Еще два-три десятилетия назад пост главного тренера национальной сборной считался вершиной карьеры для любого футбольного наставника. Возглавить главную команду своей страны было честью и мечтой, к которой стремились все специалисты. Однако в последние годы ситуация изменилась - лучшие тренеры современности предпочитают работу в топ-клубах, а должности в сборных теряют былые престиж и привлекательность. Попробуем разобраться в причинах этого любопытного феномена.
От триумфаторов чемпионатов мира до клубных гениев: смена эпох
Достаточно вспомнить легендарных тренеров прошлого, чьи имена навсегда вписаны в историю футбола благодаря успехам со сборными. Немец Хельмут Шен, приведший ФРГ к победам на ЧМ-1974 и Евро-1972. Голландец Ринус Михелс, создавший великолепную сборную Нидерландов с ее "тотальным футболом" в 1970-е. Советский гений Валерий Лобановский, блиставший как со сборной СССР, так и с киевским "Динамо". Француз Мишель Идальго, выигравший домашний Евро-1984 и едва не совершивший чудо на ЧМ-1982. Англичанин Бобби Робсон, восемь лет успешно руководивший "тремя львами".
Показателен пример итальянца Арриго Сакки, который в начале 1990-х согласился возглавить "Скуадру Адзурру" после триумфов с "Миланом". Пусть его путь со сборной Италии оказался неидеальным (поражение в финале ЧМ-1994 и провал на Евро-1996), сам факт перехода из великого клуба в национальную команду говорит о многом. В те времена подобные решения воспринимались как нечто естественное и логичное для тренера топ-уровня, в чем соглашается сайт 1win-kazakhstan.com.
Но сейчас времена изменились. Представить, чтобы Хосеп Гвардиола оставил "Ман Сити" ради сборной Испании или Юрген Клопп бросил "Ливерпуль" ради Германии - практически невозможно. Жозе Моуринью не помышлял о работе с Португалией даже после увольнения из "Тоттенхэма", предпочтя "Рому". А Карло Анчелотти, будучи самым успешным итальянским тренером-космополитом, так ни дня и не руководил "Скуадрой Адзуррой" в статусе главного тренера.
Деньги, лига чемпионов и падение статуса сборных
Как же объяснить эту разительную перемену в приоритетах лучших тренеров? Ключевой фактор - деньги. За последние 20-30 лет разрыв между бюджетами топ-клубов и национальных федераций стал колоссальным. Вспомним, как в 2014-м боссы итальянского футбола с трудом наскребли 5 млн евро на зарплату Антонио Конте, причем половину суммы пришлось выпрашивать у спонсоров. А уже через пару лет Конте сменил сборную на "Челси", соблазнившись куда более щедрым контрактом.
Другой важный фактор - появление Лиги чемпионов в ее нынешнем формате. Раньше чемпионат мира однозначно считался главным турниром, определяющим лучшую команду и футболиста планеты. Неудача на мундиале оставляла неизгладимое пятно в карьере игрока, даже если речь о таких звездах, как Мишель Платини. Но с 1990-х ситуация изменилась - ЛЧ стала главным клубным турниром, а ЧМ отошел на второй план. Теперь мы спокойно называем великими Месси и Роналду, хотя они не выигрывали мировое первенство. Значение победы на чемпионате мира для статуса футболиста (а значит, и тренера) заметно снизилось.
Таким образом, современные топ-клубы дают своим тренерам гораздо больше, чем сборные - как в финансовом, так и в репутационном плане. Можно сказать, что должность наставника национальной команды превратилась в своеобразную "надстройку", возможность перезагрузить карьеру после неудач на клубном уровне. Так было с Роберто Манчини, использовавшим сборную Италии для выхода из кризиса и возвращения в топ.
Или взять Роберто Мартинеса, чье главное достижение до сборной Бельгии - Кубок Англии со скромным "Уиганом". Очевидно, что успешная работа с "красными дьяволами" - лишь способ получить более выгодное предложение от серьезного клуба. То же самое проделал Рональд Куман, для которого сборная Нидерландов стала трамплином в "Барселону" - клуб его мечты.
Вот такие метаморфозы произошли в футбольном мире за какие-то 20-30 лет. Сейчас кажется нормальным, когда топ-тренер использует сборную лишь для продвижения по карьерной лестнице. А ведь еще относительно недавно уйти из клуба ради работы с национальной командой считалось венцом тренерской карьеры и шансом всей жизни. Возможно, виной тому чрезмерная коммерциализация футбола, из-за которой даже чемпионат мира превратился во "вторичный" турнир на фоне Лиги чемпионов.
Впрочем, определенная логика в этом есть. В конце концов, клубный футбол всегда был более стабильным и регулярным, чем соревнования сборных.