Гуманизм
в творчестве Платонова (на примере рассказа “Потомки солнца”)
План
1.
Творчество
Платонова: особенности и умения
2.
Рассказ
“Потомки Солнца”
3.
Гуманность – главная ценность
1.
Творчество
Платонова: особенности и умения
Творчество
писателя Платонова занимает особое место в русской литературы. Его интересно
читать, анализировать, чувствовать.
Произведения
Платонова отличаются своей непредсказуемостью, неожиданностью событий. Еще в то
время и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях,
неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на
основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти
особенности поражают и нас, современных читателей.
Именно
это порывает даже самых яростных обличителей Платонова на восхищение мощным
художественным даром писателя — плотностью повествования, универсальностью
обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии
русского языка, способного выразить даже мучительную немоту мира и человека.
Платоновские
произведения отличаются отсутствием метафоричности, что присуще “традиционному”
стилю сравнения в повествовании. Платонов, скорее, использует прием
“деметафоризации” и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста
построена по законам целого, как бы сверх смысла.
Любимая
синтаксическая конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с
избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы”,
фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создается в
сознании героя.
Писатель
настолько умеет жалеть человека, что читатель невольно окунается в мир героя, в
его внутреннее состояние и сам желает оказать ему помощь в трудных ситуациях.
Потребность проливать слезы над чужим горем у Платонова настолько сильна и
ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в своем воображении самые
мрачные картины, самые жалостливые положения… фантазия художника не знает и не
хочет знать никаких ограничений… Он делает все, чтобы вызвать у читателя
единственное из известных наслаждений — чувство жалости, ради чего сгущает
краски, преувеличивает, окунает нас во все переживания героев “с головой”.
2.
Рассказ
“Потомки Солнца”
Платонов написал в 20 - 30-е годы
замечательный по содержанию рассказ “Потомки солнца”. Само название привлекает
читателя и манит его открыть и прочитать данное произведение. С рассказом “Потомки
солнца” школьники знакомятся в хрестоматии для XI класса. Эта книга была
выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”.
Писатель выбрал для своего героя
тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая должна восстановить
нарушенный порядок жизни и духа. Это прослеживается на протяжении всего
рассказа, который разделен на четыре смысловые части.
В первой из них нам рассказывается о
детских годах главного героя – инженера Вогулова: “Он был когда-то нежным,
печальным ребёнком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми
ими”.
Во второй части мы узнаём, что
Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой согнутый человек с
блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по
перестройки земного шара.
Вогулов считает, что “Земля, с
развитием человечества, становится всё более неудобна и безумна. Землю надо
переделать руками человека, как нужно человеку”. Он руководит миллионными
армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ.
Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с
безумием и беспокойной неистощимой гениальностью.
Вогулов изменяет рельеф планеты,
чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей мощности
источник энергии – ультрасвет, с помощью которого “армия рабочих в
двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи”. Вот
картина действия адской машины: “Ураган сметал страны, молнии засверкали в
атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды
тонн воды на острова”.
Вогулов командовал миллионами машин
и сотнями тысяч техников. “В бешенстве и неистовстве человечество билось с
природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережёвывали её.
Безумие работы охватило человечество. Температура была доведена до предела –
дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие”.
В будущем Вогулов хотел переселить
человечество в Антарктику, “остальная же площадь земли будет отведена под хлеб
и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и
пашней”.
Но на этом Вогулов не
останавливается. Он надеется “постигнуть мир... и пересоздать вселенную”,
убежденный в своем праве “беспощадно” вмешаться в создание“... творца, который
когда-то, играя, сделал звезды и пространства”.
Смысл жизни Вогулова заключается в
идее перестроить Вселенную, для чего изобретает фотоэлектромагнитный
резонатор-трансформатор, на производство которого работают огромное количество
людей. “Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво” и
Вогулов привил рабочим микроб энергии, который “делал ненужной вечность –
довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть,
как исполнение радостного инстинкта.
Для чего же ему нужна эта “перестройка”?
Зачем он стремиться к этому? Платонов объясняет нам это в заключительной части
рассказа. Любовь - вот причина всех его стремлений. Трагическая молодая любовь
главного героя явилась толчком ко всем его свершениям. Здесь же писатель делает
вывод, что: “Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет
этого невозможного и сделает это возможным, какие бы пути ни вели к нему”.
3.
Гуманность – главная ценность
Рассказ “Потомки солнца” учит нас,
читателей, тому, что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать,
не перестраивать её, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал
инженер Вогулов.
Платонов через свои произведения
показывает нам силу и величие чувств, учит жить, а не существовать, учит быть
человеком с большой буквы. Необходимо всегда оставаться, прежде всего,
человеком, а не “машиной”, следовать принципам гуманности и преданности тому,
чему мы обязаны всем тем, что имеем.
Человек – не царь природы, а ее
часть, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать её, не
давать в обиду. Ведь человек без природы – ничто, без неё он не способен
существовать.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |