начало раздела | начало подраздела Е, шестая буква славянск. и русск. алфав., выражает несколько различных звуков, посредствующих между открытым а и узким i (ае, еи также вторичное о, возникшее на русской почве из е под ударением перед твердым согласн. Числовое значение е в церк.-слав. яз. = 5. В муз. немецк. название ноты ми, - первой струны на скрипке, нижней - на контрабасе. ЕВА (евр. Chawah - "жизнь"), праматерь человеческого рода, сотворена из ребра Адама. ЕВАНГЕЛИЕ (греч. благовествование), общее название первых 4 кн. новозаветной части Библии, повествующих о земной жизни Иисуса Христа, Его крестной смерти и воскресении. Е. от Матфея, Марка и Луки называются синоптическими, вследствие их сходства по плану и содержанию, в отличие от Е. Иоанна. ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, название объединенных лютеранской и реформатской церквей. Объединение под назв. "протестантской унии" произошло в нек. част. Германии 1817, в 1850-х гг. к унии примкнули многие протестанты Франции, Швейцарии, Голландии и Англии. 1875 в Пруссии утверждено положение о генеральн. синоде Е. ц. ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, см. Лютеранская церковь. - Евангелическо-реформатская церковь, см. Реформатская церковь. ЕВБУЛ, поэт новоаттической комедии, ок. 376 до Р. Хр. 104 комедии (около 50 сохранились в заглавиях и фрагментах). Пародии на Еврипида, сентенции житейской мудрости. ЕВГЕМЕР, Эвгемер, греч. философ, последователь киренской школы; жил около 300 до Р. Хр. Но его теория (евгемеризм), вера в богов возникла из культа умерших людей, возведенных за свои заслуги в степень божеств. ЕВГЕНИЙ, принц Савойский, знамен. полководец, 1663-1736, 1683 вступил в австрийскую службу, разбил турок при Зенте (1697), в войне за испанское наследство победил 1701 французов в Италии, позже в Германии с Мальборо - французов и баварцев при Гохштедте (1704), и в Италии - французов при Турине (1706), избран имперским фельдмаршалом, победил 1716 турок при Петервардейне и 1717 при Белграде. ЕВДЕМОНИЗМ, эвдемонизм, греч., такое направление в учении о нравственности, которое ставит конечной целью всякого стремления, мерилом добра и зла, удовольствие или пользу. ЕВДОКС, Эвдокс Книдский, 409-356 до Р. Хр., ученик Платона, основал в Книде школу математиков и астрономов. Ему приписывают теорему об объеме пирамиды и конуса и изобретение горизонтальных солнечных часов. ЕВЕР, сын Салы и внук Сима, родонач. евреев. ЕВКЛИД, знаменитый математик, ок. 300 до Р. Хр., при Птолемее Сотере в Александрии, привел в научную систему известную тогда чистую математику в своих "Элементах" ("Stoicheia", лучш. изд. August, 1826-29). ЕВМЕНИД, Эвмениды, греч., богини мести древних; у позднейш. поэтов три: Тизифона, Алекто и Мегера; изображаются охотницами, с факелами, змеями вместо волос, бичами и др. ЕВНУХИ, греч., кастраты, оскопленные слуги при гаремах восточн. владетелей или вельмож. ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ, герой рязанск. народного сказания XIII в., времен нашествия Батыя. ЕВПАТРИД, греч., древнейшая аттич. аристократия, законами Солона лишенная преимуществ. ЕВРАЗИЯ, греч., общее название Европы и Азии. - Евразии, в Ост-Индии потомки европейцев и индусских женщин. ЕВРЕИ, народ семитического племени. Название Е. означает "с той стороны", т.е. пришедшие с противоположного берега Евфрата. Первоначально Е. назывались также детьми Израиля (Бней-Исроэль), израильтянами, как потомки патриарха Иакова или Израиля. По библейским сказаниям, израильтяне явились в Палестину из Египта, где в течение неск. веков жили в порабощении. Под предводительством вождя Моисея Е. освободились из египетского рабства и кочевали ок. 40 лет по каменистой Аравии и вокруг горы Синай, где Моисей заключил союз (завет) между израильским народом и Богом-покровителем Иеговой (Иагве), давшим Е. закон - тору (синайское законодательство), десять заповедей, сделавшихся основой морали всего цивилизованного мира. Под предводительством преемника Моисея, Иисуса Навина, Е., делившиеся на 12 колен, вступили в Палестину и предприняли завоевание страны, населенной хананейск. племенами. В X в. до Р. Хр. для отражения неприятеля - (филистимлян) неск. колен Израиля объединились и избрали первого царя Саула из колена Вениамина. После убийства Саула в сражении с филистимлянами колено Иуды провозгласило царем Давида, бывшего военачальника Саула. Со времени Саула появляются у Е. пророки. Первым пророком был Самуил. Преемником Давида был его сын Соломон (1020-980), построивший большой храм Иеговы в Иерусалиме. После его смерти государство Е. разделилось на два царства: южное, иудейское, со столицей Иерусалим, где царствовали потомки Соломона, и северное, израильское (10 колен Израиля), со столицей Сихем и Самария, где сменилось несколько династий. Оба царства враждовали между собой. Жившие в эту эпоху пророки (Илия, Елисей, Амос, Осия, Исайя) тщетно призывали к миру и справедливости. Основателем израильского царства был Иеровоам. 722 израильское царство разрушено ассирийцами. Иудейское царство обнаружило большую устойчивость. Здесь династия Давида оставалась на престоле до разрушения Иерусалима (589) Небухаднецаром. Но завоевание страны и увод народа в плен в Вавилонию уже не могли разрушить сложившийся духовный и общественный быт Е. Новый завоеватель Вавилона, персидский царь Кир, разрешил 537 Е. вернуться в Палестину и построить храм в Иерусалиме. Организатором духовного и общественного быта был священник Эзра в V в. до Р. Хр. В это время было окончательно редактировано Пятикнижие Моисея; появились книги Иисуса Навина, историч. хроники, многие книги пророков и псалмы. После разрушения персидской монархии Александром В. Палестина сначала была подчинена Египту, 320-201, затем Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает эллинская культура. Среди Е. распространяются три умственных и религиозных течения: учение фарисеев, саддукее в, ессеев, родоночальников христианск. аскетизма. Под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев) возникло восстание (165-141) против сирийцев, закончившееся освобождением Е. из-под власти Сирии. 141 освобожденная Иудея провозгласила правителем сына Маттафии, Симона. 40 до Р. Хр. Антигон стал при помощи парфян царем. Ирод В., поддерживаемый римлянами, покорил 37 Иерусалим, сверг Антигона, 19 построил новый храм, ум. 4 до Р. Хр. Сын его Архелай низложен 6 после Р. Хр. римлянами. Иудея присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору. Ирод Агриппа I, внук Ирода В., стал 41-44, по милости римск. императора Калигулы, царем Иудеи. 66 разразилось восстание против римлян, окончившееся 70, после взятия Иерусалима Титом, разрушением храма, избиением и изгнанием Е. Последнее восстание Е. под начальством Бар-Кохбы (132-135) было подавлено в потоках крови. Рассеяние Е. по всем странам В. и 3. началось еще за 3 века до разрушения храма. После разрушения храма главн. масса Е. ушла в Месопотамию, где в течение 8 век. находился духовн. и умствен. центр Е., действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы Е.: эксилархи и гаоны (этот период евр. истории назыв. эксилархатом в гаонатом). Одновременно обширные потоки еврейск. эмиграции направились в Египет на Пиренейск. полу-ов, на Балканск. полу-ов. Евр. колонии возникли также в Риме, в Сев. Италии, Южной Франции и в прирейнских городах. Преследования Е. начались в Византии при Феодосии II как следствие религиозного фанатизма и полицейского регламентирования внутренней жизни. Кровавые преследования Е. начались со времени первого крестового похода (1096), когда разгромлены богатые евр. общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. С этих пор до конца XVIII в. Е. в Зап. Европе периодич. подвергались гонениям. 1290 Е. изгнаны были из Англии. 1492 около 300 тыс. Е. изгнано из Испании, где в течение 7 веков под владычеством мавров находился второй умственный центр Е., и расцвела новоеврейская литература. Из Испании Е. направились в Нидерланды, Италию. В Германии Е. за уплату особой подати были взяты под защиту императоров. В эпоху Возрождения итальянские и нидерландские Е. явились учителями многих гуманистов. После победы англ. революции 1640 над абсолютизмом и клерикализмом Тюдоров Е. разрешено было вновь проживать в Англии. 1791 франц. Е. получили общие гражд. права. В Германии равноправие Е. было обещано в разных странах в годы национального освободительного подъема 1812-1814. 1858 евр. допущены в англ. парламент. Фактически постепенное уравнение нем. Е. завершилось 1848-1862; герман. конституцией 1871 признано равноправие Е. В России Е. большими массами живут со времени присоединения польско-литовских областей в конце XVIII в. В Польше и Литве Е. поселились с XI в. После 1-го польск. раздела Е. было обещано в указах Екатерины II - 1772 и 1785 - пользование выгодами и правами "без различия закона и народа", наравне с лицами друг. состояний, принятых под скипетр росс. державы. Но вскоре Е. стали подвергаться разнообразн. ограничениям. Е. воспрещалось жить повсеместно во внутрен. губ. России и Сибири, и отведены для жительства (черта оседлости) 10 польских губерний и 15 сев.-зап. и юго-зап. и южн. губ. 1882 Е. воспрещено приобретение в собственность и арендование недвижимого имущества вне городов и местечек губ. черты оседлости. Прием Е. в учебные завед., казенные, обществ. и частные (кроме евр.) ограничен или вовсе воспрещен. Прием на государств. и обществен, (земск. и город.) службу крайне ограничен или совсем воспрещен. ЕВРЕИНОВА, Анна Мих., первая из русских женщин, получившая степень доктора прав (в Лейпцигск. университете); род. 1844, изучала обычное право южных славян, о котором и поместила несколько статей в "Юрид. Вест.", в "Журн. Гр. и Угол. Пр." (1884, кн. 3 и 7). Отд.: "О значении и пределах обычного права при разработке отдельн. инстит. гражд. уложения" (1883); издавала 1885-89 журн. "Северный Вестник". ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ, одна из великих религий человечества, давшая начало христианству и исламу. Зародилась около XI в. до Р. Хр. в среде кочевого семитического племени Бней-Израиль в Каменистой Аравии. По преданию, записанному в позднейших религиозных книгах ("Пятикнижие"), основателем Е. религии был Моисей, с помощью Бога Иеговы (Иагве) выведший Бней-Израиль из египетского рабства и получивший на горе Синай через Откровение десять заповедей, образовавших основу монотеизма и этики Е., а позже и других цивилизованных народов. В X-XIII вв. под влиянием арабск. философии евр. ученые пытаются подвести под догматику иудаизма философский фундамент (Саадия, Маймонид). Под влиянием арабской религиозной философии в VIII в. от иудаизма откололась секта караимов (см.). Мистическая литература (Каббала), культивировавшаяся с XIII в., не изменила догматики иудаизма, но в XVIII в. породила особый толк, хасидизм, отличающийся ослаблением талмудического формализма и выдвижением на первый план религиозного чувства, выражающегося в восторженной и способной творить чудеса молитве и вере в паддиков (святых мужей). ЕВРЕЙСКИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КОЛОНИИ. В России первый опыт устройства Е. земледельч. колоний был сделан 1807 в Херсонской губ. 1810 переселение Е. в Новороссию было прекращено. 1835-55 поселение Е. для занятия хлебопашеством в Новороссии и западн. губ. возобновилось. 1866 переселение Е. прекращено. Закон 1882 совершенно закрыл доступ Е. в деревни губ. черты оседлости. В Палестине первые колонии основаны 1882. В Аргентине и Сев. Америке Е. колонии появились с 1882, при содействии бар. Гирша и основанного им Е. колонизационного общества. ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК (иврит), принадлежит к средн. группе семитских языков. Был разговорным языком евреев, моавитян, аммонитян и идумеев. Письменные памятники сохранились лишь у евреев и моавитян (надпись камня царя Меши). Около II в. до Р. Хр. стал вытесняться в разговорн. обиходе арамейским, но оставался языком литературы и богослужения. В литературе со II в. после Р. Хр. с ним сильно конкурировали арамейский (талмуд), греч. и арабск. яз. Письмена (справа налево) первоначально были сходны с финикийскими; с IV в. до Р. Хр. были заменены западно-арамейскими (халдейскими) квадратными буквами. После того как масоретами (V-VIII вв. после Р. Хр.) была введена подстрочная пунктуация для обозначения гласных звуков, начала в X в. разрабатываться грамматика Е. яз. (Хаюг, Ибн-Джанах, Авраам Ибн-Эзра, Давид Кимхи). ЕВРЕЙСКО-НЕМЕЦКИЙ ДИАЛЕКТ, или идиш, жаргон, разговорный язык евреев, выходцев с XII-XIV вв. из прирейнской Германии. Образовался из верх.-нем. наречия с большой примесью слов из др.-евр. языка и языков других народов, среди котор. живут евреи: польского, литовского, русского, английского. ЕВРИДИКА, Эвридика (Eurydice), миф., одна из дриад, супруга певца Орфея; выведенная им из ада, вернулась туда вновь, так как супруг на пути, вопреки уговору с Персефоной, оглянулся на нее. "ЕВРИКА", "Э в р и к а" (греч., "нашел!"), восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона, сделавшееся общеупотребительным для выражения радости после разрешения трудной задачи. ЕВРИПИД (Euripides), 480-405 до Р. Хр., греч. трагик, представитель новой аттической трагедии; преобладание психологии над идеей рока, развитие индивидуализма, преобладание свободной личности героя над хором. Наибольшее мастерство в изображении женских характеров. Особенности трагедий Е.: пролог, вмешательство богов как механическое средство завершить интригу (deus ex machina), монологи, заимствование сюжетов не исключительно из древних мифов, но и из действительности. Из 75 (или 92) траг. Е. сохранилось 18. Лучшие: "Медея", "Ипполит", "Троянки", "Ифигения", "Элекра"" и др. ЕВРОПА (Europa), миф., дочь финикийского царя Агенора, похищена Зевсом, принявшим вид белого быка, и увезена на о-в Крит; от Зевса мать Миноса, Радаманта и Сарпедона. ЕВРОПА, одна из пяти частей света. Омывается с С. Ледовитым ок., с 3. - Атлантическим ок., с Ю. - Средиземным и Черным м., от Азии отделяется с В. - Уральским хребтом, с Ю. - Манычской низменностью. ЕВСЕВИЙ, Памфил, отец церковной истории, епископ Кесарии; ум. около 340. В арианских распрях, вместе с констант. патриархом Е. Никомедийским, был посредником между враждующими сторонами. Кроме догматических, апологетических и экзегетических соч., написал "Церковную историю" в 10 книгах, продолженную Сократом, Созоменом и др.; "Хронику" (историю до 325), сохранившуюся только в переводах (лат. и армянск.), "Жизнь ц. Константина" и др. ЕВСТАФИЙ, архиеп. солунский, 1166-98, ученый византийской эпохи, составил комментарии к Гомеру. ЕВСТАХИО (Eustachio), Бартоломео, знам. итал. врач и анатом. Был папским придворн. врачом и проф. медиц. Ум. 1574. Сочин. "Opuscula anatomica" (1564, 1704, 1726 и др.); "Tabulae anatomicae" (изд. Lancisi, 1714; Albinus, 1744). ЕВФЕМИЗМ, Эвфемизм, греч., употребление вместо неприятных или неудобных слов других, более мягких, но с тем же значением, напр., вм. "умер" - "уснул последним сном" и т.п. ЕВФРАТ (евр. Фрат, арабск. Эль-Фара), река Юго-Зап. Азии, образуется на Армянском плоскогорий, впадает в Персидск. залив. ЕГЕРМЕЙСТЕР, придворный чин III класса; обер-егермейстер, придворн. чин II кл., заведующий императорской охотой. ЕГЕРСКИЕ ВОЙСКА, в старину легкая пехота; в России с 1763. Е. конные, видоизменение драгун, в России с 1812 по 1833. ЕГЕРЬ, 1) охотник с ружьем и собакой. - 2) Охотничья прислуга для ружейной охоты в крепостное время у русск. помещиков. ЕГЕРЬ, военн., солдат из стрелков. частей. См. Егерские войска. ЕГИПЕТ (греч. Aegyptos, арабск. Мацр, евр. Миц-раим, копт. Хеми), сев.-вост. часть Африки между Ливийской пустыней и Красным м. Е. был в древности государством высокой, своеобразной культуры, населенным народом семитического, по-видимому, племени. Религия египтян образовалась из местных культов, позже объединенных в системы богов и неск. их поколений. Наибольшее значение имела система гелиопольских жрецов. Во главе системы был бог солнца, творец вселенной, Ра (Тум). Первым царем Е. считается Менее или Мена (около 3200 до Р. Хр.), соединивший Верхний и Нижний Е. в одно Древнее царствос главн. гор. Мемфисом (XI-X династ.). От этой эпохи сохранились 3 большие пирамиды у Гизеха, построенные царями Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). После распада Древнего царства фиванская династия ок. 2200 восстановила единство Е. (Среднее царство. XI-XVдинастии.) Блестящий период Е. царства окончился вторжением ок. 1800 до Р. Хр. семитического племени из Сирии, цари которого Гиксосы (Гакушасу, т.е. "цари-пастухи") управляли Е. три века. Изгнанием Гиксосов страна обязана царям Верхнего Е., вследствие чего Фивы стали центром Нового царства (XVII- XXVI династ.), основанного Аахмесом или Амозисом (1550-30), сломившим могущество Гиксосов; при Тутмесе I, II, III и IV и Аменхотепе I, II и III могущество Е. простиралось далеко на Ю. Славнейшие цари Е. были в это время Сети I (1350-1300) и Рамзес II (1300-1230). 1060 центр управления Е. был перенесен в Танис, в Нижний Е. Царство пришло в упадок и 940 подпало под владычество ливийцев, а 730 покорилось эфиопскому владетелю Сабакону. 671-660 Е. был под владычеством ассирийцев, от которого освобожден Псамметихом Саисским (660-610). Последний из династии Псамметиха, Априй, свергнут Амазисом (570-526). Сын Амазиса Псамметих III (Псаменит) 525 побежден царем персидским Камбизом и Е. превращен в провинцию Персидского царства. 322 Е. покорен Александром В., после смерти которого Птолемей, сын Лага, 305 провозгласил себя царем Е. Под владычеством Птолемеев египетская культура вытесняется греческой, и город Александрия становится центром греческой учености. После битвы при Акциуме Е. 30 до Р. Хр. вошел в состав Римской империи. При римском владычестве в Е. рано и быстро распространилось христианство; Александрия была главным центром борьбы христианских сект и толков. 895 Е. вошел в состав Восточной Римской империи. 641 Е. завоеван арабами под предводительством Амру. Арабы насильственно распространили в Е. ислам и арабскую культуру, почти вытеснив христианство и культуру римскую. 868 в Е. образовалось самостоятельное государство под властью арабской династии Тулунидов, потом (969) Фатимидов, во время которых Е. стал центром шиитства. Фатимиды свергнуты визирем Саладином, основателем династии Эюбидов, распространивших в Е. суннитство. Эюбидами организована особая гвардия мамелюков; 1250 она низвергла последнего Эюбида и властвовала, возводя и свергая халифов по произволу. 1515 Е. завоеван турками; с тех пор он управлялся пашами, посылаемыми из Константинополя. 1798 Е. завоеван французами под начальством ген. Бонапарта, но 1801 вновь перешел во власть турок. 1811 Мегемет-Али истребил мамелюков; 1820-22 он завоевал Нубию, Сеннаар и Кордофан. Он организовал войско по европейскому образцу, преобразовал налоговую систему. 1832 он завоевал Сирию и по миру в Кутайи 1833 получил от Порты утверждение в звании наместника этой провинции. 1863-79 установлено престолонаследие в Е. по прямой линии, и наместник начал носить титул хедива (вице-короля). 1875 неудачная война с Абиссинией. 1882 восстание, во главе которого стоял военный министр Араби-паша; оно привело к бомбардировке Александрии англичанами. На юге Е. вспыхнуло восстание махдистов, и 1883 египетское войско было разбито при Эль-Обеиде. ЕГИПТОЛОГИЯ, наука, занимающаяся изучением Древнего Египта и древнеегипетского языка, основана франц. уч. Шамполионом, разгадавшим египет. письмо и составившим первую грамматику др.-егип. яз. (1836-41). ЕГОРОВ, Алексей Егор., проф. исторической живописи, 1776-1851; как преподаватель Академ. худож. имел большое влияние на русское искусство; под его руководством образовались Брюллов, Басин, Марков и др. Из произв. его известны: "Св. Симеон Богоприимец", "Святое Семейство", "Истязание Спасителя". ЕДИНИЦА МЕР, величина, которой и частями которой измеряются величины того же рода. В основание Е. мер у всех народов первоначально принимались различные натуральные величины: для Е. длины - размеры частей человеческого тела: локоть - расстояние от локтя до конца большого пальца, фут - длина ступни, дюйм - ширина пальца приблизительно одинаковы у всех народов. Е. веса служил вес определенного, всем доступного предмета, напр. ячменного зерна (Индия). Е. времени - определенная часть суток, измерялась по положению солнца между звездами на горизонте. 1670 Габ. Мутон впервые предложил воспользоваться размерами земного шара для составления Е. длины: принять за Е. длины дугу экватора в 1 мин. Одновременно с ним Гюйгенс предложил за Е. длину секундного маятника. 1791 собрание комиссии постановило взять за Е. длины метр - 0,0000001 четверти парижского меридиана. Е. веса поставлена комиссией в зависимость от Е. длины: Е. веса - грамм = весу 1 куб. сант. чистой воды при 4°Ц. (метрическая система). Применительно к абсолютной системе установлен ряд практических Е. мер: эрг, дина, джоуль, ватт, ампер, вольт и др. ЕДИНОВЕРИЕ, соединение старообрядцев с православной церковью под условием подчинения правосл. духовенству и принятия церковнослужителей от православных архиереев. Первым просил у правительства епископа для поставления священников старообр. инок Никодим 1783. 1830-50 гг. многие старообрядч. общества насильственно присоединялись к Е. ЕДИНОРО, мифологич. животное средневековых поверий и преданий; форма его - соверш. фантастич. смешение черт коня, слона и кабана. ЕДИНОРО, название некоторых пушек в старину, в XVIII - гаубица. ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ, признается основным принципом мироздания. Сравнение физических и химических явлений приводит к заключению, что причины, обусловливающие эти явления - силы, отличаются лишь внешним своим проявлением; все силы (тяжесть, теплота, свет, магнетизм, электричество) сводятся к движению, и различие между родами движения носит исключительно механический и количественный характер. См.: Секки, "Единство физических сил"; Оствальд, "Философия природы". ЕЗО, баснописец, см. Эзоп. - Эзопов язык, иносказательный, полный аллегорий, недомолвок, намеков; особенно относительно сочинения, где нужно понимать недосказанное "между строк" вследствие стеснений цензуры. ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА, императрица всероссийская с 28 янв. 1725 по 6 мая 1727. Дочь литов. крестьянина Самуила Скавронского, р. 1684; осиротев, жила у пастора Глюка. 1703 г. взята в плен русскими. 1705 Петр взял ее из дома Меншикова, и с тех пор она была его постоянной подругой. Брак их совершился 19 февр. 1712, и обе дочери, Анна и Елизавета, узаконены. 1724 Е. коронована. После кончины Петра Меншиков, Толстой и др. и гвардия провозгласили императрицей Е. I, кот. подчинилась влиянию Меншикова, а затем Верховному тайн. совету. По планам Петра В. снаряжена была экспедиция Беринга, открыта Акад. наук, издано объяснение закона о наследстве в недвижимости. Ум. 6 мая 1727. ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА, императрица всероссийская с 28 июня 1761 по 6 нояб. 1796, дочь принца Ангальт-Цербского, служившего в Пруссии; р. 1729, образование получила французское. 1744 стала супругой цесаревича Петра Федоровича. Через 6 мес. после воцарения непопулярный Петр III восстанием гвардейских полков был вынужден уступить престол жене. Первая Турецкая война 1768-1775 доставила России прибрежье Азовского м. и часть Черного, Турция признала независимость Крыма, 2-я Турецк. война 1787-91, очень кровопролитная, дала только Очаков и степи до Буга. Постоянные неурядицы побудили Россию, Пруссию и Австрию вмешаться в польские дела, и 1773 по 1 -му разделу Россия получила Белоруссию, дала польский престол своему союзнику Станиславу Понятовскому. Новые волнения вызвали 1793 - 2-й раздел, а 1795 по 3-му разделу Польша прекратила свое самостоятельное существование. Россия получила Волынь, Подолию, Литву и Курляндию. В это же время 1789-90 происходила война со Швецией. 1775 Е. II издала учреждение о губерниях. 1785 "жалованной грамотой" дворянству даны сословные права и преимущества; "городовым положением" дано некоторое самоуправление городам. Запрещением крепостным жаловаться на господ, покровительством дворянству Е. II дала высшее развитие крепостному праву; 1783 оно было распространено ревизией и на Малороссию. Гнет крепостничества были причиной бунта Пугачева 1773-74. 1763 открыты воспитательные дома, 1766 основ. Воспитат. общество благородных девиц (Смольный инст.), 1786 вышел устав о народных училищах. Последние годы жизни Е. II подчинилась общеевроп. реакции: Радищев сослан в Сибирь, Новиков посажен в Шлиссельбург. Замечательные деятели эпохи Е. II: Румянцев, Суворов, Потемкин, П. и Н. Панины, Безбородко. Е. II как писательница. В "Наказе" - просветительные идеи, заимствованные у Монтескье и Беккарии. Важнейшие ее комедии "О время" и "Именины г-жи Ворчалкиной". Е. написано ок. 15 пьес. Достоинства пьес Е. не высоки, но они отражают эпоху и имеют историч. значение. ЕКАТЕРИНА, Арагонская, дочь Фердинанда Арагонск. и Изабеллы Кастильской, 1485-1536, с 1501 супруга принца Артура Уэльского, сына Генриха III, после его смерти (1502) вышла за его брата Генриха VIII, разведшегося с ней 1534 из-за Анны Болейн. ЕКАТЕРИНА, Медичи, королева Франции, дочь Лоренцо Медичи, герцога Урбинского. 1519-89, с 1533 супруга Генриха II; после его смерти захватила власть и подчинила своему влиянию своих сыновей: Франциска II, 1559-60, Карла XI, 1560-74 и Генриха III, 1574-89, заключила союз с гугенотами, чтобы подавить могущество Гизов, но когда гугеноты показались ей опасными, решила уничтожить их 1572 Варфоломеевской ночью. ЕКАТЕРИНБУР, г. при р. Исети; основан 1721. 1735 в Е. осн. монетный двор. Е. административный центр горных заводов Урала. ЕККЛЕЗИАСТ (евр. К о г е л е т), назв. ветхозаветной книги, по преданию напис. царем Соломоном; указывает на суетность всего земного ("суета сует и все суета и томление духа"). ЕККЛЕСИЯ, Экклезия, название народн. собрания в Древн. Греции, особ. в Афинах. ЕКТЕНИЯ, греч., название молитвенных прошений, возглашаемых священником или дьяконом при богослужении и заключаемых каждое ответом клира: "Господи помилуй" или "подай Господи". Главн. виды: великая (древнейшая: от Климента Александр.), просительная, сугубая и малая. ЕЛАГИН, Ив. Перфильев., историк и стихотворец, 1725-94, за участие в заговоре 1758 сослан, после воцар. Екатерины II возвращен. 1766-79 управл. театрами, позже сенатор и обер-гофм. В молод. соч. скабрезн. стихи, сатиру "На петиметра и кокеток". 1790 начал "Опыт повествования о России" (1 ч. 1803). ЕЛАГИНА, Авдотья Петровна, замеч. русская женщина, 1789-1877, дочь тульск. помещ. Юшкова, племянница Жуковского. В перв. браке за Вас. Ив. Киреевским, от кот. имела двух сыновей, Ивана и Петра, известных впоследствии славянофилов; 1817 вступила во второй брак с Алексеем Андр. Е. С 1821 приним. участие в жизни моск. литературн. кружков, в обществе Н. Полевого, Пушкина, кн. П.А. Вяземского, кн. Одоевского, Шевырева, Погодина и др. В ее салоне возникла мысль об изд. журн. "Европеец". ЕЛЕВЗИН, Эл е вс и н (Eleusis), древний г. в Аттике, у Елевзинского залива, знаменит Е. мистериями (тайный культ Деметры и Персефоны; символич. изображение идеи бессмертия). ЕЛЕНА (Helena), миф., дочь Леды и Зевса, прекраснейшая из женщин, супруга Менелая, похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к Троянской войне. ЕЛИЗАВЕТА (Елизавета I Тюдор), королева Англии, дочь Генриха XIII и Анны Болейн, р. 7 сентября 1533, 17 ноября 1558 вступила на престол, объявила епископальную церковь господствующей, вела ожесточенную борьбу с католической реакцией. Заточила шотланд. королеву Марию Стюарт, бежавшую в Англию, и приказала ее, после 19-летнего заключения, по подозрению в заговоре, обезглавить (8 февр. 1587). Финансовое положение было улучшено, положено начало расцвету англ. промышленности и торговли и развитию английского флота (победа над испанск. Армадой 1588), ум. 3 апр. 1603, назначив Иакова Шотландского своим преемником. ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, императрица всероссийская; 25 нояб. 1741-25 дек. 1761, дочь Петра I, р. 18 дек. 1709. 1741 под влиянием франц. и шведск. послов, гвардейск. офицеров совершила переворот, при деят. участии лейб-медика Лестока. В ночь на 25 нояб. провозглашена императрицей в Преображ. казармах. Возвысились приближенные Е. П., Алексей Разумовский (морганатический супруг), его брат Кирилл, из простых казаков, трое Шуваловых, Воронцовы. Е. объявила своим наследником племянника, герцога Голштинского, назв. в православии Петром Федоровичем. 1755 Россия примкнула к союзу против Фридриха В. прусского; участвуя в Семилетней войне, нанесла ему несколько поражений; завладела на некоторое время Берлином. При Е. П. возвышение дворянства и развитие крепостного права быстро шло вперед. Служебная повинность дворянства значительно облегчается. Под влиянием Шувалова и по планам Ломоносова основан 1755 Моск. университет, открыты гимназии в Москве и Казани. Основана Акад. художеств в СПб.; возник русск. театр. ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ, Элизиум у древн. греков, местопребывание праведников после смерти; упомин. впервые в "Одиссее". ЕЛПАТЬЕВСКИЙ, Сергей Яковлевич, писатель, р. 1854, врач по профессии, находился неск. лет в администрат. ссылке в Восточн. Сибири, с 1895 сотрудник "Русск. Богатства". Очерки и рассказы о сибирской и тюремной жизни изданы 1893, 1897, 1898 и 1904. ЕМ или Ям (Ем и Гам), финское племя, упоминается в начальной летописи без точного обозначения местожительства. Одни указывают последнее в южн. Финляндии, другие между Ладожским оз. и Сев. Двиной. 1040 новг. кн. Владимир обложил Е. данью. С половины XIII в. летописи не поминают о Е. ЕНИСЕЙ, река в Сибири, берет начало в Монголии. Начиная с 1876 почти ежегодно в Е. заходят через Сев. Ледовитый ок. пароходы. ЕНИСЕЙСК, пароходная прист. на р. Енисее; 1676-1708 Е. был админ. ц. края, с 1724-96 гл. гор. Е. провинции, а с 1796 окр. г. Центр рус. колонизации Вост. Сибири. ЕПАНЧА, тюрк., стар., широкий и длинный плащ. ЕПАРХИЯ, греч., единица церковно-административн. областного деления России, подведомственная епархиальному архирею. ЕПИСКО, архиерей, высшая, третья ступень церковной иерархии. Особым правом Е. служит право рукополагать пресвитеров. ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ, см. Англиканская церковь. ЕПИСКОПИЯ, то же, что епархия (см.). ЕПИТИМИЯ, церк., исполнение исповедовавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (молитва, пост и т.п.), получило в катол. церкви значение нравственно-исправит. меры; по русск. законам также назначается как наказание, по приговору уголовн. суда, за некот. преступления, напр., вероотступничество, прелюбодеяние и др. ЕПИТРАХИЛЬ, грен., богослужебн. облачение священника, надеваемое на шею; символ благодати. ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ, составитель житий, уч. преп. Сергия! Радонежск., в конце XIV в., путеш. по Востоку. Ум. ок. 1426 игуменом и духовником Тр.-Серг. лавры. Оставил жития преп. Сергия Радон. и Стеф. Пермского. ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ, иеромонах, филолог и проповедник XVII в., учитель киевск. братск. школы; 1650 вызван в Москву для преподавания в чудовской школе и перевода греч. книг. 1674 главн. редактор перевода Библии; ум. 1676. Перевел и издал много церк. и богослужебных книг, состав. "Лексикон слав.-греко-латинский", "Лексикон филологический" и более 50 проповедей. ЕР (Ъ), 27-я буква русск. и 29-я славянск. алфавита. В последнем обозначала очень краткий глухой гласный звук, соотв. обще-индо-европ. и и о. В русск. яз. как гласный звук исчезает уже с XI в. в конце слов, переходя в середине в о. В славянск. счислении значения не имела. ЕРАЛАШ, тюрк., 1) беспорядок. - 2) Род карточной игры, вист без козырей. ЕРЕСИАРХ, основатель и глава ереси. - Ересиология, описание древних ересей. ЕРЕСЬ, сознательное уклонение от ясно сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем выделение из состава церкви новой общины. Надо отличать от раскола, разногласия в у ч е н и и обрядовом, и от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос не был в данное время ясно сформулирован церковью. Полное изучение, особенно древних, ересей не вполне возможно, так как сочинения самих еретиков ревностно истреблялись церковью. ЕРМАК ТИМОФЕЕВИ, завоеватель Сибири, был атаманом казацкой шайки, грабившей суда на Волге; 1579, спасаясь от моск. воевод, направился к Строгановым, помогал им против инородцев. 1581 дружина Е. (около 800 ч.) перешла за Урал. Летом 1582 несколько раз разбила сибир. татар; царь Кучум покинул столицу, г. Сибирь. Е. отправил посла к Иоанну Грозному известить о покорении новой страны. Ему послали 300 ч. в подкрепление. 1584 Е. по бер. Иртыша подвергся нападению Кучума и утонул в реке. ЕРМОЛОВ, Алексей Петрович, боевой генерал, 1772-1861; начал службу в артил. под начальством Суворова. При имп. Павле подвергся опале. Участвовал в кампаниях 1805-07 против Наполеона; отличился в Бородинской битве. 1817 главнокомандующий в Грузии. Усмирил Закавказье, присоединил Абхазию, ханства Ширванское и Карабагское. После успешного вторжения персов на Кавказ послан Паскевич, и Е. 1827 вышел в отставку. ЕРМОЛОВА, Мария Николаевна, по мужу Шубинская, артистка моск. Малого театра, р. 1853. Лучшие роли: Мария Стюарт, Орлеанская дева, Катерина в "Грозе" и др. ЕРОПКИН, Петр Михайлович, гоф-бау-интендант; при Петре I изучал за границей гражд. архитектуру; затем заведовал разными постройками; отличался живым умом. Заботы об улучшении госуд. быта сблизили его с кружком А.П. Волынского, за участие в проектах котор. казнен 27 июня 1740. ЕРШОВ, Петр Павл., автор сказки "Конек-Горбунок", 1815-69, директор Тобольск. гимназии. Е. печатал стихотворения в "Библ. для чтения" Сенковского и в "Соврем." Плетнева. "Конек-Горбунок" - чисто народное произведение, удачно переложенное звучным стихом. ЕРЫ (Ы), 28-я буква русск. и 30-я славянск. алфавита; в последнем гласный смеш. характера, слагающийся из артикуляций i и и (латинское); происх. 1) из общеинд. й (мышь); 2) o и d со след. носовым (камы), и 3) из слав. ъ+j (добр.+j - добрый). Звук этот, неизвестный западноевропейцам, встречается особенно часто в восточно-азиатских языках. В славянск. счислении не имела значения. ЕРЬ (Ь), 29-я буква русск. и 31-я славянск. алфавита; в последнем обознач. краткий глухой гласн., соотв. общеиндоевроп. и; исчезает в конце слова. В русск. яз. уже с XI в., а ц середине переходит в е; позже, усваивая все свойства последнего, переходит в ё перед тверд. согл.: лён. В славянск. счислении не имела значения. ЕСАУЛ, или ясаул, тат., чин, введенный в малоросс. казач. войсках кор. Стефаном Баторием 1576. Затем соответствовал ротмистру в армии. ЕСИПОВА, Анна Николаевна (по мужу Лешетицкая), р. 1851, пианистка, ученица Лешетицкого, с 1893 проф. СПб. консерватории. ЕССЕИ, еврейск. секта, во II в. до Р. Хр. Е. жили по запад. берегу Мертвого моря, составляли полумонашеское братство, строго исполняли законы о чистоте и субботе, не употребляли мясной пищи и вина, часто постились, не признавали присяги, избегали военной службы. Имели влияние на образование христианства. ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ, или естествознание, наука о строении вселенной и законах, положенных в основание мироздания, о жизни земли и ее обитателей; сюда входят: астрономия, физика и химия, геология с минералогией и палеонтологией, физическая география с метеорологией, ботаника и зоология с анатомией, гистологией и физиологией растений и животных, антропология и др., а также и прикладные науки: медицина, агрономия, технология и др. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ, см. Религия. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО, см. Право. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР, теория Дарвина о происхождении видов в животном мире. Главн. положения: виды не являются неизменными сотворенными формами, а представляют собою результат многовекового процесса приспособления животных в борьбе за существование. ЕФЕС, Эфес, один из 12 значительных ионических городов в Малой Азии со знаменитым храмом Артемиды (Диана Эфесская), часто упоминается в истории апостолов, особенно Павла, 55-58 после Р. Хр. жившего здесь. 431 - в Е. третий вселенский собор (см.) 1449 т. н. "разбойничий". С 1868 успешные раскопки. ЕФИМЕНКО, 1) Петр Саввич, р. 1835, собиратель материалов по этнографии и обычному праву, частью изданных им; "Приданое по обычному русск. праву крестьян Архангельск. губ." (1873); "Договор найма пастухов" (1878); "Исследование кустарных промыслов Сумского у." (1882); составил программы изучения поземельной общины и гражд. обычного права. - 2) Александра Яковл., жена 1), урожден. Ставровская, р. 1848; труды по истории общины и землевладения в сев. и южн. России в журналах и в книге: "Исследования народной жизни" (1884); также "Артели в Арханг. губ.", "Женщина в крест. семье", "Малорусское дворянство"; "История украинского народа", изд. Брокгауз-Ефрон, 1906. ЕФРЕЙТОР (нем. Gefreiter), нижний воинский чин, введенный Петром Вел. для развода часовых. В Е. назначаются рядовые за хорошее поведение. ЕФРОН, Илья Абрамович, издатель с 1881, род. 1847, основал совместно с Ф. Брокгаузом (Лейпциг) книгоиздательство в СПб. 1890, выпустившее "Энциклопедический словарь" [41 т. и 2 доп. тома (86 полут.)]. Друг. издания: "Малый Энциклопедический словарь", "Библиотека великих писателей" (Шиллер, Шекспир, Байрон, Пушкин), "Библиотека естествознания", "Библиотека самообразования", "История Европы по эпохам и странам"; Реклю, "Человек и Земля" и др. ЕШЕВСКИЙ , Степан Васил., историк, 1829-65; 1855 магист. диссерт. "Аполлинарий Сидоний"; в Казанск. унив. читал русск. историю. С 1857 проф. Москов. унив., где читал римскую и всеобщую историю в ряде блестящих очерков. начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |