начало раздела | начало подраздела КАК ПЕРЕДАТЬ ЭСТАФЕТУ ДВИЖЕНИЙ?
Преобразовать прямолинейное движение во вращательное способен кривошипно-шатунный механизм, употреблявшийся еще в первых паровых машинах. Его действие вы могли наблюдать, если видели работающий, хотя бы игрушечный, паровоз. Посмотрите, как передается движение от электромотора к игле в швейной машине — там используют ременную передачу, когда два вращающихся вала стягивают упругим ремнем. Подобная связь — "пасик" — применятся и в магнитофонах. От пружины механических часов к их стрелкам эстафета движения переходит по зубчатым колесикам. Вращая педали велосипеда, вы сообщаете движение заднему колесу благодаря металлической цепи, наброшенной на ведущую и ведомую звездочки. Передать движение можно трением, как в сцеплении автомобиля, винтом, как в прессе, нагнетанием жидкости, как в гидравлическом механизме бульдозера. Вот сколько видов передач, и это отнюдь не все! С их помощью меняют направление движения, его скорость, увеличивают или уменьшают развиваемые усилия. Передачи — большая область науки, называемой теорией машин и механизмов. Все, кто занимался ею, непременно вынуждены были решать проблему, как избежать при передаче движения неизбежных потерь, возникающих из-за трения поверхностей. Одно из самых гениальных изобретений здесь — подшипник. Похожие на него приспособления встречались тысячелетия назад, переоткрывались заново, например, великим Леонардо да Винчи, но по-настоящему вошли в обиход механиков значительно позже. "Лошадь захромала — командир убит..." Не забыли, к каким печальным последствиям привело в стихотворении С. Маршака отсутствие в кузнице гвоздя? Подшипник также не мелочь, не второстепенная деталь, износившийся подшипник может привести к остановке машины, а то и вовсе к аварии. Есть, однако, машины, в подшипниках не нуждающиеся... начало раздела | начало подраздела Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |