начало раздела | начало подраздела МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство направляет для использования в работе Рекомендации по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена, в 2003 году. Приложение: на 6 л.
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2003 году Настоящие Рекомендации разработаны на основании законодательства Российской Федерации в области образования, Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 №1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 № 3420), Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (приказ Минобразования России от 14.01.2003 № 50, зарегистрирован Минюстом России 06.02.2003 № 4188); Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.12.2002 № 4304, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003 № 4169). Рекомендации могут быть использованы: образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования (далее соответственно - ссузы и вузы), участвующими в эксперименте по введению единого государственного экзамена (далее –эксперимент); ссузами и вузами, не участвующими в эксперименте, но принявшими решение засчитывать результаты единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в качестве результатов вступительных испытаний. При подготовке правил приема в 2003 году указанные ссузы/вузы должны исходить из необходимости отразить в них особенности приема документов, организации вступительных испытаний, проведения конкурса и зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности. Для этого в правилах приема рекомендуется выделить отдельный раздел «Прием на направления подготовки и/или специальности, включенные в эксперимент по введению единого государственного экзамена» либо дополнить соответствующими положениями имеющиеся разделы правил приема. 1. В разделе, определяющем перечень направлений подготовки и специальностей, на которые объявляется прием, рекомендуется с учетом схемы проведения эксперимента в данном субъекте Российской Федерации (далее – субъект Федерации) указать: перечень направлений подготовки и/или специальностей, включенных в эксперимент, с указанием форм обучения; перечень вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности, по которым засчитываются результаты ЕГЭ или проводятся вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ; перечень вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности для поступающих, имеющих право на зачисление в ссузы/вузы по результатам уменьшенного количества вступительных испытаний. 2. В разделе, регулирующем прием документов, рекомендуется указать следующее. 2.1. Поступающие на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности, кроме установленного перечня документов, представляют по своему усмотрению оригиналы или заверенные в установленном порядке копии свидетельства о результатах ЕГЭ. В соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена (далее - Положение о ЕГЭ) следует предусмотреть возможность направления документов поступающими, имеющими свидетельство о результатах ЕГЭ, заказным письмом. Для этого до начала приема документов необходимо опубликовать примерную форму заявления.
направления подготовки и/или специальности, включенные в эксперимент, на которые поступающий может подать документы одновременно; сроки приема документов на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности по различным формам обучения, исходя из реализуемой схемы эксперимента с учетом требований Порядка приема в ссузы, Порядка приема в вузы и п. 3.4 настоящих рекомендаций. В целях упорядочения процедуры зачисления в правилах приема рекомендуется установить срок, в течение которого поступающий должен подтвердить свое согласие обучаться в данном ссузе/вузе (представить оригиналы необходимых документов). Указанный срок должен определяться с учетом времени фактически необходимого для направления поступающим и получения ссузом/вузом соответствующего подтверждения (оригиналов документов), но не менее двух рабочих дней. 3. В разделе, регулирующем проведение вступительных испытаний, рекомендуется учесть следующее. 3.1. Вступительные испытания на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности проводятся по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации - в форме и по материалам ЕГЭ. по общеобразовательным предметам, которые не входят в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации – в форме, определенной в правилах приема. 3.2. К вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ допускаются: поступающие, не участвовавшие в ЕГЭ в мае-июне 2003 года; поступающие, не сдававшие ЕГЭ в мае-июне 2003 года по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ на избранные ими направления подготовки и/или специальности. Поступающие, сдававшие ЕГЭ в мае-июне 2003 года по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний на избранные направление подготовки и/или специальность, к повторным испытаниям по этим же предметам не допускаются. 3.3. Ссуз/вуз вправе самостоятельно определить форму вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, только в следующих случаях: ссуз - для поступающих, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее или высшее профессиональное образование; вуз - для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам. 3.4. Вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ организуются государственной экзаменационной комиссией субъекта Федерации (далее - ГЭК) при участии приемной комиссии ссуза/вуза в сроки, установленные Минобразованием России. Указанные испытания по каждому общеобразовательному предмету проводятся одновременно во все ссузы и вузы, участвующие в эксперименте. 3.5. ГЭК по представлению приемной комиссии ссуза/вуза организует комплектование групп поступающих, сдающих вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ. Контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в мае-июне 2003 года, представляемых поступающим в ссуз/вуз, осуществляет приемная комиссия ссуза/вуза совместно с ГЭК. Приемная комиссия ссуза/вуза вправе самостоятельно обратиться в Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ за подтверждением достоверности сведений, представленных поступающим об участии в ЕГЭ в мае-июне 2003 года. Поступающий, представивший недостоверные сведения, участвует в конкурсе в ссуз/вуз с тем количеством баллов, которое было получено им при сдаче ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в мае-июне 2003 года. 3.6. Поступающие в ссузы/вузы, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также поступающие в ссузы, имеющие диплом о начальном профессиональном образовании с отличием, проходят вступительные испытания профессиональной направленности (профильные испытания) по общеобразовательному предмету, определенному в правилах приема. В случае если указанные лица набрали на ЕГЭ в мае-июне 2003 года или на вступительном профильном испытании в форме и по материалам ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету меньшее количество баллов, чем установленное ссузом/вузом количество баллов, дающее право на зачисление по результатам вступительного профильного испытания, им предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний на общих основаниях. 3.7. Апелляционная комиссия ссуза/вуза не вправе принимать апелляции по процедуре и результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ. Поступающие, сдававшие вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ, имеют право подать в письменной форме апелляцию в конфликтную комиссию субъекта Федерации. В правилах приема рекомендуется указать сроки и место приема указанных апелляций.
4. В разделе, регулирующем проведение конкурса, рекомендуется указать следующее. 4.1. Конкурс на общие и целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки и специальности организуется раздельно. 4.2. В целях организации конкурса и зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности ссузу/вузу рекомендуется установить до начала вступительных испытаний: а) количество баллов, которое необходимо набрать для зачисления: поступающим, имеющим право на зачисление по результатам вступительных испытаний профессиональной направленности - на соответствующих вступительных профильных испытаниях; поступающим, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеконкурсное зачисление; б) шкалу перевода стобалльной системы оценивания результатов ЕГЭ в сопоставимую с системой оценивания, используемой в данном ссузе/вузе (в случае, если зачисление на включенные в эксперимент направление подготовки и/или специальность проводится на основе результатов ЕГЭ и результатов вступительных испытаний в традиционной форме). При оценивании результатов вступительных испытаний, проводимых ссузом/вузом на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности в традиционной форме, предпочтительно использование стобалльной системы оценивания. В этом случае шкала перевода не устанавливается. 4.3. В качестве результатов вступительных испытаний в ссузы/вузы на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности по общеобразовательным предметам, включенным в эксперимент в данном субъекте Федерации, засчитывается количество баллов, полученных поступающим на ЕГЭ в мае-июне 2003 года на территории любого субъекта Федерации, участвующего в эксперименте. В случае поступления на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности лиц, имеющих свидетельство о результатах ЕГЭ по общеобразовательным предметам, которые не входят в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, приемная комиссия ссуза/вуза может принять решение о засчитывании указанных результатов ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. 4.4. В качестве результатов вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, ссуз/вуз может засчитывать в используемой системе оценивания результаты региональных олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образованием субъекта Федерации или советом ректоров по согласованию с органами управления образованием субъекта Федерации. 4.5. Результаты централизованного тестирования не засчитываются в качестве результатов вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности. 5. В разделе, регулирующем зачисление поступающих, рекомендуется учесть следующее. 5.1. В соответствии с Положением о ЕГЭ зачисление на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ (вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ), а также по результатам вступительных испытаний, проведенных ссузом/вузом в традиционной форме, в случае, если они проводились по общеобразовательным предметам, не включенным в эксперимент в данном субъекте Федерации. 5.2. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, зачисляются на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности, соответствующие профилю олимпиады, без вступительных испытаний. 5.3. Вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ и/или вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ (набора установленного ссузом/вузом количества баллов) в ссуз/вуз зачисляются поступающие, имеющие право на внеконкурсное зачисление в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.4. Зачисление может осуществляться поэтапно. В этом случае процедура зачисления включает в себя: подведение итогов конкурса, составление списка, прошедших конкурс, и списка резерва; оповещение поступающих, прошедших конкурс, и поступающих, включенных в список резерва; сбор подтверждений (оригиналов документов) поступающих, прошедших конкурс; издание приказа о зачислении. В случае отказа ряда поступающих, прошедших конкурс, от зачисления в данный ссуз/вуз либо отсутствия своевременного подтверждения ими согласия (не представления в сроки, установленные правилами приема, оригиналов документов) зачисление осуществляется из числа поступающих, включенных в список резерва. 5.5. На основании Порядка приема, ссуз/вуз устанавливает в правилах приема согласованные с ГЭК, советом ректоров вузов и советом директоров ссузов сроки зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности по различным формам обучения с учетом рекомендуемой процедуры зачисления и особенностей проведения эксперимента в данном ссузе/вузе. Ссузам рекомендуется устанавливать сроки приема документов и зачисления с учетом возможности поступления лиц, не прошедших по конкурсу в вузы или иные ссузы, на основе результатов вступительных испытаний данного календарного года. В случае если ссуз/вуз засчитывает результаты ЕГЭ и/или вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ при приеме на все формы обучения по включенным в эксперимент направлениям подготовки и/или специальностям, рекомендуется установить: различные сроки зачисления на эти формы обучения; возможность зачисления на очно-заочную и заочную формы обучения поступающих, подавших заявления на очную форму обучения, но не прошедших по конкурсу; возможность организации дополнительного приема на очную, очно-заочную и заочную формы обучения в случае «недобора». 5.6. В правилах приема рекомендуется указать, что лица, не прошедшие по общему конкурсу и конкурсу на целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности, могут участвовать в конкурсе и быть зачислены в ссуз/вуз на договорной основе с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами. 5.7. В случае отказа от участия в конкурсе и/или зачисления по письменному заявлению поступающих оригиналы документов об образовании должны возвращаться им ссузами/вузами в течение следующего рабочего дня после подачи соответствующего заявления. 6. Все прочие вопросы решаются приемной комиссией ссуза/вуза. начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |