начало раздела | начало подраздела ПОСЛЕДНИЙ РИМЛЯНИН
Когда Боэцию, воспитаннику истинного римского патриция, исполнилось тринадцать лет, к власти в Италии пришел король остготов Теодорих. Теодорих стремился прослыть просвещенным государем. И потому вначале он действительно поставил перед собой грандиозную задачу: объединить под своим правлением завоеванных и завоевателей, римлян и варваров, К германцам он обращался с таким призывом: "Римляне — соседи вам по владениям, так пусть их с вами объединяет любовь!" Знатных и образованных римлян он привлекал к управлению государством, надеясь вернуть былую славу Римской империи. Разумеется, все это осталось лишь благими намерениями. Величие замыслов в Теодорихе сочеталось с жестокостью, подозрительностью и коварством. В двадцать лет юный Северин прибыл в Равенну, столицу остготского королевства, и был представлен королю. Теодорих, пораженный обширными знаниями юноши, сделал его своим министром. Двадцать лет верой и правдой Боэций служил королю. Принимал участие в решении самых важнейших вопросов войны и мира, распределял деньги, принимал посольства, составлял для безграмотного Теодориха указы — словом, делал все для того, чтобы король выглядел мудрым. Боэций был превосходным государственным деятелем, но настоящий смысл его жизни заключался в поиске Истины, он хотел раскрыть и донести до людей смысл учений великих древних философов, о которых уже начали забывать. Что говорить, к тому времени во всей Европе не так много осталось людей, владевших греческим языком. Так вот Боэций задумал перевести на латынь сочинения величайших мыслителей Греции. Начал он с Аристотеля... Но слишком много времени отнимала королевская служба. Кроме того, Боэций занимался практическим просвещением: он составлял учебники по арифметике, геометрии, астрономии и даже по музыке! В его учебниках нет привычных нам задач, но зато в них с доступной простотой излагаются философские учения о числе, ибо философ Пифагор утверждал, что число лежит в основе мироздания. По его учебнику музыки нельзя научиться играть на каком-либо инструменте, но зато он помогает понять, что весь мир связан едиными законами мировой гармонии. В средние века по учебникам Боэция учились в школах и университетах. Не знать, не читать Боэция считалось позором! Теодорих в высшей степени был доволен своим необыкновенным министром, одним лишь присутствием при его дворе возвышавшим самого короля. "Разум твой преисполнен знания!" — в восторге восклицал он. Слава Боэция, росла, и королевские милости сыпались на него, как из рога изобилия. Но однажды Боэций произнес во дворце страстную речь в защиту римской свободы и справедливости. С жаром он высказал все, о чем размышлял многие годы. Он говорил о несправедливости, о жестоком произволе победителей и взывал к королевскому милосердию!.. Король слушал философа мрачно. Вскоре во дворце появились анонимные письма, в которых Боэция обвиняли во всех смертных грехах. Отношение к Боэцию резко изменилось. Теодорих не стал выяснять, правда ли то, что сообщали анонимы, а просто обвинил своего министра в государственной измене. Боэций был осужден, причем в числе тяжких обвинений (вот она, жестокость средних веков!) были и его занятия философией. Свободомыслие и поиск Истины король счел преступлением, заслуживающим смертной казни. Но разве можно заковать в цепи душу и мысли? Уже в темнице, зная, что дни его сочтены, Боэций написал удивительную книгу, ставшую одной из самых читаемых на многие века. В ней люди искали и находили "живительный источник оптимизма и стойкости", целительную силу веры в справедливость и человеческий разум. Сочинение Северина Боэция, написанное накануне казни, называется "Утешение философией". "Ныне же, храбрые, вперед стремитесь! так написал Боэций, "последний римлянин" . начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |