МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
В.В. Антонченко
часть 1
Некоторые авторы высказывают данную точку зрения более умеренно, например: «Определение прав человека как универсальной категории, их естественность и неотчуждаемость от индивида, выступающего в качестве носителя этих прав, объекта и субъекта международной среды, позволяют предположить, что права человека есть категория, которая проявляется наиболее полно только на универсальном, всемирном уровне».
Международный опыт играет огромную роль при исполнении наказаний, а обмен опытом необычайно важен для динамичного развития пенитенциарной системы любой из стран мира. В связи с этим необходимо рассмотреть историю международного сотрудничества в системе исполнения наказаний, а также появление и развитие международно-правовых актов в этой области.
Международный опыт играет огромную роль при исполнении наказаний, а обмен опытом необычайно важен для динамичного развития пенитенциарной системы любой из стран мира. В связи с этим необходимо рассмотреть историю международного сотрудничества в системе исполнения наказаний, а также появление и развитие международно-правовых актов в этой области.
История свидетельствует, что на протяжении длительного времени во всем мире отсутствовало правовое регулирование исполнения уголовных наказаний. Попытки представителей власти внести атрибуты организованности и единообразия в систему исполнения наказаний на протяжении веков не достигали успеха. Такое положение обу¬словливалось многими факторами. И, прежде всего тем, что уго¬ловно-исполнительной системе, как и всему праву, уделялось крайне мало внимания из-за недооценки их роли в борьбе с пре¬ступными проявлениями и из-за нежелания (а также из-за невоз¬можности в силу постоянных финансовых затруднений государ¬ства) расходовать материальные ресурсы на ее создание.
В XVII столетии французский монах Бенедиктинского орде¬на, ученый Ж. Мабильон впервые в мире предложил особую систему тюрем, в которых нашли бы наиболее полное примене¬ние основные принципы исправления преступников. Эти тюрьмы получили название пенитенциарии (poenitentiorius).
Основами исправления Мабильон считал:
-- заключение каждого осужденного в отдельную келью и создание в ней возможностей для обучения и занятий каким-либо полезным ремеслом;
-- устройство при тюрьмах небольших садиков с мастерски¬ми в них с тем, чтобы для сохранения здоровья заключенных вы¬водить их в определенное время для работы на свежем воздухе;
-- религиозно-нравственное разобщенное воспитание осуж¬денных, включая и разделение на всех богослужениях в церкви;
-- проведение с преступниками религиозно-нравственных собеседований в целях их укрепления в вере и нравственности, исправления и утешения;
-- наконец, приучение заключенных к воздержанию путем самого строгого пищевого режима, в основе которого должна быть пища грубая, скудная, преимущественно постная.
Однако во Франции времен Людовика XVI предложения Мабильона не могли быть воплощены в жизнь. Между тем сама концепция получила развитие в Европе, прежде всего применительно к детям. В 1656 г. в Генуе основывается первый пенитенциарий -- исправительно-трудовой дом на 600 де¬тей. Подобный дом в 1735 г. создается папой Климентом XI в Ри¬ме, а в 1766 г. -- в Милане уже для взрослых правонарушителей.
В 1790 г. пенсильванские квакеры (религиозная секта) открыли в Филадельфии (США) первый американский пенитенциа¬рий. Смысл заключения в нем сводился к изоляции человека от всего мирского и преступного. Изоляция имела целью оставить правонарушителя один на один со своей совестью и богом, что, по мнению квакеров, должно было привести его к раскаянию и обре¬тению им желания вернуться к людям и найти свое место в «пастве божьей». Этому должны были способствовать соответствующие элементы воздействия и режим, включающие полное уединение, тишину, устрашающие меры физического принуждения, усерд¬ное изучение религиозной литературы, служение Богу и т.п.
Оборнская тюремная система (по названию г. Оборна вблизи Нью-Йорка) была также создана религиозной сектой, исходившей из того, что в основе преступности лежит лень, безделье, стремление человека уклониться от работы. Заключенные ночью содержались в отдельных камерах, а днем привлекались к работе в общих помещениях, система абсолютного молчания сохранилась. Оборнская тюремная система, отменив абсолютное одиночество, несомненно улучшила процесс исполнения лишения свободы.
В конце XVIII в. укрепилось мнение, что наибольших успехов в тюремном деле добились США. Туда направлялись делегаты для изучения тюремного законодательства. Отчеты делегатов, их популярные статьи об американской тюремной системе привлекли внимание всей Европы.
Изучению опыта тюрьмоведов США, Англии способс¬твовало стремление ученых и практиков обменяться мне¬ниями по вопросам состояния тюремного дела в различных государствах, а также позаимствовать наиболее удачные методы воздействия на правонарушителей. К тому же про¬блемам пенитенциарной практики в конце XVIII и нача¬ле XIX в. уделялось значительное внимание.
С начала ХIХ в. в Западной Европе также начались серьезные опыты с существующими в то время различными системами тюремных устройств и режимов. В первой половине XIX века в Европе и Америке в целом ряде мест лишения свободы находили широкое практическое примене¬ние новые принципы заключения преступников и проводились со¬ответствующие эксперименты. Так, в 1824 -- 1830 гг. в Лозанне, в Женеве, в Берне были основаны новые пенитенциарии. В некото¬рых из них появились значительные новшества и улучшения, осно¬ванные на опыте американских и английских тюрем. Указанная система тюрем получила название европейской. В про¬грамму занятий с арестованными входили религиозно-нравственное воспитание и умственное развитие, обучение ремеслам и приуче¬ние к труду. В обязанности персонала тюрьмы вменялись оказа¬ние помощи освобожденным по отбытии наказания и дальнейшая их поддержка.
Обсуждению проблем исполнения наказаний способс¬твовали идеи английских основателей пенитенциарной науки гуманистов -- тюремного врача Д. Говарда и философа И. Бентама, которые резко обрушились на старую тюремную систему и выступили за тюремную реформу. Джон Говард был известен как филантроп, т.е. человек, занимающийся благотворительностью. Иеремия Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по "келейному" принципу, а наблюдатель -- оставаться невидимым.
В XIX в. потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определенные организационные формы.
Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, меж¬дународных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во Франкфурте-на-Майне (Германия) в 1846 г., второй -- в 1847 г. в Брюсселе, третий -- в 1857 г. снова во Франкфурте . Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарны¬ми проблемами направленность, на втором -- организован и размещен в Париже Тюремный комитет действия, а также состоялось решение о ежегодном проведе¬нии конгрессов, на третьем -- пред¬метно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессах превалировал благотворительный ха¬рактер намечаемых мер. Характеризуя международные конгрессы данного направления, И.Я.Фойницкий указывал на «частный уклад организации, благотворительно-либеральные тенденции, отвлеченность рассуждений и предвзятую защиту одиноч¬ного заключения».
Деятельность международных тюрем¬ных конгрессов второй серии (1872-1950 гг.) связана с осознанием необ¬ходимости решения пенитенциарных проблем на межгосу¬дарственном уровне. Они стали созываться по инициативе Нью-Йоркского тюремного общества. Такое общество было организовано для изучения практики деятельности тюрем¬ных заведений в США в целях выработки единообразных конкретных рекомендаций по содержанию заключенных. В связи с этим Нью-Йоркское тюремное общество обрати¬лось ко всем цивилизованным государствам мира с предло¬жением описать тюремные заведения и сообщить условия содержания в них осужденных.
Тюремные конгрессы приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела -- резолюций, но¬сивших для государств рекомендательный характер. Принятые акты позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандарти¬зировать отдельные моменты ее функционирования. Среди этих документов следует прежде всего выделить Все¬общую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
На конгрессах обсуждались вопросы целесообразности одиночного тюремного за¬ключения (пришли к выводу, что оно вредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослых рецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложили примерный набор дисциплинарных взысканий, рекомендовали определить перечень дисциплинарных проступков осужденных и т.п.), труда лиц, лишен¬ных свободы (предложили считать труд обязательным для осужден¬ных, оплачивать его и т.п.), об участии общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создать наблюдательно-попечи¬тельские органы при каждом месте заключения и т.п.) и другие про¬блемы пенитенциарной политики и практики.
В 1950 г. возникшая в русле тюремных конгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределы чисто пенитенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенци¬арная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Ор¬ганизация Объединенных Наций . Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала пятьдесят первым государством-основателем. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. В Уставе ООН также закреплены основные принципы международного сотрудничества:
• суверенное равенство всех членов ООН;
• разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
• отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;
• невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и др.
Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств.
Под эгидой ООН проблематика применения уголовных наказа¬ний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов ООН по пре¬дупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ко¬торые проводятся раз в пять лет, начиная с 1955 г.: 1955 (Женева), 1960 (Лондон), 1965 (Стокгольм), 1970 (Киото), 1975 (Женева), 1980 (Каракас), 1985 (Милан), 1990 (Гавана), 1995 (Кипр), 2000 (Вена). Конгрессы оказывают влияние на национальную политику и профессиональную практику путем содействия обмену соответствующими знаниями и опытом и их распространению; разработки международных руководств; поощрения сотрудничества между государствами и практическими работниками из различных секторов и по различным дисциплинам, имеющим отношение к преступности; разработки новаторских жизнеспособных подходов в целях обновления и совершенствования существующих систем; мобилизации общественного мнения и групп поддержки; прокладывания пути для более гуманных и эффективных методов предупреждения преступности и борьбы с ней .
На первом конгрессе (1955 г.) обсуждались: текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статус пенитенци¬арного персонала, организация труда заключенных. На втором конгрессе (1960 г.) освещались проблемы краткосроч¬ного лишения свободы, обращения с несовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению и оказания им пост¬пенитенциарной помощи. На третьем конгрессе (1965 г.) на обсуждение были вынесены во¬просы применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения ре¬цидива. На четвертом конгрессе (1970 г.) обсуждались проблемы приме¬нения и совершенствования Минимальных стандартных правил об¬ращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной прак¬тики. На пятом конгрессе (1975 г.) были освещены вопросы обращения с правонарушителями, осужденными к мерам, не связанным с изо¬ляцией от общества, и с отбывающими тюремное заключение. На шестом конгрессе (1980 г.) изучались проблемы применения смертной казни. На седьмом конгрессе (1985 г.) обсуждались вопросы разработки применения стандартов ООН в области уголовного правосудия. На восьмом конгрессе (1990 г.) были рассмотрены проблемы стандартизации обращения с несовершеннолетними осужденными и дру¬гие вопросы пенитенциарной политики и практики. На девятом конгрессе (1995 г.) рассматривались вопросы прак¬тической реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными в различных странах.
На десятом конгрессе (2000 г.) рассматривались вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью, принята Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы двадцать первого века.
Международное сотрудничество является неотъемлемой частью эффективной деятельности системы уголовного правосудия и исполнения уголовных наказаний в странах мира, поскольку происходит обмен опытом, принятие важных документов для урегулирования различного вида правоотношений, в частности - правоотношений в области исполнения наказаний и стандартов обращения с осужденными.
В международных пенитенциарных нормах сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции исполнения наказаний. Существуют различные классификации международно-правовых норм и стандартов в пенитенциарной сфере. Они классифицируются: по масштабу и широте действия (территории); источникам происхождения; по основному содержанию; по степени общности и т.д.
По масштабу действия различают универсальные и региональные стандарты. Универсальные -- это стан¬дарты, выработанные и принятые в рамках ООН (Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и др. Региональные стандарты установлены Советом Европы или иными региональными объединениями государств. Совет Европы как региональная правительственная организация, занимающаяся проблемами защиты прав и свобод человека, была образована в 1949 г. В соответствии со ст. 1 Устава Совета Европы его целью является общий интерес -- заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, соци¬альной, культурной, научной, правовой и административной сферах. Помимо Устава Совета Европы юридическую основу его деятельности составляют международно-правовые акты общего значения, а также принятые Советом (Ев¬ропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская конвенция по предупрежде¬нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Европейские пенитенци¬арные правила (1987 г.).
По основному содержанию. Прежде всего, это стандар¬ты, содержащие общие положения -- стандарты-принци¬пы. Такие стандарты устанавливают основные принципы сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам, международные резолюции, соответствующие концепции. Обязательные нормы международных правовых актов, определяющие естественные права человека, не могут на¬рушаться при исполнении уголовных наказаний. К таким «абсолютным» правам следует отнести право на жизнь, сво¬боду и безопасность личности, запрет пыток, право на свобо¬ду мысли, совести и религии и др. Эти права закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Междуна¬родном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции против пыток и дру¬гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской кон¬венции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенции по предупреждению пыток и бес¬человечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и др.
Стандарты-рекомендации могут регулировать конкрет¬ные правоотношения, возникающие в связи с исполнением того или иного вида уголовного наказания. Так, Минималь¬ные стандартные правила обращения с заключенными регу¬лируют отношения в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, а Стандартные Минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключе¬нием (Токийские правила) касаются назначения наказаний, не связанных с тюремным заключением. Главное назначение стандартов-рекомендаций как менее категоричных форм по сравнению с международными дого¬ворами (конвенциями) заключается в том, что они должны содействовать развитию внутреннего пенитенциарного зако¬нодательства в целях эффективного достижения ресоциализации заключенных . В последующем, по мере их внедрения в национальное законодательство, они приобретают характер обязательных.
По источникам происхождения выделяют межгосударственные договоры (пакты, конвенции) и нормы, принципы, принятые международными, правительственными (ООН и её рабочие органы) или неправительственными организациями.
По степени общности международные акты, содержащие стандарты обращения с осужденными, подразделяются на два вида: 1) акты общего характера, определяющие права человека, содержащие отдельные стандарты обращения с осужденными; 2) акты специализированного характера, име¬ющие своей целью изложение стандартов обращения с осуж¬денными. К первым следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и по¬литических правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. К актам специализированного характера относятся Конвенция против пыток и других же¬стоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) , Ми¬нимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, каса¬ющиеся отправления правосудия в отношении несовершен¬нолетних (Пекинские правила, 1985 г.) и др.
По субъектам правоотношений. С одной стороны, это международные стандарты, кото¬рые распространяются в основном на осужденных (Мини¬мальные стандартные правила обращения с заключенны¬ми, Токийские правила), с другой - стандарты, относящиеся к определенным профессиональным группам, -- персоналу пенитенциарных учреждений и другим категориям должностных лиц (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. и др.).
В XVII столетии французский монах Бенедиктинского орде¬на, ученый Ж. Мабильон впервые в мире предложил особую систему тюрем, в которых нашли бы наиболее полное примене¬ние основные принципы исправления преступников. Эти тюрьмы получили название пенитенциарии (poenitentiorius).
Основами исправления Мабильон считал:
-- заключение каждого осужденного в отдельную келью и создание в ней возможностей для обучения и занятий каким-либо полезным ремеслом;
-- устройство при тюрьмах небольших садиков с мастерски¬ми в них с тем, чтобы для сохранения здоровья заключенных вы¬водить их в определенное время для работы на свежем воздухе;
-- религиозно-нравственное разобщенное воспитание осуж¬денных, включая и разделение на всех богослужениях в церкви;
-- проведение с преступниками религиозно-нравственных собеседований в целях их укрепления в вере и нравственности, исправления и утешения;
-- наконец, приучение заключенных к воздержанию путем самого строгого пищевого режима, в основе которого должна быть пища грубая, скудная, преимущественно постная.
Однако во Франции времен Людовика XVI предложения Мабильона не могли быть воплощены в жизнь. Между тем сама концепция получила развитие в Европе, прежде всего применительно к детям. В 1656 г. в Генуе основывается первый пенитенциарий -- исправительно-трудовой дом на 600 де¬тей. Подобный дом в 1735 г. создается папой Климентом XI в Ри¬ме, а в 1766 г. -- в Милане уже для взрослых правонарушителей.
В 1790 г. пенсильванские квакеры (религиозная секта) открыли в Филадельфии (США) первый американский пенитенциа¬рий. Смысл заключения в нем сводился к изоляции человека от всего мирского и преступного. Изоляция имела целью оставить правонарушителя один на один со своей совестью и богом, что, по мнению квакеров, должно было привести его к раскаянию и обре¬тению им желания вернуться к людям и найти свое место в «пастве божьей». Этому должны были способствовать соответствующие элементы воздействия и режим, включающие полное уединение, тишину, устрашающие меры физического принуждения, усерд¬ное изучение религиозной литературы, служение Богу и т.п.
Оборнская тюремная система (по названию г. Оборна вблизи Нью-Йорка) была также создана религиозной сектой, исходившей из того, что в основе преступности лежит лень, безделье, стремление человека уклониться от работы. Заключенные ночью содержались в отдельных камерах, а днем привлекались к работе в общих помещениях, система абсолютного молчания сохранилась. Оборнская тюремная система, отменив абсолютное одиночество, несомненно улучшила процесс исполнения лишения свободы.
В конце XVIII в. укрепилось мнение, что наибольших успехов в тюремном деле добились США. Туда направлялись делегаты для изучения тюремного законодательства. Отчеты делегатов, их популярные статьи об американской тюремной системе привлекли внимание всей Европы.
Изучению опыта тюрьмоведов США, Англии способс¬твовало стремление ученых и практиков обменяться мне¬ниями по вопросам состояния тюремного дела в различных государствах, а также позаимствовать наиболее удачные методы воздействия на правонарушителей. К тому же про¬блемам пенитенциарной практики в конце XVIII и нача¬ле XIX в. уделялось значительное внимание.
С начала ХIХ в. в Западной Европе также начались серьезные опыты с существующими в то время различными системами тюремных устройств и режимов. В первой половине XIX века в Европе и Америке в целом ряде мест лишения свободы находили широкое практическое примене¬ние новые принципы заключения преступников и проводились со¬ответствующие эксперименты. Так, в 1824 -- 1830 гг. в Лозанне, в Женеве, в Берне были основаны новые пенитенциарии. В некото¬рых из них появились значительные новшества и улучшения, осно¬ванные на опыте американских и английских тюрем. Указанная система тюрем получила название европейской. В про¬грамму занятий с арестованными входили религиозно-нравственное воспитание и умственное развитие, обучение ремеслам и приуче¬ние к труду. В обязанности персонала тюрьмы вменялись оказа¬ние помощи освобожденным по отбытии наказания и дальнейшая их поддержка.
Обсуждению проблем исполнения наказаний способс¬твовали идеи английских основателей пенитенциарной науки гуманистов -- тюремного врача Д. Говарда и философа И. Бентама, которые резко обрушились на старую тюремную систему и выступили за тюремную реформу. Джон Говард был известен как филантроп, т.е. человек, занимающийся благотворительностью. Иеремия Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по "келейному" принципу, а наблюдатель -- оставаться невидимым.
В XIX в. потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определенные организационные формы.
Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, меж¬дународных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во Франкфурте-на-Майне (Германия) в 1846 г., второй -- в 1847 г. в Брюсселе, третий -- в 1857 г. снова во Франкфурте . Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарны¬ми проблемами направленность, на втором -- организован и размещен в Париже Тюремный комитет действия, а также состоялось решение о ежегодном проведе¬нии конгрессов, на третьем -- пред¬метно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессах превалировал благотворительный ха¬рактер намечаемых мер. Характеризуя международные конгрессы данного направления, И.Я.Фойницкий указывал на «частный уклад организации, благотворительно-либеральные тенденции, отвлеченность рассуждений и предвзятую защиту одиноч¬ного заключения».
Деятельность международных тюрем¬ных конгрессов второй серии (1872-1950 гг.) связана с осознанием необ¬ходимости решения пенитенциарных проблем на межгосу¬дарственном уровне. Они стали созываться по инициативе Нью-Йоркского тюремного общества. Такое общество было организовано для изучения практики деятельности тюрем¬ных заведений в США в целях выработки единообразных конкретных рекомендаций по содержанию заключенных. В связи с этим Нью-Йоркское тюремное общество обрати¬лось ко всем цивилизованным государствам мира с предло¬жением описать тюремные заведения и сообщить условия содержания в них осужденных.
Тюремные конгрессы приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела -- резолюций, но¬сивших для государств рекомендательный характер. Принятые акты позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандарти¬зировать отдельные моменты ее функционирования. Среди этих документов следует прежде всего выделить Все¬общую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
На конгрессах обсуждались вопросы целесообразности одиночного тюремного за¬ключения (пришли к выводу, что оно вредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослых рецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложили примерный набор дисциплинарных взысканий, рекомендовали определить перечень дисциплинарных проступков осужденных и т.п.), труда лиц, лишен¬ных свободы (предложили считать труд обязательным для осужден¬ных, оплачивать его и т.п.), об участии общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создать наблюдательно-попечи¬тельские органы при каждом месте заключения и т.п.) и другие про¬блемы пенитенциарной политики и практики.
В 1950 г. возникшая в русле тюремных конгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределы чисто пенитенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенци¬арная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Ор¬ганизация Объединенных Наций . Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала пятьдесят первым государством-основателем. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. В Уставе ООН также закреплены основные принципы международного сотрудничества:
• суверенное равенство всех членов ООН;
• разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
• отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;
• невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и др.
Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств.
Под эгидой ООН проблематика применения уголовных наказа¬ний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов ООН по пре¬дупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ко¬торые проводятся раз в пять лет, начиная с 1955 г.: 1955 (Женева), 1960 (Лондон), 1965 (Стокгольм), 1970 (Киото), 1975 (Женева), 1980 (Каракас), 1985 (Милан), 1990 (Гавана), 1995 (Кипр), 2000 (Вена). Конгрессы оказывают влияние на национальную политику и профессиональную практику путем содействия обмену соответствующими знаниями и опытом и их распространению; разработки международных руководств; поощрения сотрудничества между государствами и практическими работниками из различных секторов и по различным дисциплинам, имеющим отношение к преступности; разработки новаторских жизнеспособных подходов в целях обновления и совершенствования существующих систем; мобилизации общественного мнения и групп поддержки; прокладывания пути для более гуманных и эффективных методов предупреждения преступности и борьбы с ней .
На первом конгрессе (1955 г.) обсуждались: текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статус пенитенци¬арного персонала, организация труда заключенных. На втором конгрессе (1960 г.) освещались проблемы краткосроч¬ного лишения свободы, обращения с несовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению и оказания им пост¬пенитенциарной помощи. На третьем конгрессе (1965 г.) на обсуждение были вынесены во¬просы применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения ре¬цидива. На четвертом конгрессе (1970 г.) обсуждались проблемы приме¬нения и совершенствования Минимальных стандартных правил об¬ращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной прак¬тики. На пятом конгрессе (1975 г.) были освещены вопросы обращения с правонарушителями, осужденными к мерам, не связанным с изо¬ляцией от общества, и с отбывающими тюремное заключение. На шестом конгрессе (1980 г.) изучались проблемы применения смертной казни. На седьмом конгрессе (1985 г.) обсуждались вопросы разработки применения стандартов ООН в области уголовного правосудия. На восьмом конгрессе (1990 г.) были рассмотрены проблемы стандартизации обращения с несовершеннолетними осужденными и дру¬гие вопросы пенитенциарной политики и практики. На девятом конгрессе (1995 г.) рассматривались вопросы прак¬тической реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными в различных странах.
На десятом конгрессе (2000 г.) рассматривались вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью, принята Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы двадцать первого века.
Международное сотрудничество является неотъемлемой частью эффективной деятельности системы уголовного правосудия и исполнения уголовных наказаний в странах мира, поскольку происходит обмен опытом, принятие важных документов для урегулирования различного вида правоотношений, в частности - правоотношений в области исполнения наказаний и стандартов обращения с осужденными.
В международных пенитенциарных нормах сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции исполнения наказаний. Существуют различные классификации международно-правовых норм и стандартов в пенитенциарной сфере. Они классифицируются: по масштабу и широте действия (территории); источникам происхождения; по основному содержанию; по степени общности и т.д.
По масштабу действия различают универсальные и региональные стандарты. Универсальные -- это стан¬дарты, выработанные и принятые в рамках ООН (Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и др. Региональные стандарты установлены Советом Европы или иными региональными объединениями государств. Совет Европы как региональная правительственная организация, занимающаяся проблемами защиты прав и свобод человека, была образована в 1949 г. В соответствии со ст. 1 Устава Совета Европы его целью является общий интерес -- заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, соци¬альной, культурной, научной, правовой и административной сферах. Помимо Устава Совета Европы юридическую основу его деятельности составляют международно-правовые акты общего значения, а также принятые Советом (Ев¬ропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская конвенция по предупрежде¬нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Европейские пенитенци¬арные правила (1987 г.).
По основному содержанию. Прежде всего, это стандар¬ты, содержащие общие положения -- стандарты-принци¬пы. Такие стандарты устанавливают основные принципы сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам, международные резолюции, соответствующие концепции. Обязательные нормы международных правовых актов, определяющие естественные права человека, не могут на¬рушаться при исполнении уголовных наказаний. К таким «абсолютным» правам следует отнести право на жизнь, сво¬боду и безопасность личности, запрет пыток, право на свобо¬ду мысли, совести и религии и др. Эти права закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Междуна¬родном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции против пыток и дру¬гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской кон¬венции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенции по предупреждению пыток и бес¬человечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и др.
Стандарты-рекомендации могут регулировать конкрет¬ные правоотношения, возникающие в связи с исполнением того или иного вида уголовного наказания. Так, Минималь¬ные стандартные правила обращения с заключенными регу¬лируют отношения в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, а Стандартные Минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключе¬нием (Токийские правила) касаются назначения наказаний, не связанных с тюремным заключением. Главное назначение стандартов-рекомендаций как менее категоричных форм по сравнению с международными дого¬ворами (конвенциями) заключается в том, что они должны содействовать развитию внутреннего пенитенциарного зако¬нодательства в целях эффективного достижения ресоциализации заключенных . В последующем, по мере их внедрения в национальное законодательство, они приобретают характер обязательных.
По источникам происхождения выделяют межгосударственные договоры (пакты, конвенции) и нормы, принципы, принятые международными, правительственными (ООН и её рабочие органы) или неправительственными организациями.
По степени общности международные акты, содержащие стандарты обращения с осужденными, подразделяются на два вида: 1) акты общего характера, определяющие права человека, содержащие отдельные стандарты обращения с осужденными; 2) акты специализированного характера, име¬ющие своей целью изложение стандартов обращения с осуж¬денными. К первым следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и по¬литических правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. К актам специализированного характера относятся Конвенция против пыток и других же¬стоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) , Ми¬нимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, каса¬ющиеся отправления правосудия в отношении несовершен¬нолетних (Пекинские правила, 1985 г.) и др.
По субъектам правоотношений. С одной стороны, это международные стандарты, кото¬рые распространяются в основном на осужденных (Мини¬мальные стандартные правила обращения с заключенны¬ми, Токийские правила), с другой - стандарты, относящиеся к определенным профессиональным группам, -- персоналу пенитенциарных учреждений и другим категориям должностных лиц (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. и др.).