Абитуриент, сдающий экзамены в вуз по
иностранному языку (английскому, немецкому,
французскому, испанскому), должен показать
знания, соответствующие программам для среднего
(полного) общего образования.
Это относится к пониманию звучащей речи,
говорению в монологической и диалогической
формах, пониманию письменных текстов.
Требования к пониманию звучащей речи (единые
для всех языков)
Понимание устной речи на слух проверяется в
ходе собеседования с экзаменаторами на
иностранном языке.
Требования к разговорной речи
Абитуриенты должны уметь общаться с одним или
несколькими собеседниками в связи с
представленной ситуацией или в связи с
услышанным, прочитанным, увиденным, используя
элементы описания, повествования, рассуждения,
выражая свое отношение к излагаемым фактам и
суждениям в пределах языкового материала 11-го и
предшествующих классов.
Абитуриент должен уметь без предварительной
подготовки высказываться грамотно, логично,
последовательно и в соответствии с предложенной
ситуацией общения или в связи с прослушанным,
увиденным или прочитанным, передавать основное
содержание прослушанного или прочитанного,
используя описание, рассуждение, повествование,
а также смешанные типы монолога, выражая свое
отношение к предмету высказывания, в пределах
программного языкового материала 11-го и
предшествующих классов.
Абитуриент должен уметь делать устные
подготовленные сообщения по теме в пределах 2–3
минут.
Требования к пониманию письменных текстов
(единые для всех языков)
Абитуриент должен уметь читать про себя и
понимать тексты разной степени сложности:
а) с целью извлечения полной информации впервые
предъявляемые тексты, построенные на языковом
материале 11-го и предшествующих классов и
включающие до 3–5% незнакомых слов, понимаемых по
догадке или с помощью иностранно-русского
словаря;
б) с целью извлечения основной информации
впервые предьявляемые тексты, построенные на
языковом материале 9-го и предшествующих классов
и содержащие до 2–3% незнакомых слов, о значении
которых можно догадаться или незнание которых не
влияет на понимание основного содержания
читаемого без помощи словаря;
в) с целью извлечения частичной информации (о
предметной области, к которой относится текст, о
его авторе или авторах, о том, для кого и с какой
целью он написан, и т. п.) впервые предъявляемые
тексты частично адаптированного характера без
помощи словаря.
Сферы общения и тематика (единые для всех
языков)
Основными сферами общения являются:
социально-бытовая, учебно-трудовая,
социально-культурная. В рамках названных тем
выделяется следующая тематика:
- семья, занятия членов семьи и их профессии;
взаимоотношения в семье, помощь старшим; дом и
квартира, обязанности по дому; - одежда, еда, покупки;
- друзья, взаимоотношения с друзьями, человек и
черты его характера, внешность; - школьная жизнь и система образования;
- любимые книги, кинофильмы, театральные
постановки и их герои; - занятия иностранным языком; роль иностранного
языка в современной жизни; - различные виды труда и профессии, выбор
профессии; - досуг, увлечения; физкультура и спорт,
путешествия и туризм; - столица и другие города, их
достопримечательности; общенациональные
праздники и знаменательные даты; народные обычаи
и традиции в нашей стране и странах изучаемого
языка; - проблемы молодежи;
- охрана природы и экологические проблемы в нашей
стране и странах изучаемого языка; - жизнь и творчество замечательных людей —
представителей разных эпох и народов; - средства массовой информации: печать, радио,
телевидение.
Языковой материал
Абитуриент должен продемонстрировать умение
владеть минимумом грамматических явлений,
которые обеспечивают иноязычное общение (в
непосредственной и опосредованной формах) в
рамках, обозначенных программой сфер и тем.
К ним относятся:
- конструкции, выражающие
субъективно-предикатные отношения (с
глаголами-связями, с глаголами, выражающими
принадлежность, и др.); - грамматические явления, выражающие действие (в
настоящем, прошлом и будущем) и характер его
протекания (наличие факта действия, результата
действия, продолжение действия и др.), а также
модальность (желание, необходимость, возможность
и др.); побуждение к действию и его запрещение; - средства выражения
определенности-неопределенности (артикль,
местоимение и др.); единичности-множественности
предметов, явлений; качества предметов, действий
и состояний; интенсивность качества (степени
сравнения прилагательных, наречий); порядка и
количества предметов (количественные и
порядковые числительные); - средства выражения определительных и
определительно-обстоятельственных отношений
(конструкции, характеризующие предмет по
внешнему виду, по наличию или отсутствию
признаков; конструкции с инфинитивом, причастием
и т. д.); объективных отношений (конструкции с
прямым и косвенным объектом и др.);
субьектно-объектных отношений (залог
действительный и страдательный);
обстоятельственных отношений (пространственные,
временные, причинно-следственные, условные,
отношения сравнения и др.); - средства связи предложений и частей текста
(структурные и композиционные средства связи;
средства, устанавливающие логические связи
между высказываниями; средства, указывающие на
объективную и субьективную оценку информации, и
др.).
Лексический материал
Активное владение приблизительно 1200–1500
лексическими единицами (активный словарь
поступающих).
Словообразование
Моделирование имен существительных с
помощью суффиксов: -er, -ing, -ment, -tion(sion), -ness, -ity, -ism,
-(i)ty, -ing;
имен прилагательных с помощью суффиксов: -у,
-less, -able, -ful, -iс/ical, -al, -ish, -ous;
числительных с помощью суффиксов: -teen, -ty, -th;
наречий с помощью суффикса -ly;
глаголов с помощью — -en.
Знание префиксов: un-, in-, im-, il-, ir-, re-, dis-.
Конверсия. Словосложение.
Грамматический материал
Синтаксис
Употребление простого (нераспространенного,
распространенного) предложения с глагольным и
именным сказуемыми. Употребление безличных
предложений типа: It is cold; It always snows here in winter; It is late;
It is very kind of you; etc. Употребление сложного
дополнения после глаголов smell, feel, sound, taste и т.д.
Субстантивация прилагательных.
Имя числительное. Количественные и
порядковые числительные.
Местоимение. Личные местоимения (в
именительном и объектном падеже). Притяжательные
местоимения. Абсолютная форма притяжательных
местоимений. Указательные местоимения.
Возвратные местоимения. Вопросительные
местоимения. Неопределенные местоимения (any, some,
nо, every, much, many, few, little, а few, а little). Производные
местоимения от some, any, nо, every. Местоимение one.
Местоимение it. Местоимение none.
Глагол. Употребление в настоящем
неопределенном времени (The Present Indefinite Tense / Present
Simple): а) для выражения обычных, повторяющихся,
постоянных действий, происходящих регулярно в
рамках настоящего времени, но не соотнесенного с
моментом речи (I usually go to work by bus); б) для выражения
действия, соотнесенного с моментом речи, но с
глаголами, которые в продолженных временах
обычно не употребляются (глаголы типа know, want,
understand) / I don’t understand you / Не doesn’t want to go there); в) для
выражения действий, которые произойдут в
ближайшем будущем, если они запланированы,
произойдут согласно программе, расписанию и т. д.
(When does the train leave?); г) для выражений будущих
действий в придаточных времени и условия (We won’t go
skiing if the weather is cold. Не will call you when he comes).
Употребление в прошедшем неопределенном
времени (The Past Indefinite Tense / Past Simple): а) для
обозначения действий, которые происходили в
прошлом и не имеют связи с настоящим (Last summer Kate and
George vi-sited Spain); б) для обозначения действий, которые
происходили в течение некоторого времени в
прошлом (It rained all day yesterday); в) для обозначения
последовательных действий в прошлом (Не came into the
room, took off his coat and put it on the chair). Употребление
конструкций used to + infinitive и would + infinitive для
обозначения повторяющихся действий в прошлом
или постоянно имевших место действий в прошлом (We
used to swim а lot when we lived in Los Angeles).
Употребление в будущем неопределенном времени
(The Future Indefinite Tense/Future Simple) для выражения действий,
которые произойдут в будущем (однократные
действия и регулярно повторяющиеся действия в
будущем). They will have English classes on Tuesday). Использование
оборота to be going to для выражения запланированного
будущего времени (They are going to visit their parents next Saturday).
Употребление в настоящем продолженном времени
(The Present Continuous Tense / Present Progressive): а) для обозначения
длительного незавершенного действия,
происходящего в момент речи (Look! Tom and Jim are fighting)
(или более обширный временной срез, нежели
непосредственно момент речи: — Are you driving tonight?); б)
для обозначения будущего запланированного
действия, которое произойдет в ближайшем будущем
(особенно с глаголами движения и глаголом have) (When
are they leaving? We are ha-ving а party next Sunday night).
Употребление в прошедшем продолженном времени
(The Past Continuous Tense / Past Progressive) для обозначения
незаконченного продолженного времени в прошлом,
которое происходило в определенный момент в
прошлом (Не was reading а newspaper at 5 o’clock yesterday) (в
придаточных, вводимых союзом while (While Mother was cooking
lunch Аnn was sweeping the floor in the sitting room), а также в
главном предложении с придаточными, вводимыми
союзом when для выражения действия, происходившего
в прошлом одновременно с действием, описываемым
в главном предложении (I was watching television when you phoned
mе).
Употребление в будущем продолженном времени (The
Future Continuous Tense / Future Progressive) для выражения
длительного действия, которое будет происходить
в определенный момент в будущем (Му aunt will be cros-sing
the Atlantic осеаn at this time tomorrow).
Употребление в настоящем совершенном времени
(The Present Perfect Tense/Present Perfect) для обозначения действия
уже законченного, имевшего место в прошлом, но
имеющего связь с настоящим или через результат
действия (Oh dear! I have broken Alice’s favourite cup!) или через
временной срез (т. к. настоящее совершенное время
используется для выражения действия или
состояния, которое началось в прошлом и
продолжается в момент речи, в частности, для
глаголов to be, to have, to know) (I have known the Browns for twenty years / Не
has had that painting since November).
Употребление в настоящем совершенном
продолженном времени (The Present Perfect Continuous Теnsе / Present
Perfect Соntinuous) для выражения длительного действия,
которое началось в прошлом и еще совершается в
настоящее время (I have been working for the company for 5 уеаrs) или
закончилось непосредственно перед моментом речи
и связано с настоящим результатом (Your clothes are dirty.
Наvе you been fighting?).
Употребление в прошедшем совершенном времени
(The Past Perfect Continuous Tense / Past Perfect Continuous) для выражения
действия, закончившегося к определенному
моменту в прошлом (I had finished my work by 5 o’clock. When we entered
the hall the curtain had already risen).
Употребление согласно правилу согласования
времени. Не said he would go there. — Он сказал, что поедет
туда. Не said he lives in Paris. — Он сказал, что живет в
Париже. Не said he had lived in London before he came to Paris. — Он
сказал, что жил в Лондоне, прежде чем приехал в
Париж. John said he was leaving two hours later. — Джон сказал, что
он уезжает через 2 часа. I ехplained to my little son that Rome is in
Italy. — Я объяснила своему сынишке, что Рим
находится в Италии. Mary said she left school in 1995. — Мария
сказала, что закончила школу в 1995 году.
Употребление в страдательном залоге (The Passive Voice)
в следующих видо-временных формах — Present Indefinite
Passive / Oranges are grown in hot countries; Past Indefinite Passive (The papers were
typed 3 hours ago); Future Indefinite Passive (The answer will be given immediately);
Present Continuous Passive (А new school is being built in my street); Past Continuous
Passive (The secretary said the document was being typed at the moment).
Употребление в так называемом предложном
пассиве (The Prepositinal Passive) — The book is much spoken about. The doctor
was sent for. Не will be laughed at.
При чтении текста — употребление Present Perfect Passive
(The texts have been translated) и Past Perfect Passive (Не said the letters had been
posted).
Употребление в повелительном наклонении
(утвердительная и отрицательная формы) — Go there.
Don’t talk!
Специфика употребления глаголов to be, to have (have got),
to do, to feel, to think.
Употребление модальных глаголов can, may, must, should,
ought to, to be to, to have to (have got to), need.
Употребление фразовых глаголов типа put on, look at
etc.
Употребление неличных форм — инфинитив,
герундий, первое и второе причастия.
Употребление в конструкции “сложное
дополнение” (Complex Object) пос-ле глаголов hear, see, notice,
watch, feel (I saw her crossing the street; I saw her cross the street); после
глаголов want, expect и оборота would like (I would like you to meet my
mother); после глаголов make и let в активном и пассивном
залогах (We’ll make them do it / They were made to do it / Let him do it / Не
was allowed to do it).
Наречие. Наречия времени (неопределенного
времени); места, образа действия, меры и степени.
Степени сравнения наречий.Место наречий в
предложении. Наречия для определения
прилагательных, наречий, глаголов, причастий.
Предлог. Предлоги места, направления,
времени (и их отсутствие). Специфика предлогов for,
during, from, sinse, in, on, at, to, into, out of, about, of, with, by и т. д.
Лексический материал
Активное владение приблизительно 1200–1500
лексическими единицами.
Словообразование
Моделирование имен существительных с
помощью суффиксов: -ung, -keit, -schaft, -er, -ler, -ner, -ent, -ant, -at,
-nis, -chen, -in, -tum;
имен прилагательных с помощью суффиксов
-lich, -ig, -isch, -bar, -haft, -sam, -los и префикса -un;
имен числительных с помощью словосложения
с -zehn, суффиксов -zig, -st, -t-;
глаголов при помощи отделяемых (an-, auf-, ein-,
mit-, aus-, zu-, bi-, vor-), неотделяемых (be-, еr-, ver-, zer-, ent-, emp-,
mi?) и обладающих особенноcтями в употреблении
префиксов (uber-, um, zwischen-, hinter-, unter-, durch-).
Словосложение.
Грамматический материал
Морфология
Артикль. Определенный, неопределенный и
нулевой артикли, их соответствие роду имени
существительного, склонение артиклей.
Заместители артикля (указательные,
притяжательные, вопросительные, неопределенные
и относительные местоимения), их склонение.
Артикль с именами собственными: названиями
профессий, национальностей, географическими
названиями, названиями частей суток, времени
года, абстрактными и вещественными именами
существительными, уникалиями.
Имя существительное. Род имен
существительных. Система немецких падежей.
Склонение имен существительных: сильное (с
окончанием -(e)s в Gen.Sg.), слабое (с окончанием -еn во
всех косвенных падежах), “женское” (с нулевым
окончанием) и смешанное (с окончанием -ns в Gen.Sg. и
Dat.и Akk.Sg). Склонение имен существительных во
множественном или только во множественном числе.
Способы образования множественного числа
(суффиксы -е, -en, er-, -s) и их соответствие роду имени
существительного. Особые случаи образования
множественного числа (Mann-Leute, Wort-Worte и Worter и пр.).
Конструкция von + имя собственное. Притяжательный
падеж имен существительных. Заместители имен
существительных (личные местоимения), их
склонение.
Имя прилагательное. Полная и краткая формы
имен прилагательных. Качественные и
относительные имена прилагательные. Образование
степеней сравнения. Особые случаи (супплетивные
формы, типа gut besser-(am) beste(n)). Склонение имен
прилагательных: сильное (при существительном без
артикля), слабое (после определенного артикля,
указанных местоимений и пр.), смешанное (после
неопределенного артикля, слова, притяжательных
местоимений и пр.). Использование имен
прилагательных во множественном числе после
слов типа alle, beide, viele, einige.
Наречие. Образование степеней сравнения
наречий. Особые (супплетивные) формы типа viel-mehr-am
meisten. Местоименные наречия типа danach.
Местоимение. Указанные выше в других частях
речи вопросы охватывают практически все разряды
местоимений немецкого языка. Возвратное
местоимение sich, его использование в дательном и
винительном падежах, его изменение по лицам.
Глагол. Типы немецких глаголов: слабые
(регулярные), сильные, неправильные; модальные,
вспомогательные; возвратные; глаголы с
отделяемыми приставками, сложносоставные
глаголы (типа kennenlernen). Система лица и числа
немецкого глагола. Основные формы (Infinitiv, Prateritum,
Partizip II). Основные формы важнейших сильных
глаголов. Система времен немецкого глагола.
Настоящее время (Prasens), сферы его использования.
Спряжение различных типов глаголов в настоящем
времени. Простое прошедшее время (Prateritum), сферы
его использования. Особенности спряжения
различных типов глаголов в простом прошедшем
времени. Сложносоставное прошедшее время (Perfekt),
особенности его употребления, образование
перфекта с глаголами haben и sein. Предпрошедшее
время (Plusquamperfekt), образование и особенности
употребления. Простое будущее время (Futurum I), его
образование и особенности использования.
Согласование времен в немецком языке. Система
наклонений немецкого языка: изъявительное
(Indikativ), побудительное (Imperativ) (знание
сослагательного наклонения (Kon- junktiv) не
обязательно). Система залогов немецкого глагола:
действительный (Aktiv), страдательный (Passiv),
статичный (Stativ). Использование конструкции von +
имя существительное (местоимение) со
страдательным залогом. Глагольное управление (в
пределах школьной программы). Некоторые
конструкции (haben/sein + zu + Infinitiv, scheinen + zu + Infinitiv).
Использование частицы zu при глаголах.
Особенности употребления глаголов sein, haben, werden.
Предлоги. Предлоги, управляющие Genitiv (statt,
wegen, wahrend), Dativ (mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, au?er, entsprechend, zuliebe),
Dativ или Akkusativ (an, auf, in, zwischen, vor, hinter, unter, uber, neben, entlang),
Akkusativ (durch, fur, ohne, um, gegen). Особенности использования
предлога bis.
Союзы. Сочинительные союзы (und, aber, oder, deshalb,
denn, also), подчинительные союзы и особенности
порядка слов во вводимых ими предложениях.
Частицы. Особенности значения и
употребления частиц ja, nein, doch, nicht. Частицы denn, doch, ja
в вопросах и ответах.
Синтаксис
Типы предложений в немецком языке: простое и
сложное, распространенное и нераспространенное,
сложносочиненное и сложноподчиненное;
повествовательное, вопросительное и
побудительное; главное и придаточное. Характер
отношений между членами предложения:
согласование (Er zeichnet), управление (zeichnet einen Mann),
примыкание (zeichnet gut). Типы порядка слов в немецком
предложении по месту постановки сказуемого:
прямой (Er zeichnet gut.), обратный (Zeichnet er gut?), кольцевой
(..., da? er gut zeichnet). Понятие глагольной рамки, место
изменяемой и неизменяемой части сказуемого в
рамочной конструкции. Основные типы придаточных
предложений. Оборот es gibt + Akk.
Лексический материал
Активное владение приблизительно 1200–1500
лексическими единицами (активный словарь
поступающих).
Словообразование
Суффиксы имен существительных eur (euse), tion, te, ier
(iere), age, isme, aison. Суффиксы прилагательных al, ain, ien,
iste, able. Суффикс порядковых числительных ieme.
Значение префиксов re (re), des (de). Конверсия (un atre, un
perticipant). Словосложение.
Грамматический материал
Синтаксис
Употребление простого распространенного и
нераспространенного предложения. Формальные
признаки сказуемого. Предложения с простым и
составным глагольным сказуемым, с именным
сказуемым. Строевые слова составного сказуемого:
вспомогательные глаголы atre и avoir, модальные
глаголы pouvoir, vouloir, утратившие полнозначность
глаголы faire, laisser. Согласование сказуемого с
подлежащим. Формальные признаки второстепенных
членов предложения. Их позиция. Безличные
предложения (типа il fait froid). Употребление
конструкции il у а в повествовательном,
вопросительном, побудительном предложениях.
Типы вопросов общие, альтернативные,
специальные, включая вопрос к подлежащему.
Употребление сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений с союзами,
союзными словами и относительными
местоимениями: et, ni, оu, mais, comme, car, раrсе que, quand, si, qui,
que, dont. Особенности косвенной речи.
Морфология
Имя существительное. Употребление имен
существительных в единственном и множественном
числе. Особые случаи образования множественного
числа (journal — journaux, travail — travaux). Род имен
существительных. Формальные признаки рода
(детерминативы, суффикс). Исчисляемые и
неисчисляемые имена существительные. Артикль.
Основные случаи употребления определенного,
неопределенного и частичного артикля. Основные
случаи отсутствия артикля.
Имя прилагательное. Согласование
прилагательных с определяемыми
существительными в роде и числе. Особые формы
женского рода (beaubelle). Особые формы
множественного числа (principal — principales, principaux).
Место прилагательного по отношению к
существительному. Степени сравнения
качественных прилагательных. Особые случаи
образования степеней сравнения прилагательных
(bon — meilleur, le meilleur).
Имя числительное. Количественные и
порядковые числительные.
Местоимение. Личные местоимения в функции
подлежащего прямого и косвенного дополнения. Их
место в предложении. Ударные и безударные формы
личных местоимений. Местоимения еn, y (Je m’y interesse.
J’en suis content). Относительные местоимения qui, que, dont.
Указательные и притяжательные детерминативы.
Неопределенные местоимения on, chaque, aucun, mame, tout.
Наречие. Наречия на -ment. Степени cравнения
наречий. Их место в предложении.
Глагол. Понятие о глаголах I, II, III групп
спряжения, возвратных глаголах, модальных
глаголах. Знание особенностей их спряжения и
употребления в следующих временах
изъявительного наклонения: Present, Раsse compose, Imparfeit,
Futur Proche, Passe Proche, Futur Simple, Plus-que-perfait, Futur dans le passe в
активном и пассивном залогах. Узнавание Passe Simple
при чтении текста.
Употребление времен в сложном предложении с
условным придаточным. Согласование времен в
рамках сложного предложения. Употребление
Conditionnel present в простом и сложноподчиненном
предложении с условным придаточным. Понятие о
переходных и непереходных глаголах. Управление
наиболее распространенных глаголов.
Распознавание при чтении perticipe рresent, perticipe passe,
gerondif.
Лексический материал
Активное владение приблизительно 1200
лексическими единицами.
Словообразование
Моделирование имен существительных с помощью
суффиксов: -ito, -ita, -dor, -dona, -tor, tora, -sor, -sora, -еrо, -еrа,
-ista, -ismo, -mento, -ante, -miento, -dad, -icia, -icio, -eria, -ia; имен
прилагательных: -ible, -able, -oso, -osa, -ico, -ica, -isia;
глаголов: -if, -car, -есеr, -ezaz; префиксов: rе-, des-, in-.
Грамматика
Овладение речевыми образцами с глаголами ser,
estar; со знаменательными глаголами в presente de indicativo?
futuro inmediato, preterito indefinido, futuro simple I, II, III спряжения; с
глаголами в повелительном наклонении в
утвердительной и отрицательной формах;
конструкциями despues de, antes de + infinitivo; poder, deber, tener que +
infinitivo; guster, saber + infinitivo в presente, preterito indefinido de indicativo,
futuro simple.
Употребление сложносочиненных предложений.
Употребление сложноподчиненных предложений.
Употребление существительных в единственном и
множественном числе, существительных с
неопределенным, определенным и нулевым
артиклями. Употребление прилагательных и
наречий в положительной, сравнительной и
превосходной степенях. Употребление личных,
указательных и притяжательных местоимений и
местоименных прилагательных. Употребление
количественных и порядковых числительных.
Употребление предлогов и союзов.
Овладение речевыми образцами с глаголами в
pluscuamperfecto de indicativo, presente de subjuntivo, imperativo negativo, potencial
simple; с глаголами в пассивной форме; конструкциями
типа еstar, seguir + gerundio, инфинитивными конструкциями
типа acabar de, dejar de + infinitivo; безличными
предложениями.
Употребление сложноподчиненных предложений с
придаточными обстоятельственными (времени,
причины, условия), дополнительными (включая
косвенную речь и косвенный вопрос).
Употребление качественных прилагательных и
наречий в сравнительной и превосходной степенях.
Употребление местоимений в качестве прямого и
косвенного дополнения (одновременное
употребление). Употребление perticipio в функции
определения.
Ознакомление с согласованием времен.
Овладение речевыми образцами с глаголами в
preterito perfecto, imperfecto de indicativo; с возвратными
глаголами; с инфинитивными конструкциями empezar +
infinitivo, terminar de + infinitivo и оборотом acabar de + infinitivo.
Ознакомление с формами, значением и
употреблением potencial simple во временном значении,
imperfecto de sibjuntivo, potencial computsto в условных
предложениях. Ознакомление с инфинитивным
оборотом acusativo + infinitivo. Ознакомление с
согласованием времен.