1892, 31 (19 по ст, ст.) Родился в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной жемая лезной дороги. 1911 Оканчивает гимназию. 1911—1913 Учится в Киевском университете на естественно-историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. 1912 В киевском журнале «Огни» опубликован первъЛй рассказ «На воде». 1914 — 1929 Меняет разные профессии: от кондуктора и вожатого трамвая, санитара на фронте Первой мировой войны, репортера, учителя и т. д. Много ездит по России. Печатается в газетах «Моряк» (Одесса), «Маяк» (Батум). 1918 Уезжает из Москвы на Украину, где в Копани живут его мать и сестра. 1919 Работает корректором в газете «Киевская мысль». 1920 Работает в информационно-издательском отделе Одесской губернской особой военной комиссии по снабжению Красной Армии продовольствием. 1922, февраль — 1923. осень Живет в Грузии, работает в газетах «Гудок Закавказья», « Трудовой Батум», «Маяк». 1923 Поселяется в Москве, работает в газете «На вахте». 1924 Поступает на службу в РОСТА (Российское телеграфное агентство, затем ТАСС). 1925 Первая книга «Морские наброски». Активно сотрудничает в журнале «Тридцать дней». 1927 Вторая книга «Минетоза». 1929 Становится профессиональным писателем. Роман «Блистающие облака». 1931 Совершает поездки по стране, собирает материал для повести «Ка-ра-Бугаз», сотрудничает как очеркист и корреспондент с журналом «Наши достижения», газетами «Экономическая жизнь», «Голос рыбака», «Рабочая газета». 1932 Повесть «Кара-Бугаз». Поездка в Карелию. 1933 Совершает поездку в Мингрелию. Повесть «Судьба Шарля Лонсеви-ля ». 1934 Повесть «Колхида». 1935 Первый роман «Романтики» (писался в 1916—1923 гг.). 1936 Книга «Черное море». 1937 Цикл рассказов «Летние дни», исторические повести «Орест Кипренский», «Исаак Левитан». 1939 Повесть «Мещорская сторона». 1941—1942 В качестве военного корреспондента ТАСС отправляется на фронт, публикуется во фронтовой газете «Во славу Родины», в газете «Защитник Родины», «Красная звезда» и др. 1942 Возвращается в Москву, оттуда едет в Чистополь и затем в Алма-Ату (Казахстан), где работает в Советском Информбюро (для Америки и Англии). В Ташкенте выходит книга рассказов «Наши дни». 1943 Возвращается из эвакуации в Москву. Июль Выходит на экраны кинофильм «Лермонтов» по сценарию Паустовского. Декабрь Премьера пьесы «Пока не остановится сердце» в Камерном театре (постановка А. Таирова) 1945 Вторая часть автобиографической «Повести о жизни» — «Беспокойная юность». 1946 Летом живет в деревне Эртелевка Воронежской области, в доме, принадлежавшем до революции писателю А. И. Эртелю, автору известного романа « Гарденины ». Автобиографическая повесть «Далекие годы», ставшая первой частью «Повести о жизни». 1948 «Повесть о лесах». 1955 Покупает дом в Тарусе, на берегу речки Таруски, впадающей в Оку. 1956 Совершает круиз на теплоходе «Победа» вокруг Европы. Повесть «Золотая роза». 1957 Третья часть «Повести о жизни» — «Начало неведомого века». Начинает выходить первое собрание сочинений Паустовского. 1958 Участвует в работе конгресса Европейского сообщества писателей в городе Турине (Италия). 1959 Поездка в Болгарию. Четвертая часть «Повести о жизни» — «Время больших ожиданий». 1960 Пятая часть «Повести о жизни» — «Бросок на юг». 1961 Поездка в Польшу. 1962 Путешествует по Франции, две недели проводит в Париже. 1963 Поездка .в Англию. Шестая часть «Повести о жизни» — «Книга скитаний ». 1968, Смерть Паустовского (похоронен в 14 июля Тарусе). ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В. Фраер мал
Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде — и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол. Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина. Природу он любил как поэт и художник. И сердился на «горожан», которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и «осенний мелкий дождичек», и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: «И каждой осенью я расцветаю вновь...» С какой-то детской непосредственностью любил он воду — озерко, море, речушку и даже просто канавку, где тихо бормочет скромный ручеек. И удивительно — он так и не научился плавать, только барахтался около берега в воде. Но воды не боялся. Бесстрашно плавал на глубоких озерах в стареньком челне без весла, просто с помощью шеста или даже доски. А наши рязанские озера коварны, того и гляди, попадешь в колдобину. Он шел искать брод, словно в каждом водоеме брод должен быть обязательно. Ю. Трифонов
Должны были пройти годы, чтобы мы убедились, как был прав Паустовский насчет тяжести писательской доли. Особенно если относиться к этой доле так, как относился он. Его отношение к труду писателя было почти мистически уважительное. Любой писатель — пускай маленький, незаметный, ничтожно успевший, но настоящий — был для Константина Георгиевича существом в некотором смысле сверхъестественным. К нему предъявлялись особые требования, к обычным людям не применимые. Паустовский много думал и писал о людях, создающих книги. В предисловии к собранию своих сочинений на склоне лет он напишет: «Необходимо знать, какие побуждения руководят писателем в его работе. Сила и чистота этих побуждений находятся в прямом отношении или к признанию писателя со стороны народа, или к безразличию и даже прямому отрицанию всего им сделанного». Демократизм был его природной чертой. Наверно, так же демократичен был Чехов. При всем своем громадном авторитете Константин Георгиевич не стал и не мог стать генералом от литературы. И, надо сказать, ненавидел проявления такого генеральства в других. Тут он находил язвительные слова и беспощадные, злые характеристики, — это я слышал позже, уже не в студенческие времена. Семинары Паустовского дали нам много. Дело не в каких-то конкретных разборах, словах, примерах, — вернее, не только в них! — но и в том воздухе, который мы впитывали. Если не бояться высокопарных слов, то можно сказать: это был воздух силы и чистоты. То, о чем несколько торжественно заботился Константин Георгиевич, было ему присуще совершенно естественно и для него самого неприметно. Ю. Казаков
Литературу он любил страстно, говорить о ней мог без конца. И никогда не наслаждался, не любил в одиночку — торопился всех приобщить к своей любви. «Юра, вы Платонова знаете? — спросит и сразу начинает волноваться от одной только мысли о Платонове. — Нет? Непременно достаньте! Это гениальный писатель! Вы погодите, он у меня в Москве есть, я вам дам, вы приходите. Какой это писатель — лучший советский стилист! Как же это вы не читали?» Он был смугл, с хорошим лбом с залысинами, уши у него были большие, щеки втянуты от болезни, и от этого отчетливей и тверже скулы, тоньше и больше казался горбатый нос и резче морщины, рассекавшие лицо от крыльев носа. Происходил он с одной стороны от бабки-турчанки, была в нем польская кровь, была и запорожская. О предках говорил он всегда посмеиваясь, покашливая, но было видно—чувствовать себя сыном Востока и запорожской вольницы ему приятно, не однажды возвращался он к этой теме. Сидел он чаще всего сутулясь, и от этого казался еще меньше и суше, смуглые руки держал всегда на столе, все что-нибудь трогал, вертел во время разговора, смотрел на стол или в окно. Иногда вдруг поднимет взгляд, сразу захватит тебя целиком своими умными темными глазами и тотчас отвернется. Смеялся он прелестно, застенчиво, глуховато, возле глаз сразу собирались веера морщинок — это были именно морщинки смеха, глаза блестели, вообще все лицо преображалось — на минуту уходили из него усталость и бояь, и я не раз ловил себя на желании рассмешить его, рассказать что-нибудь забавное. Это же стремление подмечал я во всех почти собеседниках Паустовского. Трудно представить себе более деликатного человека, так сказать, в общежитии. Если болезнь не укладывала его в постель, обязательно выходил в сад навстречу гостю и разговаривал час и два и провожал всегда до ворот. И если гость был неприятен ему, непременно на прощанье скажет что-нибудь очень ласковое. «Очень я вас люблю!» Или: «А знаете, я о вас все знаю — постоянно у всех спрашиваю!» А. Роскин «Лик земли» — это не только пышная метафора, но и строгий научный термин. Наряду с неотшлифовавшими свой вкус авторами тощих поэм о «лике земли» пишут седовласые ученые в многотомных географических трудах. Термин этот определяет не только основную тематиче^ скую линию Паустовского, но и метод его работы как писателя-краеведа. Введение термина «лик земли» в обиход науки знаменовало переход современного землеведения на новую, высшую ступень — от голого описательства к изучению страны как единого комплексного целого. Стремлением к созданию средствами художественного слова синтетической картины края отмечены уже ранние путевые очерки и локально окрашенные рассказы Паустовского. Это подымало их над множеством произведений краеведческого жанра, представлявших собой лишь прикрытый «изящной словесностью» монтаж географических данных и этнографических записей. Художник умеет обнаружить белые пятна там, где карта, казалось, давно и густо заполнена всеми географическими данными. Эти белые пятна — новое, то новое, что открывалось читателю в художественной географии Паустовского. Среди скромных рязанских пространств набредает Паустовский на древние Мещоры — на край безыменных озер, лесов, похожих на декорацию из «Кольца Нибелунгов», таинственных каналов и деревень, которые плеядой своих художников-самородков войдут в историю народного искусства... «Мещорский край» Паустовского, являющийся высоким образцом художественного очерка, представляет собой подлинное открытие края, сделанное писателем. Я допускаю, что художественно-географическая энциклопедия, которую образует ряд произведений Паустовского, дает, быть может, специалисту повод для немалого количества коррективов. Страны Паустовского — это не страны из учебника географии. На них лежит весьма характерная для Паустовского двойственная печать точности и вместе с тем некоторой фантастичности. Методы Паустовского весьма далеки от фактографии. Еще в «Кара-Бугазе» Паустовский открыто выступил на защиту вымысла как необходимого компонента даже в основанном на фактических данных очерке. А. Эрлих Мир большинства произведений Паустовского великолепен и богат, напоен солнцем, глубоко оптимистичен, населен смелыми людьми, преображающими в суровых трудах и в тяжелой борьбе природу. Этот мир нового, только что рожденного революцией, человечества. В книгах Паустовского как будто сильна, слишком сильна романтическая приподнятость над жизнью. Люди его кажутся приукрашенными, а окружащие их леса, поля, воздух, озера так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой. Это-то и сближает столь разных художников, как Александр Грин и Константин Паустовский. Имя этой приподнятости, возникающей независимо от того, питается ли авторское вдохновение целиком выдумкой и воображением, или целиком является отзвуком непосредственного общения с живой жизнью, — мечты. Отличный мастер пейзажа, К. Паустовский уверенно владеет и искусством психологических описаний.' Тончайшие чувства, .малейшие движения человеческого сердца, едва приметные волнения души возбуждают с особой силой его авторское внимание. Он описывает их с такой же любовью и с такой же тщательностью, с какой зарисовывает розовые облака в закатный час или лесную чащу в предчувствии грозы... В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме. В творчестве своем он сохраняет единую целеустремленность, независимо от материала, над которым работает, и от характера читательской аудитории, которую собирается обслуживать. Он видит счастливой, цветущей нашу страну, художественное зрение помогает ему находить в обыкновеннейших явлениях природы, в привычной смене времен года, в ясной и бесхитростной жизни животных, так же как и в сложной, многообразной, действенной жизни человека, незамечаемые многими другими глубину, значительность и прелесть. Не отрываясь от действительности, он романтически воссоздает живую жизнь и живую природу. И при этом описания его носят на себе ясный отпечаток нашего времени. Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. Каждый портрет его давал законченный, отчетливо и ярко выраженный внутренний облик человека. Не только лица писал он, но и обладал удивительной способностью выражать во внешнем облике мир внутренний, скрытый, душевный. У Паустовского есть своя стройная философия природы. Во всех произведениях своих он убедительно иллюстрирует ее основательность и правоту. Вместе с правом на новую, достойную человека, жизнь, мы приобрели с революцией великую власть над природой. Самые лучшие, самые прекрасные, яркие, волнующие краски ее открываются для нас. Их не могли видеть раньше. И все силы ее покорно подчиняются нам; тысячелетние болота Колхиды высыхают и зарастают обширными рощами с золотыми плодами; унылый, спаленный зноем край Ка-ра-Бугаза оживает и щедро дарит нам свои богатства; Арктика открывает нам свои тайны и не сегодня-завтра послужит нам в самых дерзких, только новому человечеству доступных, планах перерождения природы и климата. А. Дерман Писательский путь Паустовского показывает, что над ним имеют власть обе характеризованные выше линии искусства, — назовем их очень условно «гриновской» и «левйтановской». Если пересмотреть его книги, то в них окажется немало страниц экзотической романтики «необычайного», с запахами цветов, которых он, вероятно, никогда не видал, с океанскими ветрами, которыми он, может быть, никогда не дышал. Но, наряду с этим, целая галерея людей и десятки пейзажей, отличительной чертой которых является показ скрытой, не бросающейся в глаза красоты. Мне кажется, что то своеобразие Паустовского, которое так явно ощущается в современной советской литературе, и состоит в переплетении этих двух линий. Важно, однако, отметить, что, по крайней мере в рамках живописания природы, линия «левитанрвская» в творчестве Паустовского с течением времени явно начинает вытеснять «гриновскую», и книжка «Мещорская сторона» в этом смысле представляет особенный интерес. Т. Хмельницкая Паустовский разнообразен и неутомим в описании полей и лесов, прудов и рек, восходов и закатов. Он передает тончайшие оттенки света, запахов, звуков. И любопытно, что Паустовский, виртуозно владеющий словесной палитрой, прежде всего мастер эпитета. Ему всего важнее не предметы — существительные и не действия — глаголы, а отношение к предметам — прилагательные. Эпитет в фразе Паустовского — это тот воздух, которым окутан предмет. Описания Паустовского изобилуют оттеночными эпитетами: «зеленоватый отблеск хвои», «голубоватое зарево Москвы», «в розоватом цвете зари» и т. д. В этих оттеночных эпитетах Паустовский неистощим. Его любимые слова — «слабый», «тусклый», «сумрачный», «застенчивый», «неяркий», «осторожный», «прохладный». «Небо на востоке наливалось чистой и слабой синевой». «Сумрачный блеск», «тусклый отсвет адмиралтейской иглы» и т. д. Именно оттенки, а не цвета. Не свет, а отсвет, не блеск, а отблеск, отражения, переходы, переливы. Медленное, вдумчивое созерцание природы в описании Паустовского вызывает в памяти строки Пастернака: И жизнь, как тишина
Эту подробность наблюдений, эти обертоны звуков и полутона красок Паустовский передает обдуманным отбором оттеночных эпитетов. Легчайшее прикосновение к предметам описания тоже сближает язык Паустовского с языком поэтическим. Вспомним тютчевское «дымно-легко, мглисто-лилейно». В своих пейзажах и описаниях Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль — мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчатые оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет «ощущением красоты и ожиданием встречи с нею». Это тревожное и радостное предчувствие счастья, это необычное волнение, охватывающее душу, переполненную красотой мира, и есть та «лирическая сила», о которой так часто и вдохновенно пишет Паустовский. Паустовский всю творческую жизнь терпеливо и настойчиво борется с этой своей склонностью к литературным реминисценциям и условным красотам. Все его книги становятся как бы полем этой неустанной борьбы, борьбы между жизненным опытом и воображением, борьбы за красоту против красивости. Подлинная красота жизни, воплощенная в литературе, дается писателем как результат пережитого. Красивость же — почти всегда результат отраженного, книжного, навеянного какими-то образцами. Красивость подражательна. Красота самостоятельна, неповторима. Она возникает как итог проникновенного открытия мира самим художником. Красота у Паустовского побеждает, но красивость еще не окончательно вытеснена и нет-нет да и прорывается на, казалось бы, отвоеванную у нее территорию. Но это, к счастью, лишь очень немногочисленные «пережитки» стиля, от которого Паустовский сознательно и последовательно отходит... ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ 1. Изображение природы в творчестве К. Г. Паустовского. 2. Образы художников в творчестве К. Г. Паустовского. 3. Язык и стиль произведений К. Г. Паустовского. 4. Паустовский о психологии литературного труда (на материале повести «Золотая роза»). 5. Мечта в произведениях К. Г. Паустовского. 6. Романтический герой Ki Г. Паустовского. 7. История и современность в произведениях К. Г. Паустовского. 8. Реализм и романтика в творчестве К. Г. Паустовского. 9. Роль пейзажа в художественной системе К. Г. Паустовского. 10. К. Г. Паустовский-очеркист. 11. Художественная концепция человека у К. Г. Паустовского. 12. Тема родины в творчестве К. Г. Паустовского. 13. Культура и искусство в произведениях К. Г. Паустовского. 14. Поэзия странствий в творчестве К. Г. Паустовского. 15. Жанр рассказа в творчестве К. Г. Паустовского. 16. Художественно-выразительные средства в произведениях К. Г. Паустовского. 17. Тема Родины в творчестве К. Г. Паустовского. ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Г. ПАУСТОВСКОГО 1. Природа всегда была в центре внимания К. Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей сопровождают ее образы. Паустовский много путешествовал и был влюблен в мир, который не успела затронуть городская цивилизация, где человек остается и сейчас гостем. Русская природа, особенно природа средней полосы России, к которой Паустовский испытывал особую любовь, у него живет своей тихой гармоничной, немного печальной жизнью, и эта жизнь находит сердечный отклик в его персонажах. Ей и ее взаимоотношениям с людьми посвящены повести «Кара-Бугаз», «Колхида», «Мещорская сторона», «Повесть о лесах», рассказы «Во глубине России», «Клад» и др. 2. Отношение к природе — один из главных критериев оценки человека для Паустовского, который среди первых в литературе (наряду с М. М. Пришвиным) советского периода ввел в нее тему экологии. Писатель считал, что талантливость и творческая сила русского народа во многом происходят именно от красоты окружающей его природы, от богатства эстетических впечатлений, которые тот получает от нее. 3. Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый элемент чувства родины, именно природа учит человека понимать прекрасное и относиться к Родине не абстрактно, но с заинтересованным, родственным, если воспользоваться любимым словом Пришвина, вниманием — к ее прошлому и настоящему, к ее селениям и людям, к ее языку и быту. Подтверждением этой мысли служат для него многие герои его исторических повестей — Левитан, Лермонтов, Пушкин и др. 4. Роль живописи в прозе Паустовского. Писатель высоко ставил как искусство именно живопись, а в герои часто выбирал художников — Левитана, Нико Пиросманишвили, в картинах которых особенно ярко выражено настроение. Не просто красота и прелесть природы волнуют писателя, но ее внутренняя сосредоточенная жизнь, что трудно выразить обычными словами. Лиризм тихих и печальных левитановских пейзажей для Паустовского дороже многого другого, хотя он и был писателем романтического склада, не чуждавшимся в своих произведениях и южной пряной экзотики. Он не скрывал, что искусству словесной пластики во многом учился именно у живописцев. 5. Для Паустовского природа важна и тем, что она не только отражает настроение человека, но и будит в'человеке определенные чувства, настраивает его на созерцание, в котором ему приоткрываются важные нравственные и философские вещи. Человек, постоянно находящийся в контакте с природой, общающийся с ней, многое вокруг и в себе самом начинает видеть иначе, по-новому, более глубоко осознает смысл жизни. 6. В основе многочисленных зарисовок природы у Паустовского лежит его серьезное знакомство с такими предметами, как ботаника, зоология, орнитология, краеведение и т. д. Здесь он воплощал свое требование к художнику быть образованным человеком, стремиться к более глубокому познанию важных для него тем. Но главное для него, конечно, эстетическое созерцание — «искусство видеть мир», как называется у него глава в повести о писательском труде «Золотая роза». 7. Если у Пришвина изображение природы — чаще всего иносказание, то у Паустовского оно как бы самоцельно и в этой самоцельности обладает особой действенностью. Писатель не стремится как можно полнее представить картину, но, осознавая отличие словесного образа от живописного, чаще всего выделяет какую-то одну-две детали, которые могут вызвать у читателя больший эмоциональный отклик, и делает их лейтмотивом. 8. Роль пейзажа. Главное в пейзаже Паустовского — лиризм, вызывающий в читателе живое ответное чувство, а в достаточно скромной палитре его художественно-выразительных средств особое место занимает эпитет. Писатель мастерски владеет словом, чувствуя все его оттенки и обертоны, дает читателю возможность представить изображенное почти как реальное. 9. Паустовский стремился приобщить читателя к жизни природы, показать, что переживание единства с природой способно не просто обогащать, но и облагораживать человека, делать его добрее и чище ничуть не меньше, чем мир творчества и культуры. Поэзия природы по его мысли, требует от человека духовной и душевной активности, что также важно для утверждения его достоинства. ОБРАЗ АВТОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. Г. ПАУСТОВСКОГО 1. Роль автора в структуре произведения. Исповедь автора-героя в «Повести о жизни», осмысление собственного отношения к революции, сомнений и колебаний. Рассказчик предстает как ищущий истину, а не как изначально обладающий ею. Он открыт для новых впечатлений. Лирические отступления — один из основных способов выражения авторской мысли в произведении. В прозе Паустовского постоянно слышен голос рассказчика, который размышляет о жизни, о человеке, о природе, не избегает обобщающих суждений и прямого слова. 2. Страсть писателя к странствиям. Романтика в жизни — романтика в литературе. Многие главные произведения Паустовского («Романтики», «Повесть о жизни», «Золотая роза» и др.) автобиографичны, и-рассказчик в них часто является альтер эго самого автора. Романтика в произведениях Паустовского проявляется прежде всего в поэтическом восприятии реальности, преобладании субъективного начала, в особенно ярком преломлении окружающего мира в призме авторского лирического восприятия, обостренном восприятии природы и человеческих отношений, подчеркнутом внимании к сфере чувств, отсвет романтического идеала — на стилистике и поэтике произведений. Романтика проявляется и в стремлении рассказчика увидеть новые места, в постоянных скитаниях по стране. 3. Искусство и культура как неотъемлемая часть духовного мира автора. Автор-рассказчик во многих произведениях Паустовского постоянно упоминает литературные произведения, героев, писателей, вспоминает о произведениях живописи и музыки, художниках и музыкантах. Защита Паустовским импрессионизма как плодотворного течения в искусстве. В «Золотой розе» Паустовский повествует не только о вымышленных персонажах, как французский солдат Жан Шамет, собиравший крупинки золота, чтобы в конце концов отлить из них золотую розу, но и о писателях М. Пришвине, А. Грине, И. Бунине, Г. де Мопассане и др. Искусство для него — важнейшая часть жизни, ее продолжение. 4. Паустовский о литературном труде. Мысли о назначении художника, о важности его зоркости, его стремления дойти до сути многих жизненных явлений, о расширении духовного горизонта человека и воспитании его чувств. «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая и шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя, огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли»,— пишет Паустовский в «Золотой розе». 5. Любовь к природе — любовь к Родине. В первый период творчества Паустовского в его прозе значительное место занимают картины яркой, экзотичной, пронизанной солнцем южной природы. В дальнейшем, однако, они сменяются описанием скромной, неброской природы средней полосы России, особенно дорогой и близкой душе писателя. Именно такую природу находит он и на картинах своего любимого художника И. Левитана, которому посвящена одноименная повесть. Паустовский пишет: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательной живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет... то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу русской природы». 6. Гуманизм художника. Литература для Паустовского — участник борьбы человека за счастье, свободу и полноту жизни. Среди его героев — дети, молодые и старые люди, геологи и литераторы, крестьяне и учителя, артисты и моряки. Многие из них, при всей несхожести характеров и судеб, обладают общим качеством — они наделены душевной щедростью, видят смысл жизни в противостоянии насилию и эгоизму, умеют мечтать и радоваться жизни. По словам Паустовского, «голос совести, вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле как пустоцвет и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». СОЧИНЕНИЯ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. Г. ПАУСТОВСКОГО Паустовский начинал как романтик. Его герои, натуры неординарные, были не в ладах с прозаической действительностью, искали смысл бытия, мечтали о какой-то другой, более яркой и насыщенной жизни, и даже имена их были достаточно экзотичны. В этом отношении раннего Паустовского не случайно сравнивали с А. Грином, писателем-романтиком, которого он называл в числе своих учителей наряду с М. Горьким и И. Бабелем. Со временем творчество Паустовского обретает большую реалистичность, писатель делает предметом изображения обычную повседневность. Но и в зрелом его творчестве романтическая струя очень сильна, и здесь он часто подчеркивает героику человеческих деяний в трудных, не совсем привычных условиях. Писатель, как и раньше, остается прежде всего лириком, обращающим внимание на переживания своих героев, часто возвышенные. Романтика всегда подразумевает некоторую приподнятость и идеальность человеческих чувств, устремленность к каким-то внеличным целям. Не исчезает она и в рассказах Паустовского военной поры. Интересно, что одной из форм ее проявления становится в них случай. Случайно герой рассказа «Белая радуга» слышит разговор бойца с провожающей его на фронт женщиной, голос которой неожиданно магически действует на него, вызывая бурный всплеск чувств. Из этого разговора он узнает номер некоего московского телефона, по которому должен позвонить боец, когда будет в Москве. И вот герой, проезжая через Москву после ранения, сам набирает этот номер и неожиданно слышит голос той же самой женщины. Они недолго беседуют, и между ними протягивается невидимая душевная ниточка. Героиня это чувствует, она вдруг решает ехать на вокзал, чтобы найти незнакомца и предоставить ему кров. Несмотря на то что персонажи почти незнакомы и телефонный разговор между ними кажется героине странным, почти неправдоподобным, она тем не менее испытывает к незнакомому человеку доверие и симпатию. Ее не пугает необычность ситуации. Напротив, отвечая на свои сомнения, она думает, что, может, это даже и хорошо. И действительно, рассказ заканчивается ее приездом в далекий среднеазиатский город к новому знакомому. Случайно завязавшаяся ниточка крепнет, недавно, казалось бы, совершенно чужие, далекие люди становятся самыми близкими. Таких случаев в рассказах Паустовского, таких счастливых (подчеркну — именно счастливых) стечений обстоятельств довольно много. Как говорит герой рассказа «Дождливый рассвет» Кузьмин, «я в жизни... всегда ждал вот таких неожиданных и простых вещей. И если находил их, то бывал счастлив. Ненадолго, но бывал». Герои писателя открыты судьбе, с доверием относятся к жизни, ожидая от нее не дурного, а именно хорошего, надеются на счастье. Подчиняясь первому порыву, они смело идут навстречу обстоятельствам, не боясь ошибиться. Они рискуют, но в их решительности — проявление их душевной широты и открытости, а главное — доверия к жизни, которое так ценит Паустовский. И жизнь в ответ как бы благоволит к ним. Их смутные надежды и ожидания сбываются. Случайные встречи в рассказах Паустовского — как и бывает обычно в романтической прозе — это прежде всего встречи мужчины и женщины. Писатель показывает зарождение красивого большого чувства в самые трудные времена. Однако война почти неощутима в этих рассказах Паустовского, она является своего рода фоном, хотя, не исключено, именно это и послужило их популярности в ту эпоху. Измученным людям, многие из которых потеряли своих близких, нужен был отдых от жестокости военных будней, нужна была надежда на нормальную человеческую жизнь, и многие находили в рассказах Паустовского тот высокий и чистый настрой, который пусть иллюзорно, но избавлял их от окружающих тягот. Находили ту многообещающую непредсказуемость жизни, которая сулила любовь и счастье. В рассказе «Снег» оказавшаяся в эвакуации с дочерью певица Татьяна Петровна живет в чужом доме. Хозяин дома недавно умер, и героиня, зная, что у него есть сын, моряк Черноморского флота, который сейчас находится на фронте, хочет, чтобы все в доме оставалось точно так же, как и при жизни хозяина, чтобы сын, вернувшись, увидел свой родной дом ничуть не изменившимся и почувствовал себя в знакомой с детства обстановке. Из письма сына, находящегося в госпитале, отцу она узнает, что тот мечтает вернуться домой и пройти к беседке над обрывом по расчищенной от снега дорожке. Дочь Татьяны Петровны на другой же день принимается расчищать эту дорожку, хотя никакой уверенности, что молодой хозяин дома вернется, нет. Однако встреча тем не менее происходит. Моряку удается ненадолго заскочить в родной городок, и здесь, у чужих, незнакомых людей, он неожиданно находит душевное тепло, внимание и заботу, которые вселяют в его душу покой и умиротворенность. И вот уже ему кажется, что когда-то он уже встречал эту женщину, он даже вспоминает, где это было. Происходит почти чудо: вспыхивающее в душе героя чувство влюбленности вселяет в него уверенность в недалеком будущем счастье — именно с этой женщиной. Оба понимают, что их встреча, может быть, решающее событие в жизни. Родственность и добросердечность отношений между людьми становятся главным источником романтики в рассказах Паустовского. Персонажи вроде бы не совершают ничего нео-бычного, их поступки вовсе не похожи на подвиги. Романтика зрелого Паустовского— как бы романтика обыденности, она вырастает из самых простых человеческих чувств — чуткости, доброты, душевной открытости и взаимного доверия между людьми. Так, Татьяна Петровна помогает Потапову пережить горе утраты отца именно в ту минуту, когда он больше всего в этом нуждается. Она избавляет его от тягостного , ощущения одиночества и потерянности. Она не только возвращает ему чувство дома, но и вселяет желание бороться за жизнь и счастье. В этом и других рассказах Паустовского одним из главных художественных средств является недоговоренность, подтекст, во многом способствующие поэтичности повествования. Вместе с тем поэзия их ткется из высокого романтического настроя душ героев, из описания природы (особенно Паустовский любит описывать дождь), из неопределенностатолько завязывающихся отношений. Романтика в рассказах Паустовского — это и полнота жизни в каждое мгновение, это и предчувствие полноты, также несущее в себе сильный жизненный заряд и остроту переживания. Писатель утверждает ценность каждой минуты, которую люди наполняют чувствами, открывает в ней красоту и радость. ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ 1. Какая часть России больше всего привлекала Паустовского и почему? 2. О каких художниках написаны повести Паустовского? 3. В каком городе похоронен Паустовский и в каких произведениях он упоминает его? 4. Какой крупный русский писатель написал критическую статью о творчестве Паустовского? 5. Какая птица так перепугала деда в рассказе «Последний черт»? 6. Для чего понадобилось французскому солдату Шамету отливать золотую розу и что хочет сказать этим образом Паустовский? 7. В каком произведении Паустовского рассказывается о покорении пустыни? 8. Какому известному французскому писателю XIX в. посвящена глава в «Золотой розе» Паустовского? 9. Кого из известных писателей-романтиков XX в. Паустовский считал наиболее, близким себе? 10. Где работала героиня рассказа «Телеграмма»? 11. Почему повесть Паустовского о Лермонтове называется «Разливы рек»? , 12. В каких литературных жанрах работал Паустовский? 13. Какие кинофильмы по произведениям Паустовского вы знаете? 14. На какой реке стоит город, в котором похоронен Паустовский? 15. Название какого моря Паустовский сделал заглавием одного из своих романов? 16. Какие профессии Паустовский опробовал в молодости? 17. В каком институте долго преподавал Паустовский и кто из известных писателей считали себя его учениками? 18. О каких композиторах написаны произведения Паустовского? 19. Кто такой Шарль Лонсевиль? 20. Какому знаменитому сказочнику посвящена глава в «Золотой розе»? 21. В каком рассказе Паустовского важную роль играет конь? 22. Какую погоду часто изображает Паустовский? 23. Кто из крупных писателей русского зарубежья в письме к Паустовскому высоко отозвался об одном из его произведений? 24. В стихотворении какого известного русского поэта находит Паустовский слово «свей» и как объясняет его? 25. Кому из известных русских поэтов принадлежат строки, которые цитирует Паустовский в «Золотой розе»? И невозможное возможно,
26. О каком городе идет речь в строчках» цитируемых Паустовским в «Золотой розе»? Вы увидите сказочный город,
ОТВЕТЫ 1. Паустовского привлекала средняя часть России (Мещорская сторона), прежде всего своей неброской красотой. 2. Повести Паустовского написаны о художниках И. Левитане, О. Кипренском, Н. Пиро-сманишвили. 3. Паустовский похоронен в городе Таруса. 4. Автором статьи о Паустовском был А. Платонов, опубликовавший ее под псевдонимом Ф. Человеков. 5. Пеликан. 6. Шамет хотел подарить ее девушке, которую полюбил. Образ розы - символ искусства, созидаемого кропотливым писательским трудом. 7. «Кара-Бугаз». 8. Г. де Мопассану. 9. А. Грина. 10. В Союзе художников. 11. Потому что по сюжету Лермонтов, едущий на Кавказ в ссылку, вынужден по дороге задержаться в губернском городке из-за разлива рек. 12. Паустовский писал романы, повести, рассказы, очерки, пьесы, статьи. 13. «Кара-Бугаз» (1935), «Лермонтов» (1943), «Северная повесть» (1960). 14. На реке Оке. 15. Черное море. 16. Санитар, репортер, корректор, редактор. 17. В Литературном институте им. М. Горького. Среди его учеников были Ю. Трифонов, Ю. Казаков, В. Тендряков. 18. О Чайковском, Рахманинове. 19. Шарль Лонсевиль, герой повести «Судьба Шарля Лонсевиля», французский инженер, попавший в плен во время войны 1812 г. 20. X. К. Андерсену. 21. В рассказе «Теплый хлеб». 22. Дождь. 23. И. Бунин. 24. В стихотворении Есенина «В том краю, где желтая крапива». Свей — дорожная пыль, песок, свитые ветром. 25. А. Блоку. 26. О Париже. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алексанян Е. Паустовский— новеллист. М., 1969. Ачкасова Л. Гуманизм в творчестве Паустовского. Казань, 1972. Банк Н. Перечитывая Паустовского // Нева. 1992. № 5—6. Воспоминания о Паустовском. М., 1975. Гехт С. Константин Паустовский // Дет. лит. 1940. №11. Гончаров Ю. Вспоминая Паустовского... Воронеж, 1972. Держан А. Мещорская сторона // Лит. обозрение. 1940. № 11. Измайлов А. Ф. Наедине с Паустовским. Л., 1990. Ильин В. К. К. Паустовский. Поэзия странствий. Литературный портрет. М., 1967. Кременцов Л. П. К. Г. Паустовский: Жизнь и творчество: Книга для учителя. Ростов н/Д., 1975. Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. 2-е'изд., доп. М., 1977. Львов С. Константин Паустовский: Крити-ко-библиографический очерк. М., 1956. Олеша Ю. Письмо писателю Паустовскому // Лит. газ. 1937. 26 авг. Пудожгорский В. Путешествие в прекрасное (о рассказах К. Паустовского). Вологда, 1974. Роскин А. Право на мечту // Худ. лит. 1934. М° 11. Трефилова Г. К. Паустовский: Мастер прозы. М., 1983. Хмельницкая Т. Лирика в прозе // Нева. 1956. №8. Щелокова С. Ф. К. Паустовский— романтик и реалист. Киев, 1982. Эрлих А. Рассказы Паустовского // Красная новь. 1938. № 4. 1892, 31 (19 по ст, ст.) Родился в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной жемая лезной дороги. 1911 Оканчивает гимназию. 1911—1913 Учится в Киевском университете на естественно-историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. 1912 В киевском журнале «Огни» опубликован первъЛй рассказ «На воде». 1914 — 1929 Меняет разные профессии: от кондуктора и вожатого трамвая, санитара на фронте Первой мировой войны, репортера, учителя и т. д. Много ездит по России. Печатается в газетах «Моряк» (Одесса), «Маяк» (Батум). 1918 Уезжает из Москвы на Украину, где в Копани живут его мать и сестра. 1919 Работает корректором в газете «Киевская мысль». 1920 Работает в информационно-издательском отделе Одесской губернской особой военной комиссии по снабжению Красной Армии продовольствием. 1922, февраль — 1923. осень Живет в Грузии, работает в газетах «Гудок Закавказья», « Трудовой Батум», «Маяк». 1923 Поселяется в Москве, работает в газете «На вахте». 1924 Поступает на службу в РОСТА (Российское телеграфное агентство, затем ТАСС). 1925 Первая книга «Морские наброски». Активно сотрудничает в журнале «Тридцать дней». 1927 Вторая книга «Минетоза». 1929 Становится профессиональным писателем. Роман «Блистающие облака». 1931 Совершает поездки по стране, собирает материал для повести «Ка-ра-Бугаз», сотрудничает как очеркист и корреспондент с журналом «Наши достижения», газетами «Экономическая жизнь», «Голос рыбака», «Рабочая газета». 1932 Повесть «Кара-Бугаз». Поездка в Карелию. 1933 Совершает поездку в Мингрелию. Повесть «Судьба Шарля Лонсеви-ля ». 1934 Повесть «Колхида». 1935 Первый роман «Романтики» (писался в 1916—1923 гг.). 1936 Книга «Черное море». 1937 Цикл рассказов «Летние дни», исторические повести «Орест Кипренский», «Исаак Левитан». 1939 Повесть «Мещорская сторона». 1941—1942 В качестве военного корреспондента ТАСС отправляется на фронт, публикуется во фронтовой газете «Во славу Родины», в газете «Защитник Родины», «Красная звезда» и др. 1942 Возвращается в Москву, оттуда едет в Чистополь и затем в Алма-Ату (Казахстан), где работает в Советском Информбюро (для Америки и Англии). В Ташкенте выходит книга рассказов «Наши дни». 1943 Возвращается из эвакуации в Москву. Июль Выходит на экраны кинофильм «Лермонтов» по сценарию Паустовского. Декабрь Премьера пьесы «Пока не остановится сердце» в Камерном театре (постановка А. Таирова) 1945 Вторая часть автобиографической «Повести о жизни» — «Беспокойная юность». 1946 Летом живет в деревне Эртелевка Воронежской области, в доме, принадлежавшем до революции писателю А. И. Эртелю, автору известного романа « Гарденины ». Автобиографическая повесть «Далекие годы», ставшая первой частью «Повести о жизни». 1948 «Повесть о лесах». 1955 Покупает дом в Тарусе, на берегу речки Таруски, впадающей в Оку. 1956 Совершает круиз на теплоходе «Победа» вокруг Европы. Повесть «Золотая роза». 1957 Третья часть «Повести о жизни» — «Начало неведомого века». Начинает выходить первое собрание сочинений Паустовского. 1958 Участвует в работе конгресса Европейского сообщества писателей в городе Турине (Италия). 1959 Поездка в Болгарию. Четвертая часть «Повести о жизни» — «Время больших ожиданий». 1960 Пятая часть «Повести о жизни» — «Бросок на юг». 1961 Поездка в Польшу. 1962 Путешествует по Франции, две недели проводит в Париже. 1963 Поездка .в Англию. Шестая часть «Повести о жизни» — «Книга скитаний ». 1968, Смерть Паустовского (похоронен в 14 июля Тарусе). ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В. Фраер мал
Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде — и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол. Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина. Природу он любил как поэт и художник. И сердился на «горожан», которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и «осенний мелкий дождичек», и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: «И каждой осенью я расцветаю вновь...» С какой-то детской непосредственностью любил он воду — озерко, море, речушку и даже просто канавку, где тихо бормочет скромный ручеек. И удивительно — он так и не научился плавать, только барахтался около берега в воде. Но воды не боялся. Бесстрашно плавал на глубоких озерах в стареньком челне без весла, просто с помощью шеста или даже доски. А наши рязанские озера коварны, того и гляди, попадешь в колдобину. Он шел искать брод, словно в каждом водоеме брод должен быть обязательно. Ю. Трифонов
Должны были пройти годы, чтобы мы убедились, как был прав Паустовский насчет тяжести писательской доли. Особенно если относиться к этой доле так, как относился он. Его отношение к труду писателя было почти мистически уважительное. Любой писатель — пускай маленький, незаметный, ничтожно успевший, но настоящий — был для Константина Георгиевича существом в некотором смысле сверхъестественным. К нему предъявлялись особые требования, к обычным людям не применимые. Паустовский много думал и писал о людях, создающих книги. В предисловии к собранию своих сочинений на склоне лет он напишет: «Необходимо знать, какие побуждения руководят писателем в его работе. Сила и чистота этих побуждений находятся в прямом отношении или к признанию писателя со стороны народа, или к безразличию и даже прямому отрицанию всего им сделанного». Демократизм был его природной чертой. Наверно, так же демократичен был Чехов. При всем своем громадном авторитете Константин Георгиевич не стал и не мог стать генералом от литературы. И, надо сказать, ненавидел проявления такого генеральства в других. Тут он находил язвительные слова и беспощадные, злые характеристики, — это я слышал позже, уже не в студенческие времена. Семинары Паустовского дали нам много. Дело не в каких-то конкретных разборах, словах, примерах, — вернее, не только в них! — но и в том воздухе, который мы впитывали. Если не бояться высокопарных слов, то можно сказать: это был воздух силы и чистоты. То, о чем несколько торжественно заботился Константин Георгиевич, было ему присуще совершенно естественно и для него самого неприметно. Ю. Казаков
Литературу он любил страстно, говорить о ней мог без конца. И никогда не наслаждался, не любил в одиночку — торопился всех приобщить к своей любви. «Юра, вы Платонова знаете? — спросит и сразу начинает волноваться от одной только мысли о Платонове. — Нет? Непременно достаньте! Это гениальный писатель! Вы погодите, он у меня в Москве есть, я вам дам, вы приходите. Какой это писатель — лучший советский стилист! Как же это вы не читали?» Он был смугл, с хорошим лбом с залысинами, уши у него были большие, щеки втянуты от болезни, и от этого отчетливей и тверже скулы, тоньше и больше казался горбатый нос и резче морщины, рассекавшие лицо от крыльев носа. Происходил он с одной стороны от бабки-турчанки, была в нем польская кровь, была и запорожская. О предках говорил он всегда посмеиваясь, покашливая, но было видно—чувствовать себя сыном Востока и запорожской вольницы ему приятно, не однажды возвращался он к этой теме. Сидел он чаще всего сутулясь, и от этого казался еще меньше и суше, смуглые руки держал всегда на столе, все что-нибудь трогал, вертел во время разговора, смотрел на стол или в окно. Иногда вдруг поднимет взгляд, сразу захватит тебя целиком своими умными темными глазами и тотчас отвернется. Смеялся он прелестно, застенчиво, глуховато, возле глаз сразу собирались веера морщинок — это были именно морщинки смеха, глаза блестели, вообще все лицо преображалось — на минуту уходили из него усталость и бояь, и я не раз ловил себя на желании рассмешить его, рассказать что-нибудь забавное. Это же стремление подмечал я во всех почти собеседниках Паустовского. Трудно представить себе более деликатного человека, так сказать, в общежитии. Если болезнь не укладывала его в постель, обязательно выходил в сад навстречу гостю и разговаривал час и два и провожал всегда до ворот. И если гость был неприятен ему, непременно на прощанье скажет что-нибудь очень ласковое. «Очень я вас люблю!» Или: «А знаете, я о вас все знаю — постоянно у всех спрашиваю!» А. Роскин «Лик земли» — это не только пышная метафора, но и строгий научный термин. Наряду с неотшлифовавшими свой вкус авторами тощих поэм о «лике земли» пишут седовласые ученые в многотомных географических трудах. Термин этот определяет не только основную тематиче^ скую линию Паустовского, но и метод его работы как писателя-краеведа. Введение термина «лик земли» в обиход науки знаменовало переход современного землеведения на новую, высшую ступень — от голого описательства к изучению страны как единого комплексного целого. Стремлением к созданию средствами художественного слова синтетической картины края отмечены уже ранние путевые очерки и локально окрашенные рассказы Паустовского. Это подымало их над множеством произведений краеведческого жанра, представлявших собой лишь прикрытый «изящной словесностью» монтаж географических данных и этнографических записей. Художник умеет обнаружить белые пятна там, где карта, казалось, давно и густо заполнена всеми географическими данными. Эти белые пятна — новое, то новое, что открывалось читателю в художественной географии Паустовского. Среди скромных рязанских пространств набредает Паустовский на древние Мещоры — на край безыменных озер, лесов, похожих на декорацию из «Кольца Нибелунгов», таинственных каналов и деревень, которые плеядой своих художников-самородков войдут в историю народного искусства... «Мещорский край» Паустовского, являющийся высоким образцом художественного очерка, представляет собой подлинное открытие края, сделанное писателем. Я допускаю, что художественно-географическая энциклопедия, которую образует ряд произведений Паустовского, дает, быть может, специалисту повод для немалого количества коррективов. Страны Паустовского — это не страны из учебника географии. На них лежит весьма характерная для Паустовского двойственная печать точности и вместе с тем некоторой фантастичности. Методы Паустовского весьма далеки от фактографии. Еще в «Кара-Бугазе» Паустовский открыто выступил на защиту вымысла как необходимого компонента даже в основанном на фактических данных очерке. А. Эрлих Мир большинства произведений Паустовского великолепен и богат, напоен солнцем, глубоко оптимистичен, населен смелыми людьми, преображающими в суровых трудах и в тяжелой борьбе природу. Этот мир нового, только что рожденного революцией, человечества. В книгах Паустовского как будто сильна, слишком сильна романтическая приподнятость над жизнью. Люди его кажутся приукрашенными, а окружащие их леса, поля, воздух, озера так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой. Это-то и сближает столь разных художников, как Александр Грин и Константин Паустовский. Имя этой приподнятости, возникающей независимо от того, питается ли авторское вдохновение целиком выдумкой и воображением, или целиком является отзвуком непосредственного общения с живой жизнью, — мечты. Отличный мастер пейзажа, К. Паустовский уверенно владеет и искусством психологических описаний.' Тончайшие чувства, .малейшие движения человеческого сердца, едва приметные волнения души возбуждают с особой силой его авторское внимание. Он описывает их с такой же любовью и с такой же тщательностью, с какой зарисовывает розовые облака в закатный час или лесную чащу в предчувствии грозы... В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме. В творчестве своем он сохраняет единую целеустремленность, независимо от материала, над которым работает, и от характера читательской аудитории, которую собирается обслуживать. Он видит счастливой, цветущей нашу страну, художественное зрение помогает ему находить в обыкновеннейших явлениях природы, в привычной смене времен года, в ясной и бесхитростной жизни животных, так же как и в сложной, многообразной, действенной жизни человека, незамечаемые многими другими глубину, значительность и прелесть. Не отрываясь от действительности, он романтически воссоздает живую жизнь и живую природу. И при этом описания его носят на себе ясный отпечаток нашего времени. Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. Каждый портрет его давал законченный, отчетливо и ярко выраженный внутренний облик человека. Не только лица писал он, но и обладал удивительной способностью выражать во внешнем облике мир внутренний, скрытый, душевный. У Паустовского есть своя стройная философия природы. Во всех произведениях своих он убедительно иллюстрирует ее основательность и правоту. Вместе с правом на новую, достойную человека, жизнь, мы приобрели с революцией великую власть над природой. Самые лучшие, самые прекрасные, яркие, волнующие краски ее открываются для нас. Их не могли видеть раньше. И все силы ее покорно подчиняются нам; тысячелетние болота Колхиды высыхают и зарастают обширными рощами с золотыми плодами; унылый, спаленный зноем край Ка-ра-Бугаза оживает и щедро дарит нам свои богатства; Арктика открывает нам свои тайны и не сегодня-завтра послужит нам в самых дерзких, только новому человечеству доступных, планах перерождения природы и климата. А. Дерман Писательский путь Паустовского показывает, что над ним имеют власть обе характеризованные выше линии искусства, — назовем их очень условно «гриновской» и «левйтановской». Если пересмотреть его книги, то в них окажется немало страниц экзотической романтики «необычайного», с запахами цветов, которых он, вероятно, никогда не видал, с океанскими ветрами, которыми он, может быть, никогда не дышал. Но, наряду с этим, целая галерея людей и десятки пейзажей, отличительной чертой которых является показ скрытой, не бросающейся в глаза красоты. Мне кажется, что то своеобразие Паустовского, которое так явно ощущается в современной советской литературе, и состоит в переплетении этих двух линий. Важно, однако, отметить, что, по крайней мере в рамках живописания природы, линия «левитанрвская» в творчестве Паустовского с течением времени явно начинает вытеснять «гриновскую», и книжка «Мещорская сторона» в этом смысле представляет особенный интерес. Т. Хмельницкая Паустовский разнообразен и неутомим в описании полей и лесов, прудов и рек, восходов и закатов. Он передает тончайшие оттенки света, запахов, звуков. И любопытно, что Паустовский, виртуозно владеющий словесной палитрой, прежде всего мастер эпитета. Ему всего важнее не предметы — существительные и не действия — глаголы, а отношение к предметам — прилагательные. Эпитет в фразе Паустовского — это тот воздух, которым окутан предмет. Описания Паустовского изобилуют оттеночными эпитетами: «зеленоватый отблеск хвои», «голубоватое зарево Москвы», «в розоватом цвете зари» и т. д. В этих оттеночных эпитетах Паустовский неистощим. Его любимые слова — «слабый», «тусклый», «сумрачный», «застенчивый», «неяркий», «осторожный», «прохладный». «Небо на востоке наливалось чистой и слабой синевой». «Сумрачный блеск», «тусклый отсвет адмиралтейской иглы» и т. д. Именно оттенки, а не цвета. Не свет, а отсвет, не блеск, а отблеск, отражения, переходы, переливы. Медленное, вдумчивое созерцание природы в описании Паустовского вызывает в памяти строки Пастернака: И жизнь, как тишина
Эту подробность наблюдений, эти обертоны звуков и полутона красок Паустовский передает обдуманным отбором оттеночных эпитетов. Легчайшее прикосновение к предметам описания тоже сближает язык Паустовского с языком поэтическим. Вспомним тютчевское «дымно-легко, мглисто-лилейно». В своих пейзажах и описаниях Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль — мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчатые оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет «ощущением красоты и ожиданием встречи с нею». Это тревожное и радостное предчувствие счастья, это необычное волнение, охватывающее душу, переполненную красотой мира, и есть та «лирическая сила», о которой так часто и вдохновенно пишет Паустовский. Паустовский всю творческую жизнь терпеливо и настойчиво борется с этой своей склонностью к литературным реминисценциям и условным красотам. Все его книги становятся как бы полем этой неустанной борьбы, борьбы между жизненным опытом и воображением, борьбы за красоту против красивости. Подлинная красота жизни, воплощенная в литературе, дается писателем как результат пережитого. Красивость же — почти всегда результат отраженного, книжного, навеянного какими-то образцами. Красивость подражательна. Красота самостоятельна, неповторима. Она возникает как итог проникновенного открытия мира самим художником. Красота у Паустовского побеждает, но красивость еще не окончательно вытеснена и нет-нет да и прорывается на, казалось бы, отвоеванную у нее территорию. Но это, к счастью, лишь очень немногочисленные «пережитки» стиля, от которого Паустовский сознательно и последовательно отходит... ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ 1. Изображение природы в творчестве К. Г. Паустовского. 2. Образы художников в творчестве К. Г. Паустовского. 3. Язык и стиль произведений К. Г. Паустовского. 4. Паустовский о психологии литературного труда (на материале повести «Золотая роза»). 5. Мечта в произведениях К. Г. Паустовского. 6. Романтический герой Ki Г. Паустовского. 7. История и современность в произведениях К. Г. Паустовского. 8. Реализм и романтика в творчестве К. Г. Паустовского. 9. Роль пейзажа в художественной системе К. Г. Паустовского. 10. К. Г. Паустовский-очеркист. 11. Художественная концепция человека у К. Г. Паустовского. 12. Тема родины в творчестве К. Г. Паустовского. 13. Культура и искусство в произведениях К. Г. Паустовского. 14. Поэзия странствий в творчестве К. Г. Паустовского. 15. Жанр рассказа в творчестве К. Г. Паустовского. 16. Художественно-выразительные средства в произведениях К. Г. Паустовского. 17. Тема Родины в творчестве К. Г. Паустовского. ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Г. ПАУСТОВСКОГО 1. Природа всегда была в центре внимания К. Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей сопровождают ее образы. Паустовский много путешествовал и был влюблен в мир, который не успела затронуть городская цивилизация, где человек остается и сейчас гостем. Русская природа, особенно природа средней полосы России, к которой Паустовский испытывал особую любовь, у него живет своей тихой гармоничной, немного печальной жизнью, и эта жизнь находит сердечный отклик в его персонажах. Ей и ее взаимоотношениям с людьми посвящены повести «Кара-Бугаз», «Колхида», «Мещорская сторона», «Повесть о лесах», рассказы «Во глубине России», «Клад» и др. 2. Отношение к природе — один из главных критериев оценки человека для Паустовского, который среди первых в литературе (наряду с М. М. Пришвиным) советского периода ввел в нее тему экологии. Писатель считал, что талантливость и творческая сила русского народа во многом происходят именно от красоты окружающей его природы, от богатства эстетических впечатлений, которые тот получает от нее. 3. Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый элемент чувства родины, именно природа учит человека понимать прекрасное и относиться к Родине не абстрактно, но с заинтересованным, родственным, если воспользоваться любимым словом Пришвина, вниманием — к ее прошлому и настоящему, к ее селениям и людям, к ее языку и быту. Подтверждением этой мысли служат для него многие герои его исторических повестей — Левитан, Лермонтов, Пушкин и др. 4. Роль живописи в прозе Паустовского. Писатель высоко ставил как искусство именно живопись, а в герои часто выбирал художников — Левитана, Нико Пиросманишвили, в картинах которых особенно ярко выражено настроение. Не просто красота и прелесть природы волнуют писателя, но ее внутренняя сосредоточенная жизнь, что трудно выразить обычными словами. Лиризм тихих и печальных левитановских пейзажей для Паустовского дороже многого другого, хотя он и был писателем романтического склада, не чуждавшимся в своих произведениях и южной пряной экзотики. Он не скрывал, что искусству словесной пластики во многом учился именно у живописцев. 5. Для Паустовского природа важна и тем, что она не только отражает настроение человека, но и будит в'человеке определенные чувства, настраивает его на созерцание, в котором ему приоткрываются важные нравственные и философские вещи. Человек, постоянно находящийся в контакте с природой, общающийся с ней, многое вокруг и в себе самом начинает видеть иначе, по-новому, более глубоко осознает смысл жизни. 6. В основе многочисленных зарисовок природы у Паустовского лежит его серьезное знакомство с такими предметами, как ботаника, зоология, орнитология, краеведение и т. д. Здесь он воплощал свое требование к художнику быть образованным человеком, стремиться к более глубокому познанию важных для него тем. Но главное для него, конечно, эстетическое созерцание — «искусство видеть мир», как называется у него глава в повести о писательском труде «Золотая роза». 7. Если у Пришвина изображение природы — чаще всего иносказание, то у Паустовского оно как бы самоцельно и в этой самоцельности обладает особой действенностью. Писатель не стремится как можно полнее представить картину, но, осознавая отличие словесного образа от живописного, чаще всего выделяет какую-то одну-две детали, которые могут вызвать у читателя больший эмоциональный отклик, и делает их лейтмотивом. 8. Роль пейзажа. Главное в пейзаже Паустовского — лиризм, вызывающий в читателе живое ответное чувство, а в достаточно скромной палитре его художественно-выразительных средств особое место занимает эпитет. Писатель мастерски владеет словом, чувствуя все его оттенки и обертоны, дает читателю возможность представить изображенное почти как реальное. 9. Паустовский стремился приобщить читателя к жизни природы, показать, что переживание единства с природой способно не просто обогащать, но и облагораживать человека, делать его добрее и чище ничуть не меньше, чем мир творчества и культуры. Поэзия природы по его мысли, требует от человека духовной и душевной активности, что также важно для утверждения его достоинства. ОБРАЗ АВТОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. Г. ПАУСТОВСКОГО 1. Роль автора в структуре произведения. Исповедь автора-героя в «Повести о жизни», осмысление собственного отношения к революции, сомнений и колебаний. Рассказчик предстает как ищущий истину, а не как изначально обладающий ею. Он открыт для новых впечатлений. Лирические отступления — один из основных способов выражения авторской мысли в произведении. В прозе Паустовского постоянно слышен голос рассказчика, который размышляет о жизни, о человеке, о природе, не избегает обобщающих суждений и прямого слова. 2. Страсть писателя к странствиям. Романтика в жизни — романтика в литературе. Многие главные произведения Паустовского («Романтики», «Повесть о жизни», «Золотая роза» и др.) автобиографичны, и-рассказчик в них часто является альтер эго самого автора. Романтика в произведениях Паустовского проявляется прежде всего в поэтическом восприятии реальности, преобладании субъективного начала, в особенно ярком преломлении окружающего мира в призме авторского лирического восприятия, обостренном восприятии природы и человеческих отношений, подчеркнутом внимании к сфере чувств, отсвет романтического идеала — на стилистике и поэтике произведений. Романтика проявляется и в стремлении рассказчика увидеть новые места, в постоянных скитаниях по стране. 3. Искусство и культура как неотъемлемая часть духовного мира автора. Автор-рассказчик во многих произведениях Паустовского постоянно упоминает литературные произведения, героев, писателей, вспоминает о произведениях живописи и музыки, художниках и музыкантах. Защита Паустовским импрессионизма как плодотворного течения в искусстве. В «Золотой розе» Паустовский повествует не только о вымышленных персонажах, как французский солдат Жан Шамет, собиравший крупинки золота, чтобы в конце концов отлить из них золотую розу, но и о писателях М. Пришвине, А. Грине, И. Бунине, Г. де Мопассане и др. Искусство для него — важнейшая часть жизни, ее продолжение. 4. Паустовский о литературном труде. Мысли о назначении художника, о важности его зоркости, его стремления дойти до сути многих жизненных явлений, о расширении духовного горизонта человека и воспитании его чувств. «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая и шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя, огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли»,— пишет Паустовский в «Золотой розе». 5. Любовь к природе — любовь к Родине. В первый период творчества Паустовского в его прозе значительное место занимают картины яркой, экзотичной, пронизанной солнцем южной природы. В дальнейшем, однако, они сменяются описанием скромной, неброской природы средней полосы России, особенно дорогой и близкой душе писателя. Именно такую природу находит он и на картинах своего любимого художника И. Левитана, которому посвящена одноименная повесть. Паустовский пишет: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательной живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет... то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу русской природы». 6. Гуманизм художника. Литература для Паустовского — участник борьбы человека за счастье, свободу и полноту жизни. Среди его героев — дети, молодые и старые люди, геологи и литераторы, крестьяне и учителя, артисты и моряки. Многие из них, при всей несхожести характеров и судеб, обладают общим качеством — они наделены душевной щедростью, видят смысл жизни в противостоянии насилию и эгоизму, умеют мечтать и радоваться жизни. По словам Паустовского, «голос совести, вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле как пустоцвет и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». СОЧИНЕНИЯ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. Г. ПАУСТОВСКОГО Паустовский начинал как романтик. Его герои, натуры неординарные, были не в ладах с прозаической действительностью, искали смысл бытия, мечтали о какой-то другой, более яркой и насыщенной жизни, и даже имена их были достаточно экзотичны. В этом отношении раннего Паустовского не случайно сравнивали с А. Грином, писателем-романтиком, которого он называл в числе своих учителей наряду с М. Горьким и И. Бабелем. Со временем творчество Паустовского обретает большую реалистичность, писатель делает предметом изображения обычную повседневность. Но и в зрелом его творчестве романтическая струя очень сильна, и здесь он часто подчеркивает героику человеческих деяний в трудных, не совсем привычных условиях. Писатель, как и раньше, остается прежде всего лириком, обращающим внимание на переживания своих героев, часто возвышенные. Романтика всегда подразумевает некоторую приподнятость и идеальность человеческих чувств, устремленность к каким-то внеличным целям. Не исчезает она и в рассказах Паустовского военной поры. Интересно, что одной из форм ее проявления становится в них случай. Случайно герой рассказа «Белая радуга» слышит разговор бойца с провожающей его на фронт женщиной, голос которой неожиданно магически действует на него, вызывая бурный всплеск чувств. Из этого разговора он узнает номер некоего московского телефона, по которому должен позвонить боец, когда будет в Москве. И вот герой, проезжая через Москву после ранения, сам набирает этот номер и неожиданно слышит голос той же самой женщины. Они недолго беседуют, и между ними протягивается невидимая душевная ниточка. Героиня это чувствует, она вдруг решает ехать на вокзал, чтобы найти незнакомца и предоставить ему кров. Несмотря на то что персонажи почти незнакомы и телефонный разговор между ними кажется героине странным, почти неправдоподобным, она тем не менее испытывает к незнакомому человеку доверие и симпатию. Ее не пугает необычность ситуации. Напротив, отвечая на свои сомнения, она думает, что, может, это даже и хорошо. И действительно, рассказ заканчивается ее приездом в далекий среднеазиатский город к новому знакомому. Случайно завязавшаяся ниточка крепнет, недавно, казалось бы, совершенно чужие, далекие люди становятся самыми близкими. Таких случаев в рассказах Паустовского, таких счастливых (подчеркну — именно счастливых) стечений обстоятельств довольно много. Как говорит герой рассказа «Дождливый рассвет» Кузьмин, «я в жизни... всегда ждал вот таких неожиданных и простых вещей. И если находил их, то бывал счастлив. Ненадолго, но бывал». Герои писателя открыты судьбе, с доверием относятся к жизни, ожидая от нее не дурного, а именно хорошего, надеются на счастье. Подчиняясь первому порыву, они смело идут навстречу обстоятельствам, не боясь ошибиться. Они рискуют, но в их решительности — проявление их душевной широты и открытости, а главное — доверия к жизни, которое так ценит Паустовский. И жизнь в ответ как бы благоволит к ним. Их смутные надежды и ожидания сбываются. Случайные встречи в рассказах Паустовского — как и бывает обычно в романтической прозе — это прежде всего встречи мужчины и женщины. Писатель показывает зарождение красивого большого чувства в самые трудные времена. Однако война почти неощутима в этих рассказах Паустовского, она является своего рода фоном, хотя, не исключено, именно это и послужило их популярности в ту эпоху. Измученным людям, многие из которых потеряли своих близких, нужен был отдых от жестокости военных будней, нужна была надежда на нормальную человеческую жизнь, и многие находили в рассказах Паустовского тот высокий и чистый настрой, который пусть иллюзорно, но избавлял их от окружающих тягот. Находили ту многообещающую непредсказуемость жизни, которая сулила любовь и счастье. В рассказе «Снег» оказавшаяся в эвакуации с дочерью певица Татьяна Петровна живет в чужом доме. Хозяин дома недавно умер, и героиня, зная, что у него есть сын, моряк Черноморского флота, который сейчас находится на фронте, хочет, чтобы все в доме оставалось точно так же, как и при жизни хозяина, чтобы сын, вернувшись, увидел свой родной дом ничуть не изменившимся и почувствовал себя в знакомой с детства обстановке. Из письма сына, находящегося в госпитале, отцу она узнает, что тот мечтает вернуться домой и пройти к беседке над обрывом по расчищенной от снега дорожке. Дочь Татьяны Петровны на другой же день принимается расчищать эту дорожку, хотя никакой уверенности, что молодой хозяин дома вернется, нет. Однако встреча тем не менее происходит. Моряку удается ненадолго заскочить в родной городок, и здесь, у чужих, незнакомых людей, он неожиданно находит душевное тепло, внимание и заботу, которые вселяют в его душу покой и умиротворенность. И вот уже ему кажется, что когда-то он уже встречал эту женщину, он даже вспоминает, где это было. Происходит почти чудо: вспыхивающее в душе героя чувство влюбленности вселяет в него уверенность в недалеком будущем счастье — именно с этой женщиной. Оба понимают, что их встреча, может быть, решающее событие в жизни. Родственность и добросердечность отношений между людьми становятся главным источником романтики в рассказах Паустовского. Персонажи вроде бы не совершают ничего нео-бычного, их поступки вовсе не похожи на подвиги. Романтика зрелого Паустовского— как бы романтика обыденности, она вырастает из самых простых человеческих чувств — чуткости, доброты, душевной открытости и взаимного доверия между людьми. Так, Татьяна Петровна помогает Потапову пережить горе утраты отца именно в ту минуту, когда он больше всего в этом нуждается. Она избавляет его от тягостного , ощущения одиночества и потерянности. Она не только возвращает ему чувство дома, но и вселяет желание бороться за жизнь и счастье. В этом и других рассказах Паустовского одним из главных художественных средств является недоговоренность, подтекст, во многом способствующие поэтичности повествования. Вместе с тем поэзия их ткется из высокого романтического настроя душ героев, из описания природы (особенно Паустовский любит описывать дождь), из неопределенностатолько завязывающихся отношений. Романтика в рассказах Паустовского — это и полнота жизни в каждое мгновение, это и предчувствие полноты, также несущее в себе сильный жизненный заряд и остроту переживания. Писатель утверждает ценность каждой минуты, которую люди наполняют чувствами, открывает в ней красоту и радость. ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ 1. Какая часть России больше всего привлекала Паустовского и почему? 2. О каких художниках написаны повести Паустовского? 3. В каком городе похоронен Паустовский и в каких произведениях он упоминает его? 4. Какой крупный русский писатель написал критическую статью о творчестве Паустовского? 5. Какая птица так перепугала деда в рассказе «Последний черт»? 6. Для чего понадобилось французскому солдату Шамету отливать золотую розу и что хочет сказать этим образом Паустовский? 7. В каком произведении Паустовского рассказывается о покорении пустыни? 8. Какому известному французскому писателю XIX в. посвящена глава в «Золотой розе» Паустовского? 9. Кого из известных писателей-романтиков XX в. Паустовский считал наиболее, близким себе? 10. Где работала героиня рассказа «Телеграмма»? 11. Почему повесть Паустовского о Лермонтове называется «Разливы рек»? , 12. В каких литературных жанрах работал Паустовский? 13. Какие кинофильмы по произведениям Паустовского вы знаете? 14. На какой реке стоит город, в котором похоронен Паустовский? 15. Название какого моря Паустовский сделал заглавием одного из своих романов? 16. Какие профессии Паустовский опробовал в молодости? 17. В каком институте долго преподавал Паустовский и кто из известных писателей считали себя его учениками? 18. О каких композиторах написаны произведения Паустовского? 19. Кто такой Шарль Лонсевиль? 20. Какому знаменитому сказочнику посвящена глава в «Золотой розе»? 21. В каком рассказе Паустовского важную роль играет конь? 22. Какую погоду часто изображает Паустовский? 23. Кто из крупных писателей русского зарубежья в письме к Паустовскому высоко отозвался об одном из его произведений? 24. В стихотворении какого известного русского поэта находит Паустовский слово «свей» и как объясняет его? 25. Кому из известных русских поэтов принадлежат строки, которые цитирует Паустовский в «Золотой розе»? И невозможное возможно,
26. О каком городе идет речь в строчках» цитируемых Паустовским в «Золотой розе»? Вы увидите сказочный город,
ОТВЕТЫ 1. Паустовского привлекала средняя часть России (Мещорская сторона), прежде всего своей неброской красотой. 2. Повести Паустовского написаны о художниках И. Левитане, О. Кипренском, Н. Пиро-сманишвили. 3. Паустовский похоронен в городе Таруса. 4. Автором статьи о Паустовском был А. Платонов, опубликовавший ее под псевдонимом Ф. Человеков. 5. Пеликан. 6. Шамет хотел подарить ее девушке, которую полюбил. Образ розы - символ искусства, созидаемого кропотливым писательским трудом. 7. «Кара-Бугаз». 8. Г. де Мопассану. 9. А. Грина. 10. В Союзе художников. 11. Потому что по сюжету Лермонтов, едущий на Кавказ в ссылку, вынужден по дороге задержаться в губернском городке из-за разлива рек. 12. Паустовский писал романы, повести, рассказы, очерки, пьесы, статьи. 13. «Кара-Бугаз» (1935), «Лермонтов» (1943), «Северная повесть» (1960). 14. На реке Оке. 15. Черное море. 16. Санитар, репортер, корректор, редактор. 17. В Литературном институте им. М. Горького. Среди его учеников были Ю. Трифонов, Ю. Казаков, В. Тендряков. 18. О Чайковском, Рахманинове. 19. Шарль Лонсевиль, герой повести «Судьба Шарля Лонсевиля», французский инженер, попавший в плен во время войны 1812 г. 20. X. К. Андерсену. 21. В рассказе «Теплый хлеб». 22. Дождь. 23. И. Бунин. 24. В стихотворении Есенина «В том краю, где желтая крапива». Свей — дорожная пыль, песок, свитые ветром. 25. А. Блоку. 26. О Париже. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алексанян Е. Паустовский— новеллист. М., 1969. Ачкасова Л. Гуманизм в творчестве Паустовского. Казань, 1972. Банк Н. Перечитывая Паустовского // Нева. 1992. № 5—6. Воспоминания о Паустовском. М., 1975. Гехт С. Константин Паустовский // Дет. лит. 1940. №11. Гончаров Ю. Вспоминая Паустовского... Воронеж, 1972. Держан А. Мещорская сторона // Лит. обозрение. 1940. № 11. Измайлов А. Ф. Наедине с Паустовским. Л., 1990. Ильин В. К. К. Паустовский. Поэзия странствий. Литературный портрет. М., 1967. Кременцов Л. П. К. Г. Паустовский: Жизнь и творчество: Книга для учителя. Ростов н/Д., 1975. Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. 2-е'изд., доп. М., 1977. Львов С. Константин Паустовский: Крити-ко-библиографический очерк. М., 1956. Олеша Ю. Письмо писателю Паустовскому // Лит. газ. 1937. 26 авг. Пудожгорский В. Путешествие в прекрасное (о рассказах К. Паустовского). Вологда, 1974. Роскин А. Право на мечту // Худ. лит. 1934. М° 11. Трефилова Г. К. Паустовский: Мастер прозы. М., 1983. Хмельницкая Т. Лирика в прозе // Нева. 1956. №8. Щелокова С. Ф. К. Паустовский— романтик и реалист. Киев, 1982. Эрлих А. Рассказы Паустовского //
Красная новь. 1938. № 4.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |