Закон о СРП
| Категория реферата: Рефераты по экономике
| Теги реферата: информация реферат, рецензия на дипломную работу
| Добавил(а) на сайт: Энгалычев.
Предыдущая страница реферата | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующая страница реферата
В связи с этим в мае 2000 г. в Государственную Думу внесен
законопроект, предусматривающий дополнение Федерального закона “О
соглашениях о разделе продукции” новой схемой “прямого” раздела продукции
без взимания каких-либо налогов и платежей. Законопроект внесли депутаты
Государственной Думы Ю.Д.Маслюков, А.Ю.Михайлов, Г.И.Райков и К.В.Ремчуков.
Эта законодательная инициатива получила поддержку при ее обсуждении в
Государственной Думе на уровне комитетов и рабочих групп и имеет хорошие
перспективы одобрения на пленарном заседании в период осенней сессии 2000
г. По-видимому, всем участникам обсуждения законопроекта ясно, что
дополнение действующей модели СРП “прямым” разделом не только
целесообразно, но и достаточно давно назрело.
Законопроект вызвал бурную дискуссию по поводу правовой сущности действий инвестора по передаче государству причитающейся ему доли продукции, а также по поводу правовой квалификации самой этой доли. В первой своей редакции упомянутый законопроект определял долю продукции, передаваемую государству, как “единый налог”. Это нововведение в случае его законодательного закрепления влекло за собой очень серьезные правовые последствия.
Во-первых, такой “единый налог” может быть введен только после того, как будет внесено соответствующее дополнение в перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, установленный Налоговым кодексом РФ.
Во-вторых, с его введением государство де-юре лишается неналоговых доходов от СРП. В связи с этим возникает вопрос: если государство не получает гражданско-правового дохода от СРП, то можно ли считать СРП гражданско-правовым договором? Вызвать сомнения в гражданско-правовой сущности СРП означает подвергнуть сомнению право СРП на существование в качестве самостоятельного правового института, преподносимого как институт гражданского права.
В-третьих, введение “единого налога” означает распространение на весь механизм раздела продукции и отчуждения ее долей налогового правового режима. Для того чтобы в полной мере оценить это, необходимо обратиться к правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной во многих его решениях. Она вкратце сводится к следующему:
. федеральные налоги и сборы вводятся федеральными законами;
. налоги и сборы вводятся исключительно налоговыми законами;
. вводятся и взимаются только те налоги и сборы, которые предусмотрены
Налоговым кодексом РФ (соответствующие общим принципам налогообложения и сборов в Российской Федерации);
. все основные элементы налогового обязательства устанавливаются законом;
. если в законе не определены основные элементы налогового обязательства, налог считается невведенным.
В этом смысле вводимый рассматриваемым законопроектом “единый налог”
вступает в острый антагонизм с основополагающими принципами российского
налогового права. Согласно законопроекту важнейшие элементы налогового
обязательства, такие как ставка “единого налога”, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, определение момента прекращения обязанности по
уплате и т.д., должны устанавливаться СРП, а не налоговыми законами. Для
приведения законопроекта и Федерального закона “О соглашениях о разделе
продукции” в соответствие с вводимым “единым налогом” необходимо исключить
из СРП практически все условия, имеющие отношение к разделу продукции.
Возникла дилемма: отказаться от “единого налога” или отказаться от СРП как
гражданско-правового договора. Последнее исключалось всеми участниками
дискуссии.
В силу этого из законопроекта следовало исключить всякие упоминания о
“едином налоге”. Сделать это следовало уже потому, что доля продукции, принадлежащая государству по СРП, очевидно, составляет или содержит
неналоговый доход государства, на который нельзя распространять налоговый
режим. Кроме этого, не следует забывать, что Налоговым кодексом РФ
установлен ряд принципиальных положений, которые имеют прямое отношение и к
рассматриваемому законопроекту, и к действующей редакции Федерального
закона “О соглашениях о разделе продукции”. Согласно одному из них
обязанность по уплате налога или сбора прекращается в момент дачи
налогоплательщиком поручения своему банку перечислить сумму налога или
сбора на соответствующий бюджетный счет. Из этого положения вытекает, что
обязанность уплаты налога или сбора выполняется исключительно в форме
перечисления денежных средств. Налоговый кодекс РФ не предусматривает
натуральной формы уплаты налогов и сборов. В силу этого поддержка идеи
“единого налога” требовала внесения поправок в Налоговый кодекс РФ, которые
законодательно закрепили бы возможность взимания по СРП налогов и сборов в
натуральной форме – в виде добытой нефти.
Как можно видеть, перечисленный набор правовых проблем, требующих законодательного разрешения, настолько объемен, что способен полностью похоронить саму идею “прямого” раздела продукции. Однако отдельные разработчики законопроекта первоначально полагали, что “прямой” раздел продукции может быть реализован только при введении “единого налога”, который должен “поглотить” все ныне взимаемые с инвестора налоги и иные платежи, считая, что обратное невозможно. Но судьба “прямого” раздела продукции может и должна быть решена иначе. Для этого необходимо учесть следующее:
1. Не следует забывать о том, что система платежей за пользование природными ресурсами возникла очень давно, задолго до появления современных налоговых систем, тогда, когда государь (государство) существовало по преимуществу за счет доходов от принадлежащих ему доменов (земель), регалий, монополий и откупов, т.е., выражаясь современным языком, доходов от государственной собственности. Многие из платежей, взимаемых государством с природопользователей и недропользователей, в силу своей архаичности являются не налогами, а квазиналогами. Они вводятся неналоговыми законами, по ставкам таких платежей допускаются торги и т.д.
2. Взимание государственной доли продукции при реализации СРП никогда не носило характера налогообложения. В Федеральном законе “О соглашениях о разделе продукции” не установлен налоговый характер долей, выделяемых из произведенной продукции и распределяемых между государством и инвестором. Пункт 1 ст.13 упомянутого Закона гласит:
“Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом”. Это не означает, что раздел продукции является формой налогообложения. Напротив, это означает отказ государства от участия в доходах инвестора путем налогообложения. Это подтверждается тем, что в соответствии с Федеральным законом “О бюджетной классификации Российской Федерации” доходы от реализации соглашений о разделе продукции (код 20 10 90) отнесены к неналоговым доходам бюджета (код 20 00 00).
3. Коль скоро не возникают обязанность инвестора по уплате налога на прибыль и само понятие прибыльной продукции, а также любые другие налоговые обязательства инвестора, то налоговые органы утрачивают контрольные полномочия в отношении СРП, за исключением полномочий по контролю за обоснованностью отнесения стоимости товаров, работ и услуг к затратам инвестора на выполнение своих обязательств по СРП.
4. Государственная доля продукции является неналоговым доходом государства от использования государственной собственности, и статус этой доли такой же, как и у прочих доходов бюджета от государственной собственности (дивиденды по государственным пакетам акций, доходы от приватизации и т.п.). Это означает, что контроль исполнения инвестором его обязательств перед государством по СРП должен быть возложен на те ведомства, которые осуществляют полномочия распоряжения недрами.
Законом РФ “О недрах” эти полномочия возложены на федеральный орган управления государственным фондом недр и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр. Распределение государственной доли продукции, получаемой при реализации СРП между федеральным и региональным бюджетами, должно осуществляться так же, как это предусмотрено ст.10 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, т.е. на основе договоров между соответствующими федеральными и региональными органами исполнительной власти.
5. Дополнение Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”
“прямым” разделом не потребует внесения изменений в главы Налогового кодекса РФ, регулирующие специальные налоговые режимы, в том числе и налоговый режим СРП, за исключением констатации того, что такой режим без взимания налога на прибыль и платежей за пользование недрами существует, так как "прямой" раздел освобождает инвестора от налоговых обязанностей в той части его деятельности, которая имеет отношение к реализации СРП.
6. До введения в действие ст.13 ч.1 Налогового кодекса РФ, которая заменяет платежи за пользование недрами одноименными налогами, сохраняет свою силу гл.5 Закона РФ “О недрах”. В нее необходимо внести уточнения, оговаривающие освобождение от платежей за недра инвесторов, перешедших на режим "прямого" раздела продукции.
Все вышесказанное было учтено разработчиками законопроекта, в него
были внесены изменения и дополнения, исключающие введение “единого налога”.
Таким образом, законопроект не включил “прямой” раздел продукции в состав
известных форм налогообложения, закрепляя неналоговый правовой режим той
доли продукции, которая передается государству.
СРП И ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ.
Рекомендуем скачать другие рефераты по теме: договор реферат, шпори.
Категории:
Предыдущая страница реферата | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующая страница реферата