Создание ссылок Существует несколько способов порождения ссылок. Рассмотрим их в порядке следования от чаще употребляемых синтаксических конструкций к более редким. Операция ссылки "\" Операция "\", примененная к единственному аргументу, создает ссылку на этот аргумент. В качестве последнего может выступать переменная любого типа или константа. Примеры: $а=\5; $scal_ref=$a; $arr_ref=\@myarray; $hash_ref=\%myhash; $funC_ref=\ anyfunc ; В данном примере скалярной переменной $а присваивается значение ссылки на константу 5, т. е. адрес ячейки памяти, в которой хранится число 5. Адрес самой переменной $а хранится в переменной $scai_ref. Переменные $arr_ref, $hash_ref, $func_ref хранят адреса ячеек памяти, являющихся начальными точками размещения соответственно массива gmyarray, хеш-массива %myhash и кода функции myfunc. К переменным, содержащим ссылки, можно применять все операции допустимые для скалярных величин. Их можно присваивать другим переменным, складывать, умножать, делить, выводить на экран и т. д. За исключением присваивания применение подобных операций к ссылкам, как правило, смысла не имеет. Например, вывод рассмотренных выше переменных print $scal_ref, "\n", $arr_ref,"\n", $hash_ref, "\n", $func_ref, "\n"; будет состоять иа строк, подобных следующим: SCALAR(Ox9b8994) ARRAY(Ох9Ь8а18) HASH(Ox9b8a60) CODE(Ox9b3dl4) Здесь каждая строка содержит слово, обозначающее тип ссылки и ее значение — адрес в виде шестнадцатеричного числа. Операция, которую действительно имеет смысл применять к ссылкам, это операция разыменования, то есть операция получения того значения, на которое указывает ссылка. Синтаксические конструкции, используемые для разыменования ссылок, мы рассмотрим после того, как обсудим способы их создания. Конструктор анонимного массива В рассмотренном выше примере операция "\" применялась к переменным, обладающим именами. Perl позволяет создавать ссылки на анонимные массивы при помощи специальной конструкции, использующей квадратные скобки: $arr_ref = [1,2,3]; В результате данной операции присваивания будет создан анонимный массив с элементами (1,2,3), а переменной $arr_ref будет присвоено значение ссылки на этот массив. Компилятор различает случаи использования квадратных скобок для создания ссылки на анонимный массив и для обращения к отдельным элементам массива, как, например, в операции присваивания $а = $myarray[2].
Конструктор анонимного ассоциативного массива По аналогии с массивами можно создавать ссылки на анонимные ассоциативные массивы, используя фигурные скобки. Операция присваивания %hash_ref = { 'Опе'=>1, 'Two'=>2, "Three'=>3 }; создаст анонимный хеш-массив cone'=>i, 'Two'=>2, "rhree'=>3) и присвоит переменной %hash_ref значение ссылки на этот хеш. Фигурные скобки используются во многих конструкциях, например, для обращения к индивидуальному элементу хеш-массива $а = $myhash{"first"} или для выделения блока операторов. Обычно такие случаи легко различимы, и их нельзя спутать с порождением ссылки на анонимный хеш. Но иногда возникают неоднозначные ситуации, требующие разрешения. Забегая вперед, приведем пример, связанный с определением функции пользователем. (Желающие могут предварительно прочитать начало части 11, в которой рассказывается о подпрограммах и функциях.) Предположим, что необходимо определить функцию, которая создает анонимный хеш и возвращает ссылку на него. Возвращаемое значение можно задать при помощи встроенной функции return. Если конструкция return отсутствует, то в качестве возвращаемого значения по умолчанию принимается значение последнего выражения, вычисленного внутри функции. Таким образом, синтаксически допустимо следующее определение функции sub get_hash_ref { {@_} } В данном примере внутренняя конструкция в фигурных скобках интерпретируется как блок. Для того чтобы она интерпретировалась как ссылка на анонимный хеш, необходимо использовать функцию return или поставить перед внутренней конструкцией знак "+": sub get_hash_ref { return {(?_}
} sub get_hash_ref { +{@_} } В предыдущих разделах рассмотрены основные способы создания ссылок: . О применение операции " \ " к объекту ссылки;
Эти способы применяются наиболее
часто в тех случаях, когда возникает необходимость в использовании ссылок. Но
существуют и другие источники появления ссылок, о которых следует упомянуть
для полноты изложения. Мы уже использовали в примерах подпрограммы, не дожидаясь их систематического изучения. Поэтому можем рассмотреть в этой главе такой вид ссылки, как ссылка на анонимную подпрограмму. Ссылка на анонимную подпрограмму может быть создана при помощи ключевого слова sub, за которым следует блок — последовательность операторов, заключенная в фигурные скобки: $sub_ref = sub { print "Привет!\n"); В результате операции присваивания в переменную $sub_ref заносится адрес, по которому размещается код анонимной подпрограммы. В данном примере подпрограмма состоит из единственного обращения к функции print, выводящей строку "Привет!". Пример, иллюстрирующий данный вид ссылки, будет рассмотрен далее в этой главе. Ссылка, создаваемая конструктором объекта В версию 5.0 языка Perl была добавлена поддержка объектно-ориентированного программирования. Основой объектно-ориентированного подхода являются понятия класс и объект. (Классы и объекты рассматриваются в части 13.) Понятие "объект" реализовано
в языке Perl таким образом, что объект становится доступным в программе только
через ссылку на него. Для создания объекта используется специальная подпрограмма
— конструктор, которая, в свою очередь, применяет для этого встроенную
функцию bless о. Конструктор возвращает ссылку на объект. Таким образом, это
еще один способ порождения ссылок, без которого не обойтись тем, кто использует
объектно-ориентированный подход в Perl. Компилятор Perl хранит имена всех переменных программы в таблице символов. Отдельная таблица символов существует для каждого пакета, образуя собственное пространство имен. (О пакетах и таблицах символов рассказывается в части 12.) Каждый идентификатор, встречающийся в пакете, заносится в таблицу символов. Одинаковые идентификаторы, соответствующие переменным разных типов, образуют гнездо, в котором каждому типу соответствует свой элемент, содержащий адрес переменной данного типа. Если, например, в программе имеются следующие строки $а=5; @а=(1,2,3,4,5); %а=("опе"=>1,"two"=>2,"three"=>3); sub a {return "Hello, Mike!";}; то таблица символов содержит гнездо для идентификатора "а", состоящее из четырех элементов, хранящих адреса: скалярной переменной $а, массива @а, ассоциативного массива %а и кода подпрограммы &а. В языке Perl существует внутренний тип данных typeglob. Признаком этого типа является наличие префикса "*" в имени переменной. Тип typeglob служит для ссылки на все переменные разных типов с одинаковыми именами. Например, переменная *а обозначает ссылку на гнездо "а" в таблице символов. Используя специальную запись, можно при помощи переменной typeglob получить ссылки на отдельные элементы гнезда: $scalarref = *a{SCALAR}; # эквивалентно $scalarref = \$a; $arrayref = *a{ARRAY}; # эквивалентно $arrayref = \@а; $hashref = *a{HASH}; # эквивалентно $hashref = \%a; $coderef = *a{CODE}; # эквивалентно $coderef = \&a; $globref = *a{GLOB}; # эквивалентно $globref = \*a; Неявное создание ссылок В рассмотренных случаях осуществляется явное создание ссылки при помощи операции "\" или специальных синтаксических конструкций. В них всегда явным образом определяется скалярная переменная, в которую и заносится значение ссылки. Ссылка может также создаваться неявно в случае, когда операция разыменования применяется к ссылке, ранее не созданной в программе явным образом, и в контексте выражения предполагается, что такая ссылка должна существовать. Возможно, последнее предложение звучит не совсем понятно. Его смысл станет ясным в следующем разделе. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |