Демонстрационный вариант 2006 г.
Инструкция по выполнению работы
«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере и науки |
|
«СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета ФИПИ по обществознанию |
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант КИМ 2006 г.
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Директор ФИПИ |
|
А.Г. Ершов |
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант 2006 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.
Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.
Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым свободным ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Последнее задание работы – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « × »
в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1
Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1) |
систему |
2) |
часть природы |
3) |
материальный мир |
4) |
цивилизацию |
A2
К глобальным проблемам современного мира относится
1) |
возникновение новых межгосударственных объединений |
2) |
завершение промышленного переворота |
3) |
существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты |
4) |
интенсивное развитие науки |
A3
Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется
1) |
обществом |
2) |
культурой |
3) |
искусством |
4) |
социумом |
A4
Продуктом массовой культуры является
1) |
симфония |
2) |
фольклор |
3) |
балетный спектакль |
4) |
городской роман |
A5
Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А. |
В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. |
Б. |
Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. |
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А6
Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается
1) |
психология |
2) |
социология |
3) |
политология |
4) |
культурология |
А7
И человек, и животные способны
1) |
использовать предметы природы |
2) |
изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда |
3) |
передавать трудовые навыки последующим поколениям |
4) |
осознавать собственные потребности |
А8
У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они
1) |
допускают использование определённых правил или норм |
2) |
предполагают обязательное наличие партнёра |
3) |
носят условный характер |
4) |
предписывают обязательное соблюдение ритуалов |
А9
Субъектами игры в «дочки-матери» являются
1) |
правила игры |
2) |
игровые сюжеты |
3) |
игрушки |
4) |
дети |
А10
Верны ли следующие суждения об истине?
А. |
Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. |
Б. |
Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. |
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А11
Основой экономической жизни общества является
1) |
регулирование социальных отношений |
2) |
производство материальных благ |
3) |
разработка ресурсосберегающих технологий |
4) |
взаимодействие государства и политических партий |
А12
В рыночной экономике конкуренция производителей
1) |
приводит к снижению налогов |
2) |
ведёт к застою |
3) |
увеличивает потребление |
4) |
уравновешивает спрос и предложение |
А13
Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990 и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?
1990 г. |
1995 г. |
|
|
|
|
|
– государственный сектор – частный сектор |
1) |
усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду |
2) |
выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства |
3) |
расширились масштабы приватизации государственных предприятий |
4) |
снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки |
А14
Небывало высокий урожай пшеницы привёл к снижению закупочных цен на неё. Данный факт – пример функционирования рынка
1) |
капитала |
2) |
средств производства |
3) |
товаров |
4) |
труда |
А15
Верны ли следующие суждения о монополии?
А. |
Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии. |
Б. |
Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий. |
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А16
Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует
1) |
социальную мобильность |
2) |
социальную стратификацию |
3) |
социальное неравенство |
4) |
социальную адаптацию |
А17
Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Сидя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?
1) |
нормы права |
2) |
нормы морали |
3) |
правила этикета |
4) |
традиции и обычаи |
А18
Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в демократическом обществе является
1) |
соблюдение прав и свобод человека |
2) |
развитие частного предпринимательства |
3) |
усложнение социальной структуры общества |
4) |
ограничение социальной мобильности |
А19
Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
1) |
экономическая |
2) |
репродуктивная |
3) |
досуговая |
4) |
социально-статусная |
А20
Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?
А. |
Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер. |
Б. |
Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание. |
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
A21
Любое государство характеризуется
1) |
верховенством права |
2) |
наличием аппарата управления |
3) |
политическим плюрализмом |
4) |
соблюдением прав человека |
A22
Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы
1) |
мажоритарной |
2) |
пропорциональной |
3) |
прямого делегирования |
4) |
многопартийной |
A23
Одной из ведущих черт демократического политического режима является
1) |
наличие одной партии, сросшейся с государством |
2) |
стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан |
3) |
гарантированность прав и свобод человека законами государства |
4) |
наличие органов судопроизводства |
A24
Верховная власть в государстве N. передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство N. является абсолютной монархией?
1) |
монарх утверждает главу кабинета министров |
2) |
парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора |
3) |
власть монарха не имеет законодательных ограничений |
4) |
монарх является верховным главнокомандующим |
A25
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. |
Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене. |
Б. |
Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире. |
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
A26
В системе источников современного российского права приоритет имеют
1) |
указы Президента РФ |
2) |
постановления Правительства РФ |
3) |
правовые прецеденты |
4) |
законы РФ |
A27
Среди перечисленных правонарушений административным является
1) |
производство контрафактных видеокассет |
2) |
дача взятки чиновнику |
3) |
присвоение чужого изобретения |
4) |
неоплаченный провоз багажа |
A28
Российская Федерация определена в Конституции РФ как социальное государство. Это значит, что политика России направлена на
1) |
создание властной вертикали, обеспечивающей укрепление власти |
2) |
укрепление авторитета и власти Президента РФ |
3) |
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека |
4) |
создание сильного государства, обладающего международным авторитетом |
A29
Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения
1) |
уполномоченного по правам человека |
2) |
суда |
3) |
милиции |
4) |
Министерства юстиции |
A30
Верны ли следующие суждения о правах граждан?
А. |
В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста. |
Б. |
Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах. |
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте (прочерк или таблицу), а затем в бланк ответов № 1 рядом с номером зад