|
Большие бульвары Парижа, облюбованные художниками, кажутся
старыми, но от старого Парижа осталось немного. Королевский
Париж сохранился в пригородах, вроде Фонтенбло (внизу),
и даже "старый" парк Монсо (в центре) создан Османом и
его архитекторами. |
|
Весь XIX в. центром мира был все же не Лондон, а Париж, а
центром Парижа был вечно длящийся праздник, хотя долгое время
он проходил в несколько странном городе, где превосходные
особняки чередовались с обшарпанными кварталами и узенькими,
дурно пахнувшими улочками. Рядом с площадью Согласия, Тюильрийским
дворцом и Лувром тесно жались дома, построенные в XV в., неоднократно
надстроенные и перестроенные. За жутковатыми кварталами Марэ
открывался роскошный простор Королевской площади, а позади
Пале-Рояль было "чрево Парижа" -огромный и неустроенный рынок.
Постройки Наполеона, включая улицу Риволи с ее аркадами,
были эффектны, но не затронули город сколько-нибудь существенно.
В 1826 г. открылась новая Биржа, крупнейшая в Европе. В середине
столетия над рядовой застройкой уже поднялись гигантские здания
банков, но настоящие перемены начались лишь в 70-е годы, когда
правительство Наполеона III и энергичный префект Парижа, барон
Осман, использовали опыт Джона Нэша в ранее невиданных масштабах,
осуществив полную реконструкцию исторического ядра столицы
на заемные средства. При этом, в отличие от лондонской схемы,
где участниками инвестиционного процесса были только крупные
банки и страховые компании, в Париже основная часть средств
была получена в обмен на мелкие акции.
В отличие от Лондона, в Париже была сильная, централизованная
власть, и хотя частная собственность признавалась тогда неприкосновенной,
закон 1841 г. дал право насильственного выкупа недвижимости,
при одобрении проекта городским парламентом.
В 1852 г. была принята поправка, согласно которой такое право
предоставлялось по инициативе городской администрации, что
дало ей в руки огромные возможности. Поскольку огромное число
держателей акций недурно заработали на реконструкции, она
не вызвала сколько-нибудь серьезного протеста состоятельных
парижан, тогда как беднота, наиболее пострадавшая из-за великого
переселения, была слишком разрознена, чтобы с ней нужно было
считаться.
Новые бульвары - наиболее известный результат реконструкции,
но она в действительности была гораздо масштабнее и охватила
почти весь старый центр. Были расширены многие старые улицы,
проложены новые. Булонский и Венсеннский леса превратились
в публичные лесопарки. Были созданы два новых парка - Шомон
и Монсо. Построили больницы, школы, казармы и тюрьмы, новую
Оперу. Создали эффективную, тогда лучшую в мире систему канализации,
улучшили водоснабжение, все улицы осветили газовыми фонарями.
Наполеон III, еще не будучи императором, прожил десять лет
в Лондоне, и влияние лондонских образцов в Париже совершенно
очевидно, однако были и существенные отличия. Новые бульвары
продолжили сеть старых бульваров, но, хотя они и были сразу
же усажены деревьями, это были, прежде всего, транспортные
магистрали шириной до 70 м, а в случае бульвара Императрицы
- 120 м. Движение экипажей с новых бульваров неминуемо продолжилось
на старые, так что и те в значительной степени утратили первоначальный
характер сугубо прогулочных мест. Если в Лондоне давление
клерикальных кругов привело к тому, что в парках были закрыты
все увеселительные заведения, то в Париже парки стали, прежде
всего, местами развлечений. В Лондоне "жилые" площади были
закрыты для коммерции - в Париже они, хотя и были окружены
сплошным фронтом жилой застройки, были местами весьма оживленными,
с множеством ресторанов и лавок по первому этажу. К новым
бульварам оказались естественным образом привязаны и гигантские
многоэтажные универсальные магазины. Если оперный театр при
всей его роскоши был вполне традиционным типом сооружения,
большие отели стали новинкой в Европе, но были уже хорошо
известны в США, то парижские универмаги, дополненные двумя
десятками пассажей, стали качественно новым изобретением.
Первый "базар" возник в Лондоне - как благотворительное заведение.
Три соседних дома в Сохо были объединены по первому этажу,
разделены на секции, сдававшиеся в льготную аренду семьям
погибших в войнах. Париж подхватил и эту находку, развив ее,
и если Гран Базар на улице Сент-Оноре (1825) служил той же
цели, то уже Базар дель Индустри был первым сооружением, создавшим
новый тип: двухэтажные галереи по обе стороны центрального
нефа, собранные из чугунных элементов. По сути дела базар
подхватил структуру пассажа, но если тот встраивался в щель
между соседними владениями, то второй строился специально
именно в этой форме. Собственно, из этой структуры и вырос
универсальный магазин, для чего следовало расширить неф настолько,
чтобы превратить его в зал, умножить число этажей для галерей
и оснастить их не только лестницами, но и лифтами. Самым известным
магазином такого рода стал "Бон Марше", возведенный архитектором
Луи Буало из конструкций Гюстава Эйфеля, крупного сталепромышленника
(отца знаменитого автора Эйфелевой башни).
Лондон был пионером в устройстве всемирных выставок, но именно
в Париже, начиная с 1867 г., выставки такого рода стали своего
рода парками, в которых возводилось множество разнохарактерных
павильонов, а во-вторых, насыщенность всей территории ресторанами
и прочими увеселительными заведениями сформировала тип выставки
как, прежде всего, развлечения для массы людей.
Все нововведения, включая строительство огромных металлических
павильонов для рынка в "чреве Парижа", возникли в результате
продуманной стратегии, но огромный город развивался уже и
по своим собственным законам. Обширные рабочие районы никогда
и никого не интересовали, но один из них -фактически полусельский
- ожидали крупные перемены. Склоны Монмартрского холма были
слишком крутыми, чтобы там могли угнездиться крупные фабрики,
так что там долгое время сохранялись маленькие ремесленные
мастерские и маленькие же дома ремесленников, которые охотно
(и недорого) сдавали верхний этаж дома художникам. Ресторанчик
у старой мельницы Мулен де ла Галетт быстро приобрел популярность,
в 80-е годы превратившись в первое большое варьете с танцевальной
площадкой. Возник новый феномен городской культуры - квартал
богемы, ставший одним из наиболее привлекательных мест для
всех, кто устремлялся со всего мира в Париж, за которым на
целый век закрепилась слава столицы развлечений.
|