Александр Дюма и его роман “Учитель фехтования”
План:
1.
Краткая
биография Александра Дюма.
2.
Характеристика
романа “Учитель фехтования”.
3.
Список
литературы.
1. Краткая биография Александра
Дюма
В 1802 году, в семье генерала Тома
Дюма и дочери простого трактирщика Марии-Луизы Лабурэ родился сын Александр,
будущий прославленный писатель-романист.
С самого рождения, Александр жил в
городке Виллер-Котре, где прошли его детство и юность. Здесь же он поступил
учиться в местный колледж, который закончил в 1823 году.
После окончания колледжа, будущий
писатель уехал в Париж и поступил на службу в канцелярию герцога Орлеанского.
С самых юных лет Александр Дюма
увлекался театром и поэзией. Больше всех других направлений в искусстве его
привлекает романтизм, в те времена еще довольно-таки молодое направление в
литературе. Именно в духе романтизма в 1827 году Дюма пишет свою первую драму
“Христина”, а следом за ней, в 1829 году появляется другое его романтическое
произведение “Генрих III и его двор”.
Однако продолжать писать ему
помешало одно значительное событие, связанное с похоронами генерала Ламарка,
случившимися в Париже 5 июня 1832 г. Покойный Ламарк был знакомым Дюма, и
родственники генерала обратились к нему с просьбой возглавить колонну
артиллеристов, которая должна была следовать за катафалком. Дюма согласился.
Так случилось, что на похоронах генерала собралась довольно-таки большая толпа
народу, и полицейские вынуждены были разгонять людей. Однако это вызвало в
народе волну возмущения, которая привела к тому, что траурное шествие
постепенно превратилось в революционное восстание.
Восстание продолжалось несколько
дней, после чего было подавлено властями. В ходе этих событий в одной из газет
появилась ложная заметка, в которой говорилось о том, что вооруженный Александр
Дюма был схвачен властями, арестован и в ту же ночь расстрелян. Над Дюма
нависла угроза реального ареста, и ему не оставалось ничего большего, кроме
как, следуя совету родных и друзей, отправиться в Швейцарию.
В Швейцарии Дюма прожил несколько
месяцев, в течение которых работал над своим первым историко-публицистическим
очерком “Галлия и Франция”.
Но на этом странствия писателя не
закончились. В 1834 году он отправился в путешествие по Испании и Италии. Во
время пребывания Дюма в Сицилии известный композитор Беллини посоветовал ему
побывать в селении Баузо. Дюма последовал совету, и, осматривая местные
достопримечательности, услышал народное предание, существовавшее в тех краях.
Именно это предание легло в основу следующего произведения писателя – новеллы
“Паскаль Бруно”.
Но определенное направление
творчества, дух, которые задавал романтизм, не удовлетворяли потребностям
автора, и в 30-х годах XIX века Дюма начинает разрабатывать свой собственный
литературный жанр. Этот жанр представлял собой особый вид литературного
произведения (повести, новеллы, романа). В нем повествование, построенное на
основе реальных исторических событий, “разбавлялось” живыми и динамичными
диалогами. Главное в этом жанре составляло действие, которое начинало
стремительно развиваться уже с первых страниц произведения, а все описательные
моменты в нем сводились к минимуму.
Дюма назвал этот новый жанр
“исторические сцены”. Примером произведения, написанного автором в этом жанре,
можно назвать повесть “Правая рука кавалера де Жиака”, которая по времени
действия совпадала с другим романом писателя - “Изабелла Баварская”.
Но, наверное, самыми плодотворными
годами творчества Александра Дюма можно назвать период 1840 – 1848 годов. За
эти восемь-девять лет были созданы те произведения, которые впоследствии
принесли писателю мировую известность.
Однако нельзя сказать, что Дюма
работал только в жанре “исторических сцен”, напротив, обилие форм, в которых
работал писатель, просто удивительно. Из-под его пера выходили различные
новеллы, как реалистические, так и фантастические, были среди его творений
исторические и нравоописательные романы, путевые очерки и статьи в газетах. Не
обошел автор вниманием и драматургию, написав несколько драм и комедий.
Возьмем, к примеру, роман “Граф
Монте-Кристо”. В этом романе каждая отдельная глава посвящена раскрытию того
или иного напряженного момента из жизни какого-либо персонажа. Эти главы
связаны друг с другом увлекательным сюжетом, который на протяжении всего
действия открывает читателям все новые и новые черты характера героев. Такое
построение произведения было характерно для жанра романа-фельетона.
В 1844 году, одновременно с работой
над романом “Граф Монте-Кристо”, Александр Дюма принялся публиковать один из
известнейших его романов “Три мушкетера”. Этот и два других романа “Двадцать
лет спустя” и “Виконт де Бражелон или Десять лет спустя” образовали знаменитую
на весь мир трилогию.
Накануне революции 1848 г. Дюма
обращается к эпохе, которой он уделил исключительное внимание в своем
творчестве, - к XVI веку, и пишет вторую трилогию, посвященную борьбе Генриха
Наваррского за Французский престол: “Каралева Марго”, “Графиня Монсоро” и “
Сорок пять” (1845 – 1848).
Дюма отрицательно относился к
монархии Луи-Филиппа и весть о крушении королевского трона встретил с искренним
ликованием. Он устраивает на площади Парижа народное гуляние и уже в марте 1848
г. начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи в защиту Республики. Но
Республика просуществовала всего лишь несколько лет.
В декабре Александр Дюма уехал в
Брюссель, где начал писать “Мемуары”, которые по своим художественным
достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.
Возвратившись в Париж в 1853 г.,
Александр Дюма основал здесь собственный журнал “Мушкетер”, пытавшийся быть не
зависимым в отношении нового режима. Но по-прежнему главным делом его жизни
являлся усердный труд над большими романами.
Продолжая заполнять “белые пятна”
много вековой эпопеи, Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько
завуалированным названием “Сообщники Иегу”.
Этот роман представляет тот эпизод
из истории Франции, когда она вела революционные войны против коалиции Англии и
Австрии. Под именем Иегу скрывался Жорж Кадудаль, известный монархист,
заговорщик. Действие романа начинается в 1799 г., когда Наполеон был первым
консулом Республики. В стране создалась напряженная обстановка. Восстание в
Вандее, спровоцированное монархистами, поддерживалось бандами Кадудаля,
грабившими государственную казну и терроризировавшими мирных жителей.
В 1866 г. Александр Дюма направился
в Пруссию и Австрию; тогда между этими странами возникла война. С фронта он
направляет в парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает
над новым романом – “Прусский террор”, в котором обличил под именем графа
Безеверка прусского канцлера Бисмарка.
Весной 1870 г. Александр Дюма уехал
на юг Франции, где должен был подготовить к изданию ряд книг, но
франко-прусская война произвела тяжелое впечатление на писателя, его здоровье
резко ухудшилось. 6 декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер – Котре.
2. Характеристика романа “Учитель
фехтования”
Главные герои романа “Учитель
фехтования” - Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, ставшая
после замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на
каторге в своей книге воспоминаний.
(Воспоминания Полины Анненковой. М.,
1929.)
Композицию этого романа Дюма
формирует, сообразуясь с теми моментами из жизни героев, которые были
зафиксированы Гризье. Богатая фантазия писателя придала хроникальному материалу
форму художественного произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной
долей вымысла.
Узловыми эпизодами сюжета были:
Приезд Гризье в Петербург. Его
знакомства с Луизой Дюпюи ( Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского
офицера Алексея (Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками.
Военное восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в
Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе.
Итак, сюжет романа в основных своих
разветвлениях построен сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в
жизни Анненкова и его близкого друга. М.Н. Волконская в своих “Записках”
образно рисует момент приезда будущей супруги декабриста:
“Анненкова приехала к нам, нося еще
имя м-ль Поль. Это была молодая француженка, красивая, лет 30; она кипела
жизнью и весельем и умела удивительно выискивать смешные стороны в других.
Тотчас по ее приезде комендант объявил ей, что уже получил повеление его
величества относительно ее свадьбы. С Анненкова, как того требует закон, сняли
кандалы, когда повели в церковь, но, по возвращении, их опять на него надели.
Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и все время
пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под этой
кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни”. ( Записки
княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
Анненков, как представил его Дюма,
особо значительной роли в движении декабристов не принимал, но он возвеличен
как человек и участник восстания, увлеченный мечтой – основать в России
республику, он отдает во имя торжества этого дела все свои средства. Увидев,
как в неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а
добровольно вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.
Однако духовная сторона жизни И.А.
Анненкова была в определенной степени обеднена автором. Анненков получил
прекрасное для своего времени образование, он обучался в Московском
университете, стал членом Северного общества. Он отлично знал лекции Дюбуа,
швейцарского просветителя, которые прослушал во время своей учебы в
университете, и на следствии указал на их особую важность. Как говорил сам
Анненков: “Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо он всегда
выставлял свое правительство как единственное не унижающее человечества, а прочее
говорил с презрением, наше же особенно было предметом его шуток”.
В своем исследовании роста
политического сознания декабристов, М.В. Нечкина пишет: “Поручик
кавалергардского полка декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес
на Общество, также (как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: “Тяжело, не
честно доносить на своих товарищей”. В ответ на это Николай, вспылив, крикнул:
“ Вы не имеете понятия о чести!” Столкнулись два понятия о чести – реакционное
и революционное”. (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.)
Анненков, если верить словам Матвея
Муравьева-Апостола, вместе с Рылеевым, Оболенским и Тургеневым был согласен с
планом, по которому следовало убить царя и установить республику в стране.
Александр Дюма заканчивает
повествование о событиях романа “Учитель фехтования” 1826 годом. Это связано с
тем, что согласно приговору Верховного уголовного суда, арестованный 19 декабря
Анненков был направлен на каторжные работы сроком на 20 лет с последующей
ссылкой на поселение. Поэтому о дальнейшей судьбе своего героя Александр Дюма
не знал ничего, и был не в состоянии поведать о ней читателю.
Сейчас стало известно, что Прасковья
Егоровна и Иван Александрович прожили в Сибири тридцать лет. За это время их
ухитрился повидать находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский. Случилось это в 1854
году, а какое-то время спустя в письме П.У. Анненковой Достоевский написал: “Я
всегда буду помнить, что с самого пребывания моего в Сибири, вы и все
превосходное семейство ваше брали и во мне и в товарищах моих по несчастью
полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об этом без особенного,
утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду”. ( Письмо Ф.М.
Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
Дальнейшая судьба И. А Анненкова
была связана с Нижним Новгородом, куда в 1856 году он переехал вместе с
супругой. В Новгороде Анненков поступает на службу в губернское управление.
Однако службой дело не заканчивается, и он становится членом комитета по
улучшению быта крестьян. В дальнейшем его избирают почетным мировым судьей.
Помимо прочего, Анненков принимает активное участие в проведении крестьянской
реформы, и одновременно заводит знакомство с литераторами.
Позже, в своем дневнике от 16
октябре 1857 г. знаменитый украинский поэт Тарас Шевченко сделает такую запись
об этом человеке: “На квартире у Якобы встретился и благоговейно познакомился с
Иваном Александровичем Анненковым”.
Стоит заметить, конечно, что Дюма
при написании “Учителя фехтования” допустил ряд весьма серьезных ошибок. Но на
самом деле их трудно было бы избежать при обращении к столь сложной и
неоднозначной теме, как деятельность декабристов. Поэтому мы не будем заострять
внимания на большинстве из них, отметив лишь самые очевидные.
К моменту написания “Учителя
фехтования”, который был одним из ранних творений Александра Дюма, на счету
автора еще не было столь широко известных его произведений, как “Три мушкетера”
или “Граф Монте-Кристо”. Поэтому Дюма еще не обладал и достаточным опытом,
который мог бы позволить ему успешно написать столь масштабное произведение, в
основе которого лежит эпохальное событие русской истории.
Следует также отметить и то, что в
распоряжении писателя не было достоверных сведений о движении декабристов.
Единственный документ, который мог попасть к нему в руки – это “Доклад
следственной комиссии”. Кроме этого доклада, в распоряжении у Дюма была только
история “о нескольких злодеях и безумцах мечтавших о возможности революции”,
которая наверняка была не больше, чем очередной легендой. Естественно, это
обстоятельство в значительной мере повлияло на художественное произведение.
Тем не менее, значение романа
“Учитель фехтования” очень хорошо, точно и объективно указал известный
литературовед С. Дурылин: “Роман Дюма был повествованием о декабристе,
основанном не на вымысле, а на исторической правде, и повествованию этому,
вышедшему из-под пера популярнейшего писателя современности, был обеспечен
успех и внимание широкого европейского читателя. Для Николая I это не могло не
быть весьма неприятным сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное
внимание – широкой европейской аудитории к людям, самое имя которых для Николая
I было ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчанию сибирских
пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью полного забвения. Дюма своим
романом отменял этот приговор для одного из декабристов и тем самым привлекал
внимание к судьбе всех остальных. Эти остальные героическими тенями проходят в
романе”. (Дурылин С. Александр Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство,
№№31-32, М., 1937,с. 513.) На самом деле это так, ведь если внимательно
вчитаться в текст романа, описывающий восстание 14 декабря на Сенатской
площади, можно заметить, что сам автор поддерживает солдат и офицеров,
принявших участие в этом событии и выступает всецело на их стороне.
Какова же дальнейшая судьба
писателя? Александру Дюма удалось воплотить в действительность свою мечту, и в
1858 году он приезжает в Россию, в Петербург, где останавливается в особняке Г.
А. Кушелева-Безбородко. Этот человек слыл меценатом и беллетристом, и
неудивительно, что в его доме периодически собирались различные писатели,
критики и прочие литераторы. Именно здесь Дюма познакомился с Д.В.
Григоровичем, А. К. Толстым, Л.А. Меем, Н. А Некрасовым и супругами Панаевыми.
На протяжении всего своего пребывания в Петербурге, писателя везде встречали
приветливо, с самым искренним радушием. И неудивительно, ведь если верить И.И.
Панаеву, то книги Дюма в России пользовались не меньшей популярностью, чем на
его родине во Франции.
Полтора месяца спустя Дюма покинул
Петербург, чтобы продолжить свое путешествие по России. На его пути были
Москва, а затем путешествие по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани. Следом
за ним, писатель отправился в Кизляр, оттуда в Баку и на Кавказ.
Во Францию Дюма вернулся только
через год, в марте 1859 года.
Поездка по России не прошла для
писателя бесследно, она помогла Александру Дюма в создании целого ряда очерков,
которые составили весьма обширный цикл. Эти очерки долго время еженедельно
печатались в журнале писателя “Монте-Кристо”.
Список литературы:
Александр Дюма. “Учитель
фехтования”. “Черный тюльпан”. Новеллы. – Москва, “Правда”, - 1981 г.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |