Вступительные экзамены по литературе проводятся
в устной и письменной форме.
Абитуриенту предлагается написать
сочинение в прозе на одну из 5–7 предложенных тем:
по литературе ХIХ и ХХ вв., а также на свободные
те-мы.
Сочинение оценивается по следующим
критериям: соответствие работы теме и замыслу
сочинения, полнота раскрытия темы, четкость и
последовательность изложения, особенности
языкового оформления письменной работы,
грамотность абитуриента. За сочинение ставится
одна оценка (и за содержание, и за грамотность).
На устном экзамене по литературе
абитуриенту предлагается ответить на два
вопроса: по русской литературе XII–XIX вв. и по
русской литературе ХХ в.
Составной частью устного экзамена
является также выразительное чтение программных
текстов наизусть по выбору абитуриента.
В список литературы включены
произведения, составляющие основу современных
программ по литературе для общеобразовательных
учебных заведений, рекомендованных
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
На устном и письменном экзамене по литературе
поступающий в высшие учебные заведения должен
показать:
знание перечисленных ниже
художественных произведений;умение анализировать и оценивать
произведение как художественное единство;
характеризовать во взаимосвязи следующие его
компоненты:тему;
идею (идейный смысл);
основных героев;
особенности композиции и сюжета,
значение важнейших эпизодов, сцен в их
взаимосвязи, роль портрета, пейзажа;род и жанр произведения;
особенности авторской речи и речи
действующих лиц.
Абитуриент должен уметь:
выявлять авторское отношение к
изображенному и давать произведению личностную
оценку;выразить свое восприятие и понимание
образов и мотивов лирического произведения и
давать ему личностную оценку;обнаруживать понимание связи
изученного произведения с временем написания;объяснять сходство тематики и героев
в произведениях разных писателей.
Абитуриент должен также иметь
представление о литературном методе
(направлении) — классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм, модернизм; знать роды
литературы (эпос, лирику, драму) и уметь
характеризовать их специфику, основные жанры,
иметь понятие об основных стихотворных размерах:
ямбе, хорее, дактиле, амфибрахии, анапесте (с
приведением соответствующих примеров), об
особенностях художественной речи: эпитет,
сравнение, олицетворение, метафора, гипербола,
аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов
язык, антитеза.
“Слово о полку Игореве”.
М.В. Ломоносов. “Разговор с
Анакреонтом”, “Ода на день восшествия на
престол императрицы Елисаветы Петровны 1847
года”.
Д.И. Фонвизин. “Недоросль”.
Г.Р. Державин. “Властителям и судиям”,
*“Ключ”, “Фелица”, *“Русские девушки”,
*“Снигирь”, “Памятник”, *“Бог”.
А.С. Грибоедов. “Горе от ума”. Статья
И.А. Гончарова “Мильон Терзаний”.
А.С. Пушкин. Лирика: “К морю”, “К
Чаадаеву”, “Вольность”, “Арион”, “Анчар”,
“Пророк”, “Я памятник воздвиг себе
нерукотворный...”, “Я вас любил...”, “На холмах
Грузии...”, “К***”, “Я помню чудное мгновенье...”,
“Осень”, “Вновь я посетил”, “Евгений Онегин”.
*Статьи В.Г. Белинского “Сочинения Александра
Пушкина” (8 и 9-я)*).
“Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа”,
“Когда за городом задумчив я брожу...”, “Бесы”,
“Моя родословная”, “Два чувства дивно близки
нам...”, “Бородинская годовщина”, “19 октября”
(“Роняет лес багряный свой убор...” и др. по
выбору абитуриента).
“Дубровский”, “Капитанскаа дочка”,
“Медный всадник”, “Полтава”, “Бо-рис Годунов”,
“Повести Белкина” (одна из повестей по выбору
абитуриента).
М.Ю. Лермонтов. Лирика: “Смерть поэта”,
“Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой
кинжал...”), “Бородино”, “Дума”, “Родина”, “Как
часто пестрою толпою окружен...”, “Парус”,
“Выхожу один я на дорогу...”, “Герой нашего
времени”. *Статьи В.Г. Белинского “Стихотворения
М.Ю. Лермонтова” и “Герой нашего времени”,
*“Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою”),
“Пророк”, “Желание”, “На севере диком...”,
“Узник”, “Пленный рьщарь”, “Когда волнуется
желтеющая нива...”, “Я не унижусь пред тобою...”.
*“Мцыри”, “Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова”, *“Демон”.
Н.В. Гоголь. “Мертвые души”,
“Ревизор”, “Шинель”, *“Выбранные места из
переписки с друзьями” (главы по выбору
абитуриента).
А.Н. Островский. “Снегурочка”,
“Гроза”, “Бесприданница” (по выбору
абитуриента).
*Полемика в критике (статьи Н.А.
Добролюбова “Луч света в темном царстве”, Д.И.
Писарева “Мотивы русской драмы”, А.А. Григорьева
“После «Грозы» Островского”, “На всякого
мудреца довольно простоты”).
*И.А. Гончаров. “Обломов”.
Произведение в оценке критики (статьи Н.А.
Добролюбова “Что такое «обломовщина»?”, Д.И.
Писарева “«Обломов». Роман И.А. Гончарова”, А.В.
Дружинина “«Обломов». Роман И.А. Гончарова”).
И.С. Тургенев. “Отцы и дети”.
*Полемика в критике (статьи Д.И.
Писарева “Базаров”, М.А. Антоновича “Асмодей
нашего времени”, Н.Н. Страхова “«Отцы и дети» И.С.
Тургенева”). Стихотворения в прозе (по выбору
абитуриента), “Ася”, “Вешние воды”, “Первая
любовь” (по выбору абитуриента).
*Н.С. Лесков. “Очарованный странник”.
Ф.И. Тютчев. “О, как убийственно мы
любим...”, “Умом Россию не понять...”, “Silentium!”,
“Весенние воды”, “О чем ты воешь, ветр ночной”,
“Не то, что мните вы, природа...”, “Эти бедные
селенья...”, “Есть в осени первоначальной...”,
“Нам не дано предугадать...”.
А.А. Фет. “Это утро, радость эта...”,
“Шепот, робкое дыханье...”, “Прос-ти — и все
забудь...”, “Поделись живыми снами...”, “Вечер”
(“Прозвучало над ясной рекою...”), “Певица”
(“Унеси мое сердце в звенящую даль...”), “Сияла
ночь. Луной был полон сад...”, “Это утро, радость
эта...”, “Учись у них — у дуба, у березы...”, “Я
тебе ничего не скажу...”.
Н.А. Некрасов. “В дороге”, “Тройка”,
“Коробейники”, “Размышления у парадного
подъезда”, “Железная дорога”, “На Волге”,
“Родина”, “Элегия”, “Пускай нам говорит
изменчивая мода...”, “Нравственный человек”,
“Тишина”, “Памяти Добролюбова”, “Внимая
ужасам войны...”, “Кому на Руси жить хорошо”.
*“Вчерашний день часу в шестом...”,
*“Блажен незлобивый поэт...”, *“Рыцарь на час”,
*“Еду ли ночью по улице темной...”, *“Что ты,
сердце мое, расходилось...”, *“Умру я скоро...”, “Я
не люблю иронии твоей...”, “О, письма женщины нам
милой...”, “Зине”.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (по выбору
абитуриента). *“История одного города”.
Л.Н. Толстой. “Война и мир”.
Ф.М. Достоевский. “Преступление и
наказание”.
А.П. Чехов. “Ионыч” и другие рассказы
(по выбору абитуриента), “Вишневый сад”, “Три
сестры” (по выбору абитуриента).
А.И. Бунин. “Антоновские яблоки”,
“Деревня”, “Чистый понедельник”, “Темные
аллеи” и другие рассказы (по выбору абитуриента).
В.Г. Короленко. “Чудная”, “Река
играет”, “Огоньки”, “Слепой музыкант” (по
выбору абитуриента).
Поэзия “серебряного века”: стихи В.
Брюсова, Н. Гумилева, М. Цветаевой (стихотворения
по выбору абитуриента).
А.А. Блок. “Фабрика”, “Незнакомка”,
“О, весна без конца и без краю...”, “На железной
дороге”, “О, я хочу безумно жить...”, “Родина”,
“На поле Куликовом” (“Река раскинулась...”), “О
доблестях, о подвигах, о славе...”, “Двенадцать”.
*“Вхожу я в темные храмы...”, “Девушка
пела в церковном хоре...”, “Осенняя воля”,
“Рожденные в года глухие...”, *“Скифы”.
М. Горький. “Старуха Изергиль”,
“Песня о Соколе”, “Челкаш” и другие рассказы
(по выбору абитуриента). “На дне”.
С.А. Есенин. “Береза”, “Песнь о
собаке”, “Не бродить, не мять в кустах
багряных...”, “О красном вечере задумалась
дорога...”, “Мир таинственный, мир мой древний”,
“Неуютная жидкая лунность...”, “Письмо
женщине”, “Собаке Качалова”, “Шаганэ ты моя,
Шаганэ...”, “Гой ты, Русь, моя родная”, “Русь
Советская”, “Каждый труд благослови, удача...”,
“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Анна Снегина”.
*“Выткался на озере алый свет зари...”,
*“Я последний поэт деревни...”, *“Письмо
матери...”, “Я иду долиной...”, *“Мы теперь уходим
понемногу...”.
В.В. Маяковский. “Послушайте!”,
“Нате!”, “Мама и убитый немцами вечер”, “О
дряни”, “Прозаседавшиеся”, “Товарищу Нетте,
пароходу и человеку”, “Необычайное
приключение”, *“Разговор с фининспектором о
поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, *“Во
весь голос”, “Письмо Татьяне Яковлевой”.
*“Лиличка! Вместо письма”, “Облако в
штанах”.
М.А. Булгаков. “Белая гвардия”,
“Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита” (по
выбору абитуриента).
А.Т. Твардовский. “Я убит подо
Ржевом...”, “В тот день, когда окончилась
война...”, “Спасибо, моя родная...”, “Собратьям по
перу”, “Памяти матери”, “Не стареет твоя
красота”.
“Василий Теркин”.
М.А. Шолохов. “Тихий Дон”, “Поднятая
целина” (по выбору абитуриента), “Судьба
человека”.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (по
выбору).
А.А. Ахматова. Стихотворения (по
выбору). “Реквием”.
А.И. Солженицын. “Один день Ивана
Денисовича”, “Матренин двор” (по выбору
абитуриента).
Великая Отечественная война в
литературе 40-х гг. и последующих лет. А. Сурков, К.
Симонов, К. Паустовский, В. Гроссман, В.
Кондратьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев и другие (по
выбору абитуриента).
Литература 60–90-х гг.: Ф. Абрамов, В. Астафьев, В.
Белов, А. Вампилов, А. Вознесенский, В. Дудинцев, Ф.
Искандер, Б. Окуджава, В. Распутин, Н. Рубцов, Ю.
Трифонов, В. Шукшин и др. (по выбору абитуриента).