ШвецияОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА По территории, составляющей 450 тыс. кв. км (174 тыс. кв. миль) , Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы. Однако плотность ее населения относительно низкая. В 1996 г. в Швеции проживало 8,8 млн. человек. Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового внутреннего продукта (ВВП) . Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз (ЕС) . Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и Норвегия. Хотя в этих странах, а также Дании население в сумме составляет лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта Швеции. Хотя Швеция является относительно малой страной, ее экономика в большой степени диверсифицирована. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах железной руде и лесе, по-прежнему играют важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов. Мало других стран размером со Швецию имеют свое собственное авиастроение и ядерную энергетику, а также две национальные автомобилестроительные компании, развитую отрасль по производству вооружений, телекоммуникационную отрасль с высоким уровнем технологии и две крупные фармацевтические группы. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ШВЕЦИИ Основной закон Шведская конституция состоит из четырех отдельных документов: Акта о форме правления , принятого в 1974 году, Акта о престолонаследии , действующего с 1810 года. Акта о свободе печати 1949 года (ведущего начало с 1766 года) , и Акта о свободе выражения взглядов , вступившего в силу в 1991 году. Кроме того, необходимо назвать Акт о риксдаге 1947 года, который занимает промежуточное положение между основным законом и обычным статутным правом. Акт о форме правления является самым важным конституционным документом. Он вступил в силу в 1975 году, сменив Акт о форме правления от 1809 года. Реформа конституции не закончилась с принятием нового Акта о форме правления. В 1976 и 1979 годах риксдаг проголосовал за введение поправок к конституции. Целью обеих поправок было укрепление конституционной защиты прав и основных свобод человека. Новая конституция последовательно основывается на принципах суверенитета народа, представительской демократии и парламентаризма. Риксдаг , избираемый народом, занимает исключительное положение среди прочих органов управления; он является основой для демократического осуществления власти через правительство. В 1994 году в Акт о форме правления были внесены некоторые изменения, чтобы сделать возможным вступление Швеции в Европейский Союз. Договор о вступлении Швеции в ЕС был ратифицирован в декабре того же года. Король Король Швеции, с сентября 1973 года Карл XVI Густав, не имеет политической власти и не принимает участия в политической жизни. Король представляет нацию и, в соответствии с конституцией, является главой государства. В этой роли он выполняет только церемониальные функции и выступает официальным представителем Швеции. Одной из таких официальных обязанностей является открытие ежегодной сессии риксдага в сентябре. Король не принимает участия в работе правительства и не подписывает правительственных документов. Прежде обязанностью короля было назначение премьер-министра, теперь эту функцию выполняет председатель риксдага. В 1979 году в Акт о престолонаследии были внесены поправки с тем, чтобы предоставить членам королевской семьи мужского и женского пола равные права на наследование трона. С 1980 года это право принадлежит перворожденному ребенку независимо от пола. Правительство Политическая власть принадлежит правительству и партии или партиям, которых оно представляет. В правительство входят министры. В распоряжении премьер-министра находятся его заместитель и 13 глав министерств: 1. министр юстиции, 2. министр иностранных дел, 3. министр обороны, 4. министр здравоохранения и социального обеспечения, 5. министр транспорта и связи, 6. министр финансов, 7. министр образования и науки, 8. министр сельского хозяйства, 9. министр труда, 10. министр культуры, 11. министр промышленности и торговли, 12. министр внутренних дел, 13. министр охраны окружающей среды. Кроме того, в нынешнее правительство также входят семь министров без портфеля. Как правило, министры представляют политическую партию или партии, находящиеся у власти. В большинстве случаев они являются также членами риксдага, причем на время работы в правительстве места в риксдаге сохраняются за ними. Но в этом случае их парламентские обязанности переходят к заместителям на весь срок работы парламентария в правительстве. По новой конституции именно правительство, а не король, обладает властью принимать государственные решения. В случае отставки правительства председатель риксдага должен посовещаться с лидерами парламентских партий и со своими заместителями прежде, чем назвать кандидатуру нового премьер-министра. Затем это предложение ставится на голосование в риксдаге. Если абсолютное большинство голосует против предложенной кандидатуры, то предложение отклоняется. Во всех других случаях кандидатура считается одобренной, после чего председатель риксдага назначает премьер-министра, который, в свою очередь, назначает министров-членов правительства. По просьбе премьер-министра председатель может освободить его от его обязанностей. Премьер-министр также может быть освобожден от своих обязанностей, если риксдаг выражает ему недоверие. Члены правительства могут быть сняты с поста решением риксдага или премьер-министра. Задачи министерств Шведские министерства небольшие, их штат, как правило, не превышает 100 человек (включая конторских служащих) . В задачи министерств входит: 1. подготовка правительственных законопроектов и проектов бюджета, 2. издание законов, инструкций и общих правил для административных органов, 3. международные связи, 4. назначение государственных чиновников и 5. рассмотрение некоторых писем граждан, направленных в адрес правительства. Методы работы правительства Правительство несет коллективную ответственность за все свои решения. На практике, тем не менее, решения по многим текущим вопросам принимаются отдельными министрами и только формально утверждаются правительством; принцип коллективной ответственности проявляется во всех формах работы правительства. Раз в неделю кабинет принимает решения на заседании под председательством премьер-министра. Все важные вопросы, по которым правительство должно вынести решение, предварительно обсуждаются всем составом кабинета. Пленарные заседания кабинета во главе с премьер-министром проводятся от одного до трех раз в неделю. Часто на таких заседаниях государственные чиновники, занимающие руководящие должности, излагают актуальные проблемы и отвечают на вопросы министров; обсуждение и принятие решения (неформального) членами кабинета проходит без посторонних, при закрытых дверях. Протоколы подобных заседаний не ведутся. Как правило, члены правительства обедают вместе в небольшой столовой правительственного здания, где кроме них не бывает посетителей. Многие решения принимаются во время этих неформальных обедов, после брифинга, проведенного тем или иным министром. Существует третий, еще менее формальный, способ принятия решений — два или три министра, не всегда прибегая к помощи сотрудников своих министерств, обсуждают вопрос между собой и приходят к соглашению, с тем, чтобы не отнимать время у остальных членов кабинета. Официальные исследовательские комиссии Подготовка законодательных и других правительственных документов проводится, как правило, не только работниками министерств. В случаях особой важности принимаются следующие меры: правительство — по своей собственной инициативе или по требованию риксдага — созывает группу экспертов, которые и составляют исследовательскую комиссию (utredning) . Задачи комиссии перечислены в письменном заявлении соответствующего министра и утверждены правительством. В комиссию могут входить члены риксдага, и от правительства, и от оппозиции, представители организаций рабочих и работодателей, а также члены других организаций, заинтересованных в данном вопросе. В комиссию могут быть включены ученые и представители административных органов; обычно комиссия состоит из 5-10 человек. Секретариат, являющийся в большинстве случаев независимым органом, создается соответствующим министерством, которое также оплачивает расходы исследовательской комиссии. Комиссия обладает широким диапазоном возможностей для своей работы (транспорт, опросы, изыскания и т.д.) . На заседании комиссии могут присутствовать только представители прессы, которые освещают ход ее работы. По окончании работы комиссия публикует свой письменный доклад (betankande) . Комиссия часто работает год или два, а иногда и дольше. Чаще всего члены комиссии приходят к единодушному мнению, по крайней мере по принципиальным вопросам. В случае, если мнения расходятся, альтернативные предложения также включаются в доклад. Этот способ очень громоздкий и отнимает много времени. Его, тем не менее, считают важной формой демократического правления. Партии оппозиции, принимающие непосредственное участие в подготовке политических решений, имеют возможность влиять на правительство до того, как оно примет свое решение. Административные организации Выполнение правительственных решений возложено на ряд центральных административных органов и учреждений. Во главе каждого такого управления стоит генеральный директор, назначаемый правительством, как правило, на шестилетний срок. Иногда генеральный директор назначается из числа политических деятелей. Коллегия административного органа состоит из генерального директора, являющегося председателем, ряда старших чиновников, находящихся у него в подчинении, и нескольких представителей общественности, представляющих организации или части населения, заинтересованные в деятельности этого административного органа. К ним в какой-то степени можно отнести и политиков. Министры или министерские структуры не могут вмешиваться в деятельность центральных управлений по отдельным конкретным административным делам. Все члены коллегии, как и высшие должностные лица управлений, назначаются правительством. Остальные служащие управления назначаются самой коллегией. Вследствие своего независимого положения, центральные административные органы работают самостоятельно и представляют правительству предложения в отношении курса, который нужно проводить. Предложения, составленные с учетом практического опыта работы управлений в своих областях, часто содержат поправки к законам и инструкциям, принятым риксдагом и правительством. Такие рекомендации, подобно отчетам комиссий рассылаются для изучения и внесения письменных замечаний. Апелляции Если гражданин, к которому было применено административное решение или воздействие, находит это решение несправедливым, он может обратиться в вышестоящую административную инстанцию. Апелляции, касающиеся в основном субъективных вопросов или вопросов правомерности того или иного решения, такого как назначение на должность, рассматриваются в последней инстанции — правительством. Апелляции, касающиеся правовых вопросов, рассматриваются административными судами, последней инстанцией в этом случае является верховный административный суд (Regeringsrat-ten) . Принцип гласности Большинство официальных документов доступно представителям прессы и гражданам. Архивы любого административного учреждения открыты для общественности, если документы не носят грифа секретности в соответствии с Актом о свободе печати или Актом о секретности. Это могут быть документы, связанные с вопросами безопасности, международных отношений или документы, затрагивающие личные интересы граждан (например, выписки из уголовных регистров, истории болезни и т.д.) . Никто не обязан объяснять, почему ему необходимо ознакомиться с тем или иным официальным документом, или предъявлять удостоверение личности для того, чтобы получить доступ к документу. Риксдаг С 1971 года в Швеции действует однопалатный риксдаг (riksdag) . Риксдаг избирается прямыми выборами, в которых могут принять участие все шведские граждане, которые проживают или проживали в Швеции и достигшие 18-летнего возраста. Риксдаг состоит из 349 членов, избираемых на четырехлетний срок. Выборы проводятся по принципу пропорционального представительства. Избирательная система обеспечивает распределение мест между партиями в соответствии с количеством поданных за них голосов в масштабе всей страны. Пропорциональность в распределении мест достигается не столько в отдельном избирательном округе, сколько по всей стране, рассматриваемой как единый избирательный округ. Таким образом, в дополнение к 310 местам, закрепленным за определенными избирательными округами. 39 мест распределяются в соответствии с общими результатами выборов по стране, что является более справедливым. Однако, эти 39 мест тоже заполняются кандидатами от партий в соответствии с их предвыборными списками. Существует одно исключение из правила общенациональной пропорциональности, а именно, правило квоты, целью которого является не допустить участия в риксдаге представителей очень маленьких партий. Для того, чтобы получить право быть представленной в риксдаге, партия должна получить не менее 4% голосов. Тем не менее, в любом избирательном округе партия, набравшая 12% голосов избирателей, получит определенное количество мест, закрепленных за этим избирательным округом, даже если по результатам общенационального голосования ее процент не превысил 4%. Вновь избранный риксдаг собирается на первую сессию через 15 дней после выборов. Роспуск риксдага Правительство имеет право объявить внеочередные выборы до истечения четырехлетнего срока. Мандат, полученный в результате внеочередных выборов, действителен только на оставшееся до очередных выборов время. Референдумы Проведение референдумов допускается конституцией в двух случаях. Парламент вправе издать закон, по которому будет проведен совещательный референдум 1 . В 1979 году была принята поправка к конституции, по которой референдумы, имеющие решающую силу, могут проводиться по вопросам, касающимся внесения поправок к конституции. Решение о проведении решающего референдума принимается, если за него проголосовала одна треть членов риксдага, референдум проводится одновременно с очередными всеобщими выборами. До настоящего времени ни один подобный референдум проведен не был. Местное самоуправление В Швеции 288 коммун. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.д. Коммуны имеют право взимать подоходный налог и получают доход от небольшого налога на недвижимость. Они также предоставляют разного рода платные услуги. По сравнению с другими странами коммуны имеют большую возможность предоставлять услуги населению по собственному усмотрению. В то же время по закону они обязаны выполнять ряд основных услуг. Между государственным и муниципальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на 23 лена (1ап) . Государственную власть представляет в каждом лене губернатор (landshovding) и правление лена (lansstyrelese) . Губернаторы ленов назначаются правительством на шестилетний срок; они часто избираются из числа политических деятелей, но обычно оставляют политическую карьеру, получая пост губернатора. Члены правления лена назначаются ландстингом. Для выполнения определенных задач в рамках лена избирается ландстинг (landsting) . Ландстинги отвечают прежде всего за здравоохранение и больничное обслуживание и некоторые виды образования и профессионального обучения. Ландстинги взимают подоходный налог для покрытия своих расходов. ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ История Сто лет тому назад основным источником существования Швеции было сельское хозяйство, а индустриализация только начиналась. Превращение Швеции из бедной аграрной страны в современное индустриальное общество произошло благодаря железной руде, лесу и гидроэнергии. Эти природные ресурсы, используемые для производства лесоматериалов, бумаги и стали, заложили основу ориентированной на экспорт промышленности Швеции. Инвестиции в отрасли, базирующиеся на сырьевых материалах, использование гидроэнергии, электрификация и расширение железнодорожной и телефонной сети привели к повышению спроса на продукцию машиностроения и создали основу для появления крупных компаний. Значение экспорта машиностроительной продукции постепенно росло, и промышленное производство Швеции стало более диверсифицированным 1 . Наличие сырьевых материалов, квалифицированные рабочие и иновационные таланты помогли Швеции выйти на уровень Великобритании по доходу на душу населения к началу второй мировой войны. Швеции удалось избежать участия в войне. Благодаря этому ее промышленность и инфраструктура оказались неповрежденными и хорошо подготовленными к извлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. 1958-е и 1960-е годы характеризовались быстро растущим благосостоянием Швеции. Вырос спрос на автомобили, бытовые товары длительного пользования и другие потребительские товары. Тратились большие средства на жилищное строительство и на создание государственной системы обеспечения социального благосостояния. Промышленность До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании поняли важность присутствия на внешних рынках. Присутствие на местном рынке позволяло легче увеличивать долю рынка, в то время как издержки и риски могли быть распределены на больший объем продаж. В настоящее время экономика Швеции сильно зависит от деятельности ограниченного числа очень крупных международных компаний. Согласно оценке ООН в 1992 г. в мире имелось примерно 35 тыс. многонациональных корпораций. Среди них примерно 2700 имеют свои штаб-квартиры в Швеции. Сосредоточение промышленного производства на небольшом числе очень крупных компаний является одним из важных факторов, способствующих относительно высокому уровню расходов на научно -исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в Швеции. Шведские многонациональные компании входят в число компаний с наиболее наукоемким производством в мире, и за прошедшие годы основная часть этих НИОКР происходила в Швеции. В течение многих лет шведские промышленные предприятия входили в число наиболее активных международных инвесторов в мире, что выражается в показателях на душу населения или в отношении к ВВП. Число трудящихся, занятых на предприятиях шведских компаний за границей, также резко возросло. В настоящее время считается, что 60% занятых в шведских многонациональных компаниях работают за пределами Швеции. В течение многих лет объем шведских инвестиций за границей значительно превышал объем иностранных инвестиций в Швеции. Этот разрыв был особенно очевидным в конце 1980-х годов, когда высокие издержки и нехватка рабочей силы затрудняли расширение производства для шведских компаний в самой Швеции. Однако в 1990-х годах это положение изменилось, особенно в результате резкого роста иностранных инвестиций в Швеции. В течение 1991-1995 гг. объем прямых инвестиций, направленных в Швецию, превысил объем шведских инвестиций за границей. Основные тенденции развития в 1980-1996 гг. Подобно многим другим высокоразвитым промышленным странам в последние десятилетия в Швеции наблюдались более низкие темпы экономического роста. За период 1980-1990 гг. объем ВВП ежегодно увеличивался в среднем на 2,0%. Эти цифры можно сопоставить с 3,3% в 1950-х годах и 4,6% в 1960-х годах. В 1980-х годах темпы экономического роста в Швеции были примерно такими же, как и в остальной части Западной Европы. Однако в ряде аспектов Швеция развивалась иначе. Безработица оставалась на низком уровне, в то время как во многих других странах она имела тенденцию держаться на высоком уровне. Темпы роста цен и заработной платы были в Швеции выше, чем где-либо в другом месте. Текущий платежный баланс Швеции продолжал сводиться с большими дефицитами. В этом контексте один из важных факторов состоял в том, что рост объема производства в Швеции в 1980-х годах базировался на более высокой занятости по сравнению с другими странами Западной Европы. Производительность труда, т.е. объем продукции на отработанный час, росла низкими темпами. Поскольку перегрев экономики продолжал усиливаться, усугубились проблемы издержек и инфляции. Для шведских экспортеров это привело к сокращению их долей рынка и снижению доходов. В течение 1990-1993 гг. ВВП сократился на 5%. В то же время занятость снизилась примерно на 10%. В конце 1993 г. официальная безработица превышала 8% или была в два раза выше, чем в любое время после второй мировой войны. Кроме того, свыше 7% рабочей силы участвовало в различных программах работ или подготовки ("рынок труда") , финансировавшихся правительством. Сокращение объема производства и повышение безработицы привели к резкому ухудшению состояния государственных финансов. За несколько лет избыток, равный 4,2% ВВП (в 1990 г.) , превратился в дефицит, составивший 12,3% (в 1993 г.) . Переживаемый Швецией экономический перелом совпал с мировым экономическим спадом, но сокращение объема производства и занятости были больше, чем в других сопоставимых странах. Такому развитию способствовал ряд внутренних факторов. Наибольшее значение имел переход от высокой к низкой инфляции. После спада в 1991-1993 гг. в экономике происходил быстрый подъем. ВВП увеличился на 3,3% в 1994 г. и 3,6% в 1995 г. За ростом объема производства в последние годы стояло значительное увеличение экспорта. Конкурентоспособность промышленности Швеции заметно улучшилась, в частности, благодаря понижению курса шведской кроны, что произошло в 1992-1993 гг. Экономический рост Швеции полностью является заслугой частного сектора. В государственном секторе тяжелое состояние финансов привело к крупным сокращениям как государственного потребления, так и числа государственных служащих. Рост объема производства частного сектора явился прежде всего результатом повышения производительности труда и показателя отработанных часов на одного занятого, но увеличение численности занятых было не настолько велико, чтобы оно могло компенсировать сокращение числа занятых в государственном секторе. Поэтому общая занятость заметно не изменилась в 1994-1996 гг. Сохраняющаяся высокая безработица и тяжелое положение государственных финансов являются двумя факторами, которые, как считается, сдерживали личное потребление. Несмотря на рост доходов домашних хозяйств личное потребление находится на уровне 1989-1990 гг. Сочетание высоких темпов роста экспорта и вялости потребления способствовало значительному улучшению текущего платежного баланса Швеции. В 1996 г. избыток текущего платежного баланса составил 2,5% ВВП. Экономический спад начала 1990-х годов и сохраняющаяся высокая безработица привели к длительной дискуссии о способах функционирования рынка труда в Швеции. Среди вопросов, которые обсуждались особенно интенсивно формирование заработной платы, трудовое законодательство и возможность введения различных налоговых скидок для стимулирования частных услуг. Государственные исследовательские комиссии опубликовали ряд исследований. В ходе дискуссии можно выделить две основные точки зрения. Одна из них, которую представляет, в частности, Центральное объединение профсоюзов Швеции, утверждает, что безработица является результатом недостаточного внутреннего спроса. Другая, которую представляет, в частности, Объединение предпринимателей Швеции и большинство несоциалистических политических партий, утверждает, что безработицу можно сократить только путем изменения способов функционирования рынка труда. Строительство и недвижимость Строительство стало одним из секторов, наиболее сильно пострадавших от экономических потрясений последних лет. За период с 1990 по 1994 г. число занятых в строительной промышленности сократилось примерно на одну четверть. Это составило потерю примерно 100 тыс. рабочих мест. Глубина этого падения в значительной степени объясняется тем ростом, который происходил в конце 1980-х годов. Быстро растущий спрос на помещения производственного назначения способствовал исключительно высокому росту цен и арендной платы. Ожидания продолжения этого роста ускорили расширение строительной отрасли. При наступлении спада и сокращении спроса в результате оказался большой избыток доступной собственности в условиях снижения арендной платы и цен на недвижимость. Происходящая в настоящее время перестройка в шведской экономике оказала очень резкое воздействие на рынки помещений производственного назначения и недвижимости. На этих рынках по-прежнему существует значительный дисбаланс между предложением и спросом. Несмотря на снижения уровней арендной платы и сокращение объемов нового строительства многочисленные существующие объекты собственности не берут в аренду. В 1995 г. прекратилось сокращение инвестиций в строительство. В 1996 г. объем производства в строительстве увеличился на несколько процентов. Этот рост в основном связан с осуществлением государственных программ, нацеленных на стимулирование активности в строительстве. Эти меры включают немедленное расширение инвестиций в строительство в предпринимательском секторе и различные виды субсидий в области транспорта, муниципальном секторе и в жилищном строительстве. Частные услуги Значение сектора частных услуг значительно возросло в 1980-х годах. Его относительное значение продолжало возрастать в течение первой половины 1990-х годов. По общему признанию сектор услуг резко сократился с 1992 по 1993 г., но затем он значительно увеличился. Сокращение занятости в секторе услуг не было таким резким, как в других секторах. Однако несмотря на большой рост объема производства услуг численность рабочей силы в секторе частных услуг еще не достигла своего предкризисного уровня. В 1996 г. она была на 4% ниже уровня 1990 г. Однако тенденции отличаются в разных подотраслях. Спад оказал сильное влияние на товары длительного пользования, перевозки, гостиничное и ресторанное обслуживание. Дерегулирование сфер почтовых услуг, телекоммуникаций и гражданской авиации привело к значительным сокращениям числа занятых. Однако отрасли, которые меньше зависят от экономического цикла, например, розничная торговля товарами повседневного спроса, пережили лишь небольшой спад. Ряд отраслей сферы обслуживания продолжал расширяться. Одно из объяснений состоит в том, что задачи, поставленные в свое время государственным сектором, во все большей мере выполняются методом подряда. Дерегулирование кредитного рынка привело к быстрому расширению финансовых услуг в конце 1980-х годов. Огромные убытки по кредитам в результате краха рынка недвижимости затем привели к значительной перестройке и рационализации финансовых услуг, особенно банковской деятельности. В 1996 г. объем производства увеличился практически во всех сферах сектора частных услуг. Эта тенденция проявилась наиболее сильно в сфере оптовой и розничной торговли, почтовых и телекоммуникационных услуг и страховых компаний. Общий объем производства увеличился на 1,8%, а занятость - на 1,5%. Экономическая политика За последние несколько лет экономическая политика изменилась в ряде аспектов. В последние годы правительства Швеции осуществляли крупные структурные реформы, что приводило к изменениям в финансово-бюджетной и денежно-кредитной политике. Эти перемены связаны как с экономическим спадом последних лет, так и развитием в течение 1980-х годов. Финансово-бюджетная политика Экономический спад последних нескольких лет привел к резкому ухудшению состояния государственных финансов. Налоговые поступления сократились, а расходы резко возросли. 1989 год государственный сектор завершил с финансовым излишком, эквивалентным 5,4% ВВП, - самым крупным среди 24 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . 1993 год был завершен с дефицитом в размере 12,3% ВВП, одним из самых крупных среди стран-членов ОЭСР. Ухудшение состояния государственных финансов было одним из важных факторов усиления неуверенности в стабильности шведской кроны в конце лета 1992 г. Осенью эта ситуация стала критической. Несоциалистическое коалиционное правительство Швеции вместе с крупнейшей оппозиционной Социал-демократической партией разработало пакет реформ с целью улучшения состояния государственных финансов. Он включал повышение акцизных сборов и сокращение трансфертных платежей домашним хозяйствам. В результате продолжения ухудшения состояния государственных финансов несоциалистическое правительство внесло дополнительные предложения, нацеленные на борьбу с этими диспропорциями. Социал-демократическое правительство, пришедшее к власти в октябре 1994 г., представило четырехлетнюю программу конкретных мер по укреплению государственных финансов. Эта программа требовала сочетания увеличения сбережений и поступлений на общую сумму 118 млрд. шведских крон, эквивалентную 7,5% годового ВВП. Правительство объявило, что его цель - сбалансированность государственных финансов Швеции к 1998 г. До настоящего времени попытки правительства восстановить порядок в государственных финансах соответствовали планам. В 1996 г. дефицит бюджетов государственного сектора оценивался в 2,5% BВП. Денежно-кредитная и валютная политика За последние 120 лет, за исключением коротких перерывов в межвоенный период, курс шведской валюты был более или менее жестко привязан к курсам валют других стран. Однако 19 ноября 1992 г. центральный банк (Sveriges Riksbank) был вынужден отказаться от фиксированного курса и отправил шведскую крону в свободное плавание. Из-за этого перехода к плавающему валютному курсу денежно-кредитная политика также изменила свое направление. В настоящее время операции центрального банка на открытом рынке нацелены на достижение желаемого уровня инфляции. Он определяется как ежегодные изменения индекса цен на потребительские товары в размере 2%, начиная с 1995 г., с максимальным отклонением в одну процентную единицу. После перехода Швеции к плавающему валютному курсу курс шведской кроны немедленно снизился почти на 20%. Процентные ставки на шведском рынке также упали. Эта тенденция совпала со снижением процентных ставок повсеместно в Европе, но это также указывает на снижение инфляционных ожиданий. В настоящее время инфляция достигла очень низкого уровня в Швеции как по историческим, так и международным меркам. В течение как 1994, так и 1995 г. индекс цен на потребительские товары увеличивался с ежегодными темпами 2-3%. В течение 1996 г. потребительские цены снизились на 0,2%. Бюджет Финансовый год в Швеции длится с 1 января по 31 декабря. Каждый год все центральные управления и другие государственные учреждения подают запросы на бюджет на следующий финансовый год. Соответствующие министерства тщательно изучают их и в октябре, в свою очередь, направляют свои собственные запросы в Министерство финансов. Специальная коллегия делает предварительный расчет государственного дохода на следующий год, а отделение Министерства финансов составляет экономический обзор национального бюджета. В сентябре правительство направляет проект бюджета в риксдаг, который в декабре принимает окончательное решение по этому вопросу. НАЛОГИ В ШВЕЦИИ Государственный сектор в Швеции, то есть национальное правительство (государство) и местные органы управления (муниципалитеты и областные советы) имеет очень широкий круг полномочий. Они включают образование, трудоустройство и промышленную политику, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защиту окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемая ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок, но не следует забывать, что большая часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг. Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование) , из которые выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты. Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров. Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления. Швеция имеет соглашения примерно с шестьюдесятью другими странами об избежании двойного налогообложения доходов и собственности. Прямое налогообложение До недавнего времени шведская налоговая система характеризовалась очень высоким уровнем налогов, но одновременно очень узкой базой налогообложения. В 1990 году система претерпела коренные преобразования, целью которых являлось снижение уровня налогов и, одновременно, расширение базы налогообложения. Для расширения налогооблагаемой базы целый ряд вычетов был сокращен, и, одновременно, налогообложение собственности стало более универсальным и эффективным, что должно стимулировать сбережение средств и противодействовать накоплению долгов. Новая налоговая система начала вводиться с конца июля 1990 года и полностью вступила в действие в 1992 году. Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления, в то время как юридические лица (за исключением домовладений скончавшихся граждан) облагаются только общегосударственным подоходным налогом. Уровень общегосударственного подоходного налога для фирм составляет 28%. Местный подоходный налог определяется следующим образом: ежегодно все местные органы управления решают, какую долю от налогооблагаемого дохода будет составлять налог. В среднем уровень местного подоходного налога составляет приблизительно 31% от налогооблагаемого дохода. Доходы теперь понимаются несколько шире, чем раньше. Так, теперь доходы от деятельности, связанной с хобби, тоже облагаются налогом. Все виды вознаграждения за труд и любую другую деятельность, включая заработную плату и любые другие формы платежей, облагаются налогом, по возможности, единым образом в зависимости от их рыночной стоимости. Введены новые правила для налогообложения доходов, связанных с использованием автомобилей. Полностью облагается налогом бесплатное питание. Существуют стандарты для налогообложения поденных работ. Налоговые льготы В новой налоговой системе введена специальная основная скидка для пенсионеров, которая составляет как минимум 1,5 базовой суммы для одиночек и 1,325 базовой суммы для семейных пенсионеров. Однако размер этой скидки не может превышать величину минимальной пенсии вместе с пенсионной надбавкой или дополнительной пенсией. Специальная основная скидка не может составлять меньшую сумму, чем основная скидка, которая полагалась бы при соответствующем годовом заработке любому налогоплательщику (не пенсионеру) . Скидка распространяется и на алименты, выплачиваемые бывшему супругу или супруге. Специальная система освобождения от налогов для иностранных ученых, временно работающих в Швеции, в настоящее время упразднена. Теперь все их доходы полностью облагаются налогом. Но существующая налоговая скидка, компенсирующая дополнительные затраты, связанные с пребыванием в Швеции, остается в силе. Налогообложение недвижимости С 1991 года вся недвижимость подразделяется на жилую и производственную. Частная собственность на жилье как правило состоит из одного или двух семейных владений, при условии, что они используются для постоянного проживания или проведения отпуска самим владельцем/владелицей или его/ее друзьями или родственниками. Совместные владения (кооперативное жилье) , используемые аналогичным образом, также рассматриваются, как частные жилые помещения. Доходы от сдачи частных жилых помещений и квартир внаем декларируются как “доходы с капитала” , налог на которые составляет 30%. Право на скидку для компенсации расходов по амортизации арендного жилья ограничено 4,000 крон в год на каждое сдаваемое внаем частное владение или квартиру, плюс 20% от суммы арендного дохода для одноквартирных домов. В других случаях оно ограничено определенной частью ренты, зависящей от сдаваемой в аренду площади. Разумеется, скидка не может превышать доход от сдачи помещения внаем. Многоквартирные дома, принадлежащие некоммерческим жилищным компаниям или кооперативам, облагаются налогом по стандартному принципу. При этом 3% оценочной стоимости жилья приравнивается к доходу, а скидки, как правило, допускаются только на расходы по кредитам. Такие жилые помещения декларируются как производственная недвижимость. Налог на недвижимость с такого вида собственности также взимается. Владельцы многоквартирных домов, не относящиеся к упомянутым выше, облагаются налогом в соответствии с так называемым договорным принципом, который применяется в случаях, когда все доходы с собственности декларируются и скидки делаются для кредитных платежей, расходов на содержание недвижимости и т.д. Договорный метод применяется, с некоторыми исключениями, и к кооперативным владениям. В этих случаях доходы также квалифицируются как полученные от предпринимательской деятельности. Налог на недвижимость взимается и в этом случае. Налогообложение доходов с капитала К этой категории относятся доходы от капиталовложений, такие, как процентные платежи, дивиденды, возрастание и уменьшение суммы капитала, доходы от некоторых видов недвижимости и другие подобные виды доходов. Налогообложение фирм Корпорации и деловые ассоциации подлежат особому налогообложению. В то же время налог с владельцев или совладельцев индивидуальной собственности взимается исходя непосредственно из их доходов, полученных как за счет обладания этой собственностью, так и из других источников. Удержание налогов Система сбора налогов устроена таким образом, что налоговые платежи осуществляются постепенно в течение года. Такая система называется “уплата по мере получения доходов” . В принципе, эти предварительные налоговые платежи должны вместе составлять конечную сумму налогообложения. Для лиц, работающих по найму весь процесс расчета и уплаты налогов берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг (“Вердепапперссентрален” , или “VPC” ) и другие организации, которые производят выплату процентов или дивидендов, удерживают предварительные налоговые платежи с этих доходов. После того, как с помощью налоговой декларации определена конечная сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных налоговых платежей. Если предварительно выплаченных денег оказывается недостаточно, налогоплательщик обязывается доплатить разницу и уплатить штраф. Если было уплачено больше необходимого, остаток возвращавется и налогоплательщик получает с этой суммы дополнительный процент. Аппеляции Местные налоговые инспекции изучают налоговые декларации. Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции относительно суммы налога, он может потребовать пересмотра этого решения в любой момент в течение пяти лет с года получения доходов, налогообложение которых вызвало разногласия. Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговой инспекции в областном административном суде ( ленсретт ) . Сначала аппеляции рассматриваются местными налоговыми инспекциями, которые выносят свое решение до того, как документы поступят на рассмотрение окружного административного суда. В некоторых случаях в результате такого пересмотра налоговая инспекция признает справедливость требований налогоплательщика и аппеляция отзывается, так и не дойдя до суда. Решение суда, в свою очередь, может быть передано в один из четырех шведских административных аппеляционных судов ( каммарретт ) . В отдельных случаях решение последних может быть обжаловано в Высшем административном суде ( регерингсретт ) . Судебные санкции Лица, предоставившие неверную или неполную информацию в налоговой декларации, подвергаются штрафу. Это административная, экономическая мера, применяемая налоговыми властями. Практически размер штрафа обычно составляет до 40% от суммы невыплаченных налогов. Уплата штрафа не освобождает от судебного преследования за уклонение от уплаты налогов. Случаи обвинения в отказе от уплаты налогов рассматриваются в обычных судах. Максимальное наказание за уклонение от уплаты налогов в обычных случаях - два года тюремного заключения. ШВЕДСКАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА Экономические трудности начала 90-х годов все еще дают о себе знать высоким уровнем безработицы. Оздоровление экономики, начавшееся в 1994 - 1995 годах, затормозилось. Для шведского рынка труда по-прежнему характерен низкий уровень потребности в рабочей силе. Возможности для трудоустройства не перестают сокращаться; с начала 90-х годов рынок труда сократился уже на полмиллиона рабочих мест. ШВЕДСКИЙ РЫНОК ТРУДА До начала 90-х годов шведский рынок труда характеризовался высоким и постоянно растущим уровнем занятости и низким, по международным меркам, уровнем безработицы. Процент населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, был самым высоким в мире. Разница в степени участия мужчин и женщин в трудовой жизни составляла всего 4 процента. Зарегистрированная безработица в период между 1970-м и 1990-м годами ни разу не превысила 4 процентов, а в основном колебалась между 1.2 процента и 3.5 процента. Кризис начала 90-х годов был в Швеции самым глубоким после 30-х годов. Занятость упала с 83 процентов трудоспособного населения в 1990 году до 72 процентов в 1994 году. Уровень зарегистрированной безработицы поднялся с 1.6 процента трудоспособного населения в 1990 году до 8.2 процента в 1993 году, когда безработица достигла своего пика. По шведским стандартам этот уровень считался очень высоким. Особенно тяжело пришлось молодым людям, иммигрантам и другим группам населения, позиции которых на рынке труда были слабыми. В то же время быстро росло число людей, занятых на спонсированных рабочих местах или на курсах переквалификации в рамках финансируемых правительством программ (так называемой “политики на рынке труда” ) . Это означало, что общее число собственно безработных и занятых в правительственных программах “политики на рынке труда” выросло за три года со 100000 человек до 570 000 человек. Кроме того, за три года более 200 000 человек оставили работу. Наибольшее падение занятости произошло в возрастной группе от 16 до 24 лет. Одна из причин этого состоит в том, что многие молодые люди в условиях ухудшения ситуации на рынке труда предпочли продолжить свое образование. Швеция вкладывает большие деньги в программы, связанные как с общим образованием, так и с профессиональным обучением. Общее улучшение экономической ситуации в 1994-95 годах несколько облегчило ситуацию на рынке труда. Довольно резкое возрастание числа вакансий в ряде отраслей произошло в 1994 году и первой половине 1995 года. В 1995 году уровень зарегистрированной безработицы составил примерно 7.7 процента. Однако в 1996 году ситуация на рынке труда вновь ухудшилась, и безработица возросла до 8.1 процента. Занятость в декабре 1996 года упала до 3 902 000 рабочих мест. Около 195 000 человек были задействованы в программах “политики на рынке труда” . Всего около 540 000 человек в Швеции или не имеют работы, или являются участниками подобных программ. В последние четыре года эти две категории составляли 12-13 процентов от трудоспособного населения. Уровень зарегистрированной безработицы колеблется от 7.5 до 9 процентов. Уровень занятости, составлявший в 1990 году 85 процентов, к 1996 году упал до 78 процентов. Ожидается, что экстремальная ситуация на рынке труда, сложившаяся в 90-х годах и характеризующаяся высокой безработицей, широким распространением программ “политики на рынке труда” и недостаточным спросом на рабочую силу, существенно не изменится в ближайшие годы. ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА Политика центрального правительства на рынке труда всегда играла существенную роль в экономике Швеции. Программы борьбы с безработицей начали развиваться еще в начале первой мировой войны (хотя Швеция непосредственно в войне не участвовала, ее экономика сильно пострадала от военных действий) . Однако серьезное развитие политики на рынке труда получила лишь в конце 50-х и в 60-х годах. С тех пор политика на рынке труда периодически претерпевала изменения. Однако, несмотря на это, основополагающие направления этой политики, сформировавшиеся в начале 60-х годов, актуальны до сих пор. Основная задача политики на рынке труда состоит в том, чтобы использовать всевозможные методы для улучшения соответствия между спросом и предложением в различных секторах рынка труда. В частности, это достигается быстрым заполнением возникающих вакансий, подготовкой людей, облегчающей им поиски работы, стимулированием создания рабочих мест и предотвращением потери отдельными людьми возможностей трудоустройства. Основой для достижения этой цели является стратегия рабочей компетентности. Это означает, что человеку, не имеющему работы и неспособному ее найти, сначала будет предложено обучение, затем - дополнительное обучение на рабочем месте или временная работа. При этом предоставление различных форм денежных пособий возможно лишь в том случае, если все подобные методы исчерпаны. Общая ответственность за проведение политики на рынке труда возложена на парламент и правительство Швеции. В рамках правительства за эту политику отвечает министерство труда. Ему подчиняется Государственная администрация рынка труда , которая по поручению правительства руководит политикой на рынке труда. Государственная администрация состоит из Главного управления рынка труда ( АМС) и областных комитетов по труду , расположенных во всех областях страны. Эти областные комитеты по труду курируют государственные службы занятости и институты рынка труда. Если раньше монополию на организацию служб занятости имело государство, то с 1 июля 1993 года разрешены также частные агентства по трудоустройству. Однако, за исключением некоторых случаев, закон по-прежнему требует, чтобы работодатели регистрировали все возникающие вакансии в государственной службе занятости. Меры поддержки инвалидов Эти меры направлены на то, чтобы облегчить инвалидам трудоустройство и компенсировать работодателю те дополнительные расходы, которые связаны с приемом на работу лиц с ограниченной работоспособностью. Пособия по безработице Денежные пособия по безработице в Швеции выплачиваются в соответствии с двумя различными системами. В основу наиболее распространенной системы положен принцип добровольного членства в одной из 40 существующих касс, занимающихся вопросами страхования по безработице. Эти кассы обычно работают в контакте с какой-либо профсоюзной организацией. Всего членами касс являются 3,8 миллиона человек, что составляет 88% всего трудоспособного населения. Для получения пособия надо быть членом кассы в течение 12 месяцев и иметь 5-месячный трудовой стаж. Кроме того, человек должен не иметь работы, искать ее и быть зарегистрирован на бирже труда. Еще одно требование состоит в том, что претендент на получение пособия должен быть готов к принятию предложения работы или участия в программе переквалификации. Для тех безработных, которые не соответствуют требованиям системы добровольного страхования, выплачивается денежное пособие рынка труда (KAS) . Претендент на получение этого пособия также должен не иметь работы, быть зарегистрированным в службе занятости и готовым к принятию предложения работы или участия в программе переквалификации. Претендующие на получения этого пособия должны иметь трудовой стаж не менее 5 месяцев или иметь законченное образование. Это правительственное пособие выплачивается в течение 150 дней людям в возрасте до 54 лет. Безработные, достигшие 55 лет, могут получать это пособие 300 дней, а 60 лет - 450 дней. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ШВЕЦИИ Здравоохранение Право на бесплатное медицинское обслуживание (или обслуживание, при котором граждане оплачивают лишь часть общей суммы за лечение) гарантировано в Швеции организациями, выходящими за рамки системы медицинского обслуживания как таковой. В Швеции действуют двадцать три областных совета (ландстинга) , отвечающих за то, чтобы каждый житель соответствующей области имел свободный доступ к медицинскому обслуживанию. Областные советы, руководимые членами законодательных собраний, избираемых на общенародных выборах, облагают жителей области подоходным налогом. Более 80% от этого налога выделяется на финансирование здравоохранения. Окружные советы являются владельцами и координаторами деятельности клиник и медицинских центров, выступая в роли работодателей для большинства медицинских работников. Врачи, имеющие частную практику, также в основном оплачиваются областными советами. Система денежных компенсаций при болезни Все жители Швеции, чей годовой доход - вне зависимости от того, работают они по найму или не по найму - составляет по крайней мере 6000 шведских крон, охватываются национальной системой страхования, гарантирующей им денежные компенсации при болезни. Всякий больной имеет право на оплату периода временной нетрудоспособности. Однако, если годовой доход превышает базовую сумму в 7,5 раз, право денежной компенсации не распространяется. Страховая поддержка родителей Шведская система страховой поддержки родителей претерпела развитие от классической защиты материнства до материальной компенсации потери дохода в связи с уходом за детьми и новорожденными. В основном эта система предоставляет равные привилегии обоим родителям. В принципе все родители, проживающие в Швеции, защищены законом о страховании родительских прав. А в некоторых ситуациях страховая поддержка осуществляется и в определенный период до рождения ребенка, когда человек еще продолжает работать. Пособие, выплачиваемое по закону о страховании родительских прав, называется родительским пособием. Страхование на случай увечья на рабочем месте В рамках общей системы социального страхования шведские установления о страховании на случай увечья на производстве являются не более, чем дополнительными. Это означает, что в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, сначала выплачиваются общие пособия, а лишь затем в качестве дополнительной может выплачиваться специальная страховка на случай производственной травмы. Эта страховка распространяется на всех лиц, работающих в Швеции по найму. Лицо, не работающее по найму, должно иметь статус постоянного жителя Швеции. Материальная поддержка семей с детьми Пособие на детей выплачивается на всех детей в возрасте до 16 лет, проживающих в Швеции, из расчета 640 шведских крон на ребенка в месяц. Существует также специальное пособие как одно из пособий на детей - для больших семей, имеющих трех и более детей, рожденных до 1996 г. Но постепенно оно перестает действовать в качестве отдельного пособия. Пособие на детей никак не связано с базовой суммой. Его величина определяется во время парламентских слушаний и относится к разряду политических решений. На детей в возрасте старше 16 лет, но все еще продолжающих посещать школу в соответствии с законом об обязательном образовании, выплачивается продленное пособие на детей. Размер этого пособия равен общему пособию на детей. Международное положение Являясь членом Европейского Союза и государством, имеющим соглашения о социальной безопасности со странами, не входящими в ЕС, Швеция обязана выполнять определенные международные правила, регулирующие координацию социального страхования для лиц, мигрирующих из одной страны в другую. Соответственно не все правила, действующие в рамках упомянутых шведских систем социального страхования, имеют международную силу. В частности, получение права на выплату любого вида пособия никак не связывается с требованиями шведского гражданства или проживания в Швеции. Пенсионная система Пенсионный возраст колеблется между 60 и 70 годами. Пенсия выплачивается до конца жизни. В том случае, если человек начинает получать пенсию ранее указанного возраста, его пенсия меньше, если позже, то больше. По положениям и той, и другой схемы лицо, ставшее инвалидом, получает право на пенсию по инвалидности , соответствующую тому, что он или она получили бы по достижении установленного пенсионного возраста. Величина этой пенсии практически не меняется, когда ее получатель достигает пенсионного возраста. Она просто переходит в пенсию по старости. ШВЕДСКИЕ ОМБУДСМЕНЫ Защита прав граждан в их взаимоотношениях с властями - один из основополагающих принципов шведского права. В осуществлении этого принципа важную роль играет институт омбудсменов. Омбудсмен - это должностное лицо, на которое возложен надзор за строгим соблюдением законов и постановлений в правоприменительной практике государственных, муниципальных и других органов власти. К омбудсмену может обратиться каждый, по отношению к кому орган власти или должностное лицо поступили неправомерно. Парламентские омбудсмены назначаются риксдагом (парламентом) . Защищая граждан от злоупотребления властью, от неправомерных или ошибочных решений административных органов и судебных инстанций, они укрепляют доверие к законности и надежность прав граждан. В ряде специальных областей имеются и другие омбудсмены, которые назначаются правительством и подчиняются парламентским омбудсменам. Они осуществляют тот же надзор, каждый в сфере своей специальной компетенции. Особое место занимает омбудсмен по прессе, который, в отличие от других омбудсменов, назначается особым комитетом заинтересованных организаций и представителей парламента. ПАРЛАМЕНТСКИЕ ОМБУДСМЕНЫ (Justitieombudsman) Институт омбудсменов при риксдаге (парламенте) был учрежден в 1809 г. как орган парламентского контроля за соблюдением законов и других правовых актов всеми судьями, гражданскими должностными лицами и офицерами вооруженных сил. При парламенте работают четыре омбудсмена, назначаемых на 4-летний срок. Один из них является административным руководителем группы, который определяет основные направления ее деятельности. Парламентские омбудсмены осуществляют надзор за деятельностью всех государственных и муниципальных органов и учреждений, их персонала, а также других должностных лиц. Однако есть несколько исключений. В компетенцию парламентских омбудсменов не входит контроль за деятельностью членов правительства, депутатов риксдага и членов муниципальных советов. Каждый омбудсмен имеет свою сферу деятельности. Любой гражданин, считающий, что власти поступили с ним неправомерно, может направить парламентскому омбудсмену письменную жалобу. В обязанности парламентских омбудсменов входят также периодические инспекции деятельности органов власти, принадлежащих к сфере их надзора. В последние годы таким инспекциям часто подвергались центральные государственные учреждения, административные органы ленов (лен - окружная административно-территориальная единица, в стране 24 лена) , тюрьмы, воинские части и т.п. Парламентские омбудсмены проводят также долговременные исследования, которые нередко приводят к пересмотру существующих законов и порядка их применения. Поводом к такой форме надзора могут послужить материалы, опубликованные в средствах массовой информации, или жалобы населения. Предпринимая такое исследование, парламентские омбудсмены не обязаны давать какие-либо объяснения о причинах. Парламентские омбудсмены выступают специальными обвинителями в суде по делам о нарушениях государственными должностными лицами их служебных обязанностей и имеют право подвергать виновных дисциплинарным взысканиям. Институт парламентских омбудсменов пользуется полной автономией даже в отношении к своему вышестоящему органу - риксдагу, который не вмешивается в работу омбудсменов. Однако отчеты группы омбудсменов рассматриваются одним из постоянных комитетов риксдага. После выборочной проверки отчета, комитет передает свое заключение в риксдаг. ОМБУДСМЕНЫ, НАЗНАЧАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ Омбудсмен по антитрестовскому законодательству (Naringsfrihetsombudsmannen) Институт омбудсмена по антитрестовскому законодательству был создан в 1954 г. и сейчас в его штате около 30 сотрудников. Деятельность этого омбудсмена основывается на Законе о противодействии ограничениям конкуренции от 1982 г., целью которого является обеспечение такой свободы конкуренции в области экономики, которая соответствовала бы интересам общества. Закон запрещает под угрозой уголовной ответственности два вида ограничительной предпринимательской деятельности: поддержание розничных цен (фиксирование цен “по вертикали” ) и предварительный тайный сговор о ценах в связи с коммерческими торгами. Однако при определенных обстоятельствах могут быть сделаны исключения. Многие необходимые расследования омбудсмен по антитрестовскому законодательству проводит силами своих сотрудников, но наиболее крупные расследования омбудсмен поручает Государственному комитету по ценам и картелям. Главной инспекции банков или Центральной инспекции частных страховых обществ, где хранятся регистры картелей. Подавляющее большинство дел разрешается путем переговоров между омбудсменом по антитрестовскому законодательству и затронутыми предприятиями. Если же усилия омбудсмена окажутся безуспешными, он может передать дело в Коммерческий суд 1 . В задачи омбудсмена по антитрестовскому законодательству входит также противодействие всяким регулирующим мероприятиям, незаконно ограничивающим свободу конкуренции, а также распространение информации для привлечения общественного внимания к проблемам свободы конкуренции. Омбудсмен по защите прав потребителей (Konsumentombudsmannen) Омбудсмен по защите прав потребителей вступил в должность в 1971 г. Его задача - обеспечить соблюдение двух законов, защищающих права потребителей: Закона о торговой деятельности и Закона о несправедливых договорных условиях. Этот закон регулирует методы маркетинга торговых фирм и других предприятий, занятых продажей товаров, услуг и т.п., но не касается объявлений, выражающих разные мнения или содержащих политическую пропаганду. Такого рода объявления защищены Актом о свободе печати. Любая форма маркетинга в коммерческой деятельности может быть запрещена, если она противоречит обычной торговой практике или будет признана неправомерной по другим причинам. Цель состоит в том, чтобы защитить покупателей и торговцев прежде всего от вводящей в заблуждение рекламы. Закон может быть применен, например, когда поместивший рекламное объявление коммерсант обещает слишком много или привлекает покупателей ценой, которую он впоследствии не может удержать. Закон о несправедливых договорных условиях защищает потребителей от применяемых продавцом необоснованных условий договоров купли-продажи, особенно при продаже по типовым договорам дорогостоящих потребительских товаров длительного пользования и услуг. Согласно этому закону могут быть запрещены такие условия договора, которые дают продавцу непомерные преимущества в ущерб покупателю. Дела, касающиеся некоторых методов торговой практики, продажи опасных потребительских товаров, несправедливых договорных условий, омбудсмен по защите прав потребителей передает на рассмотрение Коммерческого суда. Обнаружив по поступившим жалобам или в результате собственных расследований нежелательные методы маркетинга или неприемлемые договорные условия. Управление по делам потребителей сначала предпринимает попытку урегулировать дело путем переговоров с целью добровольного соглашения сторон. Если же такое соглашение невозможно, омбудсмен может передать дело в Коммерческий суд с требованием запретить предпринимателю дальнейшее применение таких методов маркетинга или условий договоров. Решение суда о запрете обычно содержит угрозу наложения на предпринимателя денежного штрафа. Решение это не может быть обжаловано. Омбудсмен по равным возможностям (Jamstalldhetsombudsmannen) Институт омбудсмена по равным возможностям был учрежден в 1980 г., когда был принят Закон о равенстве прав мужчин и женщин в трудовой деятельности. Задача омбудсмена по равным возможностям - добиваться соблюдения этого закона и в остальном всемерно содействовать стремлениям общества добиться равенства полов в трудовой жизни. Закон о равенстве должен способствовать достижению равных возможностей полов в труде, в его условиях, в возможностях развития потенциальных способностей в процессе труда. Закон запрещает дискриминацию по признаку пола и требует активных действий для достижения равенства полов на рабочем месте. Деятельность омбудсмена по равным возможностям заключается, главным образом, в информации, воздействии на общественное мнение и рассмотрении отдельных случаев дискриминации. Омбудсмен должен, насколько возможно, действовать методами консультации, советов и разъяснений, дискуссий, стремясь в первую очередь к тому, чтобы работодатель добровольно следовал предписаниям закона. Омбудсмен по вопросам этнической дискриминации (Ombudsmannen mot etnisk diskriminering) В 1986 г. был учрежден пост омбудсмена по вопросам этнической дискриминации. Этот институт был создан в соответствии с Законом о противодействии этнической дискриминации, принятым в том же году. Закон определяет этническую дискриминацию как несправедливое, оскорбительное отношение к человеку по признаку расы, цвета кожи, национальности, этнического происхождения и вероисповедания. Задачей омбудсмена по вопросам этнической дискриминации является противодействие ее проявлениям в обществе и в особенности на работе (но не в частной жизни) . Омбудсмен должен: 1) помогать жертвам дискриминации в защите их прав, давая компетентный совет и информацию, 2) участвовать в формировании общественного мнения, выступая на публичных дискуссиях, 3) давать рекомендации по законодательным и другим мерам борьбы с этнической дискриминацией. ОМБУДСМЕН ПО ПРЕССЕ (Pressombudsmannen) Шведский Совет по прессе, или Суд чести, основанный в 1916 г., является старейшим в мире и единственным в своем роде. Его учредителями были Национальный Пресс-клуб, Союз журналистов и Ассоциация издателей газет. Совет по прессе состоит из судьи, который является председателем, представителей названных выше организаций-учредителей (по одному от каждой) и двух представителей общественности, никак не связанных с издателями газет и их организациями. Институт омбудсмена по прессе для широкой общественности был создан в 1969 г. Назначение на пост омбудсмена производится особым комитетом, состоящим из парламентских омбудсменов и председателей Пресс-клуба и Шведской ассоциации адвокатов. Раньше, когда омбудсмена по прессе не было, жалобы на нарушение общепринятой газетной практики рассматривались в Совете по прессе, теперь же они направляются сначала омбудсмену по прессе, который имеет также право возбуждать дела о нарушениях по собственной инициативе. Любой заинтересованный гражданин может направить омбудсмену по прессе жалобу или протест по поводу опубликованного в печати материала, который он считает нарушением журналистской этики. Однако задетое газетой лицо должно дать свое согласие в случае, если его жалоба повлечет за собой взыскание газете. Получив заявление с жалобой, омбудсмен должен установить, готова ли газета опубликовать исправление или соответствующий ответ. Для этого омбудсмен может связаться с газетой. Если урегулировать дело таким путем невозможно и омбудсмен считает, что газета нарушила общепринятую практику, он может начать расследование, обратившись прежде всего к главному редактору газеты. Закончив расследование, омбудсмен может выбрать одну из следующих возможностей: 1) признать, что жалоба не дает оснований вынести газете порицание, 2) решить, что полученные сведения достаточно серьезны, чтобы передать дело в Совет по прессе, 3) если нарушение незначительно, - вынести газете порицание без обращения в Совет по прессе. Решения омбудсмена по альтернативам 1 и 3 могут быть обжалованы в Совете по прессе. Недовольные решениями омбудсмена и Совета по прессе имеют право обжаловать их в общем суде. За подачу жалоб омбудсмену по прессе плата не взимается. Омбудсмен отвечает также на вопросы граждан, касающиеся журналистской этики и газетной практики. Газета, нарушившая общепринятую газетную практику, должна опубликовать результаты расследования, проведенного омбудсменом или Советом по прессе. Кроме того, на нее может быть в административном порядке наложен штраф. Эта система самодисциплины прессы не предписана шведским законодательством она является совершенно добровольным соглашением, основанным на этических нормах журналистской и газетной практики. Система полностью финансируется тремя организациями прессы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Публикации Шведского института 1 в ИНТЕРНЕТ на официальном сайте посольства Швеции в Москве (http: //sweden. ru/sheets. html) . СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (1983 г.) . Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |