. Волынского. М.: Издательство «Спарк», 1998
6. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е. П. Ищенко. М.: Юристъ, 2000
7. Криминалистика: Учебник для среднего профессионального образования / Отв. ред. А.А. Закатов, Б.П. Смагоринский. Волгоград, 2000.
8. Леонтьев А.С. Производство следственных действий: уголовно правовой и криминалистический аспекты. М.: ПРИОР, 2004
9. Лоер В. Криминалистика: Учебник // http://lib.baikal.net/koi.cgi/PRAWO/ BESTJUR/loer1.txt#0.
10. Следственные действия / Под ред. проф. Б.П. Смагоринского. М., 1994
11. Следственные действия: Криминалист. рекомендации./ Богомолова С.Н., Образцов В.А., Протасевич А.А. и др.; Под ред. Образцова В.А.- М.: Юристъ, 1999.
12. Следственные действия: Криминалист. рекомендации./ Богомолова С.Н., Образцов В.А., Протасевич А.А. и др.; Под ред. Образцова В.А.- М.: Юристъ, 1999
ь языком одного лица и диалогической, то есть языком двух и больше лиц.Невербальная коммуникация имеет разные знаковые системы. В частности оптико-кинетическую систему, паралингвистическую систему, эк
ь психологическое обеспечение в профессиональной деятельности сотрудников подразделений УИС.Актуальность данной темы выражена в том, что ряд сотрудников УИС в процессе своей деятельности подвергаются
авонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний ( гнев, аффект, страх, растерянность и др. ), которые в юридическо психологии чаще становятся предметом научно
песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и
онимания. Естественно, что все эти термины весьма ус¬ловны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребля¬ются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативн