МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
В.В. Антонченко
часть 3
Кроме того, в данном документе провозглашаются:
уважение к религиозным верованиям и культурным традици¬ям заключенных; их право принимать участие в культурных и образователь¬ных мероприятиях; необходимость бороться за отмену или ограничение применения одиночного заключения; создание условий для осмысленной работы заключенных, зарабатывания ими денег; равное право на медицинское обслуживание; благоприятные условия для адаптации бывших заключенных к жизни на свободе. За время существования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными они оказали и оказывают заметное влияние на пенитенциарную политику и практику в странах, кото¬рые согласились с их основными положениями.
Европейские тюремные правила разрабатывались и прини¬мались под эгидой Совета Европы. В ракурсе стоящих перед ним задач Совет Европы занимается и проблемами, возникающими вследствие преступного или антиобщественного поведения. В 1973 г. Комитет министров Совета Европы принял резолюцию, содер¬жащую текст европейского варианта Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В резолюции было рекомендо¬вано правительствам государств -- членов Совета Европы руко¬водствоваться в законодательстве и практике изложенными в Пра¬вилах принципами и каждые пять лет направлять Генеральному секретарю Совета отчет по реализации и развитию этих принципов.
В 1981 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы согласи¬лась с предложениями о подготовке нового варианта Европейских тюремных правил. Новые Правила были должны максимально соответствовать текущим и возможным в будущем стандартам ев¬ропейских пенитенциарных систем.
Актом специального характера являются Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работ¬ников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заклю¬ченных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бес¬человечных или унижающих достоинство видов обращения и на¬казания, которые были приняты в 1982 году и основываются на Токийской декларации Всемирной меди¬цинской ассоциации, принятой в 1975 г. Ее основные положения изложены в первом параграфе: "Врач не должен санкционировать, допускать или участвовать в пытках и других формах жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения с заключенными, независимо от того, в каком преступлении жертва такого обраще¬ния подозревается, обвиняется или виновна, а также от ее убеж¬дений или мотивов, в любых ситуациях, включая вооруженные конфликты и гражданские столкновения".
Первый принцип медицинской этики гласит, что заключен¬ные должны обеспечиваться лечением такого же качества и уров¬ня, как и лица, не являющиеся заключенными или задержанными.
Второй принцип провозглашает, что участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих до¬стоинство видов обращения и наказания является грубым наруше¬нием медицинской этики.
Третий принцип трактует роль врачей в тюремных заведени¬ях. Работники здравоохранения, в особенности врачи, нарушают медицинскую этику, если они вовлечены в любые другие профес¬сиональные отношения с заключенными или задержанными лица¬ми, "целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоро¬вья".
Четвертый принцип рассматривает сложный вопрос участия врачей в вынесении приговора. Он гласит, что медицинский персо¬нал не должен участвовать в допросах заключенных или удостове¬рять, что состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет подвергать их любой форме наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их здоровье и которое не согласуется с соответствующими международными документами.
Другим международно-правовым актом, который относится к работникам исправительных учреждений, является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией 34/169 ГА ООН от 17 декабря 1979 г. В отличие от выше рассмотренных Принципов, Кодекс является актом промежуточного характера и распространяется на должностных лиц всех правоохранительных органов. В соответствии с Кодексом должностные лица по поддержа¬нию правопорядка -- это лица, "которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правона¬рушителей". Кодекс содержит восемь статей и в целом носит рекоменда¬тельный характер. К важнейшим положениям этого Кодекса относится правило о том, что при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам (ст. 2). В соответствии со ст. 5 Кодекса должностные лица не могут осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие или унижающие достоинство виды обращения и наказания.
Актом, регулирующим исполнение высшей меры наказания, являются Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, которые одобрены резолюцией 1984/50 Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1984 года. Данные меры определяют основополагающие принципы исполнения смертной казни с учетом наиболее гуманного отношения к лицам, совершившим преступления. В странах, которые не отменили смертной казни, смертный приговор может быть вынесен лишь за самые серьезные преступления, причем предусматривается, что их состав ограничивается преднамеренными преступлениями со смертельным исходом или другими чрезвычайно тяжелыми последствиями. Также смертная казнь не должна применяться к лицам моложе 18 лет, беременным женщинам, лицам, потерявшим рассудок. Особый акцент Меры делают на то, что смертный приговор может быть вынесен только в том случае, если виновность лица, обвиненного в совершении преступления, установлена на основе ясных и убедительных доказательств, не оставляющих возможности для иного толкования фактов. Смертный приговор может быть приведен в исполнение только в соответствии с окончательным судебным решением, вынесенным компетентным судом после завершения судебного процесса, в ходе которого предоставляются все возможные гарантии обеспечения справедливого судебного разбирательства. Также каждый приговоренный к смертной казни имеет право подачи апелляции в суд высшей инстанции, причем необходимо принять меры для того, чтобы такие апелляции стали обязательными. В случаях приведения смертного приговора в исполнение эта процедура должна осуществляться таким образом, чтобы причинять как можно меньше страданий. О вопросах применения смертной казни в пенитенциарном практике зарубежных стран будет рассмотрено во второй главе.
В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. В соответствии со ст. 37 указанной Конвенции государства-участники должны обеспечивать, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не должны назначаться за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
Ни один ребенок не должен лишаться свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание, тюремное заключение ребенка должны осуществляться согласно закону и использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени. Каждый лишенный свободы ребенок должен иметь право на незамедлительный доступ к правовой и иной соответствующей помощи.
Положению несовершеннолетних в системе уголовной юстиции специально посвящены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, получившие сокращенное наименование Пекинские правила. Пекинские правила были предложены Седьмым конгрессом ООН по предотвращению преступлений и обращению с правонарушителями, созванным в сентябре 1985 г., и приняты Генеральной Ассамблеей в ноябре 1985 г. Правила имеют в целом рекомендательный характер и применяются с учетом экономических, социальных и куль¬турных условий того или иного государства. Название правил происходит от места их разработки.
Правила гласят, что "несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому". Они не уточняют возраст, с которого несовершеннолетние могут привлекаться к ответственности за правонарушения или признаваться взрослыми, но указывают, что следует прилагать усилия для распространения принципов правосудия для несовершеннолетних на молодых совершеннолетних людей.
Данный международный документ определяет принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного правосудия, включая отбывание уголовного наказания. Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение определяется как крайняя мера, принимаемая в течение минимально необходимого срока.
Пекинские правила рекомендуют к исправляющимся применять условное освобождение в более широких масш¬табах и по возможности в ранние сроки. Освобождающиеся условно из исправительных учреждений должны получать социальную поддержку со стороны общины и находиться под надзором компетентного учреждения. Следует прилагать усилия для использования таких промежуточных для лишения свободы форм работы, как "исправительное учреждение с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки" и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать "надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества". Под термином «реинтеграция», как нам видится, в правилах понимается повторное объединение с обществом, восстановление в нем социально-полезных связей (от лат. «integra» - восстановление, и «re» - приставка, обозначающая повторное действие).
По общему правилу, несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых. Правила не конкретизируют условия содержания несовершеннолетних правонарушителей, делая отсылку к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, которые должны использоваться "по мере их применимости к обращению с несовершеннолетними".
Однако позднее ООН вернулась к этому вопросу, и Резолюцией от 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. Следуя в основном структуре Минимальных стандартных правил, упомянутые Правила определяют принципы и цели управления учреждениями для несовершеннолетних, основания классификации осужденных, физические условия отбывания наказания, условия труда, отдыха, отправления религиозных обрядов, порядок медицинского обслуживания, дисциплинарные процедуры, пути поддержания позитивных социальных контактов, средства ресоциализации после освобождения.
В августе 1990 г. Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями одобрил Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Правила были разработаны Институтом Азии и Дальнего Востока при ООН в Токио. Отсюда происходит их сокращенное название -- Токийские правила. В декабре 1990 г. Токийские правила были приняты Генеральной Ассамблеей ООН.
В отличие от Минимальных стандартных правил обращения с заключенными Токийские правила распространяются на всю сферу уголовной юстиции (от стадии возбуждения уголовного дела до последующей ресоциализации виновного). Они содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых применяются уголовно-правовые меры, не связанные с реальным лишением свободы. Правила имеют рекомендательный характер и должны применяться "с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия" (ст. 1--2).
Токийские правила включают целый набор мер, альтернативных тюремному заключению (ст. 8.2):
а) устные санкции такие, как замечание, порицание и предупреждение;
б) условное освобождение от ответственности;
в) поражение в гражданских правах;
г) экономические санкции и денежные наказания такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;
д) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
е) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
ж) условное наказание или наказание с отсрочкой;
з) условное освобождение из заключения и судебный надзор;
и) постановление о выполнении общественно полезных работ;
к) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием:
л) домашний арест;
м) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
н) какое-либо сочетание перечисленных выше мер.
По рекомендации Токийских правил любой вид освобождения от тюремного заключения для принятия не связанных с ними мер рассматривается по возможности на самой ранней стадии. Если же режим обращения, не свя¬занный с лишением свободы, окажется неэффективным, то к правонарушителям рекомендуется применять стро¬гие меры воздействия, вплоть до тюремного заключения (п. 14.3).
Токийские правила также устанавливают определенные требования к квалификации персонала, которые должны работать с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Пункт 15.2 Правил гласит, что «лица, назначаемые для применения не связанных с тюремным заключением мер, должны обладать соответствующими личными качествами и по возможности надлежащей профессиональной подготов¬кой и практическим опытом. Такие требования должны быть четко определены».
Раздел 7 Токийских правил рекомендует использовать участие общественности (добровольцев) в исправлении лиц, в отношении которых приняты меры, не связанные с тюрем¬ным заключением. Пункт 17.2 указывает, что «участие обще¬ственности следует рассматривать как предоставляемую чле¬нам общества возможность внести свой вклад в дело зашиты интересов общества.
При рассмотрении международно-правовых стандартов исполнения уголовных наказаний отдельного внимания заслуживает такая категория правонарушителей, как женщины. Основным международным документом по защите их прав является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. Согласно Конвенции, понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области (ст. 1). В статье 2 говорится, что государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Долгое время отсутствовал международный документ в отношении женщин-правонарушителей, и положения, применимые к ним, указаны в различных других документах, таких как Токийские правила или Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Однако недавно такой документ был принят резолюцией 65/229 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 2010 года на двенадцатом международном тюремном конгрессе, а именно, это Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила). В связи с их новизной, в научной литературе отсутствуют какие-либо упоминания о них, поэтому их положения будут рассматриваться только на основании их самих. Их смысл направлен на защиту женщин, имеющих малолетних детей, а равно и не имеющих таковых, поскольку любая женщина является потенциальной матерью. В конечном счете, особой защите подлежат любые женщины уже в силу своих физиологических, эмоционально-психологических и иных особенностей, отличающих их от мужчин. Данный документ состоит из введения, предварительных замечаний и 4 разделов (Общеприменимые правила; правила, применимые к особым категориям; меры, не связанные с лишением свободы; исследования, планирование, оценка и информирование общественности), включают 70 правил. Раздел I правил, касающийся общего управления учреждениями, применим ко всем категориям женщин, лишенных свободы, независимо от того, находятся ли последние в заключении по уголовному или гражданскому делу и находятся ли они только под следствием или уже осуждены, включая женщин, являющихся объектом «мер безопасности» или исправительных мер, назначенных судьей.
В разделе II излагаются правила, применимые только к особым категориям, о которых говорится в каждом подразделе. Однако правила, изложенные в подразделе A и касающиеся отбывающих наказание заключенных, следует в равной степени применять и к категории заключенных, о которых говорится в подразделе B, при условии, что они не противоречат правилам, разработанным для этой категории женщин, и улучшают положение последних. И в подразделе A, и в подразделе B изложены дополнительные правила обращения с несовершеннолетними заключенными женского пола. Однако важно отметить, что для обращения с этой категорией заключенных и их реабилитации следует разработать отдельные стратегии и политику в соответствии с международными стандартами.
В разделе III содержатся правила, касающиеся применения наказаний и мер, не связанных с лишением свободы, к женщинам и несовершеннолетним правонарушителям женского пола, в том числе во время ареста и на этапах предварительного судебного рассмотрения дела, вынесения приговора и после вынесения приговора в процессе уголовного судопроизводства.
В раздел IV включены правила, касающиеся исследований, планирования, оценки, информирования общественности и обмена информацией, и они применимы ко всем категориям женщин-правонарушителей, охватываемым настоящими правилами.
Уже в предварительных замечаниях говорится, что в Правилах, принятых более 50 лет назад (имеются ввиду Минимальные стандартные правила обращения с заключенными), не уделялось достаточного внимания особым потребностям женщин. С увеличением числа женщин-заключенных во всем мире необходимость привнесения большей ясности в вопросы обращения с женщинами-заключенными приобретает особое значение и актуальность. При этом специально делается оговорка, что Бангкокские правила не имеют своей целью заменить Минимальные стандартные правила обращения с заключенными или Токийские правила, и, следовательно, все соответствующие положения, содержащиеся в двух этих сводах правил, по-прежнему применяются ко всем заключенным и правонарушителям без какой-либо дискриминации. То есть, Бангкокские правила принимаются для внесения ясности существующих положений о женщинах-правонарушителях и уточнении некоторых областей, которые не были охвачены в других международных документах.
Одно из основных положений указывает правило 1, а именно, что учитываются особые потребности женщин. В дальнейших правилах идет расшифровка этого положения: «в камерах должны быть созданы условия для удовлетворения специфических гигиенических потребностей женщин» (пр. 5), «соблюдается врачебная тайна» (пр. 8), «наказание в виде водворения в одиночную камеру не применяется в отношении беременных женщин и женщин с грудными детьми» (пр. 22), «беременным женщинам, младенцам, детям и кормящим матерям бесплатно предоставляется надлежащее и своевременное питание и создаются благоприятные для здоровья условия и возможности для регулярного занятия физическими упражнениями» (пр. 48) и др.
Также Бангкокские правила содержат одновременно положения, касающиеся исполнения наказаний, связанные с изоляций от общества, и мер, альтернативных лишения свободы, что характеризует их как универсальный акт о женщинах-правонарушителях.
Международные стандарты обращения с осужденными довольно высоки и плодотворно взаимодействуют с правами, провозглашенными в национальных конституциях и законах. Государства готовы принять данные международные стандарты и многие из них приняли на себя правовые обязательства следовать им .
Учитывая вышеизложенное, можно выделить, что международные нормы обращения с осужденными должны «придать устойчивость мировому развитию», а обеспечение прав и свобод человека и гражданина называют «важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития межгосударственных отношений, а в конечном счете жизнедеятельности каждого человека» .
Использованная литература
1. Всеобщая декларация прав человека
(Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
217 А (III), 1948 г.)
2. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 34/52, 1975 г.).
3. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Турин, 1961 г.).
4. Кодекс поведения должностных лиц по подержанию правопорядка (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 34/169, 1979 г.).
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 1950 г.).
6. Конвенция ООН о правах ребенка (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 44/25, 1989 г.).
7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/46, 1984 г.).
8. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый м открытый для подписания и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) ГА ООН от 16 декабря г (Нью-Йорк, 1966 г.).
9. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 авг. 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объеди¬ненных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. (Нью-Йорк, 1992 г.).
10. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/110, 1990 г.).
11. Минимальные стандартные правила
Организации Объединенных Наций, касающиеся
отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
("Пекинские правила") (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/33, 1985 г.).
12. Основные принципы обращения с заключенными, принятые
(Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/111, 1990 г.).
13. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/194, 1982 г.).
14. Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с
заключенными (Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1984 /47, 1992).
15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М., 2001 г.
16. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уго¬ловной преступностью. М., 1983.
17. Гуценко К.Ф., Ляхов Е.Г. Устав ООН, его цели и принципы, и актуальные проблемы разработки и применения международных норм, касающихся уголовного правосудия. М., 1980.
18. Малиновский А.А. Уголовное право зарубежных государств. --М.: Новый Юрист, 1998. --128 с.
19. Милюков С. Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998.
20. Мовчан А.П. Международный правопорядок. - М., 1996, 103 с.
21. Нурумов Д.И. Становление и развитие международной системы защиты прав человека. Автореф. дис. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2000 г.
22. Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение наказания в капиталистических странах. Учебное пособие. М., 1977. Вып. 1.
23. Уголовное право. История юридической науки/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1978.
24. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть /Под ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. - М.: Институт международ¬ного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2001. - 576 с.
25. Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. - М.: Юристь, 1998.