начало раздела | начало подраздела | ||||
Сборник событий, имен и названий на букву М | ||||
(от треч. mageia), искусство сверхъестественным путем воздействовать на людей и явления природы (см. также Волшебство и Колдовство). По Парацельсу, магия есть «мудрость; наука и искусство сознательного использования невидимых (духовных) сил для произведения видимых результатов» (Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001). В теории магии преобладает учение, что всё во Вселенной неразрывно связано между собой (закон симпатии). Соответственно, любое изменение в частности влечет за собой изменение в целом. Этот постулат лег в основу многих натурфилософских учений, а также в комплекс герметических наук (см. Алхимия, Астрология, Оккультизм). Отсюда происходит термин «симпатическая магия».
Вызов духа. Гравюра Энгельберта Зейбертца к «Фаусту» В основном магию разделяют на две группы — т. н. народная магия и высокая магия. Это разделение произошло еше в Древней Греции, где высокая магия получила наименование теургической или церемониальной. К народной магии относятся простейшие ритуалы колдунов и ведьм, основанные на заученных методах, не опираюшихся на личные знания и опыт, так сказать, «от бабушки и дедушки».
Посвящение в колдовские таинства. Старинная аллегория
Чаше всего к народной магии относят термин «колдовство». Тем не менее, по мнению некоторых философов, колдовство и магию необходимо отличать друг от друга, т. к. «колдовство — не магия и находится в том же отношении к магии, как тьма к свету. Колдовство имеет дело с силами человеческой и животной души, магия — с высшей силой духа... Настоящая магия — величайшая из всех наук о природе, ибо она включает в себя постижение как видимой, так и невидимой ее стороны... Первейшим требованием для занятий магией является глубокое знание естественной науки... Упражнения в истинной магии не требуют обрядов и заклинаний, начертания кругов или знаков... нужна лишь глубокая вера в великую силу всеобщего блага, действующую через разум человека» (Гартман Ф., Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001). Таким образом, высокая магия представляет собой утонченное искусство, связанное с комплексом необходимых (и немалых) познаний в различных областях наук, т. е. предполагает наличие определенного серьезного образования. Кроме того, высокая магия предполагает общение и отчасти подчинение магу различных духов и демонов (в основном т. н. черная магия). Высокую магию чаще именуют не столько наукой, сколько искусством (вообще термин «искусство» очень характерен для обозначения всех герметических наук, и в трактатах таких авторов, как Агриппа, Парацельс, Фламель и др., он полностью заменяет собой термин «наука»). Кстати, у Роулинг наименование «Dark art» переводится именно как «Темное искусство».
представители волшебного животного мира. В книгах Роулинг волшебная фауна присутствует в в"иде как традиционных мифических животных (дракон, единорог, кентавр, гиппогриф), так и непосредственно придуманных ею (флоббер-чер-ви, соплохвосты, нюхли и др.). Роулинг дает подробное описание каждого вида и рекомендации к его содержанию в неволе. Так, например, соплохвосты (англ. оригинал blast-ended skrewt) похожи на уродливых, лишенных панциря омаров, с ногами, торчащими из самых разных мест, а где голова — вообще невозможно разобрать. Они могут обжигать, жалить и кусаться одновременно. Имеют тенденцию при содержании в большом количестве убивать себе подобных (4). С помощью такого подробного описания создается полностью реальная картина существования подобных существ, к чему писательница и стремится.
специальный предмет с блестящей поверхностью, с помощью которого прорицатель был способен увидеть видения, предвещающие будущее или дающие ответы на заданные вопросы. Один из древнейших способов прорицания, применявшийся еще в Древнем Египте. Магический кристалл представляет собой чаще всего хрустальный шар, но также можно гадать по любым гладким и блестящим предметам, хорошо отражающим свет, например зеркала, сосуды с жидкостью, полированная поверхность металлов или камней и т. д.
Магический кристалл По преданию, М. Нострадамус делал свои предсказания, используя вместо магического кристалла гладкую поверхность воды. Методика гаданий различна, как различны и способы толкования аллегоричных видений. Общим для этого вида прорицания является следующее — ясновидец сосредоточивается на поверхности магического кристалла, после чего у него либо начинаются непосредственно видения, либо он мысленно получает определенную информацию в виде тех же образов и символов. Научиться верно интерпретировать эти символы — главная задача предсказателя. У Роулинг этот вид предсказаний применяется на уроках прорицания профессора Трелони (3). Поскольку, по словам профессора МакГонагалл, «прорицание — самая неточная ветвь магических знаний», предсказания с помощью магического кристалла в Хогвартсе особенно в расчет не берутся. Гермиона Грейнджер прямо говорит: «Этот урок — сплошное гадание... Если надо притворяться, что видишь предзнаменования, так я лучше совсем перестану на урок ходить». (англ. оригинал muggles; возможно, от англ. muggins — простак), в мире волшебников обозначение обычных людей, не волшебников, лишенных каких-либо магических способностей. В более широком смысле — обозначение обывателей, не способных поверить в чудесное, живущих лишь одной материальной стороной жизни, лишенных фантазии и стремления к самосовершенствованию. Именно последнее значение данного слова приобрело несколько негативную окраску, что привело к необоснованным обвинениям Дж. Роулинг в пренебрежительном отношении к обычным людям. Роулинг же просто хочет показать своим читателям, что человек, наделенный фантазией и воображением, уже как бы является волшебником (не маглом), а приземленные обыватели во все времена не пользовались уважением творческих людей (достаточно вспомнить филистеров Э. Т. А. Гофмана, кстати, между гофмановскими филистерами и магла-ми Роулинг вполне можно поставить знак равенства). Минерва (англ, оригинал McGonagall Minerva, приставка Mc указывает на шотландское происхождение фамилии), профессор трансфигурации (сменила в этой должности профессора Дамблдора), заместитель директора и декан факультета Гриффиндор в Хогвартсе.. Минерва — в римской мифологии богиня разума, изобретательности и сообразительности, покровительница искусств и ремесел, а также музыкантов, врачей, ваятелей, актеров, поэтов, учителей и учеников. Так что декану Гриффиндора весьма подходит подобное имя. Подробные сведения о биографии М. МакГонагалл отсутствуют, но можно предположить, что заканчивала она Хогвартс, скорее всего факультет Гриффиндор. Женщина довольно сурового вида, черные (заметим, что не седые, стало быть, она еще далеко не стара) волосы всегда собраны в тугой узел на затылке. Предпочитает изумрудный цвет в одежде. Интересно отметить, что традиционно зеленый цвет считался излюбленным у ведьм и живущих в лесах фей и эльфов. Отличается любовью к порядку и дисциплине, обостренным чувством справедливости, но, несмотря на внешнюю суровость, часто бывает снисходительна.
Ведьма превращается в кошку. Рисунок Е. Браун Умеет без малейших усилий контролировать обстановку в классе. Настоящий профессионал своего дела, что является общепризнанным. Пользуется безграничным доверием и дружбой профессора Дамблдора. Зарегистрированный анимаг, превращается в полосатую кошку с отметинами вокруг глаз, похожими на очки профессора. Вместе с профессором Дамблдором и Хагридом присутствовала на Тисовой улице, когда кДурслям впервые попал Гарри Поттер (1). При поступлении последнего в Хогвартс сумела разглядеть его спортивный талант и в качестве исключения (первокурсникам было запрещено входить в состав школьных команд) разрешила играть за сборную его факультета по квиддичу. Вообще у учеников пользуется любовью и уважением, являясь своеобразным воплощением образа идеального преподавателя. Эрни (англ. оригинал Ernie McMillan; Эрни - уменьшительное от Эрнест), ровесник и соученик Гарри Поттера по Хогвартсу. Родился в 1980 (см. Даты), поступил в Хогвартс в 1991. Учится на факультете Пуффендуй. В настоящее время (1995/96) учится на пятом курсе школы. Уолдеп (англ. оригинал Walden Macneir), экзекутор (палач) Министерства магии в Комиссии по контролю и обезвреживанию опасных существ. Впервые появляется во время казни гиппогрифа Клювокрыла (3). Был и является пожирателем смерти, а также одним из ближайших соратников Волан де Морта, присутствующих на его возрождении (4). Учитывая также его профессиональные пристрастия, можно сделать вывод, что главной чертой его характера является жестокость. Подробности биографии неизвестны. Олимпия (англ. оригинал Maxim Olimpia, от франц. maxima - максимальный, в свою очередь от лат. maxime - всего более. «Говорящая» фамилия, указывающая на огромный рост персонажа. Если принять во внимание, что Олимп — это гора богов в Древней Греции, то выбор имени также весьма логичен), директор Академии магии Шармбатон. Впервые приехала в Хогвартс на Турнир Трех Волшебников в 1994 (см. Даты). Правда, можно заключить, что с директором Хогвартса профессором Дамблдором была знакома еще раньше. Точный возраст и подробности биографии неизвестны. Единственно, что известно, что в числе ее предков были великаны. Обладает, соответственно, огромным ростом, чуть ли не больше Хагрида. Достаточно сказать, что ее черные лаковые туфли были размером никак не меньше детских санок. Тем не менее обладает довольно привлекательной внешностью: «... красивое лицо с оливковой кожей, темные волоокие глаза и крупный орлиный нос, блестящие волосы собраны в низкий пучок на шее... с головы до ног закутана в черную атласную мантию, на шее и толстых пальцах поблескивают превосходные опалы». Среди ее предков были великаны (кто конкретно, неизвестно), что она тщательно скрывает, объясняя свой рост «широкой костью». Эта тема ей настолько неприятна, что послужила поводом к ссоре с Хагридом, сердце которого покорила и, скорее всего, отвечает ему взаимностью (4).
(англ. оригинал Malfoy Draco; скорее всего, от англ. malfeasant — преступник, преступный, беззаконный, а также от mal — злой и foe — враг. Имя скорее всего происходит от англ. Draco, имеющего два значения — «созвездие Дракон» и «летающий дракон». В любом случае создана аллюзия на что-то зловещее), единственный сын Люциуса и Нарциссы Малфой. Ровесник и соученик Гарри Поттера по Хогвартсу. Родился в 1980 (см. Даты), поступил в Хогвартс в 1991. Учится на факультете Слизерин. Бледный мальчик с тонкими чертами лица. Говорит слегка растягивая слова. Впервые встретился с Гарри в магазине мадам Малкин в Косом переулке (1). На втором курсе был зачислен в команду Сли-зерина по квиддичу ловцом, благодаря тому, что его отец Люциус Малфой купил всей команде метлы последней модели «Нимбус-2001». Имеет друзей только на своем факультете, с другими предпочитает не общаться или же отпускать в их адрес различные колкости. Особенно часто пытается вызвать на конфликт Гарри и его друзей, являясь их непримиримым врагом. Ему, как и его отцу, присущ крайний снобизм и, если так можно выразиться в данном случае, расизм — он считает, что есть семьи волшебников значительно лучше других, что определяет чистота волшебной крови и богатство. Маглов не считает за людей вообще. Обычно ходит в сопровождении Крэбба и Гойла, являясь для последних непререкаемым авторитетом. О себе придерживается крайне высокого мнения, что культивируется в его семье.
(англ. оригинал Malfoy Lucius; этимологическое происхождение фамилии см. Драко Малфой. Имя может быть истолковано двояко — с одной стороны, «Люциус» может содержать намек на Люцифера, т. е. дьявола, говоря о темных сторонах внутренней сущности персонажа. С другой стороны, имя может быть образовано от лат. luceo — быть светлым.
Вампир. Рисунок Е. Браун В этом случае оно говорит о внешних характеристиках), отец Драко Малфоя. Люциус — высокий худой человек, с бледным остроносым лицом и холодными серыми глазами, бесцветный блондин. Малфою свойствен снобизм и презрительное отношение к окружающим. Представитель старинной волшебной аристократии. Очень богат и кичится своим древним происхождением и чистотой волшебной крови. Точный возраст неизвестен. Заканчивал в Хогваршсе факультет Слизерин. Когда Волан де Морт был в силе, Люциус состоял его ближайшим помощником, правой рукой. Когда же Темный Лорд потерял былое могущество, Малфой одним из первых сделал вид, что перешел на сторону Дамблдора. Но продолжал всячески вредить добрым волшебникам. Люциус являлся председателем попечительского совета Школы чародейства и волшебства «Хогвартс». Однажды даже добился путем подкупа членов попечительского совета временного отстранения Дамблдора от занимаемого поста, считая его никуда не годным директором за терпимое отношение к маглам. Вскоре после этого был исключен из попечительского совета, но продолжает иметь огромное влияние на Министерство магии (2). Семейство Малфоев владеет старинным замком, в котором явно занимается черной магией. Находясь в этой связи под подозрением Министерства, Люциус был вынужден продать кое-какие атрибуты черной магии в Лютном переулке. Надо отметить, что, несмотря на явные отрицательные характеристики персонажа, Роулинг говорит о щедрых пожертвованиях семейства Малфоев на различные нужды благотворительности (например, на больницу св. Муно). Правда, при этом читателю дается понять, что делается все это отнюдь не бескорыстно, а чтобы откупиться от подозрений о связи с Волан де Мортом и вообще с черной магией. Вместе с тем Люциус присутствовал при возрождении Волан де Морта, который красноречиво охарактеризовал его «мой скользкий друг». Волан де Морт признает, что Люциус (один из очень немногих, если не единственный) «не отрекся от прежней жизни, хотя и был вынужден надеть личину приличного человека». Скорее всего, именно его Темный Лорд сделает своей правой рукой. (англ. оригинал Malfoy Narcissa. Этимологическое происхождение фамилии см. Драко Мапфой. Имя говорит само за себя: Нарцисс — символ бесчувственной красоты, самолюбования, холодности, а также смерти), жена Люциуса Малфоя и мать Драко Малфоя. Нарцисса — холодная красавица, блондинка, «высокая и стройная, она была бы довольно мила, если бы на ее лице не присутствовало постоянно такое выражение, будто ей в нос непрестанно лезет какой-то мерзкий запах». По описанию внешности можно заключить, что ей, как и ее мужу, присущ снобизм и презрение к окружающим, а также самое высокое мнение о собственной персоне. Появляется впервые на Чемпионате мира по квиддичу (4). (лат. mandragora), род многолетних трав семейства пасленовых. Многолетние, бесстебельные или с очень коротким стеблем травы, имеющие крупные цельные листья длиной до 80 см в густой розетке. Цветки одиночные зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Плод представляет собой крупную оранжевую или желтую ягоду. Растение обладает сильным неприятным запахом, высокотоксично. Корни часто имеют форму человеческой фигуры, откуда пошла традиция приписывать этому растению магическую силу. Иногда мандрагору представляют как символ самой магии и колдовства.
Мандрагора
По Дж. К. Роулинг — средство для восстановления здоровья, а также для возвращения изначального облика подвергнувшемуся заклятию. Мандрагора — составляющая болыпинствя противоядий. Представляет собой пучки лилово-зеленых листьев, у которых вместо корней — крошечный, безобразный младенец, который истошно орет, когда мандрагору пересаживают. Плач мандрагоры смертельно опасен для всех, кто его слышит. Плач маленькой мандрагоры еще не убивает, но может часа на четыре оглушить. Поэтому все работы с этим растением проводятся в специальных наушниках. В сентябре растения были младенцами, в марте уже настолько повзрослели, что закатили «безобразную вечеринку». К июню они окончательно созрели и были готовы к употреблению (2).
в индийской мифологии чудовище с телом льва, раздвоенным хвостом скорпиона, способным выбрасывать жалящее ядовитое пламя на десятки метров, и лицом человека. Правда, последнее весьма относительно, т. к. челюсти мантикоры представляют собой три ряда острых как бритва зубов, которые входят друг в друга, когда пасть захлопывается. Мантикора отличается удивительной кровожадностью и является опаснейшим персонажем древних мифов.
(от греч. mantion - покрывало, плащ. Англ. оригинал cloak — мантия, плащ), широкая длинная (обычно ниспадающая до земли) одежда, надеваемая поверх другого платья. Является символом мудрости и силы. Парадная одежда коронованных особ, Папы
Римского, высших иерархов церкви. Кроме того, длинный плащ с капюшоном - одежда монахов. Также мантии надевают судьи, члены ученых обществ и академий. Кроме того, одетыми в длинные мантии традиционно изображались маги и волшебники.
(см. также Квиддич), описываемые в четырех книгах матчи, рассмотренные в хронологическом порядке. Даты проведения этих матчей выверены по статье «Даты».
(англ. оригинал Time Turner; от англ. time — время и turner — гимнаст, акробат. А что же еще, как не акробатические трюки со временем проделывает данное устройство?), прибор для возвращения в прошлое, причем на строго определенное время, своеобразная очень точная машина времени. Насчет того, способен ли Маховик переносить человека в будущее, ничего не сообщается. Представляет собой крохотные, сверкающие песочные часы на очень длинной золотой цепи. Каждый переворот песочных часов смещает время на один час назад. Соответственно часы, будучи трижды перевернуты, смещают время на три часа назад и т. д. Цепь накидывается при этом на шею тех, кто перемеща-
(англ. Merlin, встречается вариант имени Мерлин Амброзии), классический великий волшебник и прорицатель, наставник Артура из сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Король Артур и Мерлин в облике старца, предсказывающий ему будущее
Этот образ в течение нескольких веков был изучаем не только литературоведами и исследователями кельтской культуры, но и историками, мистиками и оккультистами. Впервые о Мерлине упоминается в книге «Предсказания Мерлина» (ок. 1130), хронике «История королей Британии» (ок. 1136) и «Жизни Мерлина» Гальфрида Монмутского (?—1154 или 1155). В XIII в. эти труды легли в основу валлийских и английских сказаний «Arthour and Merlin», повествующих о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Правда, еще в VI в. в валлийских легендах упоминается бард Мирддин Эмрис, которого некоторые исследователи рассматривают как прообраз Мерлина. Существует также версия, что имя «Мерлин» принадлежало нескольким колдунам, а литературный образ родился как собирательный. Но точное происхождение ни имени, ни самого персонажа так и не установлено. По Гальфриду Монмутскому, Мерлин — сын дочери короля Дифеда, ставшей монахиней, и демона. Таким образом, уже со времени зачатия ребенку было уготовано стать великим магом и провидцем. С раннего детства Мерлина отличал необыкновенный пророческий дар. Будучи юношей, он стал заниматься магией. Как великий чародей, Мерлин был способен изменять свой облик и облики других людей. Так, он представал перед различными персонажами эпоса в виде то отшельника, то старца, то четырнадцатилетнего мальчика, а то и вообще тенью. А будущего отца Артура короля Утера Пендрагона Мерлин обратил в герцога Корнуоллского Горлойса (Горлуа), чтобы под видом герцога тот смог проникнуть к его жене Игрене (Игрей-не) и зачать Артура. Во имя спасения будущего короля Мерлин спрятал новорожденного Артура, а затем стал заниматься его воспитанием, фактически заменив ему отца. Когда пришло время, Мерлин предсказал, что Артур станет королем после того, как вынет из каменной глыбы меч, который, согласно пророчеству, сможет извлечь только будущий король. Правда, этот мотив у Гальфрида Монмутского отсутствует, зато описан в романе «Мерлин» Роберта де Борона (XIII в.), а затем в
«Вульгате» (1214-1235) - прозаическом цикле романов «Ланселот в прозе», «Поиски Святого Грааля», «Смерть Артура», «История Святого Грааля» и «История Мерлина», а также в более позднем своде сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура» (1485). После воцарения Артура Мерлин стал его советником. Он отвез Артура к волшебному озеру, где тот обрел магический меч Экскалибур (в лат. варианте Гальфрида Монмутского Caliburnus). Мерлин раскрыл Артуру, что ножны этого меча защищают владельца от любых ран. С помощью своей магии Мерлин победил восставших против власти юного Артура королей соседних земель, а затем неоднократно спасал ему жизнь. Таким образом, Мерлин употребил во благо те демонические силы, которые унаследовал от отца. Более того, он как бы олицетворяет собой мост между язычест вом с его магическими ритуалами и христианство, (именно он приносит знание о святой христианской реликвии чаше Грааля, в которую, по преданию, была собрана кровь Христа, он же вдохновляет Утера Пендрагона на создание духовного ордена рыцарей Круглого Стола). Сам Мерлин чужд интереса к материальным благам — ему не нужны ни титулы, ни звания, он обитает неизвестно где, появляясь только чтобы дать необходимый совет или совершить волшебство, возраст его также неизвестен. Чаще всего Мерлин изображается в виде мудрого старца. После своего ухода, согласно валлийским источникам, Мерлин удалился в стеклянный невидимый замок на острове Бардси, где он стал хранителем Тринадцати Сокровищ Британии — магических предметов, среди которых мантия короля Артура, делающая невидимым того, кто ее носит; Золотая Шахматная Доска Гвенддолау с «живыми» серебряными шахматами; Меч Риддерик, делающий неуязвимым смельчака, в руках которого он находился; Корзина Гуиддно Гаранира, которая еду для одного человека превращала в пищу для сотни человек; неистощимый Рог Бренна; Колесница Моргана, направляющаяся куда бы ни пожелал всадник; Уздечка Клйдно Эйддин, созывающая к своему владельцу лучших лошадей; Нож Ллоуфродедда Конюха; Котел Дюрнуич, готовящий пищу
основное средство передвижения ведьм, согласно мифологической и фольклорной традиции многих народов. Трудно найти какую-либо сказку или легенду с участием ведьмы или колдуньи, в которой она не летала бы на метле. Русская Баба Яга, летающая в ступе, не является исключением, т. к. она правит этой ступой все равно при помощи метлы. Самое раннее изображение ведьм, летающих на метле, из рукописи Мартина ле Франка «Le Champion des dames» относится примерно к 1440. Как символ метла представляет собой женское домашнее хозяйство (ведьмы в подавляющем большинстве именно женщины). Кроме того, именно метлой выметают из жилища сор (ведьма, летящая на метле, заметает в воздухе свои следы). Чаще всего в качестве выхода из жилища (а также входа в него) ведьмы использовали печную трубу (можно вспомнить в связи с этим способ передвижения семейства Уизли через каминные дымоходы).
Традиционная метла ведьмы
Обычно ведьмы использовали метлу в качестве транспорта для полетов на шабаш. Причем в некоторых легендах говорится, что новички иногда падали (первый полет Невилла Долгопупса также окончился его падением). Насчет этих полетов существуют две противоположные версии. Одна из них утверждает, что полеты действительно имеют место. Даже в качестве борьбы с ведьмами предлагалось выставлять высоко над крышами домов отточенные косы, на которые ведьмы наткнутся, если пролетят мимо. Кроме того, считалось, что звон церковного колокола может сбросить ведьму с метлы на землю. Часто в ночь наиболее известных шабашей (например, с 30 апреля на 1 мая или с 31 октября на 1 ноября) церковные колокола звонили не переставая. Другая теория утверждает, что на самом деле никаких полетов ведьма не совершает, а летает лишь в своем воображении благодаря действию галлюциногенных мазей. Подобные снадобья для полетов употребляются как в первом случае (ведьма натирается такой мазью сама и натирает ей же свою метлу), так и во втором (так, известное свойство аконита, который входил в состав мазей для полетов, сокращать сердечную мышцу вызывает галлюцинаторное ощущение полета или падения с большой высоты). Но так или иначе, самым распространенным стереотипом в фольклорных традициях многих стран стал образ ведьмы, сидящей верхом на метле и взмывающей в воздух с невероятной скоростью.
по-видимому основной орган управления мира волшебников. Его главной задачей является обеспечение секретности существования мира волшебников, т. е. главная работа Министерства магии состоит в том, чтобы люди не догадались, что в стране на каждом углу живут волшебники. Тем не менее в рамках секретности Министерство магии входит в контакт с магловскими (см. Маглы) органами управления, когда того требует необходимость (например, при побеге Сириуса Блэка или при массовых убийствах людей во времена Волан де Морта и т. д.). Интересно отметить, что в магловском мире любое министерство осуществляет
исполнительную деятельность и руководит отдельными отраслями управления. Число министерств и распределение компетенции между ними определяются практически либо самим президентом (или монархом, в зависимости от государственного устройства страны), либо главой правительства (премьер-министром). Министр назначается и смещается также главой исполнительной власти или правительства (президентом, монархом или премьер-министром). Причем в некоторых государствах (например, в Великобритании) министр обязательно должен быть членом парламента, а в некоторых (например, во Франции), наоборот, пост министра несовместим с депутатским мандатом. Таким образом, министры либо входят в состав правительства, либо ответственны перед ним. Правительство подчиняется непосредственно президенту или монарху. У Роулинг в мире волшебников Министерство магии представляет собой аналог целого правительства, так как исключительно в его ведомстве находятся практически все отрасли управления. Отдельные структурные подразделения Министерства магии вполне могли бы составлять самостоятельные министерства. Таким образом, глава Министерства магии являет собой в одном лице высшую исполнительную и законодательную власть в мире волшебников (практически аналог президента). Правда, остается несколько неясным, каким образом он получает свой пост. Скорее всего, эта должность выборная внутри самого Министерства, учитывая, что это высший государственный пост, назначаться «сверху» он не может. Нынешний министр магии Корнелиус Фадж.
Плакса (англ. оригинал Moaning Myrtle; от англ. moaning - стонущий, жалующийся, и myrtle -мирт. Дословно — Стонущая Мирта), привидение из закрытого туалета для девочек на третьем этаже Хогвартса. Представляет собой очень некрасивую, полную девочку, лицо которой обезображено прыщами. При жизни над ней все насмехались, а она очень тяжело переживала по поводу своей внешности. Умерла от взгляда василиска примерно 50 лет назад. С тех пор является привидением, постоянно жалующимся на свою внешность и «жизнь». Несмотря на свое постоянное занудство, она старается постоянно помочь по мере своих сил Гарри Поттеру, в которого своеобразно влюблена. Так, например, именно она помогла ему разгадать загадку золотого яйца перед вторым туром Турнира Трех Волшебников (4). (англ. оригинал Ms. Norris), кошка школьного завхоза Филча. «Тощее пыльно-серое создание с выпученными горящими глазами». Патрулирует коридоры школы. Стоило ей заметить, что кто-то самую малость нарушил школьные правила, как она исчезала, а на ее месте появлялся Филч. Ученики считают, что у нее с Филчем телепатическая связь. Соответственно большой любовью учеников кошка не пользуется. В 1992 подверглась нападению василиска, но осталась жива, т. к. увидела лишь отражение в воде смертоносного взгляда чудовища. Была вылечена эликсиром мандрагоры. С тех пор продолжает спокойно шпионить за учениками Хогвартса.
(Моргана Ле Фей, Фея Моргана), в кельтском фольклоре, связанном с легендами о короле Артуре, колдунья, сводная (по некоторым преданиям — родная) сестра короля Артура, старшая из девяти сестер, хозяйка острова Аваллон (чудесный остров, на который отвозят умирающего короля Артура и на котором он ожидает часа своего возвращения). После смерти отца Артура Утера Пендрагона она была отправлена в некую школу при монастыре, в которой обучилась черной магии (эта версия
(англ. оригинал Firebolt; от англ. fire — огонь и bolt — удар грома, стрела арбалета, нестись стрелой), метла «невиданной красоты», новейшая модель (3) 1993. Ирландская международная ассоциация игры в квиддич, фавориты Кубка мира, сразу заказала семь таких метел. «Новейшая гоночная спортивная метла. Кленовая рукоятка обтекаемой формы отполирована алмаз-
(англ, оригинал auror; вероятно, от англ. Aurora — мифологическая богиня утренней зари и auroral — утренний, сияющий. Как перед зарей отступает ночная тьма, так и благодаря деятельности мракобор-цев отступают силы зла. Так что данный перевод весьма логичен), специальный отряд ловцов черных магов при Министерстве магии. Ведут беспощадную борьбу с адептами черной магии как до, так и после падения Волан де Морта. По ходатайству Б. Крауча-старшего в исключительных случаях им было разрешено использовать Непростительные заклятия. Наиболее активно себя проявили на этом поприще Бартемий Крауч-старший и Аластор Трюм. Мракоборцем был Фрэнк Долгопупс, отец Невилла. |
начало раздела | начало подраздела