МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
В.В. Антонченко
часть 2
Документами общего характера являются Всеобщая Декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН
резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года); Конвенция
о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г.)
Эти документы были приняты для того, чтобы регулировать правоотношения, возникающие во всех сферах жизни человека.
Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резо¬люцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10. 12. 1948 г., которая, по сути, явилась одним из первых документов ООН, устанавливающих еди¬ные стандарты, к которым необходимо стремиться государствам, и как отме¬тили Гуценко К.Ф. и Ляхов Е.Г., «это стало одним из первых эффективных шагов, предпринятых ООН по международно-правовому закреплению ос¬новных прав и свобод человека» .
Всеобщая декларация прав человека - это один из ведущих источников международного права, так как большинство государств рассматривает ее как документ, содержащий обычные нормы международного права, почти все из которых воспроизведены в национальных конституциях и внутригосударственных законах.
Декларация, имевшая статус рекомендательного международного акта, со временем приобрела статус общепризнанной нормы международного права.
В ст. 3 Всеобщей деклара¬ции прав человека, ст. 6 Международного пакта о граждан¬ских и политических правах, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право на жизнь. Оно является неотъемлемым, все остальные права и свободы человека, в том числе и осужденного, производны от права на жизнь. Главные принципы указанной международной нормы со¬стоят в том, чтобы защитить человека от любого умышлен¬ного лишения жизни государством, а также обязанность государства обеспечить принятие и применение законов, предусматривающих суровое наказание за преступления против жизни, осуществление эффективных превентивных и охранительных мер в случае возникновения опасности для жизни человека. По общему правилу право на жизнь предполагает, что государство должно принимать все меры к тому, чтобы человеческая жизнь даже в условиях отбы¬вания уголовного наказания оставалась вне опасности. Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основ¬ных свобод допускает исключения из общего правила. Прежде всего, это касается смертной казни, законно назна¬ченной по приговору суда за совершение преступления. Но данное положение в связи с вступлением в силу Протокола № 6 к Конвенции относительно смертной казни и его ра¬тификацией большинством европейских государств факти¬чески не действует . Кроме того, ч. 2 ст. 2 Конвенции определяет ситуации, при которых разрешается лишение человека жизни (для защиты любого лица от противоправного насилия, для осуществления за¬конного задержания или предотвращения побега, для по¬давления бунта или мятежа) и условия, которые должны соблюдаться при этом. Главными из них являются абсо¬лютная необходимость и соразмерность применения силы для достижения законных целей в обозначенных ситуаци¬ях. Право на свободу мысли, совести и религии, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и Международ¬ного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, представляет собой, в частности, свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные обряды. Для осужденных, отбывающих на¬казания, не связанные с изоляцией от общества, каких либо особенностей в осуществлении данного права нет.
Вместе с тем стандарты общего характера, не предназначенные специально для заключенных, содержат отдельные положения, касающиеся лиц, осужденных за уголовные преступления.
Ст. 9 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию". В соответствии со ст. 5 Декларации, ст. 3 Конвенции, ст. 7 Пакта никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статья 10 Пакта устанавливает, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обраще¬ние и уважение достоинства. В пенитенциарных учреждениях должен быть установлен такой режим, целью которого является исправление и социальное перевоспитание лиц, лишенных сво¬боды.
Конвенция запрещает "принудительный или обязательный труд". Однако в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах данным понятием не охватывается какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения . И это вполне обосновано, на наш взгляд, поскольку за счет работы, выполняемой осуждёнными, достигаются цели их исправления. При этом Пакт копирует положения Конвенции об обязательном или принудительном труде (принята в 1930 г.).
Вторая основная группа международно-правовых стандартов -- это нормы специального характера, которые непос¬редственно отражают специальные права осужденных, то есть относятся к пенитенциарному законодательству либо в целом для уголовной системы. Данные нор¬мы, которые хотя и носят рекомендательный характер, но подлежат максимальному учету при разработке националь¬ных законодательных актов.
Из этой группы стандартов выделяют акты, регулирующие отношения в сфере исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества, и акты, регулирующие отношения в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества; а также акты в отношении отдельных категорий осужденных и акты, относящиеся к работникам пенитенциарных учреждений.
Как известно, большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области содержится в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве 30 августа 1955 года . Указанные Правила были одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в 1977 г.
Текст Правил неоднократно пересматривался, дополнялся новыми статьями и в настоящее время состоит из Предварительного замечания, 95 статей и Приложения, включающего 13 Процедур выполнения Правил. Структурно Правила делятся на 2 части. Первая содержит общие положения, применяемые ко всем осужденным, вторая рассчитана на применение к особым категориям заключенных.
Первая часть рассматриваемых Правил содержит общие принципы, т.е. правила, применяемые ко всем категориям заключенных. В их числе положения, касающиеся предва¬рительного заключения, принципы исполнения наказания, разбивки осужденных на категории (классификация), раз¬мещения, обеспечения осужденных одеждой и постельными принадлежностями, оказания им медицинской помощи, дисциплины и наказания, вопросы режима отбывания нака¬зания заключенных в тюрьме, их связи с внешним миром. Здесь же содержатся положения о религии, хранении имущес¬тва заключенных, библиотеке, переводах в другие тюремные учреждения, штатах служащих, вопросы инспектирования пенитенциарных учреждений (ст. 6-55).
Вторая часть Правил содержит принципы, которые при¬меняются к различным категориям заключенных и состоит из следующих разделов:
раздел «А» содержит стандарты применительно
к заключенным, в отношении которых вынесен приговор
к лишению свободы;
раздел «B» формулирует стандарты исполнения
наказания применительно к душевнобольным и психичес¬ки ненормальным заключенным;
раздел «C» посвящен заключенным, которые находят¬ся под арестом или в ожидании судебного разбирательства;
в разделе «D» выделены правила содер¬жания заключенных, содержащихся в тюрьме в порядке исполнения решения по гражданскому делу;
раздел «Е» содержит одну статью в отношении лиц, арестованных или помещенных в тюрьму без предъявления обвинения.
Наибольший интерес представляет раздел «А», который состоит из следующих подразделов: основополагающие принципы (формулируются цели тюремного заключения); обращение с заключенными (дается попытка определить правовое положение заключенного); дифференциация и инди¬видуализация; стимулирующие средства. В данном разделе содержатся указания на средства исправления осужденных. В частности, формулируются принципы обязательности труда (ст. 71-76).
К иным средствам исправления Правила относят: учебу и досуг (развлечения, культурный отдых) заключенных (ст. 77, 78), физкультурно-спортивную работу (ст. 21), просве¬тительную работу (ст. 39), религиозное попечение с оговор¬кой -- там, где это возможно (ст. 41).
Специальной статьи о правовом положении Правила не содержат. Однако в некоторых статьях можно встретить указание на это. Статья 61 Правил устанавливает, что заключенные продолжают оставаться частью общества и имеют право на социальное обеспечение. Указывается, что должно проявлять посильную заботу не только об ном, но и о его семье и обеспечивать защиту их интересов. Правила устанавливают принцип о том, что администрация тюрем обязана уважать и соблюдать гражданские права заключенных. В ст. 36 Правил говорится, что осужденные имеют право на подачу жалобы.
В ст. 67 Правил указываются цели классификации: изолировать заключенных от других категорий, которые могут оказать вредное воздействие; разделить заключенных на классы для того, чтобы обеспечить работу персонала в интересах исправления осужденных. Основания¬ми для раздельного содержания заключенных являются пол, возраст, уголовное прошлое, юридическое основание для тюремного заключения, их поведение.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными регулируют порядок поддержания дисциплины, условия применения привилегий (ст. 70), средств (ст. 33-34), которые не следует применять в качестве взыскания. Средства усмирения могут применяться только в качестве средства безопасности для предотвращения нане¬сения вреда, пресечения побегов и по причинам иного характера.
Правила предусматривают и такое важное средство воспитательного воздействия, как индивидуальный подход к каждому заключенному (ст. 59, 63).
Ст. 51-63 Правил специально посвящена персоналу пени¬тенциарных учреждений (С одной стороны, от сотрудников требуется поддерживать в тюрьме высокий уровень безопасности, а с другой -- персонал должен посто¬янно осознавать, что рано или поздно заключенные вернутся в общество. Поэтому ст. 56 Минимальных стандартных правил гласит, что все сотрудники мест заключения всегда должны вести себя и выполнять свои обязанности так, что¬бы служить примером для заключенных и завоевывать их уважение. Правила рекомендуют обеспечить этим работникам соответствующие льготы и условия труда (ст. 46).
Механизм осуществления Правил предусмотрен в приложении к нему, именуемом «Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными». Этот документ, принятый ЭКОСОС ООН 25 мая 1984 г., представляет 13 положений, которые должны способствовать выполнению Правил. В соответствии с Процедурами все государства, законодательство которых не соответствует Правилам, должны принять этот документ и имплементировать его в нормы национального законодательства с учетом политической, экономической и правовой систем своего государства, но без ущерба для духа и цели Правил.
Принятие Процедур свидетельствует о стремлении сделать Правила «работающим» документом. Однако, как отмечает Федосеева Г.Ю., влияние Правил на национальное пенитенциарное законодательство незначительно . В связи с этим в целях повышения эффективности применения Правил и придания им юридической силы, целесообразно принятие на основе Правил специальной международной конвенции. Это, в свою очередь, повысит ответственность государств-участников за приведение в соответствии с нормами международного права своего национального законодательства . До принятия такой конвенции необходима широкую пропаганду Правил среди сотрудников исправительных учреждений. Необходимость такой пропаганды содержится в названных выше Процедурах. Об этом говорится и в указанных процедурах. Так, в процедуре 3 говорится, что Правила предоставляются в распоряжение должностных лиц по поддержанию правопорядка и персонала исправительных учреждений для того, чтобы они могли применять и выполнять их в системе уголовного правосудия. Далее, согласно процедуре 4, Правила, воплощенные в национальном законодательстве и в других положениях, доводятся также до сведения и разъясняются заключенным и задержанным лицам при их поступлении в соответствующее учреждение и в период их заключения .
Подводя итог, представляется, что в целом, Правила, имеют гуманный и прогрессивный характер, и их следует рассматри¬вать как провозглашение руководящих принципов воспита¬тельного воздействия на заключенных.
Минимальные стандартные правила обращения с заключен¬ными получили широкое признание в мире как авторитетные прак¬тические рекомендации по руководству местами лишения свободы и обращению с заключенными. Их ключевые положения впослед¬ствии нашли отражение в ряде других специальных международ¬ных документов. Одним из них является Свод принципов защиты всех лиц, подверга¬емых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.
Свод принципов широко использует существующие докумен¬ты. Предусмотренные им правила в основном относятся к процеду¬ре судопроизводства, например, судебный контроль над арестами и задержаниями. Однако они включают такие важные меры, как:
- обязанность содержать задержанных, по их просьбе, как мож¬но ближе к их дому и семье (принцип 18);
- предоставление учебных материалов (принцип 24);
- обязанность официальных лиц обеспечивать минимальную под¬держку семьям заключенных (принцип 27);
- обязанность расследовать причины внезапной смерти или ис¬чезновения заключенных вскоре после освобождения (принцип 30).
Принцип 6 Свода имеет особое значение. Он гласит, что "ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не долж¬но подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или уни¬жающим достоинство видам обращения или наказания. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием для пыток или дру¬гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания".
Термин "жестокие, бесчеловечные или унижающие достоин¬ство виды наказания", о котором говорится в Принципе 6 доку¬мента, должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержа¬ние задержанного или находящегося в заключении лица в услови¬ях, которые лишают его, временно или постоянно, любого из его природных чувств, таких как зрение, слух, пространственная или временная ориентация. Данное понятие до этого уже озвучивалось в других международных документах, один из них будет рассмотрен ниже.
В 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа¬ющих достоинство видов обращения и наказания. На основе этой Декларации 10 декабря 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против пыток и других жес¬токих, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Она содержит 33 статьи. Конвенция устанавливает, что все государства, ратифи¬цировавшие данный документ, обязаны рассматривать пыт¬ки в соответствии со своим законодательством как уголовное преступление. При этом ст. 2 Конвенции запрещает оправ¬дание пыток в связи с военными действиями, политичес¬кой нестабильностью, чрезвычайным положением, с иными исключительными обстоятельствами, а также ссылками на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти».
В соответствии со ст. 7 Конвенции любому лицу, в отно¬шении которого осуществляется разбирательство в связи с любым преступлением, гарантируется справедливое обращение. Это одно из основополагающих положений Кон¬венции. Поэтому ни одно государство не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серь¬езные основания полагать, что тому или иному гражданину может угрожать применение пыток (ст. 15).
Пытки как средство воздействия не могут применяться и к подсудимым на всех уровнях судебного разбирательства, а также в период содержания обвиняемого (подозреваемого) в местах предварительного заключения. Любая информа¬ция, установленная под пыткой, не может использоваться в качестве доказательства. Важно отметить, что данный стандарт в полной мере относится и к осужденным, отбыва¬ющим уголовные наказания.
Что же касается механизма реализации рассматриваемой Конвенции, то ее правоприменителем выступает специально созданный Комитет против пыток, действующий под руко¬водством Генерального секретаря ООН. Комитет состоит из десяти экспертов и избирается сроком на 4 года. При этом государства-участники берут на себя покрытие расходов по содержанию Комитета.
Если Комитет получает информацию, что в каком-то государстве применяются пытки, то Конвенция допускает возможность проведения международного расследования. Соответствующее расследование предполагает посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток для выявления требуемых обстоятельств. По итогам работы Комитет представляет доклад государс¬твам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН (ст. 24).
Основные принципы обращения с заключенными были пред¬ставлены Восьмым конгрессом ООН по предотвращению преступ¬лений и обращению с правонарушителями. В Преамбуле к Основ¬ным принципам говорится о важности Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и препятствиях к их полному выполнению и выражается надежда, что формулировка принци¬пов, лежащих в их основе, будет способствовать их наиболее пол¬ному воплощению в жизнь. Основные принципы были приняты Ге¬неральной Ассамблеей ООН в декабре 1990 г.
резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года); Конвенция
о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г.)
Эти документы были приняты для того, чтобы регулировать правоотношения, возникающие во всех сферах жизни человека.
Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резо¬люцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10. 12. 1948 г., которая, по сути, явилась одним из первых документов ООН, устанавливающих еди¬ные стандарты, к которым необходимо стремиться государствам, и как отме¬тили Гуценко К.Ф. и Ляхов Е.Г., «это стало одним из первых эффективных шагов, предпринятых ООН по международно-правовому закреплению ос¬новных прав и свобод человека» .
Всеобщая декларация прав человека - это один из ведущих источников международного права, так как большинство государств рассматривает ее как документ, содержащий обычные нормы международного права, почти все из которых воспроизведены в национальных конституциях и внутригосударственных законах.
Декларация, имевшая статус рекомендательного международного акта, со временем приобрела статус общепризнанной нормы международного права.
В ст. 3 Всеобщей деклара¬ции прав человека, ст. 6 Международного пакта о граждан¬ских и политических правах, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право на жизнь. Оно является неотъемлемым, все остальные права и свободы человека, в том числе и осужденного, производны от права на жизнь. Главные принципы указанной международной нормы со¬стоят в том, чтобы защитить человека от любого умышлен¬ного лишения жизни государством, а также обязанность государства обеспечить принятие и применение законов, предусматривающих суровое наказание за преступления против жизни, осуществление эффективных превентивных и охранительных мер в случае возникновения опасности для жизни человека. По общему правилу право на жизнь предполагает, что государство должно принимать все меры к тому, чтобы человеческая жизнь даже в условиях отбы¬вания уголовного наказания оставалась вне опасности. Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основ¬ных свобод допускает исключения из общего правила. Прежде всего, это касается смертной казни, законно назна¬ченной по приговору суда за совершение преступления. Но данное положение в связи с вступлением в силу Протокола № 6 к Конвенции относительно смертной казни и его ра¬тификацией большинством европейских государств факти¬чески не действует . Кроме того, ч. 2 ст. 2 Конвенции определяет ситуации, при которых разрешается лишение человека жизни (для защиты любого лица от противоправного насилия, для осуществления за¬конного задержания или предотвращения побега, для по¬давления бунта или мятежа) и условия, которые должны соблюдаться при этом. Главными из них являются абсо¬лютная необходимость и соразмерность применения силы для достижения законных целей в обозначенных ситуаци¬ях. Право на свободу мысли, совести и религии, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и Международ¬ного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, представляет собой, в частности, свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные обряды. Для осужденных, отбывающих на¬казания, не связанные с изоляцией от общества, каких либо особенностей в осуществлении данного права нет.
Вместе с тем стандарты общего характера, не предназначенные специально для заключенных, содержат отдельные положения, касающиеся лиц, осужденных за уголовные преступления.
Ст. 9 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию". В соответствии со ст. 5 Декларации, ст. 3 Конвенции, ст. 7 Пакта никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статья 10 Пакта устанавливает, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обраще¬ние и уважение достоинства. В пенитенциарных учреждениях должен быть установлен такой режим, целью которого является исправление и социальное перевоспитание лиц, лишенных сво¬боды.
Конвенция запрещает "принудительный или обязательный труд". Однако в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах данным понятием не охватывается какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения . И это вполне обосновано, на наш взгляд, поскольку за счет работы, выполняемой осуждёнными, достигаются цели их исправления. При этом Пакт копирует положения Конвенции об обязательном или принудительном труде (принята в 1930 г.).
Вторая основная группа международно-правовых стандартов -- это нормы специального характера, которые непос¬редственно отражают специальные права осужденных, то есть относятся к пенитенциарному законодательству либо в целом для уголовной системы. Данные нор¬мы, которые хотя и носят рекомендательный характер, но подлежат максимальному учету при разработке националь¬ных законодательных актов.
Из этой группы стандартов выделяют акты, регулирующие отношения в сфере исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества, и акты, регулирующие отношения в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества; а также акты в отношении отдельных категорий осужденных и акты, относящиеся к работникам пенитенциарных учреждений.
Как известно, большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области содержится в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве 30 августа 1955 года . Указанные Правила были одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в 1977 г.
Текст Правил неоднократно пересматривался, дополнялся новыми статьями и в настоящее время состоит из Предварительного замечания, 95 статей и Приложения, включающего 13 Процедур выполнения Правил. Структурно Правила делятся на 2 части. Первая содержит общие положения, применяемые ко всем осужденным, вторая рассчитана на применение к особым категориям заключенных.
Первая часть рассматриваемых Правил содержит общие принципы, т.е. правила, применяемые ко всем категориям заключенных. В их числе положения, касающиеся предва¬рительного заключения, принципы исполнения наказания, разбивки осужденных на категории (классификация), раз¬мещения, обеспечения осужденных одеждой и постельными принадлежностями, оказания им медицинской помощи, дисциплины и наказания, вопросы режима отбывания нака¬зания заключенных в тюрьме, их связи с внешним миром. Здесь же содержатся положения о религии, хранении имущес¬тва заключенных, библиотеке, переводах в другие тюремные учреждения, штатах служащих, вопросы инспектирования пенитенциарных учреждений (ст. 6-55).
Вторая часть Правил содержит принципы, которые при¬меняются к различным категориям заключенных и состоит из следующих разделов:
раздел «А» содержит стандарты применительно
к заключенным, в отношении которых вынесен приговор
к лишению свободы;
раздел «B» формулирует стандарты исполнения
наказания применительно к душевнобольным и психичес¬ки ненормальным заключенным;
раздел «C» посвящен заключенным, которые находят¬ся под арестом или в ожидании судебного разбирательства;
в разделе «D» выделены правила содер¬жания заключенных, содержащихся в тюрьме в порядке исполнения решения по гражданскому делу;
раздел «Е» содержит одну статью в отношении лиц, арестованных или помещенных в тюрьму без предъявления обвинения.
Наибольший интерес представляет раздел «А», который состоит из следующих подразделов: основополагающие принципы (формулируются цели тюремного заключения); обращение с заключенными (дается попытка определить правовое положение заключенного); дифференциация и инди¬видуализация; стимулирующие средства. В данном разделе содержатся указания на средства исправления осужденных. В частности, формулируются принципы обязательности труда (ст. 71-76).
К иным средствам исправления Правила относят: учебу и досуг (развлечения, культурный отдых) заключенных (ст. 77, 78), физкультурно-спортивную работу (ст. 21), просве¬тительную работу (ст. 39), религиозное попечение с оговор¬кой -- там, где это возможно (ст. 41).
Специальной статьи о правовом положении Правила не содержат. Однако в некоторых статьях можно встретить указание на это. Статья 61 Правил устанавливает, что заключенные продолжают оставаться частью общества и имеют право на социальное обеспечение. Указывается, что должно проявлять посильную заботу не только об ном, но и о его семье и обеспечивать защиту их интересов. Правила устанавливают принцип о том, что администрация тюрем обязана уважать и соблюдать гражданские права заключенных. В ст. 36 Правил говорится, что осужденные имеют право на подачу жалобы.
В ст. 67 Правил указываются цели классификации: изолировать заключенных от других категорий, которые могут оказать вредное воздействие; разделить заключенных на классы для того, чтобы обеспечить работу персонала в интересах исправления осужденных. Основания¬ми для раздельного содержания заключенных являются пол, возраст, уголовное прошлое, юридическое основание для тюремного заключения, их поведение.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными регулируют порядок поддержания дисциплины, условия применения привилегий (ст. 70), средств (ст. 33-34), которые не следует применять в качестве взыскания. Средства усмирения могут применяться только в качестве средства безопасности для предотвращения нане¬сения вреда, пресечения побегов и по причинам иного характера.
Правила предусматривают и такое важное средство воспитательного воздействия, как индивидуальный подход к каждому заключенному (ст. 59, 63).
Ст. 51-63 Правил специально посвящена персоналу пени¬тенциарных учреждений (С одной стороны, от сотрудников требуется поддерживать в тюрьме высокий уровень безопасности, а с другой -- персонал должен посто¬янно осознавать, что рано или поздно заключенные вернутся в общество. Поэтому ст. 56 Минимальных стандартных правил гласит, что все сотрудники мест заключения всегда должны вести себя и выполнять свои обязанности так, что¬бы служить примером для заключенных и завоевывать их уважение. Правила рекомендуют обеспечить этим работникам соответствующие льготы и условия труда (ст. 46).
Механизм осуществления Правил предусмотрен в приложении к нему, именуемом «Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными». Этот документ, принятый ЭКОСОС ООН 25 мая 1984 г., представляет 13 положений, которые должны способствовать выполнению Правил. В соответствии с Процедурами все государства, законодательство которых не соответствует Правилам, должны принять этот документ и имплементировать его в нормы национального законодательства с учетом политической, экономической и правовой систем своего государства, но без ущерба для духа и цели Правил.
Принятие Процедур свидетельствует о стремлении сделать Правила «работающим» документом. Однако, как отмечает Федосеева Г.Ю., влияние Правил на национальное пенитенциарное законодательство незначительно . В связи с этим в целях повышения эффективности применения Правил и придания им юридической силы, целесообразно принятие на основе Правил специальной международной конвенции. Это, в свою очередь, повысит ответственность государств-участников за приведение в соответствии с нормами международного права своего национального законодательства . До принятия такой конвенции необходима широкую пропаганду Правил среди сотрудников исправительных учреждений. Необходимость такой пропаганды содержится в названных выше Процедурах. Об этом говорится и в указанных процедурах. Так, в процедуре 3 говорится, что Правила предоставляются в распоряжение должностных лиц по поддержанию правопорядка и персонала исправительных учреждений для того, чтобы они могли применять и выполнять их в системе уголовного правосудия. Далее, согласно процедуре 4, Правила, воплощенные в национальном законодательстве и в других положениях, доводятся также до сведения и разъясняются заключенным и задержанным лицам при их поступлении в соответствующее учреждение и в период их заключения .
Подводя итог, представляется, что в целом, Правила, имеют гуманный и прогрессивный характер, и их следует рассматри¬вать как провозглашение руководящих принципов воспита¬тельного воздействия на заключенных.
Минимальные стандартные правила обращения с заключен¬ными получили широкое признание в мире как авторитетные прак¬тические рекомендации по руководству местами лишения свободы и обращению с заключенными. Их ключевые положения впослед¬ствии нашли отражение в ряде других специальных международ¬ных документов. Одним из них является Свод принципов защиты всех лиц, подверга¬емых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.
Свод принципов широко использует существующие докумен¬ты. Предусмотренные им правила в основном относятся к процеду¬ре судопроизводства, например, судебный контроль над арестами и задержаниями. Однако они включают такие важные меры, как:
- обязанность содержать задержанных, по их просьбе, как мож¬но ближе к их дому и семье (принцип 18);
- предоставление учебных материалов (принцип 24);
- обязанность официальных лиц обеспечивать минимальную под¬держку семьям заключенных (принцип 27);
- обязанность расследовать причины внезапной смерти или ис¬чезновения заключенных вскоре после освобождения (принцип 30).
Принцип 6 Свода имеет особое значение. Он гласит, что "ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не долж¬но подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или уни¬жающим достоинство видам обращения или наказания. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием для пыток или дру¬гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания".
Термин "жестокие, бесчеловечные или унижающие достоин¬ство виды наказания", о котором говорится в Принципе 6 доку¬мента, должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержа¬ние задержанного или находящегося в заключении лица в услови¬ях, которые лишают его, временно или постоянно, любого из его природных чувств, таких как зрение, слух, пространственная или временная ориентация. Данное понятие до этого уже озвучивалось в других международных документах, один из них будет рассмотрен ниже.
В 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа¬ющих достоинство видов обращения и наказания. На основе этой Декларации 10 декабря 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против пыток и других жес¬токих, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Она содержит 33 статьи. Конвенция устанавливает, что все государства, ратифи¬цировавшие данный документ, обязаны рассматривать пыт¬ки в соответствии со своим законодательством как уголовное преступление. При этом ст. 2 Конвенции запрещает оправ¬дание пыток в связи с военными действиями, политичес¬кой нестабильностью, чрезвычайным положением, с иными исключительными обстоятельствами, а также ссылками на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти».
В соответствии со ст. 7 Конвенции любому лицу, в отно¬шении которого осуществляется разбирательство в связи с любым преступлением, гарантируется справедливое обращение. Это одно из основополагающих положений Кон¬венции. Поэтому ни одно государство не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серь¬езные основания полагать, что тому или иному гражданину может угрожать применение пыток (ст. 15).
Пытки как средство воздействия не могут применяться и к подсудимым на всех уровнях судебного разбирательства, а также в период содержания обвиняемого (подозреваемого) в местах предварительного заключения. Любая информа¬ция, установленная под пыткой, не может использоваться в качестве доказательства. Важно отметить, что данный стандарт в полной мере относится и к осужденным, отбыва¬ющим уголовные наказания.
Что же касается механизма реализации рассматриваемой Конвенции, то ее правоприменителем выступает специально созданный Комитет против пыток, действующий под руко¬водством Генерального секретаря ООН. Комитет состоит из десяти экспертов и избирается сроком на 4 года. При этом государства-участники берут на себя покрытие расходов по содержанию Комитета.
Если Комитет получает информацию, что в каком-то государстве применяются пытки, то Конвенция допускает возможность проведения международного расследования. Соответствующее расследование предполагает посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток для выявления требуемых обстоятельств. По итогам работы Комитет представляет доклад государс¬твам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН (ст. 24).
Основные принципы обращения с заключенными были пред¬ставлены Восьмым конгрессом ООН по предотвращению преступ¬лений и обращению с правонарушителями. В Преамбуле к Основ¬ным принципам говорится о важности Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и препятствиях к их полному выполнению и выражается надежда, что формулировка принци¬пов, лежащих в их основе, будет способствовать их наиболее пол¬ному воплощению в жизнь. Основные принципы были приняты Ге¬неральной Ассамблеей ООН в декабре 1990 г.