М. 3. Левин был сыном переплетчика. Его профессиональное образование ограничилось тремя годами учебы в Виленском художественном училище (1911-14). Позднее, после нескольких лет, отнятых военной службой и событиями революции, ему довелось немного позаниматься у Н. И. Альтмана в петроградском Вхутемасе и на Курсах мастерства сценических постановок, руководимых В. Э. Мейерхольдом. Этого оказалось достаточно, чтобы увлечься работой в театре и достигнуть в ней высокого мастерства. Первый спектакль Левин оформил в 1920 г., а уже в середине 1920-х гг. был в числе лучших театральных художников Ленинграда.
Левин стал одним из основоположников новой сценографии, призванной активно участвовать в спектакле, - сам он называл ее "изобразительной режиссурой". Яркая, нередко гротескная образность, экспрессивность цвета и острота пространственных построений отличали его произведения, многие из которых признаны классическими ("Три толстяка" Ю. К. Олеши, 1930; "Сорочинская ярмарка" М. П. Мусоргского, 1931; "Враги" М. Горького, 1933).
Он одинаково успешно работал и в драматическом театре, и в оперном, и в детском, и в мюзик-холле. Наиболее прочным и плодотворным было его содружество с ленинградским ГБДТ, главным художником которого он стал в 1932 г. Именно здесь он сделал свою лучшую работу - знаменитое оформление к спектаклю "Джой стрит" ("Улица радости", 1932) по пьесе Н. А. Зархи.
Однако в 1936 г. Левин ушел из театра и из сценографии вообще, оформив за следующие десять лет всего три спектакля. Распад его творческого союза с репрессированным режиссером К. К. Тверским, неприятие внедрявшихся в театре натуралистических норм и давно испытываемая потребность заняться режиссурой привели его в кинематограф, где он трудился и как художник, и как постановщик. Но смерть от туберкулеза оборвала его жизнь.
Эскиз декораций к драме Э. Штуккена и А. В. Луначарского "Бархат и лохмотья". 1927. Акварель